Перспективы развития криптовалют в Российской Федерации Prospects for the development of cryptocurrencies in the Russian Federation
Коновалов Алексей Сергеевич
Студент П курса магистратуры Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ)
Юридический факультет Россия, Санкт-Петербург е-mail: Konovalov. aleksey. 1999@gmail. com
Konovalov Aleksey S.
Master's student of the П course Saint Petersburg State University (SPbSU)
Faculty of Law Russia, Saint Petersburg e-mail: Konovalov. aleksey. [email protected]
Аннотация.
В рамках данной работы рассматривается ситуация, сложившаяся в правовом поле Российской Федерации в сфере оборота и создания криптовалют. Рассматривается актуальное национальное правовое регулирование сферы криптовалют, в частности, положения Федерального закона «О цифровых финансовых активах». В статье анализируются существующие проблемы и недостатки данного Федерального закона, а также рассматриваются позиции различных властных структур по отношению к его положениям. Особое внимание уделяется рассмотрению проекта реформирования криптовалютной сферы в Российской Федерации. На основе анализа существующей среди государственных органов и экспертного сообщества дискуссии относительно перспектив развития рынка криптовалют в России, сделаны некоторые предположения о последствиях принятия обсуждающихся изменений.
Annotation.
This paper examines the situation in the legal field of the Russian Federation in the sphere of circulation and creation of cryptocurrencies. The current national legal regulation of the sphere of cryptocurrencies, in particular, the provisions of the Federal Law "On Digital Financial Assets" are considered. The article analyzes the existing problems and shortcomings of this Federal Law, as well as considers the positions of various authorities in relation to its provisions. Special attention is paid to the project of cryptocurrency reform in the Russian Federation. Based on the analysis of the existing discussion among government bodies and the expert community regarding the prospects of development of the cryptocurrency market in Russia, some assumptions are made about the consequences of the adoption of the discussed changes.
Ключевые слова: цифровая валюта, криптовалюта, криптовалютный рынок, правовой статус, волатильность.
Key words: digital currency, cryptocurrency, cryptocurrency market, legal status, volatility.
С 1 января 2021 года в России вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон, Закон о ЦФА). Данный закон был воспринят экспертным сообществом весьма прохладно, еще на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме РФ стали появляться первые критические замечания. Рассмотрим основные проблемы, на которые указывают специалисты.
Одним из основных недостатков, на который обращали внимание эксперты, стало отличие терминологии Закона о ЦФА от уже сложившейся в данной сфере. В первую очередь, в Законе отсутствует сам термин «криптовалюта», вместо этого закон вводит понятие «цифровая валюта», однако данное в ст. 1 определение весьма расплывчато, формально под него может попадать не только криптовалюта, но и другие цифровые активы, к примеру, электронные деньги. Также в законе нет упоминания о «майнинге» - процессе выработки новой криптовалюты. В результате предприниматели, ведущие подобную деятельность, по-прежнему остаются вне правового поля, что создает серьезную неопределенность и препятствует дальнейшему развитию этого рынка в
РФ. Приведенные примеры являются наиболее существенными, хотя и не единственными недостатками понятийной базы рассматриваемого Закона.
В то же время от нового Закона ждали введения в отечественный правопорядок терминологии, сходной с уже сложившейся в данной сфере. Однако в итоге рассматриваемый нормативно-правовой акт стал основой для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву, что затрудняет их выведение на международный рынок[1].
Следует также отметить, что в принятом Законе встречаются положения, по сути, противоречащие друг другу. К примеру, в ч. 3 ст. 1 Закона о ЦФА указано, что цифровая валюта - это совокупность электронных данных, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей, или инвестиции. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 14 того же Закона физические и юридические лица, работающие в РФ не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)[2].
Данное противоречие порождает правовую неопределенность относительно допустимости расчетов в цифровых валютах на территории России. Представляется, что, если все-таки расчеты в криптовалютах на территории нашей страны не будут легализованы, а перечь операций, совершаемых с криптовалютами останется закрытым, это ограничит сферу использования криптовалют и, по сути, значительно снизит экономическую целесообразность владения ими.
