Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2019. Vol. 81. No. 1 (79). pp. 485-491.
5. Profit management in the era of digital transformation // Kovylkin D.Yu., Chernov E.K. // Management and economics in the XXI century. 2020. No. 2. pp. 10-15.
6. Improvement of approaches to enterprise profit analysis // Sibiryatkina I.V. // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2021. No. 1 (73). pp. 174-182.
7. Some approaches to the assessment of the profit content in the analysis of the financial results of the enterprise // Zvereva E.V. // Economics and business: theory and practice. 2019. No. 10-1 (56). pp. 144-147.
8. Profit of the enterprise: essence, approaches to analysis // Dikan I.I., Alexandrov A.V. // Novaln-fo.Ru . 2019. No. 105. pp. 39-41.
9. Shaimardanova R.B. Factors and reserves of increasing the economic efficiency of the company's activities // Vector of Economics. 2020 No. 4.
10. Rybakov A. Metals in the production of railway wagons // Access mode: https://www.metaljournal. com.ua/metals-in-the-manufacture-of-railway-wagons / (accessed 15.02.2022).
11.Chernysheva G.N., Borodkina Ya.V. Methods of assessing the impact of inflation on the production and financial results of enterprises // Econominfo. 2014. No. 22. pp. 40-43.
12.Likhacheva M.A., Postrelova A.V. The impact of the inflation rate on the financial results of the organization // Economy and society. 2015. No. 2-3 (15). pp. 195-197.
13.Decree of the Government of the Russian Federation No. 877-r of 17.06.2008 On the Strategy for the Development of Railway Transport in the Russian Federation until 2030 // Access mode: https:// https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104 ?id=155/ (accessed 02/15/2022).
14.Russian Railways in 2021, against the backdrop of economic recovery, expect an increase in revenue from transportation by 7.5% // Access mode: https:// https://company.rzd.ru/ru/9401/page/ 78314?id=193668 / (accessed 15.02.2022).
15.Russian Railways promise to fill up 2021 with cargo and passengers // Access mode: https:// https://vgudok.com/lenta/rzhd-obeshchayut-zavalit-2021-god-gruzami-i-passazhirami-eksperty-ocenili-prognozy-pervogo / (accessed 15.02.2022).
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-416-421
Н.А. Жарина - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, [email protected], N.A. Zharina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Naberezhnochelninsky Institute (branch) of FSAEI HE KFU;
Р.З. Гайфутдинова - к.ю.н., доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса, Казанский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», [email protected],
R.Z. Gayfutdinova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Arbitration Process, Kazan Institute (branch) FSBEI HE "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)";
С.Б. Кузнецова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, [email protected],
S.B. Kuznetsova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Naberezhnochelninsky Institute (branch) of FSAEI HE KFU.
РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ
REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES IN RUSSIA: CURRENT STATE AND FUTURE TRENDS
Аннотация. В статье представлены результаты аналитического обзора существующих проблем в области государственного регулирования криптовалюты в Российской Федерации. Рассмотрены принятые законодательные акты и их значение в правовом поле регулирования цифровой валюты.
Рассмотрены последствия принятия и вступления в силу ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Выявлены основные риски, с которыми сталкиваются субъекты финансовых отношений на всех стадиях оборота криптовалюты. Дана оценка последствий полного запрета криптовалюты и майнинга в РФ, на котором настаивает ЦБ РФ. Приведен обзор мнений различных финансовых институтов относительно будущего криптоиндустрии в РФ. Определены тенденции дальнейшего правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации.
Abstract. The article presents the results of an analytical review of existing problems in the field of state regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation. The adopted legislative acts and their significance in the legal field of digital currency regulation are considered. The consequences of the adoption and entry into force of the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" are considered.
