Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С КРИПТОВАЛЮТАМИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С КРИПТОВАЛЮТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
криптовалюта / цифровая валюта / налоговый контроль / налогообложение / cryptocurrency / digital currency / tax control / transactions / taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирков М.С.

Статья посвящена анализу правового регулирования налогового контроля за операциями с криптовалютами. Автором выявлены проблемы налогового контроля и законодательного регулирования за операциями с криптовалютой и субъектами экономической деятельности в данной сфере. В статье подчеркивается, что нет особого порядка налогового контроля за деятельностью связанной с криптовалютами и налоговый контроль основывается на взаимодействии с кредитными организациями и налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION TAX CONTROL OVER OPERATIONS WITH CRYPTOCURRENCIES

The article is devoted to the analysis of the legal regulation of tax control over transactions with cryptocurrencies. The author has identified problems of tax control and legislative regulation of transactions with cryptocurrency and economic entities in this area. The article emphasizes that there is no special procedure for tax control over activities related to cryptocurrencies and tax control is based on interaction with credit institutions and tax returns provided by taxpayers.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С КРИПТОВАЛЮТАМИ»

УДК 34

Жирков М.С.

студент 2 курса юридического факультета Волгоградский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Волгоград, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОПЕРАЦИЯМИ С КРИПТОВАЛЮТАМИ

Аннотация: статья посвящена анализу правового регулирования налогового контроля за операциями с криптовалютами. Автором выявлены проблемы налогового контроля и законодательного регулирования за операциями с криптовалютой и субъектами экономической деятельности в данной сфере. В статье подчеркивается, что нет особого порядка налогового контроля за деятельностью связанной с криптовалютами и налоговый контроль основывается на взаимодействии с кредитными организациями и налоговых декларациях, предоставленных налогоплательщиками.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, налоговый контроль, налогообложение.

Определение понятия криптовалюты. Криптовалюта — это цифровой актив, использующий криптографию для обеспечения безопасности и защиты своей работы, контроля создания новых единиц и проверки передачи активов. Данные цифровые активы используют децентрализованные системы для регистрации и подтверждения транзакций, которые часто называются блокчейнами.

Криптовалюты могут использоваться как средство оплаты или хранения активов, а также могут торговаться на криптовалютных биржах.

В Российской Федерации цифровую валюту запрещено использовать в

качестве средства платежа [3], однако она является имуществом в рамках некоторых федеральных законах, что вытекает из положений ч.4 ст.68 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О несостоятельности (банкротстве)", ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О противодействии коррупции". Также сейчас в Государственную Думу Российской Федерации внесен на рассмотрение законопроект от 01.12.2020 N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее -Законопроект N 1065710-7) в соответствии с п. 3 ст. 1 цифровая валюта признается имуществом.

В законодательстве Российской Федерации вместо термина «криптовалюта» используется понятие «цифровая валюта». В данной статье эти понятия равносильны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».

Налогообложение криптовалют. На данный момент времени не существует особого порядка налогообложения криптовалют. Так в

соответствии с позицией ФНС РФ [5] и Минфина РФ [6] налогообложение операций с криптовалютой осуществляется в общем порядке согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).

Далее перейдем к рассмотрению налогов, которыми может облагаться криптовалюта при различных условиях. Отметим, что при покупке криптовалюты уплачивать налог не нужно, налог уплачивается с ее продажи за фиатные денежные средства, когда имеется доход от ее реализации, и прироста ее количества в натуральной форме за определённый период времени (например, от деривативных сделок).

В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ физические лица признаются налогоплательщиками НДФЛ. Таким образом, если физическое лицо приобрело криптовалюту и получило доход, то оно обязано задекларировать данный доход и уплатить с него налог.

Налоговой базой по данному налогу являются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Налоговая ставка по доходам с криптовалюты составляет 13% и 15% (если сумма доходов превышает 5 млн. рублей, то сумма превышения облагается по ставке 15%). Документы подтверждающие расходы по приобретению криптовалюты на сегодняшний день законодательно не урегулированы, однако это могут быть различные банковские выписки по денежным переводам, а также выписки по торговым операциям с криптовалютных бирж.

Исчисление налога на УСН по операциям с криптовалютами законодательно на данный момент времени не разъяснено, однако запрета на ведение деятельности по УСН нет.

При уплате налога на УСН по операциям с криптовалютами доходы в соответствии со ст. 249 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ относятся к доходам от реализации и датой получения дохода является день поступления денежных средств на расчетный счет в банке. Ставки налога составляют 6% при объекте

налогообложения «доходы» и 15% - «доходы минус расходы» (в разных регионах ставки могут отличаться).

