Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / ИМУЩЕСТВО / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / МАЙНИНГ / ОРГАНИЗАТОР СИСТЕМЫ ОБМЕНА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ / ОПЕРАТОР ОБМЕНА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ / БИРЖА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликов Е.Г., Юдина Е.В.

Правоотношения, связанные с выпуском и оборотом криптовалют, получают в современном мире динамичное развитие. В статье авторы анализируют действующее российское законодательство, касающееся оборота криптовалют, а также опубликованные проекты нормативных актов и программные документы государственных органов в данной сфере. В целом дается позитивная оценка положениям правительственной концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, допускается возможность их корректировки. При этом обосновывается необходимость максимально оперативной разработки средств законодательного регулирования основных вопросов выпуска и оборота криптовалют, а также налогообложения доходов в этой области, в частности льготного налогового режима и добровольного декларирования доходов, при условии принципиальной реализуемости и простоты исполнения обязательных требований для участников правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беликов Е.Г., Юдина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR PUBLIC LAW REGULATION OF CRYPTOCURRENCIES CIRCULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Legal relations related to the issuance and circulation of cryptocurrencies are developing very dynamically in today's world. In the article, the authors analyze the current Russian legislation on cryptocurrencies, as well as published draft regulations and program documents of state bodies in this area. In general, the provisions of the government's concept of legislative regulation of the mechanisms for organizing the circulation of digital currencies are positively assessed, and the possibility of adjustments is allowed. In this case, it justifies the need for the quickest possible development of means of legislative regulation of the main issues of the issuance and circulation of cryptocurrencies, as well as the taxation of income in this area, in particular the preferential tax regime and voluntary income declaration, subject to the principle of feasibility and simplicity of the execution of mandatory requirements for participants in legal relations.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 5. С. 55-60. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 5. P. 55-60.

Научная статья УДК 347.73

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.5.9

Перспективы публично-правового регулирования обращения криптовалют

в Российской Федерации

Евгений Геннадьевич Беликов1, Екатерина Владимировна Юдина2

■^Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия

1belikovy79@mail.ru

2ev. yudi@yandex.ru

Аннотация. Правоотношения, связанные с выпуском и оборотом криптовалют, получают в современном мире динамичное развитие. В статье авторы анализируют действующее российское законодательство, касающееся оборота криптовалют, а также опубликованные проекты нормативных актов и программные документы государственных органов в данной сфере. В целом дается позитивная оценка положениям правительственной концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, допускается возможность их корректировки. При этом обосновывается необходимость максимально оперативной разработки средств законодательного регулирования основных вопросов выпуска и оборота криптовалют, а также налогообложения доходов в этой области, в частности льготного налогового режима и добровольного декларирования доходов, при условии принципиальной реализуемости и простоты исполнения обязательных требований для участников правоотношений.

Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, имущество, налог на доходы физических лиц, доходы, расходы, майнинг, организатор системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют, биржа цифровых валют

Для цитирования: Беликов Е.Г., Юдина Е.В. Перспективы публично-правового регулирования обращения криптовалют в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2022. № 5. С. 55-60. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.5.9.

Original article

Prospects for Public Law Regulation of сryptocurrencies circulation in the Russian Federation

Evgeny G. Belikov1, Ekaterina V. Yudina2

12Saratov State Law Academy, Saratov, Russia

1belikovy79@mail.ru

2ev.yudi@yandex.ru

Abstract. Legal relations related to the issuance and circulation of cryptocurrencies are developing very dynamically in today's world. In the article, the authors analyze the current Russian legislation on cryptocurrencies, as well as published draft regulations and program documents of state bodies in this area. In general, the provisions of the government's concept of legislative regulation of the mechanisms for organizing the circulation of digital currencies are positively assessed, and the possibility of adjustments is allowed. In this case, it justifies the need for the quickest possible development of means of legislative regulation of the main issues of the issuance and circulation of cryptocurrencies, as well as the taxation of income in this area, in particular the preferential tax regime and voluntary income declaration, subject to the principle of feasibility and simplicity of the execution of mandatory requirements for participants in legal relations.

Keywords: cryptocurrency, digital currency, property, personal income tax, income, expenses, mining, digital currency exchange organizer, digital currency exchange operator, digital currency exchange

For citation: Belikov, E.G. & Yudina, E.V. (2022) Prospects for Public Law Regulation of cryptocurrencies circulation in the Russian Federation. Theory and Practice of Social Development. (5), 55-60. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.5.9 (In Russian).

