МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Международный и российский опыт использования криптовалют: экономико-правовые аспекты
Растеряева Татьяна Владимировна,
к.э.н., доцент, доцент Департамента финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Овсянников Евгений Сергеевич,
студент Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Чикризов Артём Сергеевич,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Аничкина Валерия Витальевна,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
За последние десять лет криптовалюты стали неотъемлемой частью финансовых рынков многих стран, их использование распространилось на многие секторы экономики. Они уже доказали свою эффективность и перспективность, поэтому многие страны начали регулировать их использование. Россия не является исключением, более того, учитывая внешние вызовы, стоящие перед РФ, криптовалюты могут быть инструментом для их преодоления. Однако для того чтобы эффективно использовать криптовалюты в интересах национальной финансовой системы, необходимо углубленно изучить релевантный международный опыт в сфере использования и регулирования этих активов. Это важный шаг на пути создания эффективной системы регулирования криптовалют в России, которая поможет укрепить национальную экономику и увеличить ее конкурентоспособность на мировых рынках. Кроме того, учитывая быстрый темп развития технологий блокчейн и криптовалют, необходимо постоянно обновлять и улучшать правовую базу, чтобы она соответствовала современным требованиям и стандартам. Только так можно создать благоприятные условия для развития криптовалютного рынка и использования его потенциала в национальных интересах.
Ключевые слова: криптовалюта, налоговое администрирование, финансовая политика, финансовое регулирование, стратегические приоритеты международный опыт.
LO S Ое
со см о см
Тема развития криптовалютного регулирования на данный момент является достаточно актуальной, особенно если принимать во внимание то, что капитализация всего криптовалютного рынка не превышает рыночной стоимости крупнейших компаний мира, вроде Apple или Microsoft, но даже так остаётся значительной. В таких условиях, по мнению авторов работы, необходимо подробно раскрыть экономическую сущность криптовалют и проанализировать международный опыт в сфере правового и налогового регулирования данного вида активов.
Криптовалюты изначально задумывались как платёжное средство, однако в данный момент криптовалюты, в том числе и самые крупные по рыночной стоимости, не в состоянии полностью выполнять все функции денег. Также стоит добавить, что криптовалюты не имеют какого-либо гаранта, обеспечивающего надёжность в использовании и хранении такого вида активов [1]. Более того, во множестве стран, в том числе и в РФ, крипто-валюты законодательно не допускаются к использованию в качестве денежных единиц, а в отдельных случаях, как например в Китае, криптовалюты полностью запрещены [2], [3]. Вместо этого законодательно криптовалюты относят к имуществу и наделяют соответствующим правовым статусом и юридической защитой [4].
Тем не менее, ряд исследователей указывает на то, что криптовалюты по своей сущности являются деньгами даже больше, чем традиционные золото и наличные кредитные деньги [5]. То есть подразумевается, что с точки зрения имеющихся свойств криптовалюты гораздо лучше подходят на роль денег, чем, например, золото или наличные деньги. Однако здесь стоит акцентировать внимание на том, что реальная ценность криптовалют находится под большим вопросом как минимум потому, что они даже не имеют какого-либо материального воплощения. Золото имеет реальную внутреннюю ценность, наличные и безналичные деньги хотя и не имеют внутренней стоимости, но их ценность поддерживается усилиями государства, наделяющего деньги значимостью в рамках своего правого поля (а порой, при определённых условиях, продвигает ценность своих денег за пределы своего экономического пространства, создавая тем самым мировые деньги). Криптовалюты, как и было указано ранее, не имеют какого-либо
гаранта, способного поддерживать и обеспечивать их ценность. Точно так же они почти полностью лишены реальной внутренней стоимости. С другой стороны, стоимость криптовалют поддерживается доверием к ним со стороны части общества, верой в то, что такие активы заложат фундамент финансовой системы будущего мира, что неизбежно приведёт к росту их ценности.
Однако до сих пор, в абсолютном большинстве случаев криптовалюты используются в качестве инвестиционных активов, о чем свидетельствует их значительная волатильность, благодаря чему к ним можно применять распространённые методы и стратегии инвестирования для дальнейшего извлечения дохода [6]. Отдельные компании даже используют такой метод привлечения денежных средств как ICO - первичное размещение криптовалютных монет (коинов), что очень походит на первичное размещение компаниями своих ценных бумаг (IPO). Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время в большинстве стран мира и в подавляющем количестве сделок криптовалюты выступают не как деньги, а как инвестиционный актив.