The main risks faced by subjects of financial relations at all stages of cryptocurrency turnover are identified. An assessment of the consequences of a complete ban on cryptocurrencies and mining in the Russian Federation, which the Central Bank of the Russian Federation insists on, is given. An overview of the opinions of various financial institutions regarding the future of the crypto industry in the Russian Federation is given. The trends of further legal regulation of cryptocurrencies in the Russian Federation are determined.
Ключевые слова: криптовалюта, майнинг, цифровые финансовые активы, криптоиндустрия, правовое регулирование.
Keywords: cryptocurrency, mining, digital financial assets, crypto industry, legal regulation.
В последние годы в мире наблюдается стремительный рост рынка криптовалют. В декабре 2021 года общий объем капитализации криптовалютного рынка достигал 2,3 трлн долл. США, что составляет примерно 1 % глобальных финансовых активов. Годовой объём сделок российских граждан с криптовалютами, по некоторым оценкам, достигает 5 млрд долл. США. По майнингу криптовалют Россия занимает 3-е место в мире после США и Казахстана с долей рынка 11 %. В связи с увеличивающимся объёмом сделок в цифровых активах, а также с ростом рисков, связанных с их использованием, данный вид денежных средств всё больше вызывает озабоченность и определенные опасения у государственных регуляторов и международных организаций [1].
В настоящее время глобальный подход к регулированию криптовалют пока окончательно не сформирован. В части использования криптовалют для платежей все больше ведущих стран вводят прямой запрет, в некоторых странах данная область пока находится в «серой» зоне, но с большой вероятностью можно ожидать дальнейшего ужесточения [2].
В Российской Федерации с 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ. Его приняли как основу правового регулирования в сфере отношений, связанных с цифровыми активами и цифровой валютой. Однако, правовое и экономическое сообщества склоняются к мнению о том, что данный закон не устраняет ряда существующих пробелов в регулировании рынка криптовалют и не в полной мере решает проблемы функционирования данного рынка и его участников.
Согласно этому закону в России цифровая валюта не отнесена к деньгам, а является лишь «совокупностью электронных данных», которые в ряде ситуаций можно считать имуществом. «В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе, цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако, в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. То есть криптовалюту можно выпускать, хранить, торговать ею, но нельзя использовать как средство платежа и расчетов за товары и услуги. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой» [3]. Закон запрещает операции по оплате в крип-товалюте, так она является необеспеченным видом денежных средств. Другое дело, цифровой рубль, введение которого в денежный оборот уже запланировано Банком России в ближайшей
перспективе. Теоретически операции по обмену цифровых валют на фиатные средства или цифровые валюты, (с учетом того, что цифровая валюта - это средство платежа), не ограничены. Обладатели цифровых финансовых активов - российские резиденты, должны будут задекларировать их в соответствии с поправками, внесенными в НК РФ. С одной стороны, закон установил правовой режим цифровой валюты и приравнял ее к имуществу в определенных ситуациях, открыв возможность для судебной защиты. С другой стороны, цифровая валюта как средство платежа находится под запретом, а ее обладателям вменена обязанность декларировать свои сбережения под угрозой отказа в правовой защите и иных санкциях.
За использование цифровой валюты в качестве платежа в законе предусмотрены санкции. Так сайты с информацией о приеме платежей в криптовалютах теперь запрещены, Роскомнадзор вправе их блокировать. На сегодняшний день уже принят ФЗ № 6 от 17.02.2021 о внесении изменений в НК РФ относительно налогообложения операций с цифровой валютой. Наиболее важные поправки касаются следующих аспектов. Теперь налоговые органы вправе истребовать у банков информацию об операциях с цифровой валютой, а именно выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой. Граждане, владеющие цифровой валютой, должны сообщить об этом в случае, если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. (расчет суммы производится сообразно рыночной цене на цифровую валюту на дату совершения каждой операции). При этом налоговая ответственность за нарушение новых норм - например, при неуплате или неполной уплате налогоплательщиком сумм налогов в результате невключения в налоговую базу прибыли от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, влечет взыскание штрафа в размере 40 % от суммы неуплаченного налога в части таких операций [4].
