УДК 342.9 ББК 67.401.031
DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-236-242 © Татарян В.Г., Хадисов Г.Х., Тузельбаев Е.О., 2021
Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕДУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОБЩИЙ АНАЛИЗ ЕГО СТРУКТУРЫ, ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ПОНЯТИЙ И НЕКОТОРЫЕ АВТОРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Владилен Гайкович Татарян,
профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, профессор, академик Евразийской академии административных наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный ветеран МВД РК и Национальной гвардии РК Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: tataryan2654@ inbox.ru; Газиявдибир Хадисович Хадисов, начальник кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: hadisov65@ mail.ru; Ергали Ошпанбаевич Тузельбаев, профессор кафедры юриспруденции, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов МВД Республики Казахстан, полковник полиции МВД РК в отставке Казахско-Русский международный университет (030006, Казахстан, Актобе, ул. Айтеке Би 52)
E-mail: [email protected] Рецензент: А.П. Шергин, главный научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
Аннотация. Проведен краткий анализ общей структуры, основных новых терминов и понятий, а также задач и принципов административных процедур и административного судопроизводства в концептуально новом Административном процедурно-процессуальном Кодексе Республики Казахстан.
Ключевые слова: административная процедура, административное судопроизводство, основные понятия, принципы.
ADMINISTRATIVE PROCEDURAL CODE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: GENERAL ANALYSIS OF ITS STRUCTURE, BASIC TERMS, CONCEPTS, AND SOME AUTHOR'S REFLECTIONS
Vladilen G. Tataryan,
Professor of the Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Academician of the Eurasian Academy of Administrative sciences, Honorary veteran of bodies of the Ministry of Internal Affairs of Kazakhstan and the National Guard of Kazakhstan Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Gaziyavdibir H. Hadisov, Head of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Ergali O. Tuzelbaev, Professor of the Department of Law, Doctor Of Legal Sciences, Professor, Honored officer of bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, retired colonel of the police of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. Kazakh-Russian international university (030006, Kazakhstan, Aktobe, ul. Aiteke Bi 52)
Abstract. It is conducted a brief analysis of the general structure, the main new terms and concepts, as well as the tasks and principles of administrative procedures and administrative proceedings in the conceptually new Administrative Procedural Code of the Republic of Kazakhstan.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Keywords: administrative procedure, administrative proceedings, main terms, principles.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Татарян В.Г., Хадисов Г.Х., Тузельбаев Е.О. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан: общий анализ его структуры, основных терминов, понятий и некоторые авторские размышления. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):236-42.
В начале нашей публикации, посвященной авторскому анализу общей структуры, основных терминов и понятий концептуально нового «Административного процедурно - процессуального кодекса Республики Казахстан»1, мы проинформируем заинтересованных читателей из стран СНГ о том, когда и кем был разработан проект данного кодифицированного акта, когда он был принят Парламентом РК, подписан Президентом РК К. Токаевым, и когда он будет введен в действие.
Итак, начнем с того, что проект вышеназванного Кодекса РК в течение нескольких лет активно разрабатывался в аппарате Министерства юстиции РК и в аппарате Верховного Суда РК совместно с ведущими учеными и практическими сотрудниками правоохранительных органов РК.
Президент РК К. Токаев неоднократно отмечал, что в настоящее время в публично-правовых спорах простые граждане страны находятся в неравных условиях, их возможности несоизмеримы с ресурсами государственного аппарата.
Министр юстиции РК Марат Бекетаев, выступая в Сенате Парламента РК еще при первом обсуждении проекта АППК РК, также назвал данный концептуально новый Кодекс новым документом для нашей правовой системы, гарантирующим право граждан на защиту от возможного произвола вышестоящих органов и право на участие в принятии решений управленческого характера. При принятии органами власти страны управленческих решений в отношении граждан закрепятся процедурные гарантии, обеспечивающие обратную связь. Основное правило также заключается в том, что субъект государственной власти будет обязан выслушать мнение заинтересованного гражданина перед принятием окончательного решения.