Вместе с тем далеко не во всех странах криптовалюты используются как инвестиционный актив, и есть по меньшей мере несколько государств, в которых цифровые валюты, а если быть точнее - стейблкоины - используются гораздо чаще и активнее, чем национальная валюта. Согласно последнему отчёту компании Chainalysis, в большинстве развивающихся стран Южной Америки, кроме Бразилии, прослеживаются тенденции использования стейблкоинов в качестве средства сбережения, накопления и осуществления транзакций. В Бразилии же криптовалюты и стейблкоины в целом, используют также, как и во всём остальном мире, то есть для извлечения дохода [7]. Данные отличия, скорее всего, связаны со слабостью национальных валют и экономик некоторых латиноамериканских стран, их неустойчивостью и высокой подверженностью инфляции (темп которой в отдельных случаях может достигать более 100% в год) [8]. В то время как Бразилия остаётся одной из наиболее стабильных экономик латиноамериканского региона.
Отдельного упоминания заслуживает зависимость волатильности криптовалюты от инсайдерской информации, действий и высказываний различных компаний и персон. Наиболее известным является влияние Илона Маска на колебание цен различных криптовалют. Данную проблему в своём докладе подчеркивает Центральный Банк РФ [9]. Также статистическая связь между высказываниями бизнесмена и колебанием цен некоторых криптовалют исследуется и подтверждается в ряде зарубежных работ, например, [10]. Подобная зависимость криптовалют от влияния информации из различных источников, различных лиц больше напоминает ценные бумаги, которые аналогичным образом могут значительно менять свою рыночную стоимость из-за риторики некоторых компа-
ний и влиятельных персон. Такое сравнение снова приводит нас к тому, что экономическая сущность криптовалют ближе к природе инвестиционных активов, нежели денежных средств. Но также стоит заметить и то, что традиционные валюты, безусловно, тоже подвержены определённым колебаниям из-за действий, например, национальных центральных банков.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что криптовалюты хотя и задумывались изначально как деньги, однако, кроме развивающихся стран с нестабильной экономикой и национальной валютой, никто не использует эти активы в виде денежных средств. Напротив, в развитых и развивающихся странах с устойчивой экономикой криптовалюты становятся дополнительными инструментами для инвестирования, расширяя возможности для получения дохода ценой принятия инвесторами крайне высоких рисков. Исходя из представленного выше исследования Банка России, существующий экономический статус криптовалюты, как имущества в РФ и многих других странах является, по нашему мнению, наиболее правильным и верным с точки зрения экономической природы и существующего опыта использования данных активов.
Тем не менее, какова бы ни была существующая экономическая природа криптовалют, необходимо рассмотреть все возможные пути, которые были или есть у России на данный момент в отношении их регулирования. Для этого авторы проанализировали международный опыт и на его основе выделили несколько типов восприятия криптовалют в мире, в частности, страны:
• с комбинацией применения налогового законодательства и законодательства о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
• абсолютным запретом криптовалют;
• сочетанием абсолютного запрета и комбинацией применения налогового законодательства и законодательства о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
• неявным запретом криптовалют;
• неявным запретом и комбинацией применения налогового законодательства и законодательства о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
• отсутствующей информацией о правовом статусе криптовалют [11].
Несмотря на вышеприведенную классификацию, в целях упрощения понимания, авторы выделят всего три возможных пути для России в отношении крипторегулирования:
1) абсолютный запрет криптовалют;
2) абсолютное разрешение и последующая легализация криптовалют;
3) разрешение криптовалют с некоторым контролем.
Для начала рассмотрим вариант полного запрета криптовалют [3]. Например, такое произошло в Китае в IV квартале 2021 года. Несмотря на то, что до полного запрета криптовалютной деятельно-
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
сти в КНР было сосредоточено примерно 50% мирового «майнинга» криптовалют, власти признали незаконной любую деятельность, связанную с ними, в том числе добычу, а также покупку или продажу. Более того, был введен запрет на инвестиции в данную сферу, в том числе путем иностранных вложений.
