Закон и право. 2021. № 11. С. 270-274. Law and legislation. 2021;(11):270-274.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-270-274 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Республике Таджикистан
Владимир Михайлович Редкоус
Институт государства и права РАН, Москва,
Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлена общая характеристика Кодекса об административных процедурах Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. № 232, раскрыто его содержание и основные понятия, что может представить интерес в области российского административного правотворчества.
Ключевые слова: административное право, административный процесс, административные процедуры, принципы административных процедур, административно-правовой акт, административный орган, административная жалоба.
Для цитирования: Редкоус В.М. Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Республике Таджикистан // Закон и право. 2021. № 11. С. 270—274. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-270-274
Original article
Some issues of development of legislation on administrative procedures in the Republic of Tajikistan
Vladimir M. Redkous
Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the general characteristics of the Code of Administrative Procedures of the Republic of Tajikistan No. 232 dated March 5, 2007, discloses its content and basic concepts that may be of interest in the field of Russian administrative law-making.
Keywords: administrative law, administrative process, administrative procedures, principles of administrative procedures, administrative legal act, administrative body, administrative complaint.
For citation: Redkous V.M. Some issues of development of legislation on administrative procedures in the Republic of Tajikistan // Law and legislation. 2021;(11): 270—274. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2021-11-270-274
Говременное конституционное развитие Российской Федерации во многом обусловило развитие административного законодательства [2], форм и методов государ-
© Редкоус В.М. М., 2021.
ственного регулирования [3], в том числе и в области административно-процессуальной деятельности.
А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов и А.И. Стахов справедливо связывают развитие представлений об административном процессе с «одной из насущ-нытх задач развития Российского государства» [1].
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
В этих условиях как теоретический, так и практический интерес представляет анализ положительного зарубежного опыта, в том числе и государств — участников СНГ, которыш дает нам заслуживающие внимания примеры развития административно-процессуального законодательства.
Одним их кодифицированных актов в рассматриваемой нами области, о котором пойдет речь, является Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. № 232 (далее — Кодекс РТ). Мы также затронем вопрос о кодификации законодательств в государствах ЕАЭС [4], однако потребности развития административно-процессуального законодательства и его административно-процедурной составляющей требуют продолжения активных исследований в названной сфере.
По нашему мнению, можно выделить ряд положительных аспектов рассматриваемого Кодекса РТ.
В статье 1 Кодекса РТ заявлено, что им определяется порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления производства об административных процедурах в суде, взаимодействия административных органов.
Целью Кодекса является обеспечение соблюдения административными органами верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, государства и юридических лиц. На достижение этих целей направлены нормы Кодекса РТ, сгруппированные в следующие основные главы: Глава 1. Общие положения; Глава 2. Административно-правовой акт; Глава 3. Процедуры по административному акту; Глава 4. Исполнение административного акта; Глава 5. Административные процедуры внутри административного органа в связи с административной жалобой на административный акт; Глава 6. Производство об административных процедурах в суде; Глава 7. Административные процедуры в связи с административной жалобой на нормативный административно-правовой акт.
В Кодексе РТ нормативно закреплены определения следующих понятий: «административный орган», «коллегиальный административный орган», «заинтересованная сторона», «административно-правовой акт», «административный акт», «нормативный административно-правовой акт», «опубликование», «административное заявление», «административная жалоба», «административные процедуры», «устное слушание».
Административный орган в Кодексе РТ определен как исполнительный орган государственной власти, в том числе местный исполнительный орган государственной власти, органы самоуправления в поселке и селе, а также любое физическое или юридическое лицо, выполняющее на основании закона публично-правовые полномочия. Это определение дискуссионно, так как оно объединяет на основе выполнения публично-правовыгх полномочий как органы, так и любые физические и юридические лица.
Не меньшей дискуссионностью обладает о закрепленное в Кодексе РТ определение административных процедур как деятельности административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб. Применительно к российским условиям данная терминология вполне приемлема, однако ее наполнение возможно только с учетом опыта российской административно-правовой науки и административного законодательства.
