Научная статья на тему 'Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг'

Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / STATE AID / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ДИНАМИКА / DYNAMICS / РАБОЧИЕ МЕСТА / JOBS / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махова Анна Владимировна, Груздева Екатерина Валерьевна

Материалы статьи включают в себя основные данные прямой и косвенной помощи государства индивидуальному предпринимательству в России в период с 2010 г. по 2020 г. Рассмотрена динамика основных показателей помощи государства малому бизнесу, сделан их анализ и приведены факторы, влияющие на развитие программы помощи государства индивидуальному предпринимательству в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махова Анна Владимировна, Груздева Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of indicators of state aid to small business in Russia 2010-2020

The article includes the basic data of direct and indirect state aid to individual entrepreneurship in Russia in the period from 2010 by 2020. The dynamics of the main indicators of government aid to small business is considered, their analysis is made and the factors affecting the development aid program of the state individual entrepreneurship in Russia are described.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг»

УДК 334.72:338.2

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ МАЛОМУ БИЗНЕСУ РОССИИ 2010-2020 ГГ.

Махова Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Груздева Екатерина Валерьевна, студент, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

Материалы статьи включают в себя основные данные прямой и косвенной помощи государства индивидуальному предпринимательству в России в период с 2010 г по 2020 г Рассмотрена динамика основных показателей помощи государства малому бизнесу, сделан их анализ и приведены факторы, влияющие на развитие программы помощи государства индивидуальному предпринимательству в России.

Ключевые слова: государственная помощь; малый бизнес; динамика; рабочие места; физические лица.

THE ANALYSIS OF INDICATORS OF STATE AID TO SMALL BUSINESS IN RUSSIA 2010-2020

Mahova Anna Vladimirovna, PhD (Cand. Econ. Sci.), associate professor, Gruzdeva Ekaterina Valerievna, student, Kuban State University, Slavyansk-na-Kubani, Russia

The article includes the basic data of direct and indirect state aid to individual entrepreneurship in Russia in the period from 2010 by 2020. The dynamics of the main indicators of government aid to small business is considered, their analysis is made and the factors affecting the development aid program of the state individual entrepreneurship in Russia are described. Keywords: state aid; small business; dynamics; jobs; individuals.

Для цитирования: Махова А. В., Груздева Е. В. Анализ показателей государственной помощи малому бизнесу России 2010-2020 гг. // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 26-30.

Ведение бизнеса в нашей стране требует немаленького объема ресурсов. Слишком много ограничений, требований, обязательств возникает у малого бизнеса при работе и взаимодействии с органами власти и контролирующими инстанциями. Однако бизнес испытывает не только давление со стороны государства, но и может рассчитывать на определенную помощь, в том числе и финансовую. Обзор такой помощи позволит найти выгоду в отношениях с государственным аппаратом.

Целью данной статьи является анализ помощи государства индивидуальному предпринимателю в России. Также авторы

ставили перед собой цель сравнить динамику изменения помощи государства малому бизнесу с 2009 по 2017 гг. и перспективы до 2020 г.

Рассмотрим годовой объем кредитной

млрд. рублей

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Годовой объем кредитной поддержки (тыс. рублей)

поддержки, оказанной субъектам индивидуального и малого предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках национальной гарантийной системы, а также кредитов субъектам индивидуального и малого предпринимательства, предоставленных акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы до 2020 г.

На графике (рис. 1) видно, что с 2013 по 2016 гг. выдача кредитной поддержки индивидуальному и малому предпринимательству была минимальна, так как в этот период не было государственной программы, а с 2016 по 2018 гг. можно увидеть резкое увеличение по сравнению с предыдущими годами. Это связано с поступлением больших объемов продукции на рынок товаров и с появлением новых отраслей в этой сфере. Если посмотреть на перспективы с 2017 по 2018 гг., видно резкое падение, которое связано с появлением в тот момент большого количества банкротов. С 2018 по 2020 гг. просматриваются стабильность и минимальность, которые мы наблюдали с 2013 по 2016 года. Оказание кредитной поддержки начинается одновременно с запуском программы помощи, т.е. с середины 2016 года. К концу 2016 года объем поддержки составил 40 млрд руб. Самый большой объем кредитной поддержки был выдан в середине 2017 года - порядка 75 млрд руб. После этого объемы государственной поддержки стали падать, потому что правительство потеряло интерес к этой программе, хотя некоторые показатели, которые мы рассмотрим дальше, говорят о другом. Это была прямая поддержка, по которой деньги были исчерпаны.

Далее рассмотрим косвенные показатели.

Проанализируем количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включи-

Рис. 2. Количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий (тыс. единиц)

тельно), вовлеченных в реализацию мероприятий в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы до 2020 год.

На рис. 2 видно, что с середины 2013 до середины 2014 гг. произошло резкое увеличение количества физических лиц в возрасте до 30 лет, вовлеченных в реализацию мероприятий. Это связано с востребованностью более опытных работников. С середины 2014 по 2015 гг. можно наблюдать стабильность вовлеченных в количестве 110 тыс. единиц. Это говорит о том, что в этот период было вовлечено одинаковое количество физических лиц в возрасте до 30 лет. С 2015 до середины

2016 гг. произошло резко уменьшение до 60 тыс. единиц, так как в тот момент появились банкроты и понадобилось меньшее количество помощи. С середины 2016 до

2017 гг. наблюдается подъем до 90 тыс. единиц. В перспективе запланирована стабильность в этом же количестве, так как

Рис. 3. Количество вновь созданных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (тыс. единиц)

необходимо, чтобы число вовлеченных оставалось как среднее и равновесное число, которое будет устойчиво и дальше.