Подобное действие властей было обусловлено некоторыми причинами, в числе которых:
• использование криптовалют для выведения из страны финансовых ресурсов;
• желание Китая стать экологически чистой страной, для чего был подписан ряд международных соглашений;
• поддержка и обеспечение суверенитета «цифрового юаня» - национальной цифровой валюты, действующей в Китае.
Стоит отметить, что данный шаг привел к полному уничтожению «майнинга» в стране и переносу «майнингового» оборудования в соседние страны, например Казахстан, в который китайцы, занимающиеся добычей криптоактивов, стали активно ввозить свое оборудование. Несмотря на то, что страна потеряла большое количество налоговых поступлений с полученной криптобизнесменами прибыли, власти сделали ставку на собственную цифровую валюту, которая в будущем должна конкурировать с долларовыми платежными системами, такими как CHIPS и SWIFT - цифровой юань.
В случае, если Россия пойдет по подобному пути, то она аналогичным образом потеряет большое количество «майнеров» и соответственно части их прибыли в виде налогов. Так, после запрета майнинга в Китае Россия стала третьей страной мира по объему добычи криптовалют [12]. Во многом данному факту способствовала легализация криптовалют на территории РФ с января 2021 года. Более того, при таком подходе в Российской Федерации образовался бы большой пласт нефунк-ционирующего законодательства по регулированию криптовалют, которое уже было разработано, либо находилось в процессе разработки. То есть, мы можем сделать вывод о том, что Россия не пошла по пути полного запрета криптовалют, поэтому рассмотрим следующие варианты регулирования, в частности, абсолютное разрешение с последующей легализацией криптовалют.
Мировым примером разрешения и легализации криптовалют является Европейский союз, в котором данные цифровые активы, в частности бит-коин, до недавнего времени считались законным платежным средством согласно решению Европейского Парламента от июня 2015 года [13]. Более того, осуществление деятельности, связанной с их обменом на традиционные валюты, не облагалось налогом на добавленную стоимость. Однако в 2019 году Евросоюз принял поправки в пятой ди-= рективе MLD5, в результате чего были внесены из-е менения в определение статуса криптовалют. Так, S3 разработанные корректировки запретили призна-S вать криптовалюту законной валютой или деньга-SB ми с юридической точки зрения. Но хранить, об-
менивать или совершать сделки купли-продажи по-прежнему законно.
Так или иначе, важно отметить тот факт, что обобщенный опыт регулирования криптовалют в ЕС может не быть согласован с регулированием в отдельных странах Евросоюза и каждое государство, входящее в него, помимо разработки общего законодательства, разрабатывает собственную законодательную базу автономно. Например, в Германии любая криптовалюта признается финансовым инструментом, содержащим в себе характеристики ценных бумаг и иных продуктов, подвергающихся регулированию [14]. В свою очередь, Франция с 2019 года занимается выдачей лицензий для криптокомпаний, зарегистрированных на ее территории.
В результате можно сделать следующий промежуточный вывод: Российская Федерация не смогла бы полностью легализовать криптовалюты и особенно наделить их статусом законного платежного средства. При этом опыт Европейского союза показал, что данный шаг был ошибочным. Поэтому далее предлагается рассмотреть метод разрешения криптовалют с определенным надзором. Примером будут являться такие страны, как Казахстан и Монголия.
В Казахстане криптовалюты признаются имуществом, а значит, подвергаются стандартной процедуре налогообложения имущества [15]. Однако с начала 2022 года были введены дополнительные ограничения на непосредственную добычу крипто-валют, касающиеся оплаты тарифов за электроэнергию. В результате нововведений «майнеров» обязали оплачивать по 1 тенге за каждый использованный киловатт энергии в случае, если данная электроэнергия была получена «... из возобновляемых источников электрической энергии на собственных электростанциях на территории Республики Казахстан» [16]. При этом были введены ограничения на мощность установки для добычи криптовалют - не более 1 мегаватта энергии на одну установку. В свою очередь, суммарная мощность всех установок не должна превышать 100 мегаватт. Данные лимиты были введены с целью недопущения перегрузок энергетической системы страны.
В свою очередь, Монголия также сделала попытки легализации и регулирования криптовалют. В 2021 году в стране был принят закон о поставщиках услуг виртуальных активов, согласно которому криптовалюты являются разновидностью виртуальных активов. Однако субъекты смогут взаимодействовать с данными активами только через поставщиков услуг, официально зарегистрированных в государственных органах. Закон также разрешает иностранные инвестиции в криптовалюты, осуществленные в стране [17].
