Gugelev A.V., Chistyakova S.V. (2016) Issledovaniye organizatsionnoy kul'tury Saratovskogo sotsial'no-ekonomicheskogo instituta (filiala) Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im G.V. Plekhanova [A Study of the Organizational Culture of Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University] // Sovremennaya ekonomika i upravleniye: podkhody, kontseptsii, modeli : mater. II Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. / [red. kollegiya: M,I, Abramova (otv. red.), Ye.V. Maslennikova, A.M. Petrov] [Modern Economy and Management: Approaches, Concepts, Models: papers from II International conference [Ed. M. I. Abramova, E.V. Maslennikova, A.M. Petrov]. Saratov : SSEI REU im. Plekhanova. P. 146-149.
5. Лалу Ф. Открывая организации будущего. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016
Laloux F. (2016) Otkryvaya organizatsii budushchego [Starting Organizations of the Future]. Moscow : Mann, Ivanov i Ferber.
6. Чистякова С.В., Гугелев А.В. Инструменты оценки организационной культуры ССЭИ (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова глазами преподавателей и сотрудников института // Перспективы развития предприятий реального сектора экономики в современных условия : матер. Междунар. (очно-заочной) науч.-практич. конф. «Бенцманские чтения - 2016». Саратов : ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 131-135-
Chistyakova S.V., Gugelev A.V. (2017) Instrumenty otsenki organizatsionnoy kul'tury SSEI (filiala) REU im. G.V. Plekhanova glazami prepodavateley i sotrudnikov instituta [Tools for Assessing the Organizational Culture of Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University ] // Perspektivy razvitiya predpriyatiy real'nogo sektora ekonomiki v sovremennykh usloviya : mater. Mezhdunar. (ochno-zaochnoy) nauch.-praktich. konf. «Bentsmanskiye chteniya - 2016» [Prospects for the development of the real sector in modern economy: papers from International scientific-practical conference "Bentzman Readings - 2016"]. Saratov : SSEI (filial) REU im. G.V. Plekhanova. P. 131-135.
УДК 338
роль государственных механизмов в системе информационной безопасности в развитии малых форм бизнеса
ROLE OF STATE MECHANISMS IN THE SYSTEM OF INFORMATION SECURITY IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES
Баканова Елена Николаевна
Bakanova Elena Nikolaevna
аспирантка, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
postgraduate student, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена определению роли информационной безопасности в развитии малых форм бизнеса в Российской Федерации. Цель - проанализировать действующие информационные ресурсы различных
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
структур и органов государственных систем и власти, предоставляемых в открытом доступе интернет-ресурсов, рассмотреть возможность эффективного их использования в целях безопасности и информационной поддержки, раскрыть значимость и важность понятия информационной безопасности. В статье проведена работа по сбору и анализу использования бесплатных интернет-ресурсов как возможных источников получения информации и данных для успешного и безопасного планирования, развития и ведения различных форм малого бизнеса.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационная поддержка, малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе, инфраструктура поддержки малого бизнеса.
The article focuses on defining the role of information security in the development of small forms of business in the Russian Federation. The article aims to analyze the current information resources of various state structures and agencies that can be openly accessed via Internet, to consider their usefulness for security and information support reasons, and to reveal the significance and importance of the concept of information security. The article presents an overview and analysis of using free online resources as possible sources of information and data for successful and safe planning, development and conducting various forms of small business.
Keywords: information security, information support, types of small businesses in agro-industrial complex, small business support infrastructure.
Сегодня тема информационной безопасности для малых форм бизнеса как никогда актуальна. Многие начинающие свой бизнес предприниматели, да и действующие, со стажем, ежедневно сталкиваются с недостаточностью информационного обеспечения с целью обезопасить и защитить свой бизнес от конкурентов, кому-то недостаточно информации о «добропорядочности» контрагентов, кто-то теряет идею на этапе стартапа от «утечки» информации из-за отсутствия информационного барьера, потому что кто-то из окружения копирует идею, оперативнее в стратегии, лучше профинансирован и становится более успешным конкурентом. Сложно не согласиться с общеизвестными фактами успешного бизнеса в мировой практике и не только, когда идея бизнеса была всего лишь скопирована и применена улучшенная тактика с учетом ошибок и погрешностей опыта «идеологического родителя».
Вопросов для дискуссий на эту тему действительно много, но в этой статье хотелось бы уделить особое внимание и провести анализ существующих информационных и государственных ресурсов, которые начинающие и действующие предприниматели могут использовать как источник или информационно-фискальную базу данных. Ведь в действительности иногда реальная ситуация успешного предпринимательства порой складывается так, что идея изначально выбрана удачно -«по случаю», благоприятно сложились внешние факторы, определяющие потребности рынка, удачно подобраны компетентные и грамотные трудовые ресурсы, сопутствует «комфортный» налоговый «режим», да и просто благоприятные климатические условия. В условиях стабильно работающего и успешного бизнеса предприниматели, пройдя естественный селекционный рыночный отбор,
рискуют расслабиться, потерять нить рыночной мобильности своевременного реагирования на изменяющиеся внешние факторы, диктующие успешность бизнеса. Так, к примеру, произошло во время кризисов 2008 г. и 20132015 гг., когда «остались в живых» те, кто успел вовремя мобилизоваться, реорганизоваться и перенастроиться на совершенно неподконтрольную и непрогнозируемую изменяющуюся внешнюю рыночную ситуацию. Но и они, выжившие, успешно-стабильные в условиях благоприятно-спокойного рынка, рискуют оказаться жертвой либо недобросовестного контрагента при совершении каких-либо сделок, либо просто понести убытки или недополучить финансовую выгоду из-за несвоевременной информированности в существующих обновляющихся финансово-кредитных системах и режимах налогообложения, видах льготного кредитования и финансирования.
