156
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н .И. Лобачевского, 2021, № 1, с. 156-162
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЗЕМЛЮ
© 2021 г. Р.С. Тихий, Е.С. Бескоровайная
Краснодарский университет Министерства внутренних дел России, Краснодар
Поступила в редакцию 19.06.2020
Данные результаты научного исследования посвящены проблемам правового регулирования административных процедур, обеспечивающих реализацию прав граждан на землю.
Цель работы - исследование административных процедур как инструмента, регламентирующего деятельность органов исполнительной власти, связанную с реализацией земельных прав граждан.
При проведении научного исследования были использованы: диалектический метод, методы сравнительно-правового анализа и структурного анализа.
Основные результаты исследования. Проведено исследование административных процедур в различных сферах правоотношений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Реализация данных правоотношений может достигаться посредством нормативно-правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих управленческие функции. Именно при оказании различных видов публично-правовых услуг возникают непосредственные взаимоотношения между гражданами и представителями государства, требующие принятия управленческих решений, связанных с осуществлением различных прав и свобод граждан.
В связи с чем рассмотрены административные процедуры как инструмент регулирования земельных прав, взаимодействия публичных органов власти с физическими и юридическими лицами, выявлены проблемы их правовой регламентации и сформулированы пути их решения.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретических положений науки административного права, административного процесса и земельного права. Сформулированные выводы и предложения по совершенствованию проблем правовой регламентации административных процедур, представленные в настоящей статье, могут быть использованы в практической деятельности органов исполнительной власти, связанной с реализацией земельных прав и свобод физических и юридических лиц.
Ключевые слова: административные процедуры, административный процесс, административный регламент, земельные права, деятельность органов исполнительной власти, управленческая административная процедура, юрисдикционная административная процедура, стадия осуществления административной процедуры.
В современных условиях развития правового государства важным инструментом защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина является наличие системы законодательно установленных правил совершения управленческих действий при разрешении конкретных административных дел.
Наличие взаимоотношений государства и общества достигается во многом при оказании различных видов публично-правовых услуг. В этой связи немаловажную роль играют административные процедуры нормативной регламентации деятельности органов исполнительной власти, которые призваны определить порядок оказания различных государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
В системе конституционных прав и свобод человека и гражданина права граждан Российской Федерации на землю относятся к группе социально-экономических прав и свобод и становятся одним из актуальных проблемных во-
просов публичного и частного права (например, административного права, земельного права и гражданского права), связанных с защитой права собственности на землю.
С учетом положений норм действующей Конституции Российской Федерации, в частности части 1 статьи 36, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Для реализации данного конституционного права необходим определенный механизм процессуальных гарантий и способов разрешения индивидуальных административных дел, касающихся владения, пользования и распоряжения землей и природными ресурсами как физическими и юридическими лицами, так и органами государственной власти и местного самоуправления, выступающими землепользователями и землевладельцами.
Административные процедуры в условиях проведения административной реформы в России становятся важным инструментом правового обеспечения реализации различных видов
конституционных прав, поскольку они призваны упорядочить деятельность органов исполнительной власти, направленную на принятие различных управленческих решений, при разрешении конкретных административных дел.
Путем реализации административных процедур должностное лицо органа публичной власти обеспечивает осуществление прав физических и юридических лиц, что имеет заявительный характер. В связи с чем возрастает роль административных процедур в реализации прав граждан на землю, поскольку они становятся одним из способов их защиты во внесудебном (административном) порядке.
Для определения юридической роли и места административных процедур как средства обеспечения прав граждан на землю, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридических лиц, рассмотрим понятие административных процедур, разработанное в российской юридической научной литературе.
В отечественной правовой науке понятие административных процедур трактуется в процессуальном и управленческом аспектах. Так, например, специалист в процессуальной и административно-правовой теории профессор И.В. Панова трактует понятие «административной процедуры» как составной части административного процесса, связанной с достижением юридически значимого результата (вынесением юридического акта, совершением юридически значимого действия) [1, с. 53].
Другой специалист - Ю.А. Тихомиров отмечает, что в науке административного права юридический процесс представляет собой разновидность юридических процедур, понимаемых в широком смысле, в качестве способов упорядочивания деятельности [2, с. 34].
По мнению других исследователей, например Ю.А. Старилова, административная процедура является управленческой процедурой и представляет собой порядок совершения управленческого действия, связанного с разрешением конкретных дел [3, с. 134].