Таким образом, проанализировав отечественную практику регулирования криптоактивов, авторы пришли к выводу о том, что Россия избрала третий вариант и, подобно Казахстану и Монголии, легализовала криптовалюты в качестве цифровой
валюты, что подразумевает под собой запрет на их использование как средства оплаты товаров и услуг, но разрешает использование криптоактивов в качестве инвестиций. Закон «О цифровых финансовых активах» вступил в силу с 01 января 2021 года [2].
Тем не менее, нельзя не упомянуть про различные разногласия в видении статуса криптовалют между Банком России и Министерством финансов Российской Федерации. Так, Центробанк выступал за их полный запрет, а Минфин России предлагал ввести криптовалюты в рамки правового поля. В результате, помимо закона о «Цифровых финансовых активах», в конце 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в закон о ЦФА, который подразумевает полный запрет оборота криптовалют в нашей стране: несмотря на то, что «майнинг» останется законным, легальные сделки купли-продажи будут запрещены, а подобные операции можно будет осуществлять только через посредников - иностранные биржи или «цифровые песочницы» (под надзором Центробанка) [18]. Законопроект должен был вступить в силу с января 2023 года, однако, на момент написания статьи его не включили в программу профильного комитета на весеннюю сессию Государственной Думы [19]. Таким образом, можно констатировать тот факт, что до середины лета 2023 года (дата завершения весенней сессии Государственной Думы) криптовалюты будут оставаться в обращении на территории РФ.
На данном же этапе очевидно, что Россия пытается пойти по пути регулирования криптовалют и защиты потенциальных инвесторов от рисков, но помимо этого, Центральный банк России хочет иметь возможность отслеживания всех сделок в случае, если они не проводятся на иностранных криптобиржах. По нашему мнению, выбор такой регуляторной политики позволил бы обеспечить устойчивое развитие в условиях внешних шоков и санкционного давления за счёт потенциала использования криптовалют в качестве средства для трансграничных платежей, и именно поэтому грамотное регулирование цифровых валют является ключевым аспектом в преодоления существующих вызовов, стоящих перед нашей страной.
Отдельной дискуссионной областью регулирования криптовалют является аспект их налогового администрирования. На данный момент в РФ не существует специального налогового режима для криптовалютных операций и с них, так же, как и с любых других доходов, физическим лицам необходимо уплачивать НДФЛ [20]. Так как для целей налогообложения криптовалюты признаются имуществом, то при торговых операциях с ней граждане уплачивают 13% НДФЛ (15% в той части дохода, которая превышает 5 млн рублей), при этом цифровые валюты не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость [21], [22]. Таким образом, согласно законопроекту № 1065710-7, в адрес криптовалют планируют применять достаточно стандартную практику
налогового администрирования, чем-то похожую на практику регулирования налогообложения финансовых активов [23].
Однако процесс внедрения стандартных практик для регулирования нового вида активов, как показывает международный опыт налогового администрирования криптовалют, является далеко не самым распространённым.
В некоторых странах, где наблюдается активное обращение криптовалют, органы регулирования признают, что колоссальный объём торгов и транзакций в цифровой валюте сопряжён с высокими рисками не только для граждан и компаний, но и для экономического климата в целом. При этом, в случае реализации рисков, связанных с криптовалютами, может нарушиться стабильность финансовой системы. Для снижения популярности использования криптовалют законодательные органы могут создать дополнительные барьеры в виде достаточно высоких налогов на любой вид прибыли, получаемой от криптовалют. Наиболее известным примером страны, которая избрала политику налоговых барьеров для криптовалют является Индия, в которой, как указывала министр финансов Нирмала Ситхараман: «Масштабы и частота этих [криптовалютных] транзакций сделали необходимым предусмотреть конкретный налоговый режим» [24]. В рамках нового налогового режима для криптовалют, любая прибыль от их продажи предполагает взимание налога в размере 30% [25]. Более того, теперь любые криптовалютные транзакции облагаются «налогом, который подлежит вычету у источника» или TDS (tax deductible at source), но только при условии того, что транзакция будет подразумевать смену владельца цифровой валюты, то есть при переводе с одного своего кошелька на другой TDS взиматься не будет. Такое налоговое регулирование в адрес криптовалют применяется впервые и, к тому же, по мнению многих специалистов, является довольно жестким, из-за чего провоцирует многочисленные дискуссии [24]. Хотя такой жёсткий вариант налогового администрирования может быть вполне применимым при различных экономических условиях, пока что он выглядит скорее как отличный способ усложнить деятельность всем лицам, как-либо связанным с криптовалютными транзакциями. Тем не менее, нельзя не отметить, что такие меры способны повысить стабильность национальной финансовой системы, поскольку объём используемых и хранимых криптовалют, обладающих в силу своей экономической природы высокими рисками, значительно снизится.