Действующий закон о ЦФА несмотря на то, что содержит многие разъяснения по поводу понятий и определений цифровой валюты, ее оборота в стране, тем не менее, не дает конкретных ответов на многие вопросы, возникающие как у представителей криптосообще-ства, так и у государства в лице налоговых органов.
В январе 2022 года российский регулятор опубликовал доклад, в котором проанализировал риски криптовалют и, что самое главное, предложил запретить их в России [2]. Запрет криптовалюты поддержал глава Сбера Г. Греф. При этом многие ответственные ведомства выступили против жёсткого запрета, Минфин представил собственную концепцию правил операций с криптовалютами, а Минцифры пояснило, что запрет на обращение криптовалют в России однозначно снизит темпы развития 1Т-отрасли и сделает ее неконкурентоспособной.
По мнению представителей Банка России, необходимо запретить выпуск, майнинг и обращение криптовалют в России, а также ввести ответственность для тех, кто это все-таки будет делать, установить ответственность за использование криптовалют как средства платежа за товары и услуги, а также запретить финансовым организациям вкладывать деньги в криптовалюту и связанные с ней финансовые инструменты. При этом регулятор не запрещает владение криптовалютами и осуществление с ними операций в иностранных юрисдикци-ях, оставляя за собой право, собирать информацию о таких операциях.
По оценкам Центрального банка РФ основные риски криптовалют, которые создают существенные угрозы для благосостояния российских граждан, стабильности и безопасности финансовой системы заключаются в следующем:
- высокая волатильность курса, создающая для граждан риски утраты существенной части вложенных средств, а в случае использования заемных средств для приобретения криптовалюты - риски остаться должником;
- угроза суверенитету денежно-кредитной политики государства из-за распространения криптовалют, в результате чего для сдерживания инфляции необходимо будет поддерживать на высоком уровне значение ключевой ставки, что приведет к снижению объемов кредитования для физических и юридических лиц;
- распространение криптовалют приводит к выводу сбережений граждан за пределы российского финансового сектора а, следовательно, сокращению его возможностей
по финансированию реального сектора и снижению потенциального роста экономики, что уменьшает количество рабочих мест и снижает доходы граждан;
- криптовалюты активно используются в противоправной деятельности для отмывания доходов, полученных преступным путем. Их распространение создает благоприятные условия для криминальных операций, вымогательства и взяточничества и является вызовом для глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма [2].
Основные опасения ЦБ РФ связаны с возможностью потерять монополию на управление и влияние на финансовом рынке.
С целью снижения угроз, обусловленных использованием криптовалют, Банк России предлагает внести следующие изменения в законодательство:
- установить ответственность за нарушение законодательного запрета на использование криптовалют в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами - резидентами Российской Федерации;
- ввести запрет на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения криптовалюты (в т.ч. криптобиржами, криптообменниками) на территории Российской Федерации и установить ответственность за нарушение данного запрета;
- ввести запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, а также на использование российских финансовых посредников и российской финансовой инфраструктуры для осуществления операций с криптовалютами и установить ответственность за нарушение данного запрета [2].
Несколько иной позиции придерживается Министерство финансов РФ, которое выступает против запрета криптовалют и предлагает усилить контроль за ее обращением.
В разработанной Минфином концепции по регулированию криптовалют предлагается проводить все операции с криптовалютами через российские банки, устанавливать личность держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. По оценкам экспертов, российские граждане имеют на руках несколько миллионов криптовалютных кошельков с общим объемом средств около 2 трлн. руб. Проведение операций через банки, как считает Минфин, позволит обеспечить надлежащий контроль за такими операциями и идентификацию всех участников. Чтобы совершать их, клиентам нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. Чтобы контролировать и отслеживать платежи, предлагается использовать сервис «Прозрачный блокчейн» (система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмонито-ринг). Минфин при этом хочет разрешить работу в России иностранных криптобирж - для этого им надо будет открыть в стране свое представительство. Надзорные функции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой» [5].