В специальных российских научных источниках, монографиях административная процедура исследуется как результат материально-технического и управленческого действия, связанного с принятием управленческих решений. Так, например, С.В. Васильева выделяет в рамках административного процесса процедуры выполнения отдельных операций, материально-технических действий, не влекущих правовых последствий. Например, работа с информацией, делопроизводство, бухгалтерские операции и т.д. [4, с. 278; 5, с. 12].
В современной научной литературе административная процедура представлена как нормативная регламентация деятельности органов исполнительной власти, отсюда и возникло понятие административного регламента. Как справедливо отмечает О.С. Рогачева, законодательное регулирование института административных процедур в России носит «регламентар-ный» характер. В связи с этим данный автор указывает, что опасность регулирования административных процедур только в рамках административных регламентов, без создания соответствующего закона, заключается в том, что разработчиком регламента (органом исполнительной власти) регулируется не только его деятельность, но и поведение частного субъекта, что ведет к отсутствию внутриведомственных механизмов контроля за осуществлением административной процедуры и к созданию дополнительных барьеров для заинтересованных лиц [6, с. 48].
Современные ученые трактуют понятие административной процедуры как разновидности управленческой процедуры, отсюда и раскрывается сущность процедур в управленческом аспекте.
Административные процедуры представляют собой в первую очередь порядок совершения публичной администрацией либо иными уполномоченными субъектами действий, связанных с осуществлением обеспечивающего управления по запросам заявителей - физических и юридических лиц [7, с. 30].
Процессуальный аспект административной процедуры заключается в том, что процедура становится процессуальным составляющим юридического административного процесса, связанного с рассмотрением и разрешением конкретных административных дел и административно-правовых споров судами, а также органами государственной власти, наделенными юрисдикционными полномочиями, включая ведение производства по делу об административном правонарушении.
Административный процесс является видом юрисдикционной деятельности исполнительных и судебных органов по рассмотрению административно-правовых споров, применению мер административного принуждения, разрешению дел об административных правонарушениях. Здесь в соотношении с административным процессом административная процедура выступает как его составляющая, порядок осуществления которой регламентируется административно-процессуальными нормами, закрепляющая данный вид юридического процесса, регламентирующая процессуальную деятельность правоохра-
нительных, правоприменительных и судебных органов.
По нашему мнению, управленческий аспект административной процедуры характеризует ее сущность как вид управленческой процедуры, упорядочивающей процесс принятия управленческих решений по административному делу, касающемуся реализации прав граждан и юридических лиц, а также их защиты при взаимоотношении с органами публичной власти.
В связи с чем правовая процедура в управленческой деятельности органов исполнительной власти становится нормативным ориентиром, определяющим порядок разрешения управленческой ситуации, в том числе конкретного юридического дела. С учетом данного подхода административную процедуру следует рассматривать как материальную нормативную регламентацию деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающую порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в том числе рассмотрения и разрешения конкретных административных дел.
Это позволяет сделать вывод о том, что материальная правовая регламентация деятельности исполнительной власти, связанной с принятием властных управленческих решений, рассмотрением административных дел, является материальной административной процедурой, а не позитивным административным процессом. Наличие таковой процедуры в деятельности исполнительной власти определяют общественные отношения, связанные с реализацией ее компетенции при рассмотрении и разрешении административного дела в условиях возникновения управленческой (административной) ситуации.
По нашему мнению, административную процедуру в сфере обеспечения земельных прав граждан следует понимать как нормативную регламентацию деятельности органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит принятие управленческих решений, касающихся различных прав граждан и юридических лиц на землю (например, права собственности, права аренды, права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, сервитута на землю и других). Речь идет о наличии административных дел, порядок рассмотрения и разрешения которых регулируется нормами административного, гражданского и земельного законодательства.
Осуществление административных процедур обеспечивается должностными лицами органов исполнительной власти на основе применения административных регламентов, которые закрепляют порядок административной процедуры.
Сторонами в административной процедуре выступают заявитель и администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, регионального и муниципального уровней, наделенная законом полномочиями принимать административные акты индивидуального характера или осуществлять юридически значимые действия (бездействие) в отношении заявителя [8, с. 135].