Более мягкую позицию по вопросу налогового администрирования имеет Германия. В рамках своей политики ФРГ предлагает пользователям криптовалют продавать их и при этом не облагать полученный финансовый результат каким-либо налогом на прибыль, но только при условии, что проданные криптоактивы находились в собственности лица не менее одного года [25]. В случае, если была осуществлена продажа криптоактивов,
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
находящихся в собственности лица менее одного года, и получен положительный финансовый результат, то прибыль будет облагаться по прогрессивной налоговой ставке. Размер ставки зависит от доходов гражданина и может колебаться от 0% до 45% (по состоянию на 2022 год) [26]. Такой подход к налоговому администрированию криптова-лют, скорее всего, вызван желанием ФРГ привлечь к себе специалистов и технологии для продвижения криптоэкономики. Интересным также является то, что спустя несколько недель после выпуска соответствующего документа Германия привлекла к себе в страну Втапсе - одну из крупнейших криптовалютных централизованных бирж [27].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: вполне нормальной практикой в некоторых странах является создание особых налоговых режимов или льгот, специально разработанных под цифровые валюты и цифровые активы. В зависимости от экономических условий и целей, страны могут внедрять различную практику налогового администрирования криптовалют. Более жёсткая налоговая политика, скорее всего будет уместна в рамках цели обеспечения стабильности на финансовом рынке. Также можно предположить, что жёсткое налоговое администрирование в сфере обращения цифровых валют позволяет «расчистить дорогу» для цифровой национальной валюты, по аналогии с тем, как Китай полностью запретил оборот криптовалют на своей территории для того, чтобы им было проще внедрять цифровой юань. Более мягкая налоговая политика, наоборот, позволит привлечь или как минимум удержать в стране капитал, специалистов и технологии для развития криптоэкономики. Если учитывать стоящие перед Россией вызовы, то наиболее перспективным вариантом кажется именно второй, поскольку он будет в большей мере соответствовать текущим экономическим потребностям, например, уже в 2023 году компаниям планируют разрешить расплачиваться за параллельный импорт с помощью криптовалют [28].
В рамках исследования, проведённого авторами, были сделаны попытки по уточнению экономической сущности криптовалют, изучению международного и российского опыта по правовому регулированию и налоговому администрированию цифровых валют.
Авторы сошлись во мнении, что с учётом стоящих перед экономикой России вызовов, наиболее правильным решением будет продолжить уже взятый курс на легализацию криптовалют с определёнными корректировками на наиболее актуальный для РФ опыт правового регулирования и налогового администрирования цифровых валют в других странах.
Результаты проведённого исследования могут = быть использованы в практике совершенствова-е ния законодательства о цифровых активах с учё-£3 том проанализированных в данной работе мировых еЗ практик, стать отправной точкой для более глубо-ав ких исследований в области нормативно-правового
регулирования криптовалюты и определения их экономической природы.
В силу обширности проблематики криптовалюты дальнейшие направления исследований могут включать в себя: изучение различных аспектов правового регулирования и налогового администрирования майнинга, отдельных подклассов криптовалюты (стейблкоинов, невзаимозаменямых токенов и других), проблем использования цифровых валют для обеспечения потребностей теневой экономики, в том числе и в трансграничном масштабе, вопросов использования цифровых валют для международной торговли и прочих операций, включая кредитные и депозитные.
Литература
1. Абрамова М.А. Эволюция форм и видов денег. Подраздел: Результаты цифровой трансформации современных денег [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://disk.yandex.ru/i/mY-ByQ729h1p-lA (дата обращения: 28.03.2023).
