Научная статья на тему 'Правовое регулирование возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в контексте реформирования гражданского законодательства'

Правовое регулирование возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в контексте реформирования гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2479
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законотворчество / гражданское право / право собственности / земельные участки / law-making / civil law / title / land plots

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Дарков

Процессы формирования в России новой экономической и правовой основы взаимодействия предпринимателей, представителей органов власти и структур общественного контроля, а также разработка и внедрение качественно новой системы элементов административного регулирования управления экономикой обусловливают острую потребность комплексной модернизации правового регулирования. Право собственности и иные вещные права на земельные участки традиционно являются одним из наиболее значимых и интересных объектов гражданско-правового регулирования в контексте реформирования гражданского законодательства, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга правоприменительной и правореализационной практики в данной сфере. При этом условием эффективности этих изменений является использование как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта гражданско-правового регулирования отношений в сфере гражданского оборота земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of appearance of title and other rights in rem in respect of the land plots in the context of forming of civil legislation

Processes of formation in Russia of new economic and legal basis of cooperation of entrepreneurs, representatives of public authorities and structures of public control, and development and implementation of qualitatively new system of elements of administrative regulation of economy management show a critical need for complex modernization of legal regulation. Title and rights in rem in respect of the land plots are traditionally one of the most important and interesting objects of civil regulation in the context of reforming of civil legislation, which shows the need in constant monitoring of law-enforcement and right-enforcement practices in this field. At the same time, usage of both traditional and innovative Russian and foreign experience in civil regulation of relations in the field of civil transactions with land plots is the condition of efficiency of these changes.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в контексте реформирования гражданского законодательства»

УДК 347.233.2 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10117

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Александр Александрович ДАРКОВ,

доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству, Вице-президент Российского юридического клуба, кандидат юридических наук, E-mail: darckov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Процессы формирования в России новой экономической и правовой основы взаимодействия предпринимателей, представителей органов власти и структур общественного контроля, а также разработка и внедрение качественно новой системы элементов административного регулирования управления экономикой обусловливают острую потребность комплексной модернизации правового регулирования.

Право собственности и иные вещные права на земельные участки традиционно являются одним из наиболее значимых и интересных объектов гражданско-правового регулирования в контексте реформирования гражданского законодательства, что обусловливает необходимость постоянного мониторинга правоприменительной и правореализационной практики в данной сфере.

При этом условием эффективности этих изменений является использование как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта гражданско-правового регулирования отношений в сфере гражданского оборота земельных участков.

Ключевые слова: законотворчество, гражданское право, право собственности, земельные участки.

Annotation. Processes of formation in Russia of new economic and legal basis of cooperation of entrepreneurs, representatives of public authorities and structures of public control, and development and implementation of qualitatively new system of elements of administrative regulation of economy management show a critical need for complex modernization of legal regulation.

Title and rights in rem in respect of the land plots are traditionally one of the most important and interesting objects of civil regulation in the context of reforming of civil legislation, which shows the need in constant monitoring of law-enforcement and right-enforcement practices in this field.

At the same time, usage of both traditional and innovative Russian and foreign experience in civil regulation of relations in the field of civil transactions with land plots is the condition of efficiency of these changes.

Keywords: law-making, civil law, title, land plots.

Исследования современного правового регулирования оснований возникновения вещных прав на земельные участки в условиях постреформенного состояния современного гражданского законодательства должно содержать ответы на следующие вопросы:

Как сочетается земельно-правовое и гражданско-правовое регулирование возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки?

Каковы особенности правового регулирования возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в соответствии с современным гражданским законодательством?

Каковы особенности современной судебной практики по спорам о праве собственности на земельные участки?

Как в современных условиях осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, сведения о местоположении гра-

№ 3/2019

ниц которых исключены из ЕГРН по решению суда?

Прежде всего, остановимся на проблеме сочетания земельно-правового и гражданско-правового регулирования возникновения права собственности и иных вещных прав на земельные участки.

Хотя данной теме посвящено значительное количество научных публикаций и иных научных исследований, она не теряет своей актуальности, особенно в контексте реформирования гражданского законодательства. С позиций теории права данная тема отражает проблему сочетания элементов публичного и частного права.

В статье 25. Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) говорится, что «права на землю возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»...

2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

3. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков»1.

Будучи имущественными правами, вещные права на землю (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут), право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом следует отметить, что регулирование возникновения и прекращения прав на земельные участки в известной степени ограничивается положением ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), в соответствии с которой: «земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах»2.

