Научная статья на тему 'Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»'

Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административное законодательство / административное право / административный процесс / административная процедура / уполномоченный орган / заинтересованное лицо / административная жалоба / административное решение / administrative legislation / administrative law / administrative process / administrative procedure / authorized body / interested party / administrative complaint / administrative decision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье в рамках научных исследований положительного зарубежного опыта правового регулирования административно-процессуальной деятельности дана общая характеристика содержания Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures»

In the article, within the framework of scientific research of positive foreign experience in the legal regulation of administrative and procedural activities, a general description of the content of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures» is given.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»»

Закон и право. 2022. № 2. С. 76-81. Law and legislation. 2022;(2):76-81.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-76-81

NIION: 1997-0063-2/22-079 MOSURED: 77/27-001-2022-2-279

Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва, Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье в рамках научных исследований положительного зарубежного опыта правового регулирования административно-процессуальной деятельности дана общая характеристика содержания Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

Ключевые слова: административное законодательство, административное право, административный процесс, административная процедура, уполномоченный орган, заинтересованное лицо, административная жалоба, административное решение.

Для цитирования: Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» // Закон и право. 2022. № 2. С. 76—81. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-76-81.

Original article

General characteristics of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures»

Vladimir M. Redkous

Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science, Moscow, Russia, rwmmos@rambler.ru

Abstract. In the article, within the framework of scientific research of positive foreign experience in the legal regulation of administrative and procedural activities, a general description of the content of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures» is given.

Keywords: administrative legislation, administrative law, administrative process, administrative procedure, authorized body, interested party, administrative complaint, administrative decision.

For citation: Redkous V.M. General characteristics of the Law of the Republic of Belarus «On the basics of administrative procedures» // Law and legislation. 2022;(2):76—81. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-76-81.

Важнейшей проблемой современного административного и административно -процессуального права продолжает оставаться вопрос о разработке нормативных правовых актов в области осуществления административных процедур и их возможной кодификации. Эта позиция является предметом исследования ведущих ученых-административистов [см., напр., 2, с. 40—68; 5, с. 8—21], активно обсуждается на различных научных формах и конференциях [см., напр., 1, с. 252—260], исследу-

© Редкоус В.М. М., 2022.

ется на монографическом уровне. В этих условиях как теоретический, так и практический интерес представляет анализ положительного зарубежного опыта, в том числе и государств — участников СНГ, который дает нам заслуживающие внимания примеры развития административно -процессуального законодательства.

Об этом, в частности, свидетельствуют результаты научных исследований М.А. Штатиной [6, с. 7—25].

Нами ранее также затрагивалась данная проблема [3, с. 54—59; 4, с. 185—189], однако потребности дальнейшего развития административно-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

процессуального законодательства и его административно-процедурной составляющей требуют продолжения активных исследований в названной сфере.

Рассмотрим Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» от 28 октября 2008 г. № 433-3 (далее — Закон РБ, если не сказано иное; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 11.11.2008 № 264, 2/1530).

Структурно Закон РБ состоит из пяти разделов, включающих 12 глав:

Раздел I. «Общие положения». Глава 1. «Основные положения». Глава 2. «Компетенция уполномоченных органов. Права и обязанности заинтересованных лиц и третьих лиц». Глава 3. «Сроки при осуществлении административных процедур. Плата, взимаемая при осуществлении административных процедур».

Раздел II. «Рассмотрение заявления заинтересованного лица». Глава 4. «Подача, отказ в принятии и отзыв заявления заинтересованного лица». Глава 5. «Порядок рассмотрения заявления заинтересованного лица». Глава 6. «Административное решение».

Раздел III. «Обжалование административного решения». Глава 7. «Порядок обжалования административного решения. Подача административной жалобы». Глава 8. «Рассмотрение административной жалобы». Глава 9. «Решение по административной жалобе».

Раздел IV. «Исполнение административного решения и решения по административной жалобе. Контроль и ответственность». Глава 10. «Исполнение административного решения и решения по административной жалобе». Глава 11. «Контроль и ответственность».

Раздел V. «Заключительные положения». Глава 12. «Меры по реализации и вступление в силу настоящего Закона».

В Законе РБ закрепляются определения таких основных понятий, как: «административная процедура», «уполномоченный орган», «заинтересованное лицо», «третье лицо», «заявление заинтересованного лица», «административное решение», «административная жалоба», «Единый портал электронных услуг», «сложная и многоступенчатая административная процедура».