И здесь к группе с наибольшим фактором риска можно отнести малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе в сельской местности, ведь они больше всех страдают от финансовой неграмотности и недостатка квалифицированных финансово-грамотных специалистов на селе. Фермер думает о том, как успеть вовремя провести сезонно-полевые работы, а затем переработать и реализовать урожай и продукцию. Вопросы финансового обеспечения и финансового сопровождения фермерства на селе зачастую отходят на второй план и становятся актуальными тогда, когда необходимо выплатить заработную плату наемным рабочим, заплатить налоги в бюджет или получить субсидию из бюджета по результатам финансового года.
Фермерские хозяйства зачастую страдают от того, что проводятся недостаточно грамотное и своевременное финансовое планирование
Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)
и распределение финансовых потоков. Достаточно часто начинающий фермер не в состоянии самостоятельно грамотно спланировать и спрогнозировать потребности в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, поэтому при анализе финансовых потоков можно наблюдать картину переплат по кредитам действующих заемных средств, налогам и отчислениям из-за неправильно выбранного налогового режима. Этот и многие другие вопросы, связанные с обеспечением информацией и финансовой грамотностью, в статье ассоциируются и связываются с информационной безопасностью, с созданными механизмами и инструментами государственной поддержки малого бизнеса. И в этой ситуации предпринимателям было бы правильным ставить перед собой и организацией задачи целенаправленно использовать существующие механизмы в информационной среде, обеспечивающие ее эффективное функционирование и динамичное развитие.
Правовые отношения, регулирующие доступ физических и юридических лиц Российской Федерации к возможности осуществления «поиска и получения любой информации в любых формах и из любых источников» и ее использования, определены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (редакция от 3 июля 2016 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 августа 2016 г.) определена информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: «оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных» [3] ресурсов и обеспечения их доступности в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2016 г. Корпорацией МСП создана и начала работу в интернете информационно-аналитическая система Бинес-навигатор МСП с целью оказания предпринимателям информационной и маркетинговой поддержки. Она содержит маркетинговый инструментарий,
предназначенный для уменьшения рыночных рисков при организации или развитии бизнеса в «массовом» сегменте способом выявления доступных рыночных сегментов и расчета на системной основе возможностей продаж и финансово-экономических показателей [4]. Это бесплатный интернет-ресурс, в котором содержится сводная информация об инфраструктуре поддержки малых форм хозяйствования, сведения, позволяющие проверить контрагентов и получить информацию об опыте работы компании, а также об исполненных договорах и контрактах, дает возможность расчета бизнес-планов. Одной из основных функций Бизнес-навигатора МСП является осуществление доступа режиме «одного окна» к информации о всех видах муниципальной, региональной и федеральной поддержки предпринимателей, кредитно-финансовых продуктах.
С 1 августа 2016 г. на информационном интернет-ресурсе Федеральной налоговой службы [2] России начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в который вносится вся информация о хозяйствующих организациях, работающих в этой сфере, и в том числе о субъектах малых форм хозяйствования аграрного сектора предпринимательства. Реестр позволяет получать в открытом доступе достоверную информацию о региональной принадлежности; контактную информацию - телефон, адрес электронной почты, наличие сайта в интернете; отнесении к категории микро-, малого или среднего бизнеса; статусе хозяйствующего субъекта: действующий или приостановлена деятельность, находится в стадии реорганизации или банкротства, прекращена; основном и дополнительных видах деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; сведения о соответствии производимой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции; сведения о наличии у субъекта контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ; другие сведения.
Также на информационном портале интернет-ресурса Федеральной налоговой службы России можно проверить риски своего бизнеса: «проверь себя и контрагента», где можно получить информацию о дисквалифицированных субъектах, адрес регистрации, сведения о наличии и/или отсутствии налоговой задолженности и/или не представляющих налоговую отчетность более одного года; информацию о реорганизации, приостановлении деятельности
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
или прекращении и по какой причине; другую информацию, которая может оказать на предпосылки о рисках партнерства с субъектом.
Информационный интернет-ресурс Нотариальной палаты России [5] дает возможность получить сведения по проверке подлинности доверенностей на третьи лица и ее реквизитов, а для проверки сведений чистоты сделки с движимым имуществом при наличии информации о собственнике дает возможность получения сведений об имеющихся обременениях на заложенное ранее движимое имущество.