Некоторые сферы общественных отношений в наши дни развиваются темпами, которых не могли себе представить предыдущие поколения. Расширение возможностей работы с информацией, появление новых видов взаимодействия, новых услуг, информационных сервисов, не вписывающихся в существующие отработанные схемы, ставят сложные задачи перед законодателем. Отсутствие адекватного законодательного регулирования новых видов общественных отношений

© Беликов Е.Г., Юдина Е.В., 2022

может тормозить развитие перспективных областей экономики и финансов. В связи с этим научная разработка проблем законодательного регулирования приобретает большую актуальность.

К новым и недостаточно урегулированным в Российской Федерации сферам относятся отношения, связанные с созданием и оборотом криптовалют, тогда как появление данных активов обозначает начало нового этапа в истории платежных средств (Магомедова и др., 2021; Кучеров, 2018: 5). В условиях введения все новых санкций со стороны иностранных государств и международных организаций, существенная часть которых касается финансового сегмента, ограничений валютных операций и области расчетов в целом, любые остающиеся открытыми возможности должны быть использованы во благо Российского государства и его граждан. В связи с этим именно сейчас особенно остро стоит задача оперативного и эффективного урегулирования вопросов обращения криптовалют.

Составление исчерпывающего определения понятия «криптовалюта» представляется непростой задачей. Кроме того, ее выполнение может становиться бессмысленным, поскольку подробное перечисление признаков теряет актуальность всякий раз, когда появляется новая технология их организации или новая правовая форма выпуска. Криптовалюта может трактоваться как вид цифровой валюты, не имеющий эмиссионного центра или единого администратора, в отличие от цифровых валют центральных банков (Рождественская, Гузнов, 2021: 60). В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ дано широкое определение цифровой валюты, не содержащее подробного описания технологических характеристик данного актива1. Однако и в этой дефиниции присутствуют признаки, не являющиеся специфичными для существующих криптовалют, - «оператор и (или) узлы информационной системы обязаны обеспечивать порядок выпуска электронных данных». У конкретной криптовалюты может отсутствовать оператор, а узлы сети могут не иметь никаких обязанностей перед пользователями сети в связи с обращением цифровых валют; и, напротив, под приведенное определение могут попадать иные объекты, например «валюты» в виртуальных играх. Поэтому наблюдается насущная необходимость доработки дефиниции цифровой валюты, благодаря которой можно будет с достаточной долей определенности рассматривать криптовалюту в качестве имущества.

В целом можно сказать, что Федеральным законом № 259-ФЗ на сегодняшний день исчерпывается специальное законодательное регулирование криптовалют в России. Безусловно, организация законодательного регулирования новых правоотношений с нуля требует серьезных усилий, но при этом подобные вопросы должны получать больший приоритет в интересах развития страны. Закон № 259-ФЗ только в Государственной думе РФ рассматривался более 2 лет. Указанный акт имеет большое значение для введения стремительно увеличивающейся области правоотношений в правовое поле, однако он снял лишь несколько вопросов из большого числа.

В частности, данным законом также вводится ограничение использования криптовалюты: российским резидентам запрещается принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы и услуги, на территории РФ запрещается распространять информацию о приеме цифровой валюты в качестве оплаты. Кроме того, в некоторые отраслевые федеральные законы (о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; несостоятельности (банкротстве); исполнительном производстве; противодействии коррупции) внесены изменения, согласно которым цифровая валюта признается имуществом для целей указанных законов. Впоследствии сопутствующие изменения были внесены и в другие федеральные законы (от 1 апреля 2022 г. № 90-ФЗ: в законы о политических партиях, основных гарантиях избирательных прав граждан, контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их доходам и др.2). Эти изменения также имеют большое значение для правовой практики. Например, в отсутствие законодательного регулирования суды не готовы были брать на себя ответственность по рассмотрению криптовалюты как имущества (в 2017 г. Арбитражным судом города Москвы было отказано во включении содержимого криптовалютного кошелька в конкурсную массу гражданина-должника3).

С признанием криптовалюты имуществом получили больший вес и разъяснения Министерства финансов РФ, опубликованные в 2018 г. по вопросу налогообложения доходов, связанных с

1 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31, ч. I. Ст. 5018.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ : Федер. закон от 1 апр. 2022 г. № 90-ФЗ // Там же. 2022. № 14. Ст. 2203.