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
3. Уведомление о дальнейшем предотвращении и обработке спекулятивного риска операций с виртуальной валютой КНР от 24.09.2021 [Электронный ресурс]. 2021. URL: http://www.pbc. gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/4348556/ index.html (дата обращения: 28.03.2023).
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2021 № 44-КГ20-17-К7, 2-2886/2019 // Юридическая информационная система «Легалакт».
5. Дорофеев М.Л., Косов М.Е. Роль и перспективы внедрения криптовалют в современную мировую финансовую систему // Финансы и кредит. 2019. № 2 (782). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-i-perspektivy-vnedreniya-kriptovalyut-v-sovremennuyu-mirovuyu-finansovuyu-sistemu (дата обращения: 02.02.2023).
6. Баландина Д.Е., Рогова Т.М., Мур-зин А.Д. Криптовалюта как инвестиционный актив // Инновации и инвестиции. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriptovalyuta-kak-investitsionnyy-aktiv (дата обращения: 01.02.2023).
7. The Chainalysis 2022 Geography of Cryp-tocurrency Report [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://go.chainalysis.com/geogra-phy-of-crypto-2022-report.html (дата обращения: 28.03.2023).
8. Trading Economics. Inflation rate countries list [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeco-nomics.com/country-list/inflation-rate (дата обращения: 28.03.2023).
9. Банк России. Криптовалюты: тренды, риски, меры, Доклад для общественных консульта-
ций [Электронный ресурс]. Москва, 2022. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/132241/ Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 28.03.2023).
10. Ante, Lennart. "How Elon Musk's Twitter activity moves cryptocurrency markets," Technological Forecasting and Social Change, Volume 186, Part A, 2023. https://doi.org/10.1016/j.tech-fore.2022.122112
11. Griffith T., Clancey-Shang D. Cryptocurrency Regulation and Market Quality [Текст] // Journal of International Financial Markets, Institutions & Money. 2023. URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/pii/S1042443123000124
12. Cambridge center for alternative finance. Bitcoin Mining Map [Электронный ресурс]. URL: https:// ccaf.io/cbeci/mining_map
13. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, amending Regulation (EU) No 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A32015L0849
14. IQ Decision. Регулирование криптодеятельно-сти в ЕС. [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://iqdecision.com/regulirovanie-kriptod ejatel-nosti-v-es/.
15. Закон Республики Казахстан от 25 июня 2020 года № 347-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий» (с изменениями от 31.12.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=34230083&pos=1;2#pos=1;2
16. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.uchet.kz/rus/docs/ K1700000120#z606
17. Закон Монголии от 17.12.2021 «О поставщике услуг виртуальных активов» [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail?law-Id=16390242606091
18. Законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу) // URL: https://sozd.du-ma.gov.ru/bill/237585-8
19. Интерфакс. Проект о майнинге не включили в программу профильного комитета на весен-
нюю сессию Думы [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/884231
20. Письмо ФНС России от 19.01.2023 № БС-4-11/517 «Об уплате налога на доходы физических лиц с дохода в виде заработной платы (оплаты труда) за декабрь 2022 года» // СПС КонсультантПлюс.
21. Письмо ФНС от 16.03.2021 № СД-4-3/3427 // Информационно-правовой портал Гарант
22. Законопроект № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения цифровой валюты) // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7?ysclid=ldw0m-kktcx257298826
23. Bloomberg. India Finally Warms to Crypto With Tax, Digital Currency. 2022. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2022-02-01/india-to-launch-central-bank-digital-currency-next-fiscal-year
24. Bloomberg. The 1% Tax That Has India's Crypto Industry Predicting Chaos. 2022. URL: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-02/ the-1 -tax-that-has-india-s-crypto-industry-predicting-chaos
25. Bundesministerium der Finanzen veröffentlicht BMF-Schreiben zur Ertragsbesteuerung von virtuellen Währungen und sonstigen Token [Электронный ресурс]. 2022. URL: https:// www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/ Pressemitteilungen/Finanzpolitik/2022/05/2022-05-11 -ertragsbesteuerung-von-virtuellen-waehrungen.html
26. Deloitte. International tax Germany highlights 2022 [Электронный ресурс]. 2022. URL: https:// www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/ Documents/Tax/dttl-tax-germanyhighlights-2022. pdf?ysclid=ldw5p8u882609573269
27. NASDAQ. How Germany Has Changed the Future of Crypto [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://www.nasdaq.com/articles/how-germany-has-changed-the-future-of-crypto (дата обращения: 28.03.2023).