Минфин считает, что регулирование криптовалют «обеспечит защиту прав физических и юридических лиц за счет появления легальных процедур приобретения и продажи цифровой валюты и законодательного установления требований к операторам обмена цифровых валют. По мнению ЦБ, в связи с отсутствием у большинства криптовалют ответственного эмитента, риски граждан, инвестирующих в такие инструменты, будут перекладываться на российские финансовые организации и, в конечном итоге, на их вкладчиков и кредиторов, а, следовательно, предлагаемый в концепции Минфина допуск криптовалют в российскую финансовую систему создает огромный риск финансовый стабильности.
Настаивая на своей позиции запрета криптовалюты, Банк России не планирует полностью отказываться от цифровых активов. Те преимущества криптовалют, которые делают их привлекательными как платежного инструмента в операциях, не связанных с отмыванием средств и прочей криминальной деятельностью, а именно быстрота, удобство, относительная дешевизна, по мнению регулятора, можно реализовать через создание и развитие систем быстрых платежей и национальных цифровых валют» [6]. Именно цифровой рубль рассматривается как альтернатива криптовалюте. Однако, использование цифрового рубля не эф-
фективно с точки зрения иностранных инвесторов, так как сфера его использования ограничивается пределами РФ, в отличие от мировых валют, использование которых повышает капитализацию иностранных инвесторов.
По мнению многих экспертов, запрет криптовалюты сильно ударит по тем, кто имеет отношение к криптоиндустрии, по биржам, на которых российские игроки занимают лидирующие позиции. Россия может быть внесена в «черный список» стран, которые не допускаются к торговле на криптобиржах. В операции с криптовалютами вовлечены миллионы людей и масштаб этого явления уже не позволяет его искоренить. По мнению основателя Telegram Павла Дурова, тотальный запрет на криптовалюты вряд ли остановит недобросовестных игроков, но поставит крест на легальных российских проектах в этой сфере, а Россия, являясь одним из лидеров по числу высококлассных специалистов блокчейн-индустрии, может стать одним из крупных игроков новой экономики при «вдумчивом регулировании».
Нельзя забывать и то, что децентрализованные финансы с новейшими финансовыми технологиями, использующими криптовалюты как некую составляющую, сегодня очень востребованы и являются главными драйверами роста рыночной стоимости. И отмена крипто-валют грозит для нашей страны выпасть из этого общемирового тренда. Так как цифровой рубль пока не внедрен, а все новейшие цифровые платформы нуждаются в некой криптова-люте для того, чтобы обеспечить все процессы, включая платежи, транзакции и прочее, полный запрет криптовалют в России могут привести к стагнации этой отрасли. Нельзя отрицать, что криптовалюты уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, текущей финансовой системы и поэтому вопрос должен стоять о том, как лучше всего адаптировать ее к нашим современным методам, повысить ее прозрачность и подотчётность, включения в налоговые процедуры. И если решить эти проблемы, то, возможно, отпадет необходимость запрета.
Решение проблем в криптоиндустрии должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение регулирования тарифов на электроэнергию для бизнеса, включение майнинга в бизнес-реестр, установление соответствующих налогов в данной сфере, регулирование крип-товалютных обменников. Наличие регулируемой инфраструктуры, наличие майнинга с соответствующим налогообложением, декларирование криптовалют, организация участников криптовалютного рынка - всё это позволит привести функционирование криптоиндустрии в соответствие с интересами государства [7].
Понять, как выведение криптовалют в жесткое правовое поле будет выглядеть на практике предлагается с помощью ФЗ-258 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. В рамках данного правового «тест-драйва» можно будет понять, оправдывает ли польза от криптовалюты те риски, которые она в себе несет.