3 Определение Арбитражного суда города Москвы от 5 марта 2018 г. по делу № А40-124668/17-71-160 Ф [Электронный ресурс] // Электронное правосудие : информ. система. URL: https://clck.ru/gjtDv (дата обращения: 24.04.2022).

продажей криптовалюты1. Минфин предложил рассматривать подобные операции как продажу имущества и, следовательно, налоговую базу по ним определять как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение. При этом остается открытым вопрос о реальной возможности документального подтверждения доходов и расходов: в силу особого характера правоотношений, складывающихся вокруг криптовалют, - условной анонимности проводимых операций, их множественности и вариативности, отсутствия систематизированной отчетности, предоставляемой брокером, - на практике предоставить документальное подтверждение расходов зачастую не представляется возможным. Не обозначена также возможность применения к криптовалюте давности владения, освобождающей доходы от налогообложения, по аналогии с имуществом и ценными бумагами. Иными словами, Минфин установил, что платить налоги с доходов от операций с криптовалютой необходимо, но как на практике это сделать реальному получателю дохода - не разъяснил.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации налогообложение доходов от криптовалюты фактически не осуществляется. При этом следует признать, что решение налогового вопроса неразрывно связано с регулированием данной сферы правоотношений в целом: установлением статуса различных субъектов правоотношений, их прав и обязанностей, необходимых ограничений, разрешением вопросов майнинговой деятельности, определением порядка проведения операций и их документального подтверждения и др. (Прокаев, 2020).

В разработке правового регулирования криптовалютного рынка принимает участие значительное число федеральных ведомств и организаций, поскольку оно затрагивает множество вопросов, входящих в компетенцию различных органов: финансы и налогообложение; аспекты национальной и финансовой безопасности; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; регулирование финансовых рынков; банковская и клиринговая деятельность; инвестиционная деятельность и др. Мнения экспертов, представителей государственных органов и публичных структур относительно регулирования криптовалютного рынка существенно различаются, выработка единого подхода происходит в напряженных дискуссиях. В частности, Центральный банк РФ стоит на позиции контролирующего субъекта и последовательно отстаивает идею строгого принудительного ограничения развития правоотношений, связанных с криптовалютами. Официальные представители Банка России неоднократно высказывали опасения по поводу резкого повышения объемов использования криптовалют и отмечали множество рисков, связанных с этим явлением. 20 января 2022 г. был опубликован доклад для общественных консультаций, в котором жестко и однозначно сформулирована позиция Банка России, касающаяся регулирования криптовалют2:

1) ввести ответственность за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа;

2) запретить выпуск, обращение и обмен криптовалюты на территории России и установить ответственность за нарушение этого запрета;

3) запретить финансовым организациям собственные вложения в криптовалюты и связанные финансовые инструменты, запретить использование инфраструктуры российского финансового рынка для осуществления любых операций с криптовалютой и для способствования осуществлению таких операций.

Нельзя не отметить обоснованность опасений мегарегулятора - приводимые против криптовалют аргументы весьма серьезны. Использование независимой криптовалюты в качестве средства платежа противоречит сложившимся принципам денежного обращения, основанного на суверенитете национальной валюты. Вложения инвесторов в криптовалюты перетягивает ликвидность из традиционных финансовых инструментов - фондового рынка и банковских депозитов, что несет риски ослабления реального сектора экономики и банковской системы. В силу технологических особенностей организации обращения криптовалют проводимые с ними операции на сегодняшний день неподконтрольны существующим национальным и международным надзорным структурам, что позволяет применять криптовалюты в преступной деятельности. Процесс майнинга («добычи» криптовалют) требует задействования больших технологических мощностей и значительных затрат электроэнергии, что негативно сказывается на рынке соответствующего оборудования (один из факторов дефицита полупроводников), а также окружающей

1 Письмо Министерства финансов РФ от 17 мая 2018 г. № 03-04-07/33234 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL: https://clck.ru/gjtKe (дата обращения: 24.04.2022).

2 Криптовалюты: тренды, риски, меры [Электронный ресурс] : доклад для общественных консультаций / Центральный банк РФ // Официальный сайт Центрального банка РФ. 2022. URL: https://clck.ru/amzhm (дата обращения: 24.04.2022).

среде; при этом в отсутствие правового регулирования майнинга потенциал расширения такого воздействия не ограничен (Егорова, Белицкая, 2020).