Для развития теоретических представлений в области предоставления административных процедур интерес представляет определение административной процедуры, под которой понимаются действия уполномоченного органа, со-

вершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Сложная и многоступенчатая административная процедура — это административная процедура, состоящая из нескольких самостоятельных этапов, в которых участвует заинтересованное лицо (заключение договора, получение заключений и согласований, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур, приемка объектов в эксплуатацию и др.).

В качестве заинтересованного лица могут выступать гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, обратившаяся (обращающаяся) за осуществлением административной процедуры. Третьим лицом может являться гражданин или юридическое лицо, кроме заинтересованного лица, участие которых в осуществлении административной процедуры предусмотрено актами законодательства и чьи права и (или) обязанности затрагиваются административным решением. Заявление заинтересованного лица — это обращение заинтересованного лица в письменной, устной либо электронной форме в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры.

Административным решением является решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица; административной жалобой — жалоба на принятое административное решение, подаваемая в административном (внесудебном) порядке.

Важную направляющую и регулирующую роль играют основные принципы осуществления

LAW & LEGISLATION • 02-2022

административных процедур, что послужило законодательному определению как самих принципов, так и их содержания. Названными принципами являются:

■ законность — осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах;

■ равенство заинтересованных лиц перед законом — при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица — независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения;

■ приоритет интересов заинтересованных лиц — в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц;

■ открытость административной процедуры — предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей;

■ оперативность административной процедуры — осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;

■ территориальная доступность административной процедуры — осуществление административной процедуры уполномоченным органом на территориальном уровне, максимально приближенном к заинтересованному лицу;

■ заявительный принцип одного окна — обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведе-

ний, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом; ■ сотрудничество при осуществлении административных процедур — взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах. Также в Законе РБ определены сфера его действия, законодательство об административных процедурах, подведомственность административных процедур, прием заинтересованных лиц, информирование заинтересованных лиц и иные условия для их эффективного осуществления.

Важное значение законодатель уделил четкому установлению компетенции уполномоченных органов, а также прав и обязанностей заинтересованных лиц и третьих лиц. Установлено, что уполномоченные органы при осуществлении административных процедур: обеспечивают доброжелательное, вежливое и внимательное отношение работников уполномоченного органа к заинтересованным лицам и третьим лицам; обеспечивают своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующих работников уполномоченных органов, осуществляющих прием заинтересованных лиц, другими работниками этих органов; разъясняют заинтересованным лицам обязанность уполномоченных органов самостоятельно запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, за исключением тех, которые включены в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также права и обязанности заинтересованных лиц; бесплатно предоставляют заинтересованным лицам предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, и разъясняют порядок их заполнения и представления; запрашивают от других государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур; предоставляют заинтересованным лицам возможность знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением их заявлений, а

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

третьим лицам — возможность знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне; уведомляют заинтересованных лиц о принятых административных решениях; разъясняют заинтересованным лицам порядок и сроки обжалования принятых административных решений; осуществляют другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Заинтересованным лицам предоставлено право: обращаться с заявлениями в уполномоченные органы; бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур; получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей; принимать участие в осуществлении административных процедур лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами; знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне; получать административные решения (их копии, выписки из них); отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры; обжаловать принятые административные решения; отозвать свою административную жалобу; осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Закон РБ также закрепляет обязанности заинтересованных лиц, которыми являются: вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскор-

бительных слов или выражений в отношении таких работников; представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах 2—7 ч. 1 п. 2 ст. 15 настоящего Закона РБ, в случае истребования таких документов; вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур; своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры; выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Третьи лица имеют право: получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей; знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), в том числе с полученными уполномоченными органами от других государственных органов, иных организаций документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне; отозвать свое согласие (в том числе выраженное путем проставления подписи на заявлении заинтересованного лица) на осуществление административной процедуры в любое время до окончания осуществления административной процедуры; обжаловать принятые административные решения; отозвать свою административную жалобу; осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

Третьи лица обязаны: вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников; выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами об административных процедурах.

Административная процедура осуществляется в срок, определяемый исходя из времени, требуемого для получения и обработки всех документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры. Срок осуществления административной процедуры не может превышать 15 дней, а в случае направле-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2022

ния уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации — одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ.