Далее мы поясним, что основными целями разработки и принятия концептуально нового АППК РК явились четыре основные цели: 1) закрепить правовые основы, принципы и правила реализации
административных процедур и судопроизводства в едином законодательном акте; 2) обеспечить прозрачность деятельности государственных органов; 3) повысить уровень доверия населения к государству; 4) установить критерии для судебного контроля за решениями административных органов2.
Президент страны, согласившись с окончательным принятым текстом АППК РК парламентариев РК, 29 июня 2020 г. подписал Закон № 359-Ш ЗРК. На следующий день - 30 июня 2020 г. данный Кодекс впервые был опубликован в республиканской газете «Казахстанская правда»3. А позже уже в Ведомостях Парламента Республики Казахстан, 2020. № 13, Ст. 664.
Далее мы перейдем к краткому анализу общей структуры, основных терминов и понятий вышеназванного АППК РК. Итак, данный Кодекс структурно в настоящее время состоит из 4 разделов, 29 глав, в которых на сегодняшний день размещены 176 статей.
В Раздел № 1 - «Общие положения» АППК РК включены 6 глав, в которых размещено 35 статей. Вот именно их содержание мы более подробно запланировали изложить в данной научной публикации.
Содержание Раздела № 2 - «Внутренние административные процедуры государственных органов» АППК РК в настоящее время состоит из 2 глав, содержащих в себе уже 27 статей.
Что касается содержания Раздела № 3 АППК РК - «Административная процедура», то в ней законодатели разместили 20 глав и 40 статей.
В заключительном Разделе № 4 АППК РК в настоящее время размещено 14 глав и 74 статьи.
1 Сокращенное наименование вышеназванного нового Кодекса РК - АППК РК.
2 Подробнее см. выступление Министра юстиции РК: https://inbusiness.kz/ru/news/prezident-kazahstana-utverdil-administrativnyj-procedumo-processualnyj-kodeks.
3 Подробнее см.: Республиканскую газету «Казахстанская правда». 30 июня 2020г. № 124.
4 Подробнее см.: Административный процедурно - процессуальный кодекс Республики Казахстан (с изменениями от 02.01.2021 г.) // Ведомости Парламента РК, 2020. № 13, Ст. 66. А также первый вариант «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан»: Практическое пособие. Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2020. 88 с.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Далее мы также проинформируем заинтересованного читателя и о том, что в крайней Главе № 29 - «Заключительные положения» АППК РК в настоящее время размещены пока всего лишь две статьи: Ст. № 174 и ст. № 175. В статье № 174 -«Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах и законодательства Республики Казахстан об административном судопроизводстве» АППК РК зафиксировано, что «нарушение законодательства Республики Казахстан об административных процедурах и законодательства Республики Казахстан об административном судопроизводстве влечет ответственность, установленную другими законами Республики Казахстан»1.
Далее раскрывая содержание статьи № 175 -«Порядок введения в действие настоящего Кодекса», мы проинформируем заинтересованного читателя и о том, какие ранее действовавшие Законы РК будут полностью упразднены с 1 июля 2021 г. Итак, в соответствии с ч. 3 ст. № 175 - «Порядок введения в действие настоящего Кодекса» два ранее действовавших Закона РК: 1) «Об административных процедурах» от 27 ноября 2000 г.2 и 2) «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 г.3 будут признаны утратившими силу с 1 июля 2021 г.
Отметим также, что в соответствии с частями № 4-6 ст. 175 Кодекса: ч. 4 - «Рассмотрение дел, находящихся в судах, принятых к производству до введения в действие настоящего АППК РК, пока будет осуществляться по правилам процессуального законодательства Республики Казахстан, действовавшего до введения в действие настоящего Кодекса». Ч. 5 - «Административная процедура, возбужденная до введения в действие настоящего Кодекса, но не завершенная после введения в действие настоящего Кодекса, будет осуществляться в соответствии с законодательством Республики Казахстан, пока действующим до введения в действие настоящего Кодекса». Ч. 6 - «Административная процедура, возбужденная до введения в действие настоящего
Кодекса, но не завершенная после введения в действие настоящего Кодекса, будет осуществляться в незавершенной части в соответствии с настоящим Кодексом, если заявитель ходатайствует об этом в письменной форме перед соответствующим административным органом, должностным лицом». На этом текст АПППК РК пока заканчивается полностью4.