Действительно, риски широкого и бесконтрольного использования криптовалют велики. Однако категоричный запрет в данной сфере не представляется оптимальным решением. Во-первых, в настоящее время отсутствует технологическая возможность эффективного контроля за соблюдением такого запрета. Предлагаемые ЦБ РФ меры, очевидно, не приведут к полной ликвидации на территории Российской Федерации правоотношений, связанных с криптова-лютами. Тем не менее эта область окажется «вне закона», что обусловит ее дестабилизацию, дискредитацию сложившихся добросовестных практик, увеличение случаев мошенничества и иных противоправных действий. Во-вторых, будут утрачены или существенно ограничены возможности использования цифровых валют и смежных технологий в интересах государства и общества. На сегодняшний день криптосфера - это не только майнинг и торговля криптовалютами, но и активное развитие технологии блокчейн; конкурентный поиск технологических возможностей повышения скорости расчетов при уменьшении издержек; разработка платформ для финансирования новых бизнес-проектов; перспектива преодоления валютных, трансграничных (в том числе санкционных) барьеров. Становится все более очевидно, что криптосфера в своем мировом развитии ведет к трансформации финансовой системы. Безусловно, данные тенденции требуют пристального внимания публичного регулятора, но если остаться в стороне от этого глобального процесса, можно упустить критически важные возможности развития.

8 февраля 2022 г. на сайте Правительства РФ была опубликована Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют1. Изложенная в этом документе позиция представляется более сбалансированной. Правительство предлагает не запретить механизм оборота цифровых валют, а напротив, интегрировать его в финансовую систему и одновременно обеспечить должный контроль за денежными потоками.

Ключевая инициатива концепции заключается в установлении субъектного состава рассматриваемых правоотношений с определением обязательных требований к деятельности, статуса и функционала. В частности, банкам с универсальной лицензией предоставляется возможность стать «организатором системы обмена цифровых валют»; в этом случае банк получает право проводить в установленном порядке операции клиентов с криптовалютами при условии обеспечения системы контроля. Описание второго субъекта - «оператора обмена цифровых валют» - подразумевает создание в российской юрисдикции «криптобирж», т. е. цифровых платформ, производящих обменные операции (денежных средств на криптовалюту, криптовалюты на денежные средства и одной цифровой валюты на другую). Иностранные биржи цифровых валют при реализации концепции также будут допущены к деятельности в России, но при выполнении ряда требований: открытие представительства; наличие технологической интеграции с российским организатором системы обмена цифровых валют; запрет деятельности бирж, зарегистрированных в оффшорных зонах, и др. В отношении клиентов предлагается введение обязательной идентификации, а также разделение клиентов - физических лиц на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, вероятно, по аналогии с участниками фондового рынка.

По поводу вопросов налогообложения в концепции предусматривается доработка прошедшего первое чтение в Государственной думе РФ законопроекта2. Существующая на сегодняшний день его редакция содержит следующие ключевые изменения в Налоговом кодексе РФ:

- наложение на налогоплательщиков - юридических и физических лиц - обязанности предоставлять отчеты по операциям с криптовалютой, если сумма таких операций составит более 600 тыс. р., а также введение ответственности за неисполнение данной обязанности;

- закрепление положения о признании цифровой валюты имуществом для целей налогообложения;

- введение ответственности за неуплату (неполную уплату) налога по операциям с криптовалютой.

Существующая редакция законопроекта требует значительной доработки, что и было отмечено в заключениях ответственного органа (Комитета ГД РФ по бюджету и налогам) и комитетов-соисполнителей. В частности, выделяется недостаточная подготовка российской правовой

1 Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. 2022. URL: http://static.govemment.ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ.pdf (дата обращения: 24.04.2022).

2 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения цифровой валюты) [Электронный ресурс] : законопроект № 1065710-7 // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1065710-7 (дата обращения: 24.04.2022).

системы к окончательному признанию криптовалюты имуществом - не внесены необходимые изменения в гражданское законодательство, отсутствует удовлетворяющее требованиям юридической техники определение криптовалюты. Обозначены противоречия в подходе к дефиниро-ванию декларируемой суммы: в проекте предусматривается расчет по рыночной цене на дату совершения операции, тогда как прописанный в действующем налоговом законе подход предполагает расчет по цене, указанной в сделке, пока не доказано ее существенное отклонение от рыночной. У депутатов были также иные замечания.

