7. Шахбанов Р.Б., Азизова Л.Р., Абакарова П.В.Учет доходов, расходов м определение финансового результата от приносящей доход деятельности государственных (бюджетных) учреждений /УЭко-Номика и предпринимательство. - 2021. №3 (128). -С 687-690.
8. Шинка рева 0.6. Реализация национальных проектов: введение нового отчета об обязательствах учреждения по форме 0503738 НП // Бухучет в здравоохранении. - 2019. - № 12. - С. 4-П.
9. Витютина Т.А.Г Оськина Н.В. Особенности ведения учета, анализ и совершенствование расчетов с дебиторами и кредиторами в автономном учреждении // Калужский экономический вестник. - 2018. - N* 4. - С. 13-19.
10. Alsharari, NizarMohammad Accounting changes and beyond budgeting principles (BBP) in the public sector: institutional Isomorphism // International journal of public sector management. - 2020. -Volume 33. - Issue 2/3. - pp 165-189.
11 Jorge, Susana The institutionalization of public sector accounting reforms: the role of pilot entities //Journal of public budgeting, accounting & financial management.-2020. - Volume 33,- Number2. - pp 114-137.
12-Солодова С.В., Язынина Я.А. Специфика признания финансовой несостоятельности организаций государственного сектора // Региональная экономим. Юг России. - 2021. - Т. 9. - № 2. -С. 121-130.
13. Кришталева Т.Н., Логвинова С.Д. Инвентаризация активов и обязательств бюджетного учреж-
дения// Бухучет е здравоохранении. - 2019. - №1!. -С. 47-54.
14. Масальская М.В., Рожкова Н.В. Специфика учёта и расчёта операций арендных отношений в учреждениях УИС//Управленческий учет. - 2021--№2-1. -С 52-59.
15.Karila, Alpo Budgetary bias in the Finnish public hospital system // International journal of public sector management. -2020. - Volume 33.- Number 4.- pp 401-418.
ló.Bello, Martha Liliana Arias New development: Importance of accounts receivable in Colombian state entities and tiieir impact on the preparation of financial information //Public money & management. - 2020. - Volume 40. - Number 7. - pp 531-534. 17.Song, Xiao Improving assessment capability for accounts receivable pool financiers: An empirical investigation // Industrial management & data systems, - 2020. - Volume 120, - Number 3. - pp 547-566.
ШДомбровскаяЕ.Н.Учетдебиторскойзадолжен-ности; от взыскания до списания // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2018. - № 1-2,- С. 21-27.
19,Edmonds, Mark Accounts receivable: An audit simulation //Journal of accounting education. - 2019, -Volume 47,- pp75-92.
20, Басырова Г. P., Савина A.M. Характеристика деятельности государственных учреждений по обеспечению государственных закупок // Теория и практика современной науки. - 2020. - № 1 (55). -С. 83-87.
CU
ftj О OJ
ь-
Q. <
£
сч
41"
S
67
PROBLEMS OFCRYPTOCURRENCYLEGAUZA TiONiN RUSSIA: LEGISLATIVE CONTRADICTIONS Uglitskikh O/ga Nikolaevna, PhD of Economics KHshina Yulrya Evgenievna, PhD of Economics Stavropol State Agrarian University, Stavropol
The purpose of the study is to assess changes in Russian legislation and legisla tive initia tives rela ted to cryptocurrencies and digital financial assets. The article focuses on the possible economic consequences of using cryptocurrency for Russian business; determining the degree of impact of transactions with digital assets on the country's economy in connection with the introduction of the Federal Law of the Russian Federation regarding cryptocurrency. The scientific novelty lies in the development and theoretical justification of the legal principles of regulation of cryptocurrency and its place in the domestic legal system, the need to improve the legislation of the Russian Federation in relation to cryptocurrency is substantiated. As a result, the existing legal framework governing the circulation of cryptocurrencies and digital assets in Russia was analyzed, measures of responsibility for failure to report on transactions with cryptocurrencies were identified, and the need to eliminate disagreements on the legalization of cryptocurrencies in the country was substantiated.