Для юридических лиц действуют также общие нормы налогового законодательства по уплате и исчислению налогов при продаже криптовалюты, только ко всему прочему добавляется обязательный бухгалтерский учет криптовалюты. Налог на прибыль организации также выплачивается в общем порядке в силу того, что в гл. 25 НК РФ отсутствует особый порядок налогообложения криптовалюты [7]. Основная ставка налога на прибыль организаций составляет 20%.

Основные операции с криптовалютой. Существует достаточно большое количество операций, которые можно осуществлять с криптовалютой, однако мы рассмотрим те, которые являются основными и наиболее популярными.

В данной работе будут рассмотрены следующие операции с цифровой валютой:

1. Майнинг.

2. Трейдинг криптовалют на криптобиржах.

3. Р2Р - торговля и арбитраж криптовалют.

Майнинг — это процесс создания новых единиц криптовалюты путем решения сложных математических задач. Для майнинга как правило используется специальное компьютерное оборудование, которое называется АБГС-майнер.

Майнеры (люди занимающиеся добычей криптовалюты) соревнуются друг с другом в решении задач, чтобы получить вознаграждение в виде криптовалюты. Чем больше вычислительной мощности у майнера, тем больше шансов на получение вознаграждения. Далее полученная криптовалюта реализовываться за фиатные денежные средства на криптобиржах или иных специализированных торговых площадках.

Майнинг является важной частью процесса работы криптовалюты, так как он обеспечивает безопасность и децентрализацию системы. Однако, из-за

высокой конкуренции и увеличения сложности задач, майнинг становится все более сложным и требует больших затрат на оборудование и электроэнергию.

На данный момент деятельность по майнингу криптовалюты не урегулирована и легальное определение данного понятия отсутствует.

Трейдинг криптовалют — это покупка и продажа криптовалют на относительно коротких промежутках времени с целью получения прибыли на постоянной основе.

Прежде чем начать торговлю, необходимо зарегистрироваться на криптобирже, проходя процедуру верификации и подтверждения личности. Далее, пользователь должен пополнить свой баланс на бирже, выбрать криптовалюту, которую он хочет купить или продать, и указать цену за единицу. Важно понимать, что цена криптовалюты может быстро меняться, поэтому трейдеры используют различные инструменты и стратегии для управления рисками и получения прибыли.

Перейдем к рассмотрению операций связанных с Р2Р - торговлей и арбитраж криптовалют.

Р2Р торговля — это способ торговли без посредников, где продавцы и покупатели криптовалюты общаются напрямую друг с другом, а криптобиржа или иная специализированная платформа выступает гарантом проведения сделки. Этот метод торговли позволяет пользователям получать лучшие цены на криптовалюты и минимизировать комиссии.

Для того чтобы начать торговать криптовалютой Р2Р, пользователи должны зарегистрироваться на платформе, которая поддерживает этот метод торговли. Затем пользователи могут выбирать продавцов или покупателей в соответствии с их предложениями и ценами. Как только продавец и покупатель достигнут соглашения, они могут обмениваться криптовалютами.

Р2Р Арбитраж — это еще один способ заработка на Р2Р торговле криптовалютами. Арбитражники ищут разницу в ценах на криптовалюту на разных платформах и пытаются заработать на этом, покупая на одной платформе и продавая на другой. Этот метод требует быстрого реагирования и

знаний рынка.

Самым прибыльным считается международный арбитраж, когда криптовалюта покупается и продается между рынками разных стран. Здесь также стоит обращать внимание на нормы валютного законодательства. Например, при открытии (закрытии) банковского счета за рубежом, необходимо в течение месяца уведомить об этом налоговую инспекцию [2].

Налоговый контроль за операциями с криптовалютой. Легальное определение налогового контроля закреплено в НК РФ и звучит следующим образом: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [1].

Субъектов налогового контроля можно подразделить на две основные группы: контролирующие и контролируемые субъекты.

К первой группе относят: налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел, следственные органы и т.д.

Ко второй группе относят: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Основными формами налогового контроля являются камеральная и выездная налоговая проверка.

Обычно камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев с того момента, когда налогоплательщик предоставил в налоговый орган декларацию и иные документы.

В рамках камеральной проверки налоговый орган вправе проводить различного рода мероприятия налогового контроля. Например, к ним относятся: направление запроса в банки о наличии счетов у налогоплательщика, проведение допроса свидетелей, проведение экспертизы, истребование документов у контрагентов, истребование документов у налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка обычно проводится непосредственно на территории налогоплательщика в соответствии с решением руководителя (или

его заместителя) налогового органа. Отличается данная проверка от камеральных дополнительных мероприятий, например, инвентаризация имущества.

Таким образом, налоговый орган может проверить ИП или организацию на основе поданной декларации и полученной информации от кредитных организаций по счетам налогоплательщика.

На данный момент времени многие популярные криптовалютные биржи являются иностранными юридическими лицами и не имеют представительств в Российской Федерации и не предоставляют никакой информации в ФНС РФ.