Заявление заинтересованного лица подается на белорусском и (или) русском языках. Заявление заинтересованного лица подается в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ допускается подача заявления в устной форме. Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры. В случае отзыва заявления заинтересованного лица уполномоченный орган прекращает его рассмотрение по существу и возвращает такому лицу документы и (или) сведения, представленные вместе с заявлением заинтересованного лица, за исключением случаев подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме.

Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа — коллегиальным составом уполномоченного органа.

Законом РБ регламентированы действия работников уполномоченного органа при рассмотрении заявления заинтересованного лица; формы взаимодействия уполномоченного органа с другими государственными органами, иными организациями при рассмотрении заявления заинтересованного лица; порядок направления запроса и процедура отказа в представлении документов и (или) сведений по запросу.

При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений: об отказе в принятии заявления заинтересованного лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры. Закон РБ регламентирует форму и содержание административного решения, вступление его в силу, срок действия.

Заинтересованное лицо и третье лицо обладают правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке, порядок которого урегулирован зако-

нодательством РБ. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения. Административная жалоба подается в письменной либо электронной форме, рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, — коллегиальным составом такого органа.

При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений: об оставлении административной жалобы без рассмотрения; об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения; об отмене административного решения и принятии нового административного решения; о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.

Вступившие в силу административное решение и решение по административной жалобе обязательны для исполнения. Уполномоченный орган и орган, рассматривающий жалобу, вынесшие соответствующее решение, обязаны обеспечить его исполнение, которое может осуществляться посредством выдачи заинтересованному лицу справки или другого документа, производства записи в соответствующем регистре, реестре, протоколе, банке данных, ином документе или информационном ресурсе, а также предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг. Исполнение таких решений может быть обусловлено совершением заинтересованным лицом определенных действий.

Анализ содержания Закона РБ «Об основах административных процедур» показывает, что в нем корректно закреплены основы применения административных процедур, включая основные принципы, стадии применения, их содержание, процессуальное положение участников процедурных отношений. Закон РБ может послужить своеобразной «моделью» при разработке аналогичного законодательного акта в нашей стране в случае принятия решения о необходимости его подготовки.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022

Список источников

1. Кобзарь-Фролова М.Н. Категории «процесс» и «процедуры» в трудах классиков российского административного права: понятие, актуальность и современность модели / / Сибирское юрид. обозрение. 2021. Т. 18. № 3.

2. Кононов П.И., Стахов А.И. О проекте федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» / / Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3.

3. Редкоус В.М. Административный кодекс Республики Молдова от 19 июля 2018 года: шаг вперед в вопросе систематизации административно-процессуального законодательства // Закон и право. 2021. № 12.

4. Редкоус В.М. Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Республике Узбекистан // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4.

5. Старилов Ю.Н. От многолетней дискуссии к принятию федерального закона «Об административных процедурах» // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Право. 2017. № 4 (31).

6. Штатина М.А. Пути развития законодательства об административных процедурах // Современные проблемы административного права, процесса и процедур: российский и зарубежный опыт: Матер. межд. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018.

References

1. Kobzar-Frolova M.N. Categories «process» and «procedure» in the works of classics of Russian Administrative Law: Concept, Relevance and Modernity of the Model / / Siberian legal review. 2021.Vol. 18. № 3.

2. Kononov P.I., StakhovA.I. On the draft federal law «On administrative proceedings in the Russian Federation» / / Journal of administrative legal proceedings. 2017. № 3.

3. Redkous V.M. Administrative Code of the Republic of Moldova of July 19, 2018: a step forward in the systematization of administrative procedural legislation // Law and legislation. 2021. № 12.

4. Redkous V.M. Some issues of development of legislation on administrative procedures in the Republic of Uzbekistan // Education. The science. Scientific personnel. 2021. № 4.

5. Starilov Yu.N. From many years of discussion to the adoption of the federal law «On Administrative Procedures» // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Law. 2017. № 4 (31).

6. Shtatina M.A. Ways of Developing Legislation on Administrative Procedures // Modern problems of administrative law, process and procedures: Russian and foreign experience: mat. Int. scientific-practical conf. Novosibirsk, 2018.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор

Information about the author

Redkous V^. — D.Sc. in law, professor

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.

The article was submitted 10.12.2021 ; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.

LAW & LEGISLATION • 02-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.