Следует обратить внимание и на то, что ч. 6 ст. 14 Закона о ЦФА ставит право на судебную защиту цифровых активов в зависимость от их декларирования в налоговых органах. Это не просто противоречит сложившемуся регулированию в сфере частноправовой и публичноправой защиты прав граждан, но и нарушает основополагающие, закрепленные в Конституции РФ гарантии на судебную защиту. В этой связи представляется, что в будущем данные положения Закона о ЦФА могут стать предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ.
Необходимо также отметить существенные пробелы в налоговом регулировании. В новом Законе, по сути, отсутствуют положения о налогообложении цифровых финансовых активов. Международный опыт показывает, что на практике подобные вопросы довольно часто регулируются на уровне разъяснений налоговых органов (как, например, в США), однако в случае РФ подобные разъяснения, в силу специфики налогового законодательства, не могут иметь реальной силы. В этой связи крайне важно закрепить регулирование в Налоговом кодексе РФ.
Важно, что в мае 2018 года Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) уже представляло разъяснения относительно налогообложения операций с криптовалютами, совершаемыми физическими лицами. Тогда в письме Минфина указывалось, что до урегулирования этого вопроса на уровне налогового законодательства, при определении налоговой базы налогоплательщикам необходимо руководствоваться положениями п. 2 ст. 220 НК РФ. При этом Минфин отмечал, что, в соответствии с налоговым законодательством, обязанности по исчислению налога и подаче декларации в инспекцию лежат на самих налогоплательщиках, а налоговая база по операциям с криптовалютами должна исчисляться в рублях и определяться как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение [3].
Что касается налогообложения организаций, то в 2020 году Минфин указывал, что согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между
полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ[4].
Таким образом, исходя из разъяснений Минфина, можно сделать вывод, что на данный момент налогообложение операций с криптовалютами должно осуществляться в соответствии с уже установленными правилами НК РФ. При этом, как указывалось ранее, разъяснения Минфина не являются нормативно-правовыми источниками, а потому не способны восполнить существующую правовую неопределенность. Кроме того, отсылка к общему регулированию налогового законодательства не учитывает особую специфику криптовалют, что, как представляется, может оказаться сдерживающим фактором в развитии криптовалютного рынка в РФ.
Справедливости ради необходимо отметить, что 1 декабря 2020 года правительством был направлен в Госдуму законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, призванных урегулировать налогообложение криптовалют[5]. Однако данный законопроект не предусматривает каких-либо специальных правил налогообложения криптовалют.
Таким образом, существующее на данный момент регулирование в рамках Закона о ЦФА является недостаточным и требует дальнейшего развития. При этом отношение к криптовалютам во властных структурах весьма неоднозначное. Высказываются точки зрения как о необходимости полной легализации криптовалют в правовом поле РФ и дальнейшем развитии законодательства в этом направлении, так и об установлении полного запрета всех операций с криптовалютами. В рамках данного параграфа рассмотрим основные существующие позиции относительно перспектив развития регулирования оборота криптовалют.
20 января 2022 года Центральным Банком РФ (далее - ЦБ РФ) был опубликован доклад, весьма ясно отражающий отношение ЦБ РФ к криптовалютам[6]. В данном докладе отмечается стремительный рост рынка криптовалют, произошедший за последние несколько лет. Объем капитализации этих активов в декабре 2021 года достигал 2,3 трлн долларов США. При этом ЦБ указывает, что пока доля платежных транзакций, приходящаяся на криптовалюты, крайне мала в сравнении с традиционными платежными системами, однако анонимность этих активов используется для расчетов в рамках противоправной деятельности.
Аналитики Центрального Банка отмечают, что граждане РФ проводят большое количество операций на криптовалютных биржах. При этом, по объему майнинговых мощностей Россия уже достаточно долгое время находится в числе лидеров.
Несмотря на это, в докладе делается вывод о том, что долгосрочный потенциал применения криптовалют для расчетов является довольно ограниченным, а стремительный рост их рыночной стоимости связан со спекулятивным спросом. Авторы доклада считают, что распространение криптовалют в перспективе несет угрозу стабильности финансовой системы России.