Кстати, в главу № 7 - «Общие положения внутренних административных процедур государственных органов» АППК РК Законом РК от 2 января 2021 г. № 399-У! «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста»5 была введена первая новая статья № 43-1 - «Проектное управление». Структурно она включает в себя три части. В части № 1 зафиксировано, что «Достижение целей, установленных в стратегических и (или) программных документах, может осуществляться путем проектного управления». В части № 2 определено, что «Правила осуществления проектного управления утверждаются Правительством Республики Казахстан». И в части № 3 установлено, что «Уполномоченный орган по проектному управлению утверждает Типовой регламент проектного управления государственных органов». А также часть № 1 статьи № 4 - «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» АППК РК была дополнена новым подпунктом 15-1) следующего содержания: «15-1) уполномоченный орган по проектному управлению - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере проектного управления». В вышеназванном Законе РК № 399 также было зафиксировано, что «Оглавление АППК РК» следует дополнить заголовком Статьи № 43-1 следующего содержания: «Проектное управление».
Итак, еще раз поясним, что концептуально новый АППК РК вступит в действие с 1 июля 2021 г. За
1 Подробнее см.: С. 85 - 86 вышеназванную нами печатную версию АППК РК. 2020г.
2 См.: Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2019 г., № 8, ст.46; № 21 - 22, ст. 90.
3 См.: Ведомости Парламента Республики Казахстан,
2007 г., № 2, ст. 17; 2018 г., № 9, ст. 31; № 22, ст. 82.
4 Далее мы еще раз отметим, что законодатели РК, на наш взгляд, поступили правильно, определив порядок введения в действие АППК РК в заключении самого Кодекса, а не в отдельном Законе РК.
5 Подробнее см.: часть № 13 Закона Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 399-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста». // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2020 г., № 13, ст. 66.
это время все заинтересованные чиновники, юристы и простые граждане смогут его подробно изучить и быть на все 100% готовы к работе с новым АППК РК. При этом государственным органам РК до 1 июля 2021 г. необходимо будет провести существенную работу по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих административные процедуры, в соответствие с настоящим Кодексом.
В соответствии с Распоряжением Правительства РК 24 сентября 2020 года № 128-р «О мерах по реализации Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года» руководителей государственных органов страны обязали: 1. Утвердить прилагаемый Перечень правовых актов, принятие которых будет необходимо в целях реализации АППК РК от 29 июня 2020 года; 2. Государственным органам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке необходимо будет разра-
ботать и принять соответствующие ведомственные нормативные правовые акты согласно установленному Перечню и в обязательном порядке проинформировать Министерство юстиции Республики Казахстан о принятых ими мерах; 3. Привести НПА, регулирующие административные процедуры, в соответствие с АППК РК; 4. Министерству юстиции РК было предложено обобщить представленную информацию и не позднее месячного срока со дня принятия правовых актов проинформировать руководство Правительства Республики Казахстан о принятых мерах.
Далее для общей информированности читателя мы приведем в табличном варианте некоторые наименования правовых нормативных актов органов государственной власти РК, принятие которых станут актуальными в целях конкретной реализации концептуально нового АППК РК с 1 июля 2021 г. (табл.).
Таблица
№ п/п Наименование правового акта Форма акта Государственный орган, ответственный за исполнение Срок исполнения Лицо, ответственное за качество, своевременность разработки и внесение правовых актов
1 2 3 4 5 6
1 Об утверждении Инструкции по разработке и утверждению положения о государственном органе Постановление Правительства Республики Казахстан Министерство национальной экономики. (МНЭ) РК май 2021 года Шаимова А.А.