Проанализируем количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно) с 2009 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.

На графике (рис. 3) уже с середины 2009 года можно проследить резкий скачок до 180 тыс. единиц в создании рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы, потому что в это время правительство увидело развитие этой сферы, а дальше можно наблюдать изменение в виде волны, которое с середины 2010 до 2012 гг. уменьшилось до 120 тыс. единиц. Далее с 2013 до 2015 гг. число рабочих увеличивалось, но с 2016 по 2017 можно наблюдать падение до 30 тыс. единиц. Это говорит о дальнейшей незаинтересованности руководства и даже о сокращении этого сектора. В перспективе с 2017 по 2019 гг. можно видеть дальнейшее снижение до 5 тыс. единиц, а потом планируется резкое увеличение, так как, возможно ,государство будет в дальнейшем заинтересовано в развитии этого сектора.

Сопоставим количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на

35

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 4. Количество физических лиц (включительно), завершивших обучение по образовательным программам (тыс. единиц)

приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий в динамике с 2013 по 2017 год и перспективы до 2020 года.

На графике (рис. 4) видно, что с середины 2013 по 2014 гг. происходит резкое увеличение количества человек - до 28 тыс. единиц, а также увеличение, но менее стремительное, происходит с 2014 по 2017 гг. до самого высокого уровня за рассматриваемый период - 32 тыс. единиц, потому что в эти годы видели перспективы в данной сфере, а вот в дальнейшем мы можем наблюдать небольшой спад и далее снова подъем, так как правительство планирует создать стабильность.

млрд. рублей

120 100

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 5. Объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (млрд руб.)

Рассмотрим объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам малого и среднего предпринимательства и поручительств по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в динамике с 2013 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.

На рис. 5 видно, что с 2013 по 2015 гг. выдача гарантий и поручительств по кредитам малому и среднему предпринимательству была минимальна, так как в этот период не было государственной программы, а с 2015 по 2017 гг. можно увидеть резкое увеличение по сравнению с предыдущими годами. Это связано с появлением на рынке большого количества предпринимателей. Если посмотреть на перспек-

тивы с середины 2017 по 2020 годы, мы видим устойчивость, которая связана со стабильной работой данной программы. Оказание кредитной поддержки начинается одновременно с началом программы помощи с середины 2015 до середины 2017 года. Объем выданных гарантий и поручительств по кредитам составил 100 млрд руб. В перспективе предполагается, что объем выданных гарантий и поручительств с середины 2017 до середины 2018 года немного уменьшиться до 90 млрд. руб., а уже с 2018 до 2020 года планируется поднятие объема выданных гарантий и поручительств до того же объема, что был в середине 2017 года (в размере 100 млрд рублей).

численности работников с 28 до 25 %. Это говорит о застое в этой сфере, об остановке расширения кадров. В перспективе планируется увеличение среднесписочной численности работников до 29 %.

единиц

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения РФ (единиц)

процентов

2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2020

Рис. 6. Доля среднесписочной численности работников (%)

Проанализируем долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения с 2009 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.

На графике (рис. 6) можно увидеть, что с середины 2009 по 2010 гг. было резкое увеличение численности работников с 20 до 25 %, с 2010 по 2012 гг. виден небольшой спад, но он незначителен. С 2013 по 2016 гг. происходит постепенное повышение численности работников, которое говорит о развитии данной сферы в эти годы в правильную сторону. Также с середины 2016 по 2017 гг. произошло уменьшение

Рассмотрим количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения РФ с 2011 по 2017 гг. и перспективы по 2020 год.

На графике (рис. 7) видно, что с середины 2011 до середины 2015 гг. было стабильное увеличение количества субъектов в расчете на 1 человека с 42 до 48 единиц, потому что правительство обращало большое внимание на это раньше, а когда достигло максимума, то решило ослабить контроль, что привело к резкому снижению с 48 до 40 единиц к 2017 году, а вот в перспективе можно увидеть небольшое повышение до 42 единиц, как и было в 2011 году, что говорит о дальнейшем восстановлении начального показателя.

Исследование помощи государства индивидуальному предпринимателю позволило установить, что прямая поддержка правительства в 2017 году была самой большой за исследуемый период, а в перспективе планируется снижение, так как государство, по всей видимости, потеряло интерес к этой программе. Показатели, характеризующие косвенную поддержку

государства, элементы которой описаны выше, говорят о том, что объем данной поддержки будет не так мал, как объем

прямой, хотя и не является таким существенным вкладом, как прямое финансирование малого бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономическое развитие и инновационная экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=16&pgpId=93C1BA31-4B80-4A68-8081-AEEBA2D98BB6 (дата обращения: 22.12.2017).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (дата обращения: 22.12.2017).

3. Портал госпрограмм РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://programs.gov.ru/ Portal (дата обращения: 22.12.2017).

REFERENCES

1. Ehkonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ehkonomika [Economic development and innovative economy]. Available at: https://programs.gov.ru/Portal/programs/subActionsList?gpId=16&pgpI d=93C1BA31-4B80-4A68-8081-AEEBA2D98BB6 (accessed 22 December 2017).

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru (accessed 22 December 2017).

3. Portal gosprogramm RF [The portal of state programs of the Russian Federation]. Available at: https://programs.gov.ru/Portal (accessed 22 December 2017).

Материал поступил в редакцию 15.01.2018 © Махова А. В., Груздева Е. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.