Научная статья на тему 'Правовое регулирование обеспечения информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Правовое регулирование обеспечения информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / РАЗНОВИДНОСТИ ПОДДЕРЖКИ / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / INFORMATION SUPPORT / BUSINESS ACTIVITY / BUSINESS ENTITY / TYPES OF SUPPORT / DEVELOPMENT OF INFORMATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рустамов Павел Анварович

В настоящей статье автор делает попытки разобраться в системе информационной инфраструктуры, декларированной в законодательном массиве, создающей условия для развития экономики Российской Федерации, в частности малого и среднего предпринимательства. Автор демонстрирует уровень внедренности современных информационных технологий в экономические процессы, проходящие с участием вышеописанных субъектов. Автор приходит к выводу о том, что роль информации и информационных технологий в современных реалиях крайне высока, потому что именно они стали образующими элементами в сфере управления деятельности хозяйствующих субъектов, а также критерием, позволяющем контролировать бизнес, следовательно, повышать его добросовестность и транспарентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рустамов Павел Анварович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PROVIDING INFORMATION SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS ENTITY

In this article, the author attempts to understand the system of information infrastructure declared in the legislative array, which creates conditions for the development of the economy of the Russian Federation, in particular small and medium-sized businesses. The author demonstrates the level of implementation of modern information technologies in the economic processes that take place with the participation of the above-described subjects. The author concludes that the role of information and information technologies in modern realities is extremely high, because they have become the forming elements in the management of business entities, as well as a criterion for controlling business, therefore, increasing its integrity and transparency.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обеспечения информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Правовое регулирование обеспечения информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Рустамов Павел Анварович,

студент, кафедра компьютерного права и информационной безопасности, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова E-mail: pavel.rustamov@inbox.ru

В настоящей статье автор делает попытки разобраться в системе информационной инфраструктуры, декларированной в законодательном массиве, создающей условия для развития экономики Российской Федерации, в частности малого и среднего предпринимательства. Автор демонстрирует уровень вне-дренности современных информационных технологий в экономические процессы, проходящие с участием вышеописанных субъектов. Автор приходит к выводу о том, что роль информации и информационных технологий в современных реалиях крайне высока, потому что именно они стали образующими элементами в сфере управления деятельности хозяйствующих субъектов, а также критерием, позволяющем контролировать бизнес, следовательно, повышать его добросовестность и транспарентность.

Ключевые слова: информационная поддержка, предпринимательская деятельность, хозяйствующий субъект, разновидности поддержки, развитие информационной инфраструктуры.

Международное общество, в том числе и российское, в настоящее время переживает четвертую информационную революцию, которая характеризуется появлением персонального компьютера, и как логическое следствие, развитием информационно-телекоммуникационной системы «Интернет» (стоит упомянуть, что принципы построения сети Интернет, которые легли в основу дальнейшего развития технологий, были впервые опробованы в сети военного характера ARPANET). Именно «Интернет» начинает играть важную роль при осуществлении бизнес-процессов. Он упрощает жизнь предпринимателей, сохраняя их время, которое они могут потратить на ведение своего дела и развитие отрасли экономики в целом. Поэтому, неудивительно, что государство уделяет внимание проблематике развития информационных технологий для предпринимателей, ведь чем лучше дела обстоят в частном секторе экономике, тем лучше проходят процесс аккумулирования обязательных платежей, в первую очередь, налогов. В призме тематики статьи, вопрос развития информационно-телекоммуникационной системы «Интернет», по мнению автора, стоит рассматривать как источник информации о деятельности субъектов хозяйствования, способствующей повышению транспарентности. В целях аргументации вышеописанного положения, можно обратиться к нормам Федерального закона № 129-ФЗ от 2001 года [1], в частности, статьи 4, 5, 6.

Положения статьи 4 гласят о принципах ведения реестров. Согласно данной норме, государственные реестры содержат подробную информацию о юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях. Для подробного изучения вопроса следует рассматривать изложенную норму в совокупности с положениями статей 5 и 6. Статья 5 формирует перечень сведений, которые вносятся в реестры, а пункт 1статьи 6 провозглашает информацию открытой и общедоступной, за исключением некоторых сведений, указанных в нормативно-правовом акте. В целях исполнения положения Закона были созданы Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Функции по ведению данных реестров возложены на Федеральную налоговую службу.

Информационная разновидность поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не ограничивается вышеописанным. Также в качестве поддержки осуществляется ведение реестра организаций, образующих инфраструктуру для оказания помощи субъектам малого

5 -о

сз

<

и среднего предпринимательства. Реестр ведет АО «Корпорация МСП» (Акционерное общество «Корпорация МСП» создано Указом Президента Российской Федерации) [2]. В качестве примера, можно привести организацию из реестра - Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки предпринимательства Смоленской области», организация оказывает консультационную поддержку (консультационные услуги по вопросам финансового планирования, правового обеспечения, информационного сопровождения и иные). Организации из перечня оказывают финансовую, имущественную, консультационную и иные виды поддержек.

Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что информационно-телекоммуникационная система «Интернет» предоставляет свободный доступ к информации об оборотах товаров (работ, услуг), которые производятся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также об их финансовом состоянии. Что, с одной стороны, упрощает работу Федеральной налоговой службы по осуществлению государственной политики в рамках налогового контроля, с другой стороны, усложняет ее, так как остается вопрос добросовестного поведения объекта контроля. В корреляции с показателями об оборотах товаров (работ, услуг), которые производят субъекты малого и среднего предпринимательства, проходит сфера публичных закупок [3], в которой тоже огромное значение играет сеть «Интернет». Так, статья 4 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что для информационного обеспечения контрактной системы ведется централизованная информационная система [4], задачей которой является формировать, обрабатывать, хранить и предоставлять данные, а также осуществлять контроль за соответствием информации, включенной в план-график; информации, содержащийся в извещениях об осуществлении закупок; в документации о закупках и другие разновидности информации из перечня Закона. Тем самым это обеспечивает исполнение законодательства о защите конкуренции [5], поддерживая и развивая добросовестную конкуренцию. Порядок функционирования информационной системы устанавливается Правительством Российской Федерации.

В систему информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства входит информация о государственных и муниципальных программах (подпрограммах) [6]. Данное явления является значительным, потому что позволяет осуществлять контроль, получать информацию о фактическом исполнении программ, а также способствует повышению ответственности власти в силу того, что установлены четкие сроки и описание программ, размещенные в об— щедоступном формате.

2 В силу специфики работы можно дополнить статью еще одной разновидностью поддержки -° консультационная. Консультационную поддержав ку осуществляют органы государственной вла-

сти и органами местного самоуправления. Статья 20 Закона [7] описывает виды консультационной поддержки - создание организации, обеспечение их деятельности, а также возмещения затрат на оплату консультационных услуг. Несмотря на расплывчатое определение последнего положения, на практике компенсация может быть осуществлена в отношении затрат по оказанию консультационных услуг, только организациям, формирующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что данное положение имеет двоякую правовую природу поскольку компенсация затрат, осуществленных на оказание такой поддержки, можно рассматривать как разновидность финансовой поддержки, оказываемой государством в рамках исполнения 209-ФЗ.

Стоит отметить, что в настоящее время уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства достаточно высок. В подтверждение тезиса автора можно привести пример перечень объектов государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных права субъектов малого и среднего предпринимательства). Субъектам предоставлен такой перечень объектов, которые могут быть переданы субъектам малого и среднего предпринимательства на возмездной основе, безвозмездной основе либо на льготных условиях для осуществления своей хозяйственной деятельности. Данное положение включается в систему информационной поддержки и демонстрирует уровень развития такой поддержки в Российской Федерации.

В системе инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности главенствующую роль играют органы государственной, региональной и муниципальной власти, поскольку именно они ответственны за разработку и реализацию проектов по созданию информационных систем, обеспечивающих исполнение соответствующих норм законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль информации как любых сведений независимо от формы их предоставления [8] в сфере оказании поддержки субъектам предпринимательства, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, крайне высока, потому что именно она является образующим элементом в сфере управления деятельности хозяйствующих субъектов, а также критерием, позволяющем контролировать бизнес, а следовательно повышать его добросовестность и транспарентность.

Литература

1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (дата обращения 15.03.20) // СПС Консультант-Плюс.

2. Указ Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» (дата обращения 15.03.20) // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (дата обращения 15.03.20) // СПС КонсультантПлюс.

4. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ home.html

5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (дата обращения 15.03.20) // СПС КонсультантПлюс.

6. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/su bActюnsUst?gpId=15&pgpId=823E30F2-5B66-4Е3А-84В1-9В301293472В

7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (дата обращения 15.03.20) // СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (дата обращения 15.03.20) // СПС КонсультантПлюс.

LEGAL REGULATION OF PROVIDING INFORMATION SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS ENTITY

Rustamov P.A.

Moscow State University

In this article, the author attempts to understand the system of information infrastructure declared in the legislative array, which creates conditions for the development of the economy of the Russian Federation, in particular small and medium-sized businesses. The author demonstrates the level of implementation of modern information technologies in the economic processes that take place with the participation of the above-described subjects. The author concludes that the role of information and information technologies in modern realities is extremely high, because they have become the forming elements in the management of business entities, as well as a criterion for controlling business, therefore, increasing its integrity and transparency.

Keywords: information support, business activity, business entity, types of support, development of information infrastructure.

References

1. Federal law of 08.08.2001 № 129-FZ «On state registration of legal entities and individual entrepreneurs» (accessed 15.03.20) // SPS ConsultantPlus.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 05.06.2015 № 287 «On measures for the further development of small and medium-sized businesses» (accessed 15.03.20) // SPS Con-sultantPlus.

3. Federal law of 05.04.2013 № 44-FZ «on the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» (accessed 15.03.20) // SPS ConsultantPlus.

4. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

5. Federal law of 26.07.2006 № 135-FZ «On protection of competition» (accessed 15.03.20) // SPS ConsultantPlus.

6. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subAction-sList?gpId=15&pgpId=823E30F2-5B66-4E3A-84B1-9B30129 3472B

7. Federal law of 24.07.2007 № 209-FZ «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» (accessed 15.03.20) // SPS ConsultantPlus.

8. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ «On information, information technologies and information protection» (accessed 15.03.20) // SPS ConsultantPlus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.