2 Об утверждении Типового положения о государственном органе Постановление Правительства Республики Казахстан Министерство национальной экономики РК май 2021 года Шаимова А.А.
3 Об утверждении Правил по разработке и утверждению положения о структурном подразделении государственного органа Постановление Правительства Республики Казахстан Министерство национальной экономики РК май 2021 года Шаимова А.А.
4. Об утверждении Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней Постановление Правительства Республики Казахстан Министерство культуры и спорта РК, КНБ РК (по согласованию) май 2021 года Бисакаев У С.
Далее мы перейдем к краткому анализу общей структуры, основных терминов и понятий вышеназванного АППК РК. Итак, данный Кодекс структурно в настоящее время состоит из 4-х Разделов, 29-ти глав, в которых на сегодняшний день размещены 176 статей.
В Раздел № 1 - «Общие положения» АППК РК включены 6-ть глав, в которых размещено 35 статей. Вот именно их содержание мы более подробно запланировали изложить в нашей данной научной публикации.
Содержание Раздела № 2 - «Внутренние административные процедуры государственных органов» АППК РК в настоящее время состоит из 2-х глав, содержащих в себе уже 27 статей.
Кстати, в главу № 7 - «Общие положения внутренних административных процедур государственных органов» АППК РК новым Законом РК от 2 января 2021 г. № 399-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста»1 для достижения целей, заявленных в стратегических и (или) программных документах была введена первая новая статья № 43-1 - «Проектное управление».
А далее мы предпримем авторскую попытку кратко раскрыть содержание основных шести глав Раздела № 1 - «Общие положения» АППК РК.
В первой главе Кодекса прописано, что законодательство Республики Казахстан об административных процедурах и законодательство Республики Казахстан об административном судопроизводстве состоит из АППК РК и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, основанных на Конституции Республики и общепризнанных принципах и нормах международного права2.
В административном судопроизводстве применяются положения Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, если иной порядок не предусмотрен АППК РК. Положения иных законов Республики Казахстан, регулирующих адми-
1 Подробнее см.: часть № 13 Закона Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 399-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам восстановления экономического роста». // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2020 г., № 13, ст. 66.
2 Подробнее см.: С. 9 АППК РК.
нистративное судопроизводство, подлежат включению в настоящий АППК РК.
Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью административного и административно-процессуального права. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве, то применяются правила международного договора.
В статье № 4 - «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» АППК РК на сегодняшний день приведены 40 основных понятий (при этом, в девяти пунктах ч. 1 ст. 4 законодатель использует понятие «административный»3), которые будут применяться в новом Кодексе: заявление; заявитель; обременяющий административный акт; административный акт; административное действие (бездействие); административное усмотрение; административный орган; административная процедура; административный иск (иск); административное дело; конкурентная среда; видеообращение; видео-конференцсвязь; мониторинг переданных функций (далее - мониторинг); ответчик; уполномоченный орган по проектному управлению; обращение; учет обращения; прием обращения; рассмотрение обращения; регистрация обращения; благоприятный административный акт; служебная информация; должностное лицо; уполномоченный орган в сфере развития системы государственного управления; государственный орган; внутренняя административная процедура государственных органов; оптимизация; исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов; пользователи функций центральных и (или) местных исполнительных органов (далее - пользователи); полная передача функций центральных и (или) местных исполнительных органов; аутсорсинг функций центральных и (или) местных исполнительных органов (далее - аутсорсинг); запрос; истец; председатель-
3 Для ученых - административистов, курсантов, студентов ВУЗов, сотрудников правоохранительных органов назовем номера этих пунктов: № 4, 5, 6. 7, 8, 9, 10, 21 и 26.
ствующий; предложение; отклик; сообщение; жалоба; внутренний контроль.