Keywords: cryptocurrency; bitcoin; bhckchain; digital currency; digital financial assets; tokens; digital ruble. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42,12
ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИПТОВАЛЮТЫ В РОССИИ: ЗАКОНОДА ТЕЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Цель исследования - дать оценку изменений в российском законодательстве и законодательных инициативах, касающихся криптовалют и цифровых финансовых активов, в статье акцентировано внимание на возможных экономических последствиях использования криптовалюты для российского бизнеса; определении степени воздействия операций с цифровыми активами на экономику страны в связи с введением Федерального закона РФ в отношении криптовалюты. Научная новизна заключается в разработке и теоретическом обосновании правовых принципов регулирования криптовалюты и ее места в
УДК 336.743
ВАК РФ 5.2.4/08.00.10
0 УглицкихО.Н., 2022 0 Клишина Ю.Е., 2022
■
отечественной правовой системе, обосновывается необходимость совершенствования законодательства РФ в отношении криптовалюты. Врезуль та те про анализирована существующая законодательная база, регулирующая оборот криптовалюты и цифровых активов в России, выделены меры ответственности за непредставление отчетности о проведении операций с криптовалютой и обоснована необходимость устранения разногласий о легализации криптовалюты в стране.
Ключевые слова: криптовалюта; биткоин; блокчейн; цифровая валюта; цифровые финансовые активы; токены; цифровой рубль.
Ш %
^
О ш =г
£ О X О
со
68
УГЛИЦКИХОльга Николаевна, кандидат экономических наук
КЛИШИНА Юлия Евгеньевна, кандидат экономических наук
Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
Введение
Криптовалюта стала неотъемлемой частью нашей новой реальности. 8 то же время правовая природа и предпочтительный режим! регулирования криптовалют уже давно являются актуальной темой. Режим и правовой статус криптовалют различаются в разных юрисдикция* - от отнесения к категории платежных средств или активов до полного запрета.
В этой связи актуальность данного исследования гаключается в рассмотрении российского законодательства о криптовалютах и токенах, которое направлено на устранение неопределенности в отношении правовой природы и режима регулирования цифровых активов в России.
Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) исследовать современное состояние криптовалютного рынка, его национальные особенности, а также перспективы развития цифровых валют; 2) рассмотреть место России на мировом криптовалютном рынке, планы регулирования криптовалют в РФ; 3) оценить практику регулирования криптовалютного оборота, направления, в которых существуют тенденции на развитие регулирования и содействие эффективного функционирования криптовалютного рынка на территории Российской Федерации.
Исследование проведено с использованием методов правового, организационно-функционального и проблемного анализа на основе комплексного и системного подходов.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, законодательные, а также нормативно-правовые документы органов государственной власти Российской Федерации, отражающие современное состояние и тенденции развития рынка криптовалюты в России и за рубежом.
Проблемам и перспективам развития криптовалюты в российской и мировой экономике посвящены работы Е. Дорохова, Т А. Мак-сименко, X. Уитни, А. Борзова, В. Аршинова, П. Ляднова, Л. Коншина и Др.
Практическая значимость исследования заключается в обеспечении достижения положительных результатов принятия законодательства в отношении криптовалюты и его внедрения в практи-ческуюдеятельность, возможности проведения анализа последствий недавно введенной налоговой и уголовной ответственности за непредставление отчетности по операциям с криптовалютами.