В развитых зарубежных странах действует специальное законодательство об административной процедуре (например, закон США «О правилах административной процедуры» 1946 г., закон ФРГ «Об административной процедуре» 1976 г., федеральный закон Швейцарии «Об административных процедурах» 1968 г., Франции (1956 г.), Японии (1993 г.) и др.) [9, с. 5].
В Российской Федерации специальный закон об административных процедурах не был принят, но в 2001 году в Государственную Думу РФ вносился проект Федерального закона № 64090-3 «Об административных процедурах», который был направлен на установление административных процедур, способствующих совершенствованию организации управленческой деятельности, оперативному принятию управленческих решений, соблюдению прав и свобод граждан и т.д.
Рассматривая административные процедуры как средство обеспечения прав на землю, необходимо остановиться на видах земельных прав, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
С учетом положений действующего гражданского и земельного законодательства Российской Федерации можно выделить следующие виды прав на земельные участки физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и местного самоуправления:
- право собственности (статья 260 Гражданского кодекса РФ и статья 15 Земельного кодекса РФ);
- право аренды земельных участков (ст. 22 Земельного кодекса РФ);
- право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23 Земельного кодекса РФ);
- право безвозмездного пользования земельными участками (ст. 24 ЗК РФ);
- право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 266 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из различных видов прав на земельные участки в п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ закреплены следующие понятия лиц, имеющих права на земельные участки:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
- правообладатели земельных участков -собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;
- обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой У.7 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления земельных участков при реализации вышеуказанных прав на землю регламентируется Земельным кодексом РФ. Так, например, ст. 39.14 ЗК РФ закрепляет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов [10].
В связи с этим, с учетом анализа норм земельного законодательства РФ, можно выделить следующие виды административных процедур реализации земельных прав граждан и юридических лиц:
1) административная процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц;
2) административная процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду;
3) административная процедура предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование;
4) административная процедура предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;
5) административная процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного
пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
6) административная процедура установления частного земельного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также публичного сервитута;
7) административная процедура оформления прав на землю, включая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и права пожизненного наследуемого владения;
8) Административная процедура, определяющая порядок предварительного согласования предоставления земельного участка и порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В качестве самостоятельной неуправленческой административной процедуры можно назвать административную процедуру разрешения земельно-правовых споров юрисдикцион-ными и судебными органами по защите земельных прав, а также привлечением к административной ответственности за нарушение предусмотренных земельным законодательством правил землепользования и землевладения. Данный вид административной процедуры является процессуальным, поскольку связан с применением норм процессуального права при разрешении дел, возникающих из частноправовых и публично-правовых отношений (например, Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях). Речь идет о процедуре разрешения земельных споров, вытекающих из норм материального права, содержащихся в гражданском, административном, земельном и экологическом законодательстве РФ.
В числе стадий административных процедур как средства обеспечения земельных прав граждан можно выделить следующие:
1) возбуждение административной процедуры (на основании заявления о совершении юридически значимого действия) по административному делу, связанному с реализацией земельных прав;
2) подготовка административного (земельного) дела к рассмотрению;
3) рассмотрение земельного дела;
4) принятие решения по результатам рассмотрения земельного дела;
5) исполнение решения по земельному делу;
6) обжалования, опротестования решения по земельному делу.
Далее рассмотрим некоторые правовые проблемы законодательного регулирования осуществления административных процедур, обеспечивающих реализацию земельных прав граждан и юридических лиц и возникновение земельных споров в судах.
Одним из актуальных вопросов в земельных правоотношениях является вопрос об оформлении прав аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, из земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения в органах местного самоуправления.
Для оформления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заявителю необходимо обратиться в земельный отдел администрации по месту нахождения земельного участка и подобрать земельный участок при помощи публичной кадастровой карты либо из перечня имущества, имеющегося в муниципальном реестре недвижимости. После необходимо согласовать условия договора аренды земельного участка.
С учетом п. 1 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, Земельным кодексом и федеральными законами. Аналогичное положение содержится в ст. 22 ЗК РФ, согласно которой земельные участки могут быть предоставлены в аренду гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства могут быть предоставлены в аренду земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации.
Проблемным вопросом является то, что если на земельном участке, предоставленном в аренду, могут находиться здания и сооружения, недра, принадлежащие другим лицам на праве собственности, возникнет проблема реализации прав собственников этих объектов недвижимого имущества.