Для развития представлений о формах государственного управления заслуживают внимания следующие определения.
Административно-правовой акт — это административный акт и нормативный административно-правовой акт, принимаемые административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта.
Административный акт — индивидуальный административно-правовой акт, принятый административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта, устанавливающий, изменяющий, разрешающий или подтверждающий права и обязанности лица или ограниченного круга лиц. Административным актом считается также принятое административным органом решения об отказе заявителю в удовлетворении его просьбы по вопросам, относящимся к компетенции этого органа, а также изданный или удостоверенный административным органом документ, который может повлечь за собой правовые последствия, включая сертификат, лицензию, разрешение и т.д.
Нормативный административно-правовой акт — общеобязательный административно-правовой акт, изданный уполномоченным административным органом на основании закона или иного нормативного правого акта, принятого на его основании, содержащий общие правила поведения постоянного или временного и много-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
кратного применения, включая инструкцию, положение, устав и т.д.
В Кодексе РТ закреплены сфера его действия, а также такие основные принципы административных процедур, как равенство перед законом, осуществление полномочий на основании закона, принципы соразмерности, беспристрастного осуществления административных процедур и конфиденциальности.
Административно -правовой акт принимается в письменной форме. Допускается возможность принятия административного акта в устной форме в безотлагательных случаях, когда создается угроза государственной или общественной безопасности, здоровью населения, жизни людей. По требованию заинтересованной стороны, а также в случаях, если административным актом ограничиваются законные права и интересы лица, а также в иных случаях, предусмотренных законом, устный административный акт в трехдневный срок после принятия должен быть принят в письменной форме. Каждый административно-правовой акт должен иметь установленные реквизиты.
В Кодексе РТ достаточно четко закреплены вопросы признания административно-правового акта недействительным, а также признания административно-правового акта утратившим силу. Так, административно-правовой акт признается недействительным в порядке, установленном для принятия административно-правового акта.
Административно-правовой акт признается недействительным, если: он принят не уполномоченным административным органом; его исполнение повлечет правонарушение; его исполнение невозможно ввиду непредвиденных обстоятельств, не зависящих от воли сторон; он противоречит закону или существенным образом нарушены установленные законом иные требования к его подготовке или принятию. Административно-правовой акт признается недействительным принявшим его административным органом, вышестоящим административным органом или судом.
Если административно-правовой акт, нарушающий права и законные интересы лица, признан недействительным, заинтересованной стороне должен быть возмещен материальный ущерб, причиненный признанием административно-правового акта недействительным, в по-
рядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Таджикистан.
Признание административно-правового акта недействительным означает отмену правовыж последствий, возникших после его вступления в силу. В случае признания административно-правового акта недействительным лицо вправе потребовать возврата уплаченной в пользу административного органа суммы или иного переданного имущества, а при невозможности этого ему должно быть выдано полное возмещение. Если лицо получило какое-либо имущество на основании признанного недействительным административно-правового акта, оно обязано возвратить его в порядке, предусмотренном статьями 1116—1124 Гражданского кодекса Республики Таджикистан.
Кодекс РТ устанавливает, что основаниями для начала административных процедур являются: административное заявление; возложенные законом на административный орган обязательства по изданию административного акта.
Административное заявление должно быть составлено в письменной форме и включать: наименование административного органа, в который обращается заявитель; фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; требование; дату подачи заявления и подпись заявителя; перечень прилагаемых к заявлению документов, при их наличии. К административному заявлению должны прилагаться все документы, обязанность представления которых возлагается на заявителя законом.