Основная часть
За последнее десятилетие технологии блокчейн и криптовалюты изменили мировую экономику и открыли рынок для новых возможностей. Поскольку использование криптовалют в различных сферах бизнеса и контекстах становится все более распространенным, очевидно, что законодательные органы власти и регулирующие органы
будут играть ключевую роль в определении тенденций развития криптовалюты в будущем, В то же время у зарубежных стран есть свои опасения по поводу отсутствия прозрачности и центра контроля, связанного с криптовалютой (что может привести к тому, что криптовалюта будет использоваться в качестве вознаграждения за незаконные операции и отмывание денег}. Введение жестких ограничений на транзакции с криптовалютой может привести к переводу законных проектов и инвестиций в юрисдикции с более благоприятными режимами использования криптовалют. Как и их зарубежные коллеги, российские законодатели и регулирующие органы в настоящее время сталкиваются с реальными проблемами и вопросами о том, как классифицировать и регулировать оборот криптовалюты в мире.
Выделим ряд проблем, которые можно назвать причиной критики криптовалюты в России:
1. Спекулятивная составляющая. Однако, это применимо не ко всем криптовалютам. С другой стороны, тот же биткоин ограничен в своей добыче, что дает основание рассчитывать на снижение инвестиционных рисков в долгосрочной перспективе.
2. Полная анонимность участников сделок. Механизм разрешения возможных спорных ситуаций неясен; например, остается открытым вопрос о том, к кому следует обращаться в случае приобретения некачественных товаров. Даже если это разрешимая проблема, то какое учреждение будет участвовать в разрешении этого спора?
3. Отсутствие связи с реальным сектором экономики. Добыча криптовалюты сегодня предполагает обогащение на разнице курсов, но в настоящее время в экономике нет значимых событий, ведущих к позитивным действиям,
4. Проблема законности. Важным вопросом является законность выдачи средств вне государственного заказа (системы).
5. Криптовалюта: деньги или товары? Продолжаются споры по вопросу о том, можно ли считать криптовалюту товаром или платежным средством. Что касается юридического аспекта, то определенно можно настаивать на том, что признание криптовалюты собственностью (товаром) имело место в США, Австралии и некоторых странах мира.
Закон о легализации цифровых активов в России рассматривали более двух лет, и только в июле 2020 года его утвердил Президент Российской федерации В,В. Путин. С 01 января 2021 года Федеральный закон от 31.07.2020 г.
№ 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [1] регулирует деятельность цифровых активов.
Закон не делает различий между криптовалютой и другими виртуальными валютами, в частносги,токенами, которые относятся к цифровому аналогу ценных бумаг, дают право владельцу на определенную выгоду, услугу или товар, являясь внутренней валютой какого-либо проекта. Однакотокены были выпущены задолго до вступления Закона в силу.
Очень немногие положения Закона № 259-ФЗ от 31.07.2020 посвящены конкретно крип-товалюте. Закон определяет криптовалюту как набор электронных данных (цифровой код или обозначение) в информационной системе, которые могут быть использованы в качестве платежного средства, однако такая валюта не признаётся денежной единицей Российской Федерации, либо денежной единицей иностранного государства или международной денежной единицей. Данное определение указывает на то, что криптовалюта является законной, однако статья 14 Закона № 259-ФЗ от 31 07.2020 дает разъяснения о запрете российским юридическим лицам, филиалам иностранных компаний, созданным на территории России и резидентам России (физическим лицам, находящимся в России 183 и более дней в течение 12 месяцев подряд) принимать криптовалюту в качестве средства оплаты товаров и услуг [1].
В новых законопроектах об ответственности за нарушение Закона указано, что криптовалюта является активом. Это не самый либеральный подход, который могли бы предложить законодатели. Ряд стран - Япония, Швеция и Филиппины - принимают криптовалюту в качестве платежного средства (табл. 1).
Однако российские власти, включая Центральный банк и Министерство финансов, неоднократно выражали озабоченность по поводу использования таких "денежных суррогатов", как криптовалюта, которые могут привести к облегчению отмывания денег и финансированию терроризма [4]. На этом фоне, при этом, в России криптовалюта не была полностью запрещена, как это было в Румынии, Эквадоре и Нигерии. Следовательно, российский законодатель принял "Соломоново решение" о присвоении криптовапюте и токе нам статуса актива, которое разделяется рядом юрисдикций, включая Канаду, Нидерланды, Бразилию, Мексика, Израиль и другие.