Среди факторов, формирующих подобные риски, называются: высокая волатильность курса криптовалют; угроза ограничения суверенитета денежно-кредитной политики; вывод средств из финансовой системы РФ; активное использование криптовалют в противоправной деятельности.
Так, в целях достижения максимально возможного снижения ранее обозначенных рисков, аналитики Центрально Банка РФ выработали ряд поправок к законодательству.
Поправки, прежде всего, касаются введения дополнительных запретов на осуществление операций с существующими криптовалютами, с определением соответствующей ответственности за подобные нарушения.
Так, предлагается запретить:
- организацию выпуска и (или) выпуск, а также организацию обращения криптовалюты на территории Российской Федерации;
- вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты;
- использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами, ввести ответственность за нарушение такого запрета;
- майнинг криптовалют на территории России, поскольку он несет существенные риски для экономики и финансовой стабильности[6].
В обоснование запрета криптовалют в докладе отмечается, что такие преимущества, как быстрота, относительная дешевизна и удобство криптовалют, возможно реализовать за счет внедрения системы быстрых платежей, а также разработки и внедрения цифрового рубля, который позволит осуществлять мгновенные операции с минимальными комиссиями. Что же касается применения криптовалют как инвестиционного инструмента, то их возможно будет заменить за счет развития использования тех цифровых финансовых активов, которые будут выпущены в соответствии с законодательством о цифровых финансовых активах.
Таким образом, предложения ЦБ РФ, альтернативные развитию правового регулирования оборота уже существующих криптовалют, сводятся к созданию собственного рынка токенов, фактически никак не интегрированного в формирующуюся международную систему. В данном случае позиция ЦБ РФ коррелирует с идеями китайского регулирования рынка криптовалют, при этом последствия внедрения китайской модели построения национального рынка токенов уже рассматривались в данной работе ранее.
Отличную от Центрального Банка позицию занял Минфин России. Так, 8 февраля 2022 года Правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования механизмов организации оборота цифровых валют[7] (далее - Концепция), принятую Минфином. В данном документе приводятся доводы в поддержку развития регулирования оборота криптовалют, а также указывается на нецелесообразность их полного запрета.
Как и ЦБ РФ, в своем докладе Минфин отмечает существенный рост объемов сбережений граждан РФ, вкладываемых в криптовалюты. В частности указывается, что к настоящему времени уже открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, а объем инвестированных средств составляет около 2 трлн. рублей. По некоторым данным, Россия занимает 3-е место в мире по объему мировых майнинговых мощностей.
В связи с этим ставится под сомнение способность правоохранительной системы эффективно противодействовать правонарушениям и преступлениям, совершаемым с использованием криптовалют, при их полном запрете и отсутствии системы идентификации держателей таких активов, а также системы контроля за крипто-финансовыми потоками. По мнению Минфина, подобная политика приведет лишь к росту теневой экономики и криминализации данной сферы.
Для предотвращения обозначенных проблем в Концепции указывается на необходимость формирования легального рынка криптовалют, его интеграция в финансовую систему РФ, установление контроля за криптовалютными потоками, а также создание системного регулирования данной отрасли.
Минфин предлагает ввести такие правила торговли криптовалютами, которые бы обеспечивали защиту инвесторов, в частности, предлагается разделить их на квалифицированных и неквалифицированных. Также высказывается предложение ввести лицензирование криптовалютных площадок и обязать их формировать финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала.
По мнению авторов Концепции, предложенные меры позволят не только обеспечить защиту участников данного рынка, но и установить работоспособную систему контроля операций с соблюдением требований ПОД/ФТ. Кроме того, подобная реформа будет способствовать росту числа налогоплательщиков, что, несомненно, приведет к увеличению доходов бюджета.
В результате активной внутриправительственной дискуссии между различными министерствами и ведомствами был выбран компромиссный вариант. 18 февраля 2022 года Минфин направил в Правительство РФ
проект федерального закона о регулировании криптовалют, подготовленный на основе рассмотренной выше Концепциих[8].