Особенностью современного российского земельного законодательства является то, что регулирование отношений по приобретению и ре-

ализации прав на землю (гражданско-правовая составляющая) различается в зависимости от закрепленных законом критериев (основного вида использования земли, расположения на ней недвижимости и др.) (земельно-правовой элемент).

Например, ЗК РФ устанавливает разный порядок приобретения прав на землю в зависимости от того, приобретается ли участок для строительства или для других целей. Кроме того, законодательством установлен ряд специальных норм о приобретении и использовании земельных участков в зависимости от того, к какой категории они принадлежат (регулирование отношений по приобретению прав на земли сельскохозяйственного назначения).

Важной особенностью действующего земельного законодательства можно считать установление особого порядка приобретения и реализации прав на земельные участки лицами, обладающими правом собственности или иными вещными правами на недвижимое имущество, на них (участках) расположенное.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях имеет комплекс оснований.

Вышеизложенное приводит к выводу, что права на земельные участки возникают по основаниям и в соответствии с принципами, определенными гражданским законодательством, однако федеральными земельными законами в соответствии с принципами, установленными земельным законодательством, круг субъектов может быть ограничен.

Также федеральными земельными законами может быть ограничен оборот земельных участков согласно ст. 27 ЗК РФ. Это означает, что право собственности физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, субъектов РФ на ряд предусмотренных ЗК РФ земель возникнуть не может.

Воздействие на регулирование процесса возникновения прав на землю оказывают не только нормы гражданского законодательства. Возникновение или прекращение прав на землю может регулироваться нормами лесного и водного законодательства, а также законодательства о недрах. Однако нормы, устанавливаемые нормативными актами этих отраслей, не могут вступать в противоречие с общими положениями земельного законодательства.

Обратимся к анализу норм гражданского законодательства.

№ 3/2019

Помимо общих положений о приобретении прав на земельные участки, законодательством установлены и особые нормы, определяющие как первоначальные, так и производные основания возникновения отдельных видов прав на землю. Например, ст. 218 ГК РФ установлены основания для приобретения права собственности на имущество как имеющее собственника, так и не имеющее собственника.

Производное право собственности на земельные участки, которые имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица.

При первоначальных основаниях, если до этого собственника не было, собственник его неизвестен или отказался от имущества либо утратил на него право собственности по иным основаниям, на такое имущество возможно приобретение права собственности по основаниям, предусмотренным законом.

В качестве такого основания предусмотрен институт приобретательной давности, который при наличии обстоятельств, указанных в ст. 234 ГК РФ, может быть распространен и на приобретение прав на земельные участки. При реализации указанной нормы ГК РФ следует помнить, что на основании приобретательной давности возможно приобретение права собственности не на все земли, а только на такие, которые приобретают статус бесхозяйной вещи в соответствии со ст. 53 ЗК РФ. Это связано с тем, что в Российской Федерации признана презумпция нахождения земель в государственной собственности, если на нее не установлена собственность частная или муниципальная (ст. 214 ГК РФ).

Примером тесной взаимосвязи норм земельного и гражданского права является также и то, что земельным законодательством установлен ряд положений, которые, хотя и не выходят за рамки общего перечня оснований возникновения имущественных прав, установленных ГК РФ, предусматривают возможность (либо обязанность) приобретения прав на землю из особой совокупности юридических фактов.

Так, ЗК РФ допускается оформление права собственности физическими лицами, использовавшими земельные участки до вступления в силу ЗК РФ, — на основании права пожизненного наследуемого владения (ст. 21 ЗК РФ), постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ).

Нужно отметить, что в ходе реализации норм о приобретении прав на земельные участки законом установлены не только право, но и обязанность лица, использующего земельный участок, надлежащим образом оформить права на него. Это означает, что при заключении сделки или принятии в пользу лица судебного решения (например, о признании права на земельный участок) лицо обязано осуществить государственную регистрацию права (перехода права, если речь идет о праве собственности) или государственную регистрацию договора, на основании которого используется земля, если такая регистрация предусмотрена законом. В противном случае лицо, использующее землю без оформленных надлежащим образом документов, может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)3.

Требования к осуществлению государственного кадастрового учета в отношении земельного участка определены федеральным законом. С 1 января 2017 г. порядок осуществления государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (далее — Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов (ч. 1 ст. 26, п. 3 ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 64, ст. 65 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ описание местоположения относится

№ 3/2019

к числу основных сведений об объекте недвижимости. На основании ст. 7 Закона № 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее — Порядок № 943).

