Научная статья на тему 'Общая характеристика Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве»'

Общая характеристика Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административное законодательство / административное право / административный процесс / административное производство / административный орган / административная жалоба / дискреционные полномочия / administrative legislation / administrative law / administrative process / administrative proceedings / administrative body / administrative complaint / discretionary powers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье в рамках научных исследований положительного зарубежного опыта правового регулирования административно-процессуальной деятельности дана общая характеристика содержания Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the Law of the Republic of Azerbaijan «On Administrative Proceedings»

In the article, within the framework of scientific research of positive foreign experience in the legal regulation of administrative and procedural activities, a general description of the content of the Law of the Republic of Azerbaijan «On Administrative Proceedings» is given.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве»»

Закон и право. 2022. № 3. С. 84-88. Law and legislation. 2022;(3):84-88.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-84-88

NIION: 1997-0063-3/22-139 MOSURED: 77/27-001-2022-3-339

Общая характеристика Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве»

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва, Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье в рамках научных исследований положительного зарубежного опыта правового регулирования административно-процессуальной деятельности дана общая характеристика содержания Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве».

Ключевые слова: административное законодательство, административное право, административный процесс, административное производство, административный орган, административная жалоба, дискреционные полномочия.

Для цитирования: Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве» // Закон и право. 2022. № 3. С. 84—88. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-84-88.

Original article

General characteristics of the Law of the Republic of Azerbaijan «On Administrative Proceedings»

Vladimir M. Redkous

Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,

Moscow, Russia, rwmmos@rambler.ru

Abstract. In the article, within the framework of scientific research of positive foreign experience in the legal regulation of administrative and procedural activities, a general description of the content of the Law of the Republic of Azerbaijan «On Administrative Proceedings» is given.

Keywords: administrative legislation, administrative law, administrative process, administrative proceedings, administrative body, administrative complaint, discretionary powers.

For citation: Redkous V.M. General characteristics of the Law of the Republic of Azerbaijan «On Administrative Proceedings» // Law and legislation. 2022;(3):84—88. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-84-88.

Важнейшей проблемой современного административного и административно -процессуального права продолжает оставаться вопрос о разработке нормативных правовых актов в области осуществления административных процедур и их возможной кодификации. Эта позиция является предметом исследования ведущих ученых-административистов [2, с. 40— 68; 5, с. 8—21], активно обсуждается на различ-

© Редкоус В.М. М., 2022.

ных научных формах и конференциях [1, с. 252— 260], исследуется на монографическом уровне.

В этих условиях как теоретический, так и практический интерес представляет анализ положительного зарубежного опыта, в том числе и государств — участников СНГ, который дает нам заслуживающие внимания примеры развития административно -процессуального законодательства. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты научных исследований М.А. Штати-ной [6, с. 7—25].

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

Нами ранее также затрагивалась данная проблема [3; 4], однако потребности дальнейшего развития административно-процессуального законодательства и его административно-процедурной составляющей требуют продолжения активных исследований в названной сфере.

Рассмотрим Закон Азербайджанской Республики «Об административном производстве» от 21 октября 2005 г. № 1036-110 (далее — Закон АзР, если не сказано иное; см.: «Азербайджан» (газ.) № 302 от 29.12.2005), который устанавливает правовые основы, принципы и процедурные правила деятельности, осуществляемой административными органами в связи с принятием, исполнением либо отменой административных актов. Закон АзР не применяется к: уголовно-процессуальной деятельности по уголовному преследованию; деятельности по делам об административных проступках административных органов. Специальными законами могут быть установлены положения, дополняющие предусмотренные Законом АзР положения, либо специальные правила, связанные с административным производством.

Закон АзР состоит из девяти глав: глава I «Общие положения»; глава II «Общие принципы»; глава III «Процедурные принципы и гарантии»; глава IV «Административное производство»; глава V «Административное производство в коллегиальном административном органе»; глава VI «Административные акты»; глава VII «Производство по административным жалобам»; глава VIII «Исполнение административного акта»; глава IX «Ответственность».