Данный законопроект предполагает, что использование криптовалют в качестве средства платежа на территории России будет по-прежнему запрещено. Однако все же было решено отказаться от полного запрета операций с криптовалютами и продолжить развитие данной отрасли. В частности, предлагается рассматривать цифровые валюты в качестве инструмента для инвестиций.
Законопроектом также определяются требования к биржам и обменникам (операторам), имеющим право осуществлять деятельность, связанную с организацией оборота цифровых валют. Работу таких субъектов предполагается сделать лицензируемой, а также установить контроль специального уполномоченного органа, который будет определяться Правительством. Иностранные криптовалютные биржи смогут работать в России при условии регистрации в отечественной юрисдикции и получении соответствующей лицензии.
Проект предполагает, что обязательным условием операций с криптовалютами станет идентификация сторон таких сделок. Сделки по покупке и продаже криптовалюты между клиентами и операторами будут проводиться только через банки. По сути, подобное регулирование позволит обеспечить двухуровневую идентификацию участников данного рынка - операторами при регистрации криптокошельков и банками при проведении операций. При этом на обоих уровнях обязательным будет проведение комплекса процедур, а также информирование Росфинмониторинга о выявленных подозрительных операциях.
Предусмотренные в Концепции Минфина механизмы защиты прав и интересов инвесторов криптобирж были также перенесены и в данный законопроект. В частности, биржи будут обязаны информировать граждан о высоких рисках таких инвестиций.
Из нововведений предполагается также онлайн тестирование граждан перед допуском к совершению операций с криптовалютой с целью определения уровня компетенций в сфере криптовалютного инвестирования. Однако даже при успешном прохождении подобного тестирования, неквалифицированные инвесторы смогут вкладывать в цифровые валюты не более 600 тыс. рублей в течение 1 года. Если же тестирование не будет пройдено, то максимально допустимая для инвестиций сумма составит не более 50 тыс. рублей. При этом квалифицированные инвесторы и юридические лица смогут совершать операции без каких-либо ограничений.
В целях сохранности сбережений клиентов предлагается также ввести для криптобирж режим номинального счета, на котором будут находиться денежные средства инвесторов. В то же время биржи и обменники обяжут вести реестры с адресами - идентификаторами владельцев цифровых активов.
В новом законе должно быть закреплено определение майнинга, как деятельности, направленной на получение криптовалюты, а также будет предусмотрен механизм предоставления налоговым органам сведений, необходимых для проведения контрольно-надзорной деятельности[8].
Таким образом, среди властных структур возобладала концепция развития сферы цифровых финансовых активов, включая криптовалюты. При этом государство справедливо опасается негативных последствий данного шага, а потому весьма осторожно проводит политику по развитию криптовалютного регулирования.
Таким образом, изучив существующую среди государственных органов и экспертного сообщества дискуссию относительно перспектив развития рынка криптовалют в России, можно сделать некоторые предположения о последствиях принятия обсуждающихся изменений в криптовалютное регулирование.
Понимая нецелесообразность и неэффективность полного запрета уже существующих криптовалют, государство похоже все же решило сделать выбор в пользу постепенной интеграции данного рынка в российский финансовый сектор. При этом предложения ЦБ РФ об ограничении работы на российском рынке иностранных криптобирж, запрету каких-либо операций с криптовалютами и созданию своей собственной инфраструктуры
для оборота легализованных в РФ цифровых финансовых активов не нашли серьезной поддержки не только среди экспертов, но и во властных кругах.
При этом, учитывая сложившуюся в последнее время международно-политическую обстановку, представляется, что государство ускорит процесс интеграции криптовалют в финансовый сектор экономики РФ, и даже, более того, может пойти на большую либерализацию данной сферы по сравнению с первоначальными планами. Сейчас довольно часто высказываются предложения об использовании криптовалют для обхода ограничений США и ЕС на совершение внешнеторговых расчетов[9]. Развитие оборота новых активов, операции с которыми в силу технологических особенностей довольно проблематично ограничить, могло бы благоприятно повлиять на стабилизацию финансовой системы РФ, которая сейчас столкнулась с серьезными вызовами.