Рассмотрим некоторые из них:
- видеообращение - направленное административному органу, должностному лицу индивидуальное или коллективное заявление, жалоба в видеоформате, осуществляемом Государственной корпорацией «Правительство для граждан»;
- видеоконференцсвязь - услуга связи с использованием информационно-коммуникационных технологий для интерактивного взаимодействия нескольких удаленных абонентов в режиме реального времени с возможностью обмена аудио- и видеоинформацией;
- уполномоченный орган по проектному управлению - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере проектного управления1;
- государственный орган - организация государственной власти, осуществляющая от имени государства на основании Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан функций по:
- изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения,
- управлению и регулированию социально значимых общественных отношений,
- контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения;
- отклик - выражение участником административной процедуры своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера;
- внутренний контроль - контроль, осуществляемый государственным органом за исполнением его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями, должностными лицами принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан.
В Главе № 2 АППК РК законодателями бы определены основные задачи и принципы админи-
1 Напомним, что данный список был дополнен подпунктом 15-1) в соответствии с Законом Республики Казахстан от
2 января 2021 г. № 399-У1.
стративных процедур и административного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст. 5 - «Задачи административных процедур и административного судопроизводства» среди основных задач административных процедур можно выделить четыре основные:
- полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
- достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях;
- обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений;
- укрепление законности в публично-правовой сфере.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 АППК РК задачей административного судопроизводства является справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично - правовых отношениях.
В статье № 6 - «Принципы административных процедур и административного судопроизводства и их значение» АППК РК законодателями были определены основные принципы административных процедур и административного судопроизводства и их значение. При этом административные процедуры и административное судопроизводство осуществляются на основе принципов, изложенных в главе № 2 КППК РК.
Здесь мы хотим пояснить, что установленные в настоящей главе АППК РК принципы административных процедур не являются исчерпывающими и не могут быть препятствием для применения других принципов права. Так, например, принципы гражданского судопроизводства применяются в административном судопроизводстве, если это не противоречит принципам, изложенным в настоящей главе. Нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет признание административных актов, административных действий (бездействия) неза-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
конными, а также отмену вынесенных судебных актов1 .
При этом поясним, что не во всех названиях статей в настоящее время применяется термин «Принцип». Далее мы полностью перечислим их по наименованиям, что бы в этом убедить заинтересованного читателя. И так ст. 7 называется «Принцип законности»; ст. 8 - «Принцип справедливости»; ст. 9 - «Защита прав, свобод и законных интересов»; ст. 10 - «Соразмерность»; ст. 11- «Пределы осуществления административного усмотрения»; ст. 12 - «Принцип приоритета прав»; ст. 13 - «Охрана права на доверие»; ст. 14 - «Запрет злоупотребления формальными требованиями»; ст. - 15 - «Презумпция достоверности»; ст. 16 - «Активная роль суда»; ст. 17 - «Разумный срок административного судопроизводства».
В заключительной же ст. 18 - «Обязательность судебных актов» Главы № 18 АППК КР казахстанскими законодателями в ч. 1 были закреплены положения о том, что «Суд первой инстанции прини-
мает судебные акты по административным делам в форме решений и определений. Суды апелляционной, кассационной инстанций принимают судебные акты в форме постановлений и определений»2.
В заключение нашего краткого анализа нового казахстанского законодательства, еще раз отметим, что республиканскими законодателями, учеными-юристами, правоприменителями РК за прошедшие годы была проведена высококачественная профессиональная работа по разработке проекта концептуально нового Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.
Содержание Разделов № 2, 3 и 4 Кодекса мы планируем подробно рассмотреть в следующих авторских научных публикациях, в том числе и в материалах международной научно-практической конференции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя «5-е Кореневские чтения». А также проинформировать коллег ученых из государств - участников Содружества Независимых Государств.
Далее подробнее см.: части № 1-4 ст. № 6 АППК РК.
Подробнее см.: ч. 1 вышеназванной статьи № 18 АППК РК.