В статье 2 Закона АзР закреплены определения следующих понятий: «административный орган», «административный акт», «заинтересованное лицо», «заявление», «административная жалоба», «административное производство», «дискреционные полномочия», «взаимное доверие», «промежуточный административный акт», «благоприятный административный акт», «неблагоприятный (обременяющий) административный акт».

В частности, административное производство — это принятие, исполнение, изменение либо отмена административного акта на основании обращения физических либо юридических лиц или по собственной инициативе административных органов, а также деятельность по рассмотрению административных жалоб, осуществляемая соответствующими административ-

ными органами в пределах процедурных правил, установленных настоящим Законом АзР.

Дискреционные полномочия — предоставленные законом административному органу либо должностному лицу права выбора одного из возможных решений, соответствующих закону.

Взаимное доверие — основанное на определенных законных действиях либо административной практике доверие в отношениях между физическим либо юридическим лицом и административным органом.

Благоприятный административный акт — акт, предоставляющий права заинтересованному лицу или подтверждающий его право либо снимающий возложенную на него обязанность (обязанности).

Неблагоприятный (обременяющий) административный акт — акт, лишающий заинтересованное лицо его права или ограничивающий его право либо возлагающий на него определенную обязанность (обязанности).

Административные органы осуществляют административное производство по делам, отнесенным законом к их полномочиям. Административный орган обязан в самостоятельном порядке определять наличие у него полномочий в связи с рассмотрением обращения. Административный орган обязан в пределах своих полномочий и возможностей оказывать правовую помощь другому административному органу на основании обращения данного органа. В рамках создания условий правовой помощи закрепляются случаи, когда административный орган может обращаться за правовой помощью, и основания для отказа в оказании правовой помощи.

Закон АзР достаточно подробно закрепляет принципы административного производства.

Так, административное производство в Азербайджанской Республике (далее — АзР) осуществляется на основании процессуальных гарантий, предусмотренных в Конституции АзР и международных договорах, участницей которых является АзР, а также общепринятых принципах права и правового государства. При осуществлении административного производства общепринятые принципы права и правового государства применяются административными органами непосредственно. Предусмотренные Законом АзР принципы не могут толковаться как преуменьшение значимости иных принципов.

Закон АзР содержит следующие принципы: принцип законности (ст. 11); принцип равенства

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 03-2022

(ст. 12); принцип охраны права на доверие (ст. 13); порядок осуществления дискреционных полномочий (ст. 14); запрещение злоупотребления формальными требованиями (ст. 15); запрещение отказа в применении права (ст. 16), принцип соразмерности (ст. 17); принцип охвата большим меньшего (ст. 18); принцип надежности (ст. 19).

Процедурные принципы и гарантии включают: право на обращение в административный орган; участие в административном производстве заинтересованных лиц; дачу консультаций и необходимых сведений административным органом; право ознакомления с материалами административного производства; обеспечение секретности документов либо сведений, в содержание которых входит какая-либо тайна, охраняемая законом. Также определяются вопросы беспристрастности в рассмотрении дела, объективного исследования обстоятельств дела, язык ведения административного производства.

Каждое лицо имеет право на обращение в административный орган в связи вопросами, непосредственно связанными с его правами и законными интересами, заявлять ходатайства либо получать информацию у административного органа.

Административные органы обязаны беспристрастно осуществлять свои полномочия. В административном производстве не может участвовать должностное лицо, заинтересованное в результате дела

Административный орган обязан всесторонне, полно и объективно исследовать все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в ходе административного производства. Административный орган не может отказать в исследовании и учете обстоятельств, выгодных заинтересованным лицам. При недостаточности представленных доказательств административный орган обязан по собственной инициативе собрать дополнительные доказательства.