Получить информацию об обременениях на недвижимое имущество можно на информационном ресурсе Росреестра из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который дает возможность отслеживать все изменения, затрагивающие объекты недвижимости [1].
Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России [6] дает возможность получить сведения о наличии/отсутствии исполнительных производств в отношении физических и юридических лиц, которые могут выступать потенциальными контрагентами в виде дебиторов и/или кредиторов, а также о наличии/отсутствии обременений прав и/или взыскания на будущую полученную продукцию и/или урожай сельхозпродукции. Имеется опыт наложения ареста судебными приставами-исполнителями на будущий урожай в рамках исполнительного производства о взыскании с сельхозпроизводителя в Республике Калмыкия задолженности - был наложен арест на поле, засеянное озимой пшеницей. «Учитывая, что многие субъекты Российской Федерации являются аграрными регионами, на территории которых осуществляют свою деятельность представители малого бизнеса и производители сельскохозяйственной продукции, этот опыт используется в работе всех территориальных органов ФССП России» [6].
Используя сайты Арбитражных судов России, можно получить информацию о наличии имущественных, земельных, налоговых, коммерческих и иных споров между физическими лицами и предприятиями, сформировать предварительное представление о деловой репутации потенциального бизнес-партнера [7].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. внесены
изменения в работу Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а именно: для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе представителей малых форм аграрного бизнеса, начали работать дополнительные окна для обслуживания на базе Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работающих по принципу «одного окна», в которых можно получить услуги, связанные с открытием, ведением и закрытием собственного дела, минуя органы государственной власти, которые непосредственно оказывают услуги. Среди прочих услуг таких окон - юридическое сопровождение, разработка бизнес-планов, страхование имущества, товарная и правовая экспертиза, прием заявок на участие в отборе на предоставление субсидий и на получение микрозаймов, оказание образовательных и прочих консультативных услуг.
Таким образом, используя существующие на сегодняшний день открытые в доступе информационные интернет-ресурсы, малые формы бизнеса и их представители имеют возможность бесплатно получать информацию и проводить мониторинг своих бизнес-партнеров и потенциальных контрагентов, что позволяет экономить время и средства на правовое сопровождение бизнеса и оказывает немаловажное влияние в рыночных условиях ведения бизнеса при оптимизации затрат. Существующие механизмы дают возможность ориентироваться в сфере финансово-кредитных отношений с возможностью выбрать оптимальные условия кредитования и кредитующую организацию, ориентироваться при выборе оптимально-правильного режима налогообложения, выборе маркетинговой стратегии и написании бизнес-плана. И, тем не менее, хотелось бы отметить о недостаточно развитой системе информационной поддержки субъектов малых форм хозяйствования агробизнеса из-за географической удаленности от районных центров, где концентрация структур поддержки наиболее развита. Поэтому, на наш взгляд, необходимо расширять географическую структуру информирования предпринимательства, уделяя особое внимание аграрным регионам и производителям сельскохозяйственной продукции.
Библиографический список (References)
1. Единый Государственный реестр недвижимости. URL: https://rosreestr-online.com. Yedinyy Gosudarstvennyy reyestr nedvizhimosti [Unified State Register of Real Estate]. URL: https://rosreestr-online.com.
Информационная безопасность регионов. 2017. № 2(27)
2. Инспекция федеральной налоговой службы России. URL: https://nalog.ru/.
Inspektsiya federal'noy nalogovoy sluzhby Rossii [Federal Tax Service Inspection of Russia]. URL: https:// nalog.ru/.
3. Компьютерная справочная правовая система в России // СПС «КонсультантПлюс». Komp'yuternaya spravochnaya pravovaya sistema v Rossii [Computerized Legal Reference System in Russia] //
SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Портал информационных ресурсов для субъектов МСП АО «Корпорация «МСП» URL: smbh.ru/msp/ main.htm.
Portal informatsionnykh resursov dlya sub»yektov MSP AO «Korporatsiya «MSP» [Information Resources Portal for Subjects of SME Bank "Corporation «SME»]. URL: smbh.ru/msp/main.htm.
5. Портал информационного интернет-ресурса Федеральной нотариальной палаты Российской федерации. URL: https://notariat.ru/ru-ru/help/.
Portal informatsionnogo internet-resursa Federal'noy notarial'noy palaty Rossiyskoy federatsii [Online Information Resource Portal of the Federal Chamber of Notaries of the Russian Federation]. URL: https://notariat.ru/ ru-ru/help/.
6. Портал информационного интернет-ресурса Федеральной службы судебных приставов. URL: http:// fssprus.ru/deals/.
Portal informatsionnogo internet-resursa Federal'noy sluzhby sudebnykh pristavov [Online Information Resource Portal of the Federal Bailiff Service]. URL: http://fssprus.ru/deals/.
7. Федеральные арбитражные суды Российской Федерации. URL: http://www.arbitr.ru. Federal'nyye arbitrazhnyye sudy Rossiyskoy Federatsii [Federal Arbitration Courts of the Russian Federation].
URL: http://www.arbitr.ru.