Законом № 218-ФЗ и Порядком № 943 предусмотрено изменение основных характеристик объекта недвижимости при одновременном внесении в ЕГРН новых сведений об этом объекте недвижимости (равно как и в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2017 г.).

Согласно Закону № 218-ФЗ орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, именуется органом регистрации прав (ч. 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ). Отметим, что понятие «орган кадастрового учета» действующим законодательством не используется.

Анализ судебной практики применения законодательства о вещных правах на земельные участки позволяет сделать следующие выводы4.

1. Одними из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу п. 1 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ)5 являются правоустанавливающие документы на земельный участок. Разрешая споры, суды признают таким документом прошедший государственную регистрацию договор аренды земельного участка. При этом предметом договора аренды является земельный участок с разрешенным видом использования (целевым назначением) «для организации отдыха населения».

Делая выводы о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка на вид «для строительства объектов для организации отдыха населения» путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, суды не учитывают, что ЗК РФ установлены различный порядок и процедуры для предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

2. Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства урегулирована положениями статей 30, 31, 32 ЗК РФ, и ее соблюдение необходимо в целях обеспечения эффективности, справедливости,

публичности предоставления таких земельных участков.

3. Если лицо в целях приобретения земельного участка в собственность неоднократно подавало заявки о его выкупе, то при определении цены выкупаемого имущества необходимо исходить из наличия по ним единой воли и интереса в заключении договора купли-продажи, поведении лица в достижении по ним результата.

Одним из наиболее актуальных вопросов современной судебной практики в изучаемой сфере является порядок осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, сведения о местоположении границ которых исключены из ЕГРН по решению суда.

К числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета является, в числе прочих документов, вступивший в законную силу судебный акт (п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ), а также, в отношении земельного участка, межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 13 ст. 22 Закона № 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее — Требования № 921)6.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»7, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП (с 1 января 2017 г. — Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН)), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

Следовательно, в решении суда, предусматривающем необходимость исключения из ЕГРН сведений о такой основной характеристике объекта недвижимости, как местоположение границ земельного участка, полагаем, должно также содержаться указание органу регистрации прав на необходимость внесения в ЕГРН соответствующих новых сведений о местоположении границ данного земельного участка.

№ 3/2019

«Если в резолютивной части судебного решения содержатся ссылки на межевой план земельного участка, иной документ, содержащий сведения о «правильных» значениях координат характерных точек границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого подлежат исключению из ЕГРН, либо смежного с ним земельного участка, данный документ при наличии такого решения суда может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений (внесения новых сведений) в отношении соответствующего земельного участка»8.

Если в решении суда отсутствует указание на обязанность органа регистрации прав совершить соответствующие учетные действия (например, только удовлетворены требования истца об исключении сведений о местоположении границ земельного участка из ЕГРН), оно может являться основанием для подготовки заявителем межевого плана соответствующего земельного участка в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ и Федеральным законом «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (далее — Закон № 221-ФЗ)9.

Отметим также, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. № 32-КГ16-29 признание недействительными результатов установления границ земельных участков (как при межевании — до 1 марта 2008 г., так и при выполнении кадастровых работ — после 1 марта 2008 г.), в том числе в связи с наличием допущенной при таком установлении границ ошибки, само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца — правообладателя смежного земельного участка, суд при рассмотрении дела должен разрешить спор по существу и определить надлежащий способ восстановления нарушенного права истца.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. При этом далеко не все эти юридические факты могут служить основанием для возникновения вещных прав на земельные участки.

Права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Из сделки могут возникнуть право собственности на земельный участок, права и обязанности арендатора и арендодателя — по договору аренды земельного участка и права пользователя — по договору о передаче участка в безвозмездное срочное пользование.

Также право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Акт (решение) органа государственной власти или местного самоуправления в данном случае является основанием для возникновения права постоянного бессрочного пользования, права собственности (в процессе приватизации), права безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Как уже отмечалось в настоящей статье, права на земельные участки могут возникнуть также из судебного акта (решения), установившего гражданские права и обязанности. В этом случае права на земельный участок могут быть признаны судом, если из доказательств, представленных суду, следует, что это право принадлежало (либо принадлежит) лицу на том или ином основании. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей.