Основаниями начала административного производства являются: заявление физического либо юридического лица; инициатива административного органа либо в предусмотренных законом случаях обязанность административного органа принять административный акт; в случаях подачи жалобы на административные акты, административная жалоба.

Административный орган принимает заявление, представленное заявителем лично либо по-

ступившее посредством почтовой связи, и регистрирует его в тот же день. В случае если рассмотрение заявления либо принятие соответствующего административного акта по данному заявлению относится к полномочиям другого административного органа, административный орган, в который обратился заявитель, обязан направить заявление и прилагаемые к нему документы полномочному административному органу в течение не позднее десяти дней со дня поступления заявления. Устанавливаются случаи, когда заявление может быть оставлено полномочным административным органом без рассмотрения, а также основания для обращения с повторным заявлением, связанным с возобновлением административного производства.

Участниками административного производства считаются следующие лица: административный орган, осуществляющий административное производство и полномочный принимать соответствующий административный акт; физические либо юридические лица, обратившиеся с заявлением о принятии административного акта либо в отношении которых предусмотрено принятие административного акта; физические либо юридические лица, привлеченные административным органом к производству в качестве участников. Правом на обращение с заявлением и на осуществление иных процессуальных действий в административном производстве обладают только совершеннолетние лица, обладающие полной дееспособностью. Физическое либо юридическое (заинтересованное) лицо может лично участвовать в административном производстве либо быть представленным своим представителем.

В целях установления фактических обстоятельств дела административный орган самостоятельно собирает и учитывает подходящие и необходимые, по его мнению, доказательства. В ходе административного производства административный орган может использовать следующие средства доказывания: документы; объяснительные сторон и участвующих в деле третьих лиц; свидетельские показания; проведение соответствующих обследований; экспертные заключения; справки, представленные иными административными органами в порядке правовой помощи; иные доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Запрещается использование доказательств, добытых с нарушением закона. Административный орган оценивает соответственно доказательства, все

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

фактические и юридические обстоятельства, имеющие значение для дела.

Если законом не предусмотрена иная форма либо не допускается иная форма, административный акт принимается в письменной форме. Письменный административный акт составляется соответствующим должностным лицом административного органа, осуществляющего производство, либо одним из должностных лиц коллегиального административного органа. Административный акт подписывается соответствующим должностным лицом административного органа либо членами коллегиального административного органа.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством АзР, а также в неотложных случаях, связанных с предотвращением либо устранением опасности, могущей причинить вред государственным либо общественным интересам, административный акт может быть принят в устной либо иной упрощенной форме (иной понятной форме).

Закон АзР устанавливает случаи, когда административный акт, принятый в устной либо иной упрощенной форме (иной понятной форме) на основании ст. 57.3 Закона АзР, подлежит закреплению в письменной форме в течение пяти дней с момента его объявления: при ограничении прав и охраняемых законом интересов лица, которому адресован административный акт, либо иного заинтересованного лица (в случае принятия неблагоприятного административного акта); в случае обещания административного органа принять административный акт в письменной форме; если это прямо предусмотрено законом. В предусмотренных законом случаях административный акт может быть принят в форме световых, голосовых сигналов и знаков, изображений либо в иных формах.

Закон АзР также устанавливает порядок обоснования административного акта; признания административного акта недействительным; отмены законного и незаконного административного акта; юридическую силу и действительность административного акта. В целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов заинтересованные лица вправе обжаловать административный акт либо отказ в принятии административного акта. В случае если цель обращения лица не связана с принятием административного акта, в соответствии с правилами главы 7 Закона АзР может быть подана жалоба на действие либо бездействие административного органа.

Жалоба на административный акт может быть подана в административном либо в судебном порядке. Административная жалоба составляется в письменной форме. Независимо от подачи административной жалобы заинтересованное лицо может обратиться в суд в связи с защитой временного характера.