По оценкам экспертов при поддержке Правительства Государственная Дума утвердит законодательное регулирование криптовалютного рынка в РФ до конца 2023 года. А это значит, что дискуссии по поводу того запретить или оставить, но урегулировать криптовалюты, будут продолжаться.
Источники:
1. Жарина Н.А. Криптовалюта в России: современное состояние и перспективы развития // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - НЧИ КФУ. №1, 2018. - С. 80 - 90. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_399550793/Zharina.pdf. Дата обращения : 19.01.2022.
2. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад Центрального банка для общественных консультаций. Москва, 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.cbr.ru /Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf. Дата обращения : 01.02.2022.
3. Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5f69eab99a794753755fe0b9. Дата обращения : 14.01.2022.
4. Закон о цифровых финансовых активах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2621. Дата обращения : 25.01.2022.
5. Правительство утвердило концепцию регулирования криптовалют. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/finances/08/02/2022/. Дата обращения : 08.02.2022.
6. ЦБ увидел риск «параллельной финансовой системы» из-за криптовалют [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rbc.ru/finances/27/01/2022/. Дата обращения: 11.02.2022.
7. Жарина Н.А. Гайфутдинова Р.З., Муллина Л.Р. Правовое регулирование цифровых финансовых активов: проблемы и пути решения // Финансовая экономика. - Москва. №7. Ч.1, 2018 -С.28 - 30. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 36828330. Дата обращения : 01.02.2022.
References:
1. Zharina N.A. Cryptocurrency in Russia: current state and prospects of development // Socioeconomic and technical systems: research, design, optimization. - NCI KFU. No. 1, 2018. - pp. 8090. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_399550793/. Date of application: 19.01.2022.
2. Cryptocurrencies: trends, risks, measures. Report of the Central Bank for public consultations. Moscow, 2022. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/ 132241/Consultation_Paper_20012022.pdf . Date of application: 01.02.2022.
3. What is wrong with the law "On CFA". All about the regulation of cryptocurrencies in Russia. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/. Date of application: 14.01.2022.
4. The Law on Digital Financial Assets. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2621 . Date of application: 25.01.2022.
5. The government has approved the concept of regulating cryptocurrencies. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.rbc.ru/finances/08/02/2022/. Date of application: 08.02.2022.
6. The Central Bank saw the risk of a "parallel financial system" due to cryptocurrencies [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.rbc.ru/finances/27/01/2022/. Date of application: 11.02.2022.
7. Zharina N.A. Gayfutdinova R.Z., Mullina L.R. Legal regulation of digital financial assets: problems and solutions // Financial Economics. - Moscow. No. 7. Part 1, 2018 - P.28-30. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36828330. Date of application: 01.02.2022.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-421-428
А.Е. Жминько - старший преподаватель кафедры статистики и прикладной математики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.E. Zhminko - Associate Professor, Department of Statistics and Applied Mathematics, FSBEI HE Kuban SAU;
Э.Т. Багателия - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
E.T. Bagateliya - student, FSBEI HE Kuban SAU;
A.A. Зубарева - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.A. Zubareva - student, FSBEI HE Kuban SAU;
ЕА. Пилипенко - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
E.A. Pilipenko - student, FSBEI HE Kuban SAU.
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЁТАХ FACTORS TAKEN INTO ACCOUNT IN FINANCIAL AND ECONOMIC CALCULATIONS
Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые элементы и методы финансовых вычислений, которые могут быть использованы в расчетах параметров, характеристик и свойств инвестиционных операций и стратегий, параметров государственных и негосударственных займов, ссуд, кредитов, в расчетах амортизации, страховых взносов и премий, пенсионных начислений и выплат, при составлении планов погашения долга, оценке прибыльности финансовых сделок. Финансовые расчеты проводятся с учетом так называемого временного фактора, что связано с принципом неравноценности финансовых ресурсов, которые используются в различные периоды времени, т.е. деньги в настоящий момент обладают большей ценностью, чем в будущем, и владея финансовыми ресурсами,