Помимо этого, как указывалось ранее, легализация криптовалют и других цифровых финансовых активов позволила бы существенно увеличить налоговые поступления в бюджет РФ, что также является позитивным последствием данной реформы.
Однако в текущих нестабильных условиях мирового взаимодействия, в частности, в условиях неясности дальнейшего функционирования транснациональных торговых операций, дальнейшее правовое регулирование криптовалют в России может развиваться в самых разнообразных формах.
Вполне вероятным представляться использование криптовалюты в обслуживании ограниченных государственных потребностей в ситуациях, при которых использование традиционных платежных средств ограничено или полностью невозможно. Так, Государственная Дума РФ допустила возможность проведения денежных операций в расчетах за поставляемые энергоресурсы в криптовалюте, как одной из альтернатив долларовым платежам, осуществление которых в настоящее время ограничено[9]. Однако одним из препятствий для подобного использования криптовалюты, о чем уже ранее высказывался, в том числе, Президент Российской Федерации, является нестабильность криптовалютного курса, на данный момент ни одна из существующих криптовалют не обладает необходимым уровнем стабильности и устойчивости для проведения подобного рода денежных операций. Поэтому в контексте подобного использования криптовалют следует лишь ожидать действенных шагов по выработке действенных механизмов стабилизации курсов криптовалют. Возможно, выходом может послужить создание международной криптовалюты, которая бы функционировала среди дружественных России стран, в том числе добивающихся «долларовой независимости», в частности, среди Китая, Ирана и иных менее крупных государств.
Вполне возможным также представляется занятие криптовалютой некого нишевого положения, при котором криптовалюта будет выступать не в роли самостоятельного финансового инструмента, а использоваться лишь как валюта-посредник. В таких условиях будет использоваться, в первую очередь, именно функциональный потенциал криптовалют. Подобное нишевое положение можно представить в банковской сфере, где криптовалюта могла бы выполнять функции существующих банковских чеков или иных подобных банковских инструментов. При этом функциональные особенности криптовалюты обеспечили бы принципиально новый уровень реализация ряда банковских инструментов. Стоит отметить, что подобная тенденция использования криптовалют наблюдается в ряде западноевропейских стран, где криптовалюта уже сейчас выступает в роли надстройки над привычными нам денежными средствами [10].
Таким образом, можно отметить возможную вариативность использования криптовалют как принципиально нового финансового инструмента, способного к преодолению целого ряда ограничений, которым подвержены традиционные денежные средства. В условиях современной перестройки всей международной финансовой системы остается лишь предполагать, как поступит российский законодатель в вопросах регулирования криптовалют.
Список используемой литературы:
1. Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России [Электронный ресурс]. - URL : https://www.rbc.ru/crypto/news/5f69eab99a794753755fe0b9.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №31 (часть I). ст. 5018.
3. Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21.05.2018 № 03-0405/34004 «О налогообложении НДФЛ доходов, полученных при продаже биткойнов». - URL : https://base.garant.ru/71951372/.
4. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24.08.2020 № 03-03-06/1/73953 «Об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов, полученных при совершении операций с криптовалютой». - URL : https://base.garant.ru/74609624/.
5. Законопроект № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7.
6. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций / Центральный Банк Российской Федерации. - Москва. - 2022. - URL :
https://cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation Paper 20012022.pdf.
7. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют от 08.02.2022. - URL : http://government.ru/news/44519/.
8. Проект Федерального закона «О цифровой валюте» от 21.02.2022. - URL : https://minfin.gov.ru/ru/press-center/7id 4=37774-
minfin rossii napravil v pravitelstvo rossii proekt federalnogo zakona o tsifrovoi valyute.
9. В Госдуме допустили возможность продажи газа и нефти за биткоины. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.rbc.ru/crypto/news/623c75db9a79474e05533924.
10. Липатников В.С. Перспективы применения криптовалют в Российской Федерации / В.С. Липатников // Информационное общество. - 2019. - № 6. - URL : https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/352077056.