си
(XI
о
си
ь-
0. <
X
сч
"«Г
Ё
69
Таблица 1 - Обращение с криптовалютами в различных странах [6]
Данные, которыми делятся российские власти, попада ют в скрытую сеть "ДаркНет", что еще более снижает вероятность того, что российские владельцы криптовалюг захотят поделиться информацией о своих криптовалютных запасах с российскими властями Тем не менее, положения Закона № 259-ФЗ от 31.07.2020 г, распространяются только на выпуски крип-товалют, попадающих под российскую доменную зону, с оборудованием, расположенным на территории Российской Федерации, или выполненные с использованием объектов российской информационной инфраструктуры [2].
Согласно Ежегодному отчету об исследованиях горнодобывающей промышленности за 2021 год "рынок облачного майнинга "голубой океан" находится за пределами Китая" с "ошеломляющим" числом пользователей в России. Например, облачный майнинг - механизм майнинга криптовалюты с использованием арендованных облачных вы-числительных мощностей и без необходимости установки и непосредственного запуска оборудования и связанного с ним программного обеспечения [4] - набирает популярность в мире, и Россия находится на переднем крае этой тенденции.
Данные платформы 51пги1аг\/УеЬ свидетельствуют о том, что в 2021 году в России было большее количество уникальных пользователей облачного майнинга относительно других стран (рис. 1),
В Законе не говорится об определении и нормативно-правовой базе майнинга, что является одним из ключевых вопросов для такого крупного дистрибьютора хешрейта сети
бигкоинов, как Россия (занимает 4-е место после Китая, Канады и США), Поскольку Закон явно не охватывает все аспекты регулирования крип-товалют, ожидается, что в дальнейшем Закон будет дополнен Федеральным законом "О цифровых валютах", в котором будет более подробно рассказано о регулировании, касающемся криптовалют и майнинга.
Тем временем, Министерство финансов объявило, что в свете Закона, вступившего в силу 1 января 2021 года, оно подготовило некоторые изменения в законодательство РФ (НК РФ КоАП РФ) для предотвращения незаконного использования криптовалют [6]. Для достижения этого стимула Министерство финансов предложило идентифицировать, декларировать криптовалюту, а также регистрировать владельцев цифровой валюты. В законопроектах предполагается, что для целей налогового и уголовного права криптовапюта является имуществом.
Рисунок 1 - Динамика пользователей облачного майнинга в 2021 году [8]
Держатели криптовалют должны сообщить налоговым органамв электронной форме о получении права распоряжаться криптовалю-той, предоставить отчет об операциях с крип-товалютами и об остатке криптовалюты в электронном кошельке, если сумма криптовалюты, списанная или зачисленная в течение одного календарного года, превышаетэквива-лент 600000 рублей. Эта сумма рассчитывается исходя из рыночной цены криптовалюты на дату совершения соответствующих операций.
Страна Обращение с криптовалютами
Япония л др. страны: Филиппины, Швеция Платежное средство
Новая Зеландия Платежная система
Аргентина Деньги (но нелегальная валюта)
Австралия Деньги
Германия Единица счета и частные деньги
Финляндия и др. страны: Израиль, Мексика, Нидерланды; Норвегия, Россия Частные договора (ценное имущество) и облагаются налогами на прирост капитала
Канада, Гонгконг, Пакистан Товар
Нигерия, Вьетнам, Исландия и др. Запрещена
31000
160000
140000 135000
120000
с 100000 ь
| 80000 В
,2 60000 ■ 40000 ■ гоооо
V./
66000
31000 гзооо
21000 23000
юооо 11ВД 7Ш 6000 то
Сентябрьское предложение Министерства финансов предусматривало отчетность по операциям и активам на сумму 100000 рублей, следовательно, это значительное увеличение порога отчетности. Первый крайний срок представления отчетности - 30 апреля 2022 года. Скрытие информации от налоговых органов о событиях, изложенных выше, может привести к штрафу в размере 50000 рублей.