Современный налоговый контроль за операциями с криптовалютой основывается на контроле за этапом продажи цифровой валюты за фиатные денежные средства и зачислении их на счет продавца. Таким образом, налоговые органы не контролируют процессы, происходящие на специализированных площадках по обороту криптовалюты, но контролируют поступления денежных средств на расчетные счета клиентов кредитных организаций.

Одним из способов раскрытия неуплаты налогов является блокировка денежных средств на расчетных счетах кредитных организаций при больших и частых переводах денежных средств между физическими лицами, если данные действия подпадают под ограничения установленные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее № 115-ФЗ).

В соответствии с п. 6.3 Положением Банка России № 375 от 02.03.2012, которое дополняет деятельность банков по № 115-ФЗ, платеж может быть отклонен, если:

1. регулярно совершаются необычные сделки в крупных объемах,

2. нет явной экономической целесообразности проводимых операций,

3. клиент противодействует банку, обновляющему информацию о нем,

4. есть иные факторы, которые банк определяет сам.

После отклонения платежа банк попросит документы, подтверждающее законность операции, если информация в кредитную организацию не поступит, то банк заблокируют расчетный счет лица и передаст сведения в Росфинмониторинг, а данный орган в свою очередь предаст информацию в налоговые органы в соответствии с соглашением о сотрудничестве [8].

В настоящее время в Законопроекте N 1065710-7 есть изменения, касающиеся предоставления банками информации налоговым органам в рамках налогового контроля. Так п. 2 ст. 86 НК РФ предлагается дополнить новым абзацем, по которому налоговые органы смогут при наличии признаков нарушения законодательства о налогах и сборах запрашивать у банков выписки по операциям на счетах физических лиц, не являющихся ИП.

Другим способом раскрытия неуплаты налогов является получение информации о банковских счетах гражданах РФ от иностранных банков в рамках автоматического обмена налоговой информацией [4]. В данном случае этот способ отлично подходит для контроля за международной торговлей криптовалют. Но стоит учитывать, что в перечне всего 67 страны.

Также существуют и косвенные признаки, указывающие на неуплату налогов. Это могут быть покупка недвижимого имущества, транспортного средства или наличие крупных брокерских или депозитных счетов в банке. В данном случае банк или брокер выступает налоговым агентом и предоставит в налоговые органы соответствующую информацию о доходах по счетам. Налоговая инспекция в данных случаях может запросить пояснения, откуда взялись денежные средства, которые лежат на счетах в банке, или на какие средства были совершены крупные покупки.

Таким образом, можно выделить следующие направления развития налогового контроля за операциями с криптовалютами.

Утвердить законодательно перечень документов, которыми возможно подтвердить операции с криптовалютой. Это устранило бы большинство разногласий при оценке документов в рамках проведения налоговых проверок.

Отнести криптовалюту к объектам гражданских прав, в качестве инного

имущества. Это позволило бы полноценно разрешать споры связанные с криптовалютой в судах и органах власти.

Назначить налоговыми агентами или лицами, предоставляющими налоговую информацию криптобиржи и иные специализированные торговые площадки. Данное решение упростило бы работу с предоставлением налоговой отчетности субъектами предпринимательской деятельности и создало бы еще один уровень контроля за исчислением и уплатой налогов по операциям с криптовалютой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.03.202) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - Ст. 3824;

2. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 14.04.2024);

3. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ (последняя редакция). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 14.04.2024);

4. Приказ Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2022 г. N ЕД-7-17/1226@ "Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами" иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438504/ (дата обращения: 14.04.2024);

5. Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 27 ноября 2019 г. N СД-4-3/241672 "О разъяснениях налогового законодательства Российской Федерации" // СПС "Гарант";

6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2018 г. N 03-0407/33234 // СПС "Гарант";

7. Письмо Минфина России от 28.12.2021 N 03-04-05/107093// СПС "Гарант". - URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403373228/ (дата обращения: 16.04.2023); 8. Соглашение о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия

Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы от 15 октября 2015 г. N 01-01-14/22440/ММВ-23-2/77@. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_275858/ (дата обращения: 18.04.2024)

Zhirkov M.S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Volgograd, Russia)

LEGAL REGULATION TAX CONTROL OVER OPERATIONS WITH CRYPTOCURRENCIES

Abstract: the article is devoted to the analysis of the legal regulation of tax control over transactions with cryptocurrencies. The author has identified problems of tax control and legislative regulation of transactions with cryptocurrency and economic entities in this area. The article emphasizes that there is no special procedure for tax control over activities related to cryptocurrencies and tax control is based on interaction with credit institutions and tax returns provided by taxpayers.

Keywords: cryptocurrency, digital currency, tax control, transactions, taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.