Законопроектом предполагается утверждение необходимых форм отчетности налоговым органом. Дополнительных положений, разъясняющих порядок отчетности и характер документального подтверждения операций, проект не содержит. Представляется, что в данном отношении он не соответствует существующей практике совершения операций. На криптовалютных биржах они не сводятся к купле-продаже и обмену валюты. Число и разнообразие форм операций и инструментов на таких площадках не уступает возможностям фондовой биржи: операции с заемными средствами, с «кредитным плечом», фьючерсные сделки, совершение большого числа операций в автоматическом режиме и т. д. Без должных разъяснений, а также принятия отчетов криптобирж в качестве подтверждения операций участники рынка криптовалют фактически не будут иметь возможности исполнить предлагаемую к введению обязанность налогоплательщика на практике. Кроме того, не получил разрешения вопрос об учете убытков по операциям с криптовалютой.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным рассмотреть вариант налогообложения доходов по операциями с криптовалютами при их «обналичивании», т. е. обмене на фиатную валюту. Кроме того, принимая в расчет фактическое отсутствие налогообложения доходов в криптовалютной сфере до настоящего времени, а также сложность осуществления налогового контроля, имеет смысл разработать положения о льготном налоговом режиме и добровольном декларировании доходов, по крайней мере на несколько первых лет, в течение которых законодательство и практика его применения получат некую определенность и стабильность.

Подводя итог сказанному, нужно констатировать необходимость принятия оперативных мер по формированию законодательного регулирования общественных отношений, связанных с криптовалютами по следующим направлениям:

- корректировка существующего понятия криптовалюты и его синхронизация с нормами об объектах гражданских прав; данная мера создаст требуемую основу для дальнейшего урегулирования криптовалют в качестве имущества;

- формирование национальной инфраструктуры и организация исполнения требований по интеграции иностранных криптовалютных бирж с российской системой;

- разработка и внедрение эффективной системы налогообложения доходов, полученных от операций с криптовалютой, ориентированной прежде всего не на карательный механизм государственного принуждения и штрафов, а на удобство и простоту механизма исполнения налоговой обязанности для добросовестных налогоплательщиков.

Список источников:

Егорова М.А., Белицкая А.В. Майнинг криптовалюты в России и в мире: понятие и правовое регулирование // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 4 (68). С. 129-136. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.68.4129-136.

Кучеров И.И. Криптовалюта (идеи правовой идентификации и легитимации альтернативных платежных средств) : монография. М., 2018. 204 с.

Магомедова Р.М., Ибаев Р.К., Мусалов М.А. Особенности правового регулирования цифровой валюты в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2021. № 10 (202). С. 90-93. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2021_10_90.

Прокаев М.В. Криптовалюта как предмет налогообложения // Налоги. 2020. № 6. С. 26-30.

Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации // Правоприменение. 2021. Т. 5, № 1. С. 58-67. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2021.5(1).58-67.

References:

Kucherov, I.I. (2018) Cryptocurrency ( Ideas of Legal Identification and Legitimisation of Alternative Means of Payment). Moscow, Tsentr YuRInfOR. (In Russian)

Magomedova, R.M., Ibayev, R.K. & Musalov, M.A. (2021) Features of legal regulation of digital currency in the Russian Federation. Law and State: The Theory and Practice. (10), 90-93. Available from: doi:10.47643/1815-1337_2021_10_90. (In Russian)

Prokaev, M.V. (2020) Cryptocurrency as a subject of taxation. Taxes. (6), 26-30. (In Russian)

Rozhdestvenskaya, T.E. & Guznov, A.G. (2021) Digital currency: features of regulation in the Russian Federation. Law Enforcement Review. 5 (1), 58-67. Available from: doi:10.24147/2542-1514.2021.5(1).58-67. (In Russian)

Yegorova, M.A. & Belitskaya, A.V. (2020) Cryptocurrency mining in Russia and around the world: concept and legal regulation. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). (4), 129-136. Available from: doi: 10.17803/23115998.2020.68.4.129-136. (In Russian)

Информация об авторах Е.Г. Беликов - доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права им. профессора Н.И. Химичевой, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=272069.

Е.В. Юдина - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права им. профессора Н.И. Химичевой, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1049292.

Information about the authors E.G. Belikov - LL.D, Professor, Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor N.I. Khimicheva, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=272069.

E.V. Yudina - PhD in Law, Associate Professor, Financial, Banking and Customs Law Department named after Professor N.I. Khimicheva, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1049292.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.04.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 29.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.