Китай 44
Канада 17
США 9
Россия 8
Исландия 6
Норвегия 6
Грузия 3
Другие 7
Рисунок 2- Географическое распределение вычислительной мощности биткоина, %
Неучтенная прибыль от операций с криптовалютами в налогооблагаемыйдоход (и, как следствие, неуплата налога на такие суммы) может привести к штрафу в размере до 40% от суммы неуплаченного налога [5].
Если налогоплательщик в течение двух или более отчетных периодов скрывает информацию об операциях с криптовалютой, а также сознательно включает в отчет ложные данные в отношении суммы, превышающей 15000000 рублей в течение 3-летнего периода, то предусматриваются следующие меры ответственности:
- взыскание денежной суммы в размере 100000-350000 рублей;
- взыскание денежной суммы в размере заработной платы или дохода за 1-2 года;
- принудительные работы на срок до 2 лет (с учетом лишения права занимать определенные должности или запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет);
- арест на срок до шести месяцев (с учетом лишения права занимать определенные должности или запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет).
В Законе указывается административная ответственность за принятие криптовалюты или цифрового финансового актива (ЦФА) в качестве средства оплаты за переданные товары или услуги. Такая ответственность варь-
ируется в зависимости от того, кто принимает соответствующую криптовалюту или ЦФА,
Закон предписывает, что операторы информационных систем должны быть включены в реестр в соответствии с нормативными требованиями для регистрации выпусков или других операций с ЦФА, невыполнение этого требования может привести к штрафам. Закон также расширяет сферу административной ответственности за ЦФА, выданными в информационных системах, созданныевсоответствии с ино-странным законодательством, что демонстрирует экстерриториальное действие Закона [1].
Министерство финансов утверждает, что стимулом для введения жестких правил было предотвращение использования криптовалюты для незаконных целей, в частности для операций по отмыванию денег [4], На наш взгляд, требование сообщать об операциях с криптовалютами в целом является разумным для целей налогового обязательства. Однако ряд экспертов сходятся во мнении, что уголовная ответственность - это серьезная и чрезвычайная мера для данного деяния [3]. Российские налогоплательщики несут аналогичную обязанность отчитываться перед налоговой службой за услуги об операциях на счетах, которые они держат в иностранных банках, однако невыполнение такого требования приводит только к штрафам и общественным работам. При определенных обстоятельствах уголовное дело может быть возбуждено в случае неуплаты налогов, но не за то, что налогоплательщик не уведомил налоговые службы об операциях с ЦФА или валютой. Тем не менее, жесткая ответственность за операции с криптовалютой несколько удивляет. Такая законодательная инициатива может быть объяснена ростом преступлений, связанных с криптовалютой и заинтересованностью государства в контроле над цифровым сектором,
Банк России предлагает реализацию ряда мер в целях регулирования аспектов, связанных с криптовалютами:
- регулирование использования криптовалюты как средства платежа;
- регулирование инвестиций в сферу крип-товалюты и связанных инвестиционных продуктах;
- регулирование криптобирж;
- введение пруденциальных требований к криптоактивам (стейблкойнам).
си
(XI
о
си
О-<
X
сч
-чГ
Ё
71
LH
s ^
о
L|J
=r
s X о
X
о со
72
Реализация перечисленных мер позволит:
- увеличить налоговые поступления посредством хранения, использования и наращивания криптовалюты на территории страны;
- проводитьлегальные финансовые операции на территории страны, с целью снижения преступности;
- увеличить международные инвестиции путей привлечения капитала в РФ, что позволит повысить экономические показатели.