При этом очевидно, что предоставление земельных участков в собственность или на основании иного права не входит в компетенцию суда. Но суд может вынести решение, обязывающее соответствующие органы предоставить земельный участок в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Помимо оснований возникновения вещных прав, установленных гражданским законодательством, существуют и основания, предусмотренные земельным законодательством. К ним относятся нормы статей 20 и 21 ЗК РФ о праве граждан и юридических лиц закрепить земельные участки, используемые ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, в собственность

№ 3/2019

или заключить договор аренды; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Одна из наиболее существенных процедур, опосредующих возникновение федеральной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, — разграничение государственной собственности на землю, которое осуществляется по основаниям, предусмотренным Земельным и Водным кодексами РФ.

Право государственной или муниципальной собственности на земельные участки может также возникнуть и в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства (ст. 44 ЗК РФ), конфискации земельного участка (ст. 50 ЗК РФ), реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В данном случае основанием возникновения права государственной собственности являются решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом и одним из важнейших элементов возникновения вещных прав является их государственная регистрация. Но и здесь можно констатировать сочетание норм гражданского и земельного права.

Например, основанием приобретения права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка является решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении его пользователю такого права согласно ст. 20 ЗК РФ.

Согласно ст. 21 ЗК РФ земельные участки не предоставляются гражданам на праве пожизненного наследуемого владения с момента вступления в силу ЗК РФ. В связи с этим ст. 265 «Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком» ГК РФ не применяется.

Нужно отметить, что и право пожизненного наследуемого владения, и право постоянного (бессрочного) пользования переходят к приобретателю недвижимости, расположенной на земельном участке, принадлежавшем прежнему владельцу недвижимости на основе или права постоянного (бессрочного) пользования, или

права пожизненного наследуемого владения соответственно (ст. 35 ЗК РФ).

Статьей 271 ГК РФ также устанавливается, что при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

При переходе права постоянного бессрочного пользования земельного участка, при упомянутых выше обстоятельствах, лицу, не указанному в ст. 20 ЗК РФ в качестве допустимых правообладателей, следует приобрести земельный участок в собственность или заключить договор аренды в соответствии со статьями 20, 36 ЗК РФ, а также ст. 3 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ.

Характерным примером сочетания правового регулирования является сервитут. Основания возникновения права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) установлены земельным (ст. 23 ЗК РФ) и гражданским (ст. 274 ГК РФ) законодательством. Основанием возникновения утвержденного ЗК РФ публичного сервитута является решение органа государственной власти или местного самоуправления. Основанием же возникновения частного сервитута по ГК РФ выступает соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Если соглашение об установлении и условиях сервитута не достигнуто, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Соглашение заключается, как правило, по инициативе собственника того земельного участка, в пользу которого предполагается установить сервитут.

Что касается права аренды и субаренды земельного участка, то они возникают на основании, соответственно, гражданско-правовых договоров аренды или субаренды. Данные права возникают также у лиц, приобретающих эти права на основании сделки по распоряжению правом аренды или правом субаренды (ст. 22 ЗК РФ).

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования является либо решение соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления, предоставляющего земельный участок, либо дого-

№ 3/2019

вор, если земельный участок передается в пользование физическим или юридическим лицом — собственником земли.

Если гражданское законодательство, регулирующее, в первую очередь, имущественные правоотношения, устанавливает основания для возникновения и прекращения вещных прав на недвижимость, то, согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами»10.

Характеризуя в целом соотношение земельно-правового и гражданско-правового регулирования оснований возникновения вещных прав на земельные участки, можно констатировать сложность и неоднозначность данного процесса. Это вызвано наличием комплексных, глубинных взаимосвязей между этими двумя важнейшими отраслями российского законодательства.

Таким образом, проанализировав нормы современного гражданского и земельного законодательства, можно прийти к выводу о необходимости достижения единообразия правового регулирования в данной области. Возможно, одним из путей преодоления имеющихся противоречий могло бы стать включение в состав ГК РФ отдельной главы о вещных правах, которая в свое время была разработана, но не была опубликована, учитывающей опыт правоприменения норм гражданского и земельного права.

1 Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 1Э6-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2019 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2 Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16.01.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. № 4. 2018 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 г.) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314991/

5 См.: Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (действ. ред.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_314991/

6 Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. № 921 // СПС «Консультант Плюс»

7 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // СПС «Консультант Плюс»

8 Согласно правовой позиции, изложенной в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП (с 1 января 2017 г. — Единый государственный реестр недвижимости), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

9 См.: Закон № 218-ФЗ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

10 Земельный кодекс РФ...

№ 3/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.