Административный акт носит обязательный характер в отношении лица (лиц), которому он адресован, и данное лицо (лица) обязано его исполнять. Если Законом не предусмотрено иное, административный акт, в том числе решение, принятое по административной жалобе, выполняется административным органом, который его принял. Административный орган обязан точно определить, какие действия должно совершить лицо в связи с исполнением административного акта. Заинтересованное лицо вправе исполнить административный акт наиболее выгодными для него законными способами и средствами. Законные требования административного органа в связи с исполнением административного акта являются обязательными для всех государственных органов и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Принудительное исполнение административных актов, связанных с выполнением денежных требований, осуществляется исполнительными чиновниками согласно Закону Азербайджанской Республики «Об исполнении». Административный орган, принявший административный акт, принимает решение о направлении требования на исполнение. В данном случае вынесение судебного решения для направления требования на исполнение не требуется.

Закон АзР устанавливает порядок исполнения административных актов, принуждающих должника совершить определенные действия, претерпеть определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий. Заинтересованному лицу должен быть назначен срок (не менее десяти дней), достаточный для добровольного исполнения административного акта, принуждающего должника совершить определенные действия, претерпеть определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий.

Административный акт, не исполненный в добровольном порядке в назначенный в соответствии со ст. 83.1 Закона АзР срок, исполняется в принудительном порядке. Исполнение административного акта, принуждающего должника

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 03-2022

совершить определенные действия, претерпеть определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий, в принудительном порядке может быть обеспечено следующими мерами принудительного исполнения: осуществление предусмотренных административным актом действий за счет должника (заинтересованного лица) иным лицом либо административным органом; штраф; непосредственное принуждение.

Анализ Закона АзР «Об административном производстве» от 21 октября 2005 г. № 1036-110 показывает, что в нем корректно закреплены принципы административного производства, порядок осуществления административного производства, административные акты и их исполнение, производство по административным жалобам, что позволяет рассмотреть его положения при разработке аналогичного законодательного акта в нашей стране в случае принятия решения о необходимости его подготовки.

Список источников

1. Кобзарь-Фролова М.Н. Категории «процесс» и «процедуры» в трудах классиков Российского административного права: понятие, актуальность и современность модели // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 3.

2. Кононов П.И., Стахов А.И. О проекте федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» / / Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3.

3. Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» // Закон и право. 2022. № 2. С. 76—81

4. Редкоус В.М. Основы администрирования и административное производство: опыт зако-

нодательного закрепления в Республике Армения // Закон и право. 2022. № 1. С. 89-93.

5. Старилов Ю.Н. От многолетней дискуссии к принятию федерального закона «Об административных процедурах» / / Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Право. 2017. № 4 (31).

6. Штатина М.А. Пути развития законодательства об административных процедурах // Современные проблемы административного права, процесса и процедур: российский и зарубежный опыт: Матер. межд. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018.

References

1. Kobzar-Frolova M.N. Categories «process» and «procedure» in the works of classics of Russian Administrative Law: Concept, Relevance and Modernity of the Model // Siberian legal review.

2021.Vol. 18. № 3.

2. Kononov P.I., StakhovA.I. On the draft federal law «On administrative proceedings in the Russian Federation» // Journal of administrative legal proceedings. 2017. № 3.

3. Redkous V.M. General characteristics of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures» // Law and legislation.

2022. № 2. Pp. 76-8.

4. Redkous V.M. Fundamentals of administration and administrative proceedings: the experience of legislative consolidation in the Republic of Armenia // Law and legislation. 2022. № 1. Pp. 89—93.

5. Starilov Yu.N. From many years of discussion to the adoption of the federal law «On Administrative Procedures» // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Law. 2017. № 4 (31).

6. Shtatina M.A. Ways of Developing Legislation on Administrative Procedures // Modern problems of administrative law, process and procedures: Russian and foreign experience: mat. Int. scientific-practical conf. Novosibirsk, 2018.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор

Information about the author

Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor

Статья поступила в редакцию 19.01.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 1 9.01.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.