Заключение
Более полугода между Центральным Банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации существуют разногласия о легализации майнинга и за взимание налога с майнеров за добычу криптовалюты на территории страны. В результате 08 февраля 2022 года Правительство Российской Федерации на своем официальном сайте http:/ /government.ru/ разместило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют 111]. Данный документ раскрывает механизм оборота цифровых валют на территории Российской Федерации с участием фи-нансово-кредитных институтов и квалифицированных инвесторов.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений е отдельные законодательные акты Российской федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г, № 259-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы "Консультант Плюс" (дата обращения; 12.02.2022).
2. Аршинова В. Закон о цифровых финансовых активах, Академия LFA. - Режим доступа; https:// Ifacaderny.ru/sphere/post/prinyali no-ne-sovsem-zakon-o цифровых-финансовых-активах.
3. Борзова А. Перспективы развития цифровой экономики в России / А. Борзова, Е. Дорохова // Научные исследования молодых ученых : сб. ст. Международной научно-практической IV - конференции Пенза. - 2020. - 190 с.
4. Дорохова Е. Возможности и перспективы развития криптовалют в РФ / Л. Коншина, Е. Дорохова // А ктуа л ь н ые п робл ем ы акон ом и ки с о в реме н -ной России: сб. науч, докладов Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2019. - Вып. 6. - 286 с.
5. Дорохова,Е. Криптовалюты в неплатежеспособность: уклончивая реальность, реструктуризация развивающихся рынков / Е. Дорохова, П.Ляднова, X. Уитни, //Журнал. - 2018,- Вып. 7. - С 22.
6. Зыкова Т.А., Лобач Д.В. Практика применения криптовалют в зарубежных странах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. N«4-2. URL https://cyberlenihka.ru/article/ n/praktika-primen eniya-kriptovalyut-v-zarubezhriyh-stranah (дата обращения: 14.02.2022).
7. Макс имен ко Т. А. Закон о цифровых активах: плюсы и минусы. - Режим доступа: https:// www.if24.ru/zakon-o-tifrovyh-aktiva h-p!yusy-i-minusy/
8. Официальный сайт платформы Similarweb. -Режим доступа: https://www.similarweb.com/ru/ we bs ite/m i n i n g -с ry pt ос u г re п с у. г u/#tra ff i с
9. Отчеты для общественных консультаций. Сайт ЦБ РФ, - Режим flocTyna:https://www.cbr.ru/ а na ly ti с s/d_o k/d i g_ru Ы е /.
Ю.Официальный сайт РБК, - Режим доступа: https://www.rbc.rU/finances/1 2/1 1/2 0 20/ 5fac09a99a794793ec51f92b.
11.Официальный сайт Правительства Российской Феде ра ци и. - Режим доступа: http://gove i n ment.ru/ news/44519/
THE PLATFORM OF ESTIMATED INDICATORS IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL ECONOMY MANAGEMENT Shvedova Natalia Nikolaevna, Senior Lecturer, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University, Stavropol
Vorobie va Irina Vasilie vna, PhD of Pedagogical sciences, Associa te Professor Zheludkova Tatiana Vladimirovna, PhD of Physical and Mathematics sciences Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk
The study highlights the issues of formation and development of the system of evaluation criteria for the development of the territory in the system of effective economic management. The reliability of data collection and processing plays a dominant role in creating a reliable platform of indicators, the formation of consistent management decisions in the field of economic and social development of the territory, in the processes of socio-economic nature, the problems are considered and the factors influencing the construction of the evaluation system are disclosed, in our opinion, studies of economic processes undoubtedly affect the social side of the development of the territory. Asa resultan assessment of the state of affairs in the Stavropol territory is presented, but some aspects touched upon in the study require an additional information block.
Keywords: economics; territory; strategy; technologies;algorithm; indicators; human resource;public administration; staffing; methods; assessment; training; healthcare; income; population; efficiency of results.
DOI 10.24923/2222-243Х.2022-42.13