28. В 2023 году компании смогут расплачиваться криптовалютой за параллельный импорт [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://rb.ru/news/ pay-with-crypto/?ysclid=ldw810tl1j143897759 (дата обращения: 28.03.2023).
29. CoinMarketCap [Электронный ресурс]. URL: https://coinmarketcap.com/ (дата обращения: 28.03.2023).
30. CompaniesMarketCap [Электронный ресурс]. URL: https://companiesmarketcap.com/ (дата обращения: 28.03.2023).
31. Siblis Research. US Stock Market Capitalization [Электронный ресурс]. URL: https://siblis-research.com/data/us-stock-market-value/ (дата обращения: 28.03.2023).
32. Investing.com. Котировки криптовалют [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/ crypto/charts (дата обращения: 28.03.2023).
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
INTERNATIONAL AND RUSSIAN EXPERIENCE IN USING CRYPTOCURRENCIES: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS
Rasteryaeva T.V., Ovsyannikov E.S., Chikrizov A.S., Anichkina V.V.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Over the past ten years, cryptocurrencies have become an integral part of the financial markets of many countries, their use has spread to many sectors of the economy. They have already proven their effectiveness, so many countries have begun to regulate their use. Russia is no exception, moreover, given the external challenges facing the Russian Federation, cryptocurrencies can be a tool to overcome them. However, in order to effectively use cryptocurrencies in the interests of the national financial system, it is necessary to study in depth the relevant international experience in the use and regulation of these assets. This is an important step towards creating an effective cryptocurrency regulation system in Russia, which will help strengthen the national economy and increase its competitiveness in world markets. In addition, given the rapid pace of development of blockchain technologies and cryptocurrencies, it is necessary to constantly update and improve the legal framework so that it meets modern requirements and standards. This is the only way to create favorable conditions for the development of the cryptocurrency market and the use of its potential in the national interest.
Keywords: Cryptocurrency, tax administration, financial policy, financial regulation, strategic priorities, international experience.
References
1. Abramova M.A. The evolution of forms and types of money. Subsection: Results of digital transformation of modern money [Electronic resource]. 2022. URL: https://disk.yandex.ru/i/mY-ByQ729h1p-lA (accessed: 03.28.2023).
2. Federal Law No. 259-FZ dated July 31, 2020 "On Digital Financial Assets, Digital Currency and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus.
3. Notification on further prevention and treatment of speculative risk of transactions with the virtual currency of the PRC dated September 24, 2021 [Electronic resource]. 2021. URL: http:// www.pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/4348556/in-dex.html (accessed: 03.28.2023).
4. Determination of the Judicial Collegium for Civil Cases of the Supreme Court of the Russian Federation dated February 2, 2021 No. 44-KG20-17-K7, 2-2886/2019 // Legal Information System Legalakt.
5. Dorofeev M.L., Kosov M.E. The role and prospects for the introduction of cryptocurrencies in the modern global financial system // Finance and credit. 2019. No. 2 (782). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-i-perspektivy-vnedreniya-kriptovalyut-v-sovremennuyu-mirovuyu-finansovuyu-sistemu (accessed: 02.02.2023).
6. Balandina D.E., Rogova T.M., Murzin A.D. Cryptocurrency as an investment asset // Innovations and investments. 2022. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-investitsionnyy-aktiv (accessed: 02.01.2023).
7. The Chainalysis 2022 Geography of Cryptocurrency Report [Electronic resource]. 2022. URL: https://go.chainalysis.com/ geography-of-crypto-2022-report.html (accessed: 03.28.2023).
8. Trading Economics. Inflation rate countries list [Electronic resource]. URL: https://tradingeconomics.com/country-list/infla-tion-rate (accessed: 03.28.2023).
9. Bank of Russia. Cryptocurrencies: trends, risks, measures, Report for public consultations [Electronic resource]. Moscow, 2022. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/132241/Con-sultation_Paper_20012022.pdf (accessed: 03.28.2023).