Участниками административных процедур являются: заявитель; административный орган, который вправе принимать решение по указанному вопросу; лицо, которому Кодексом РТ или иным нормативным правовым актом предоставлено право участия в административных процедурах; иной административный орган, в предусмотренных законом случаях; заинтересованная сторона. Стороной административных процедур может являться административный орган, физическое или юридическое лицо. Административные процедуры осуществляются уполномоченным административным органом. В процессе административныж процедур административный орган представляет ответственное должностное лицо или его официальный представитель.
Практический интерес также представляют положения Кодекса РТ, устанавливающие административные процедуры внутри администра-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
тивного органа в связи с административной жалобой на административный акт, административные процедуры в связи с административной жалобой на нормативный административно-правовой акт.
Давая в целом оценку содержания Кодекса об административных процедурах Республики Таджикистан, хочется отметить, что его основная заслуга заключается в том, что в нем воплощена идея объединения в рамках единого кодифицированного акта целого ряда административно-процессуальных институтов процедурно -го характера, пускай и разнопорядковых, однако объединенных одной общей целью — повышения эффективности административно-процедурной деятельности, осуществляемой в пределах компетенции как административными органами, так и судебными органами.
В Кодексе об административных процедурах Республики Таджикистан закреплены общие подходы к их осуществлению, общие принципы, общая терминология, предусмотрены способы защиты прав участников административныгх производств, прописаны правовые средства достижения целей процедурной деятельности.
Поэтому опыт практической реализации Кодекса РТ заслуживает изучения для определения путей его возможного использования в Российской Федерации.
Вряд ли это коснется вопросов судебного рассмотрения административных дел, так как в Российской Федерации действует Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ, который достаточно подробно регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Однако в деле систематизации и возможной кодификации нормативных правовых актов, регламентирующих внутренние административные процедуры деятельности федеральных органов
исполнительной власти, иных государственных органов и их должностных лиц, целый ряд положений Кодекса РТ мог бы стать определенным примером, что применительно к Российской Федерации способствовало бы обеспечению согласованного функционирования и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, формированию современного правового пространства, а также решению иных задач, стоящих перед современной системой государственного управления страны.
Список источников
1. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административный процесс и административно-процессуальное право в России: концептуальные проблемы современного развития // Административное право и процесс. 2013. № 12. С. 3-15.
2. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие // Сибирское юрид. обозрение. 2021. Т. 18. № 2. С. 192-203.
3. Публичная власть: система, компетенции / Кобзарь-Фролова М.Н., Васянина Е.Л., Виноградова Е.В., Глазунова И. В., Гришковец А. А., Запольский С.В., Редкоус В.М., Сморчкова Л.Н., Щукина Т.В. Воронеж, 2021. 237 с.
4. Редкоус В.М. К вопросу о кодификации законодательств в государствах - участниках Евразийского Экономического Союза // Вестник Всерос. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2021. № 2 (58). С. 29-34.
References
1. Zelentsov A.B., Kononov P.I., Strakhov A.I. Administrative process and administrative procedural law in Russia: conceptual problems of modern development // Administrative law and process. 2013. № 12. Pp. 3-15.
2. Kobzar-Frolova M.N. System of public authorities of the Russian Federation: concept, characteristic features, interaction // Siberian Legal Review. 2021. Vol. 18. № 2. Pp. 192-203.
3. Public power: system, competencies / Kobzar-Frolova M.N., Vasyanina E.L., Vinogradova E.V., Glazunova I.V., Grishkovets A. A., Zapolsky S.V., Redkous V.M., Smorchkova L.N., Shchukina T.V. Voronezh, 2021. 237 p.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
4. Redkous V.M. On the issue of codification of legislation in the Member States of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the All-Russian
Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation. 2021. № 2 (58). Pp. 29-34.
Информация об авторе
Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор
Information about the author
Redkous V-М. — doctor of law, professor
Статья поступила в редакцию 12.08.2021; одобрена после рецензирования 15.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.
The article was submitted 12.08.2021; approved after reviewing 15.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.
ISBN: 978-5-238-03246-7
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
Трудовое право
)111МК <Ukt»aKun
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021