Земельный кодекс РФ определяет порядок оформления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду физическим и юридическим лицам путем проведения торгов или без проведения торгов. При этом в законодательстве четко не определена административная процедура (регламент) действий органа публичной власти, которая содержала порядок совершения управленческих действий, связанных с заключением договоров аренды земельных участков.
В связи с отсутствием нормативной регламентации административной процедуры на практике возникают проблемы оформления зе-
мельных участков при несоблюдении правил предоставления участков в собственность или в аренду [11].
Другой правовой проблемой является отсутствие необходимого кадастрового учета земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности либо в частной собственности. Наличие данной проблемы влияет на определение кадастровой стоимости земельного участка.
Исходя из анализа материалов практики применения земельного законодательства, согласно данным отчета об использовании земель в Краснодарском крае, имеющегося на сайте Управления Росрестра по Краснодарскому краю, земельный фонд Краснодарского края по состоянию на 1 января 2019 года составил 7548.5 тыс. га. Основную долю фонда составляют земли сельскохозяйственного назначения (62.5% общей площади земель) и земли населенных пунктов (8.3% от общей площади). Земли застройки составили 202.9 тыс. га, или 3.0% территории края. В собственности юридических лиц находится 1368 земельных участков, общей площадью 2485 тыс. га, ГУП - 231 участков, площадью 396.2 га [12].
В целом, порядок рассмотрения судами споров об оспаривании кадастровой стоимости определяется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Здесь можно говорить о наличии четко урегулированной юрисдикционной (судебной) административной процедуры, но не управленческой материальной административной процедуры.
Само правовое определение понятия «земельный участок» установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
С учетом данной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет определенные установленные границы.
Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации, уточнения. При этом такая индивидуализация (определение и уточнение на месте границ) означает, что земельный участок прошел процедуру кадастрового учета и ему был присвоен необходимый кадастровый номер.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в соответствии с установленными
федеральным законом требованиями, на основании которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях (п. 4 ст. 1) [13].
С учетом требований ст. 7 названного федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.
Несмотря на это, на практике часто в кадастре эти сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Обычно это относится к земельным участкам, которые ранее были учтены.
В связи с чем считаем необходимым на законодательном уровне закрепить административную процедуру государственного кадастрового учета, включая сведения о ранее учтенных и не учтенных земельных участках.
В действующем законодательстве четко не регламентирован порядок определения границ использования земли, при переносе и разделе земельного участка. Речь идет о возникновении правовых проблем, связанных с оформлением изменения границ земельных участков, площади которых ранее были изменены.
При государственной регистрации земельных участков бывшими собственниками координаты земельного участка могут быть внесены на кадастровый план неточно. При соотнесении этих координат с реальными границами можно отметить изменение границ расположения земельного участка.
В связи с чем необходимо на нормативном уровне определить процедуру изменения границ земельного участка, включая перечень документов и порядок их предоставления в административный орган.
И также немаловажной проблемой правовой регламентации является вопрос перевода земель из одной категории в другую, в частности из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов либо в иные категории земель. Это требует уточнения и закрепления на законодательном уровне административной процедуры (регламента) деятельности органов исполнительной власти по оформлению единого порядка перевода земель из одной категории в другую, в части закрепления перечня необходимых документов и порядка их рассмотрения.
Таким образом, следует вывод о том, что административные процедуры являются основ-
ным средством обеспечения земельных прав граждан и юридических лиц, при взаимоотношении с должностными лицами органов исполнительной власти и служат инструментом правовых гарантий посредством осуществления гражданского, арбитражного и административного процессов.
Список литературы
1. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. № 2. С. 114-127.
2. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 3-13.
3. Старилов Ю.Н. Управленческая и «судебная» концепция административного процесса: развитие, современное значение и взаимодействие // Вестник Воронежского государственного университета. 2005. № 1.
4. Васильева С.В. и др. Административные процедуры в экономике: проблемы совершенствования правового регулирования: Монография / Под ред. Е.В. Гриценко, О.А. Ногиной. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2010.
5. Дегтярева Е.А. Административные процедуры: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на/Д.: Ростовский юрид. институт МВД РФ, 2007.
6. Рогачева О.С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации // Административное право и процесс. 2013. № 6. С. 48-52.
7. Бабелюк Е.Г. Административные процедуры в России: развитие теоретических основ // Административные процедуры в экономике: проблемы совершенствования правового регулирования / Под ред. Е.В. Гриценко, О.А. Ногиной. СПб., 2010. С. 30-37.