10. Ante, Lennart. "How Elon Musk's Twitter activity moves cryp-tocurrency markets," Technological Forecasting and Social Change, Volume 186, Part A, 2023. https://doi.org/10.1016/j. techfore.2022.122112
11. Griffith T., Clancey-Shang D. Cryptocurrency Regulation and Market Quality [Text] // Journal of International Financial Mar— kets, Institutions & Money. 2023. URL: https://www.sciencedi-= rect.com/science/article/pii/S1042443123000124
© 12. Cambridge center for alternative finance. Bitcoin Mining Map co [Electronic resource]. URL: https://ccaf.io/cbeci/mining_map S 13. Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the •a- Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the fi-z nancial system for the purposes of money laundering or terrorist
financing, amending Regulation (EU) No 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex-%3A32015L0849
14. IQ Decision. Regulation of crypto activities in the EU. [Electronic resource]. 2021. URL: https://iqdecision.com/regulirovanie-kriptodejatelnosti-v-es/.
15. Law of the Republic of Kazakhstan dated June 25, 2020 No. 347-VI "On amendments and additions to certain legislative acts of the Republic of Kazakhstan on the regulation of digital technologies" (as amended on December 31, 2022) [Electronic resource]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=34230083&pos=1;2#pos=1;2
16. Code of the Republic of Kazakhstan dated December 25, 2017 No. 120-VI "On taxes and other obligatory payments to the budget (Tax Code)" (as amended and supplemented as of 01.01.2023) [Electronic resource]. URL: https://zakon.uchet.kz/ rus/docs/K1700000120#z606
17. Law of Mongolia dated 12/17/2021 "On the provider of virtual assets services" [Electronic resource]. URL: https://legalinfo. mn/mn/detail?lawId=16390242606091
18. Draft Law No. 237585-8 "On Amendments to the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (in terms of establishing legal regulation of mining activities) // URL: https:/ /sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8
19. Interfax. The mining project was not included in the program of the relevant committee for the spring session of the Duma [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/russia/884231
20. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated January 19, 2023 No. BS-4-11/517 "On the payment of personal income tax on income in the form of wages (wages) for December 2022" // SPS ConsultantPlus.
21. Letter of the Federal Tax Service of March 16, 2021 No. SD-4-3/3427 // Information and legal portal Garant
22. Draft Law No. 1065710-7 "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation" (regarding the taxation of digital currency) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1065710-7? ysclid=ldw0mkktcx257298826
23. Bloomberg. India Finally Warms to Crypto With Tax, Digital Currency. 2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/arti-cles/2022-02-01/india-to-launch-central-bank-digital-currency-next-fiscal-year
24. Bloomberg. The 1% Tax That Has India's Crypto Industry Predicting Chaos. 2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2022-04-02/the-1-tax-that-has-india-s-crypto-industry-predicting-chaos
25. Bundesministerium der Finanzen veröffentlicht BMF-Schreiben zur Ertragsbesteuerung von virtuellen Währungen und sonstigen Token [Electronic resource]. 2022. URL: https://www. bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Pressemitteilungen/ Finanzpolitik/2022/05/2022-05-11 -ertragsbesteuerung-von-virtuellen-waehrungen.html
26. Deloitte. International tax Germany highlights 2022 [Electronic resource]. 2022. URL: https://www2.deloitte.com/content/ dam/Deloitte/global/Documents/Tax/dttl-tax-germanyhigh-lights-2022.pdf?ysclid=ldw5p8u882609573269
27. NASDAQ. How Germany Has Changed the Future of Crypto [Electronic resource]. 2022. URL: https://www.nasdaq.com/ articles/how-germany-has-changed-the-future-of-crypto (accessed: 03.28.2023).
28. In 2023, companies will be able to pay with cryptocurrency for parallel imports [Electronic resource]. 2022. URL: https://rb.ru/ news/pay-with-crypto/?ysclid=ldw810tl1j143897759 (accessed: 03.28.2023).
29. CoinMarketCap [Electronic resource]. URL: https://coinmarket-cap.com/ (accessed: 03.28.2023).
30. CompaniesMarketCap [Electronic resource]. URL: https://com-paniesmarketcap.com/ (accessed: 03.28.2023).
31. Siblis Research. US Stock Market Capitalization [Electronic resource]. URL: https://siblisresearch.com/data/us-stock-market-value/ (accessed: 03.28.2023).
32. Investing.com. Cryptocurrency quotes [Electronic resource]. URL: https://ru.investing.com/crypto/charts (accessed: 03.28.2023).