8. Салищева Н.Г., Абромисова Е.О. О проблемах формирования в Российской Федерации института административной процедуры // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4 (41).
9. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. № 3. С. 5-11.
10. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.
11. Судебная практика по земельным спорам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudeb nayapraktika.ru/zemelnye-spory (дата обращения: 14.06.2020).
12. Доклад об использовании земель в Краснодарском крае за 2018-2019 год // Официальный сайт Управления Росреестра по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// frskuban.ru (дата обращения: 14.06.2020).
13. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» // Российская газета. 2007. 01 августа.
ADMINISTRATIVE PROCEDURES AS A MEANS OF ENSURING THE RIGHTS OF CITIZENS
ON THE GROUND
R.S. Tihij, E.S. Beskorovainaya
These results of scientific research are devoted to the problems of legal regulation of administrative procedures as a means of ensuring the rights of citizens to land.
Purpose: to study administrative procedures as a tool regulating the activities of executive authorities related to the implementation of land rights of citizens.
During the research, the following methods were used: dialectical method, methods of comparative legal analysis and structural analysis.
Main results of the study. The study of administrative procedures in various areas of legal relations of citizens, legal entities and individual entrepreneurs. Implementation of these legal relations can be achieved through the legal regulation of the activities of executive authorities that perform managerial functions. Administrative procedures are designed to regulate the activities of executive authorities when making managerial decisions related to the implementation of various rights and freedoms of citizens.
In this regard, administrative procedures as a tool for regulating land rights, interaction of public authorities with individuals and legal entities are considered, problems of their legal regulation are identified and ways to solve them are formulated.
The results of the research can be used as theoretical provisions of the science of administrative law, administrative process and land law. The formulated conclusions and suggestions for improving the problems of legal regulation of administrative procedures presented in this article can be used in the practice of executive authorities related to the implementation of land rights and freedoms, individuals and legal entities.
Keywords: administrative procedures, administrative process, administrative regulations, land rights, activities of executive authorities, administrative procedure, jurisdictional administrative procedure, stage of implementation of administrative procedure.
References
1. Panova I.V. Administrative process in the Russian Federation: concept, principles and types // Pravovedenie. 2000. No. 2. P. 114-127.
2. Tikhomirov Yu.A., Talapina E.V. Administrative procedures and law // Journal of Russian Law. 2002. No. 4. P. 3-13.
3. Starilov Yu.N. Managerial and «judicial» concept of the administrative process: development, modern significance and interaction // Bulletin of the Voronezh State University. 2005. № 1.
4. Vasilyeva S.V. et al. Administrative procedures in the economy: problems of improving legal regulation: Monograph / Ed. by E.V. Gritsenko, O.A. Nogina. St. Petersburg: Publishing House of the Faculty of Law of St. Petersburg State University, 2010.
5. Degtyareva E.A. Administrative procedures: Dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Rostov on/D.: Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2007.
6. Rogacheva O.S. From administrative regulations to administrative procedures: setting the task and ways of its practical implementation // Administrative Law and Process. 2013. No. 6. P. 48-52.
7. Babelyuk E. G. Administrative procedures in Russia: the development of theoretical foundations // Administrative procedures in the economy: problems of improving legal regulation / Ed. E.V. Gritsenko, O.A. No-ginoy. SPb., 2010. P. 30-37.
8. Salishcheva N.G., Abromisova E.O. On the problems of the formation of the Institute of Administrative Procedure in the Russian Federation // Constitutional Law: Eastern European Review. 2002. No. 4 (41).
9. Bartsits I.N. Priority directions of improving administrative procedures // State and Law. 2008. No. 3. P. 5-11.
10. Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ of October 25, 2001 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 44. Art. 4147.
11. Judicial practice on land disputes [Electronic resource]. Access mode: https://sudebnayapraktika.ru/ zemelnye-spory (Date of access: 14.06.2020).
12. Report on the use of land in the Krasnodarsky Krai for 2018-2019 // Official website of the Rosreestr Administration for the Krasnodar Territory [Electronic resource]. Access mode: https://frskuban.ru (Date of access: 14.06.2020).
13. Federal Law No. 221-FZ of July 24, 2007 «On cadastral activity» // Rossiyskaya Gazeta. 2007. August 01.