Научная статья на тему 'Правовое регулирование исполнения лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ'

Правовое регулирование исполнения лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / МАЛОЛЕТНИЕ ДЕТИ / ДОМА РЕБЕНКА / СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ / ДОБРОСОВЕСТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ МАТЕРИНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / PENAL LAW / CONVICTED WOMEN / SERVING A SENTENCE / IMPRISONMENT / YOUNG CHILDREN / CHILDREN'S HOME / COHABITATION / CONSCIENTIOUS PERFORMANCE OF MATERNAL DUTIES / LEGAL STATUS / LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онищенко Ирина Сергеевна

В статье исследуется законодательство и практика реализации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ. На основании проведенного анализа условий отбывания наказания, организации домов ребенка в исправительных учреждениях, совместного проживания осужденных женщин со своими детьми в колонии, проживания женщин со своими детьми за пределами исправительной колонии, продления администрацией исправительного учреждения срока совместного содержания матери и ребенка, если ребенок достиг 3-летнего возраста, выездов за пределы исправительного учреждения, норм жилой площади, реализации права на медицинскую помощь, применения дисциплинарных взысканий автор предлагает заимствовать положительный опыт зарубежных стран и внести ряд изменений и дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of imprisonment in relation to women who have infant children, in some CIS countries

In this article the author investigates the legislation and practice of execution of punishment in the form of imprisonment in relation to women with young children in some CIS countries. Based on the analysis, namely, the conditions of punishment, organization of children’s homes in correctional facilities, cohabitation of convicted women with their children in colonies, residence of women with their children outside the colony, extension by the administration of the correctional facility of the period of cohabitation of the mother and the child, if the child has reached 3 years old, trips outside the correctional facility, norms of living space, implementation of the right to medical care, application of disciplinary sanctions the author suggests to adopt positive experience of foreign countries and to make a number of changes and additions to the current penal legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование исполнения лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ»

3. Rakhmaev, E. R. Ispolnenie nakazanij, ne svyazannyh s lisheniem svobody [The execution of punishments not connected with deprivation of liberty] // Prestuplenie i nakazanie [Crime and punishment], 2009, no. 2.

4. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Characteristics of persons registered in the criminal Executive inspections] // Oficial'nyj sajt FSIN Rossii [Official site of the Federal penitentiary service of Russia]. URL: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (accessed 8/17/2019).

Сведения об авторе

Мусалева Анна Владимировна: Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного и уголовного исполнительного права, кандидат юридических наук. Е-mail: [email protected]

Information about the author

Muzaleva Anna Vladimirovna: Samara Law Institute of the FPS of Russia (Samara, Russia), associate professor of the Chair of Criminal and Penal Law, candidate of law. Е-mail: [email protected]

УДК 343.8

И. С. Онищенко

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ, В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ СНГ

В статье исследуется законодательство и практика реализации исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей, в некоторых странах СНГ. На основании проведенного анализа условий отбывания наказания, организации домов ребенка в исправительных учреждениях, совместного проживания осужденных женщин со своими детьми в колонии, проживания женщин со своими детьми за пределами исправительной колонии, продления администрацией исправительного учреждения срока совместного содержания матери и ребенка, если ребенок достиг 3-летнего возраста, выездов за пределы исправительного учреждения, норм жилой площади, реализации права на медицинскую помощь, применения дисциплинарных взысканий автор предлагает заимствовать положительный опыт зарубежных стран и внести ряд изменений и дополнений в действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право; осужденные женщины; отбывание наказания; лишение свободы; малолетние дети; дома ребенка; совместное проживание; добросовестное выполнение материнских обязанностей; правовое положение; правоприменительная практика.

© Онищенко И. С., 2019 © Onishchenko I. S., 2019

I. S. Onishchenko

LEGAL REGULATION OF IMPRISONMENT IN RELATION TO WOMEN WHO HAVE INFANT CHILDREN, IN SOME CIS COUNTRIES

In this article the author investigates the legislation and practice of execution of punishment in the form of imprisonment in relation to women with young children in some CIS countries. Based on the analysis, namely, the conditions ofpunishment, organization of children's homes in correctional facilities, cohabitation of convicted women with their children in colonies, residence of women with their children outside the colony, extension by the administration of the correctional facility of the period of cohabitation of the mother and the child, if the child has reached 3 years old, trips outside the correctional facility, norms of living space, implementation of the right to medical care, application of disciplinary sanctions — the author suggests to adopt positive experience of foreign countries and to make a number of changes and additions to the current penal legislation of the Russian Federation.

Keywords: penal law; convicted women; serving a sentence; imprisonment; young children; children's home; cohabitation; conscientious performance of maternal duties; legal status; law enforcement practice.

Всестороннее изучение состояния и ближайших перспектив развития теории и практики управления уголовно-исполнительной системой (УИС) в РФ является необходимым условием ее эффективного функционирования и имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Понять организацию деятельности мест лишения свободы в современный период невозможно, не зная истории их появления и эволюции.

Неотъемлемой частью недавней истории нашего государства является история УИС стран СНГ. Возникает закономерная необходимость в освещении и анализе процессов, имеюших место в области исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, именно в данных странах; извлечении уроков для дальнейшего эффективного функционирования как самой системы, так и независимого государства в целом. К тому же Концепция развития УИС РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р, ред. от 23.09.2015) ставит своей задачей расширение контактов с пенитенциарными системами государств — участников СНГ, что включает в себя, помимо прочего, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний.

В странах СНГ осужденные к лишению свободы мужчины и женщины содержатся в ИУ отдельно друг то друга. В Молдавии, например, осужденные женщины отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях для женщин или в изолированных отделениях неспециализированных пенитенциарных учреждений с обеспечением для них специальных условий для женщин.

В большинстве стран СНГ законодатель не выделяет в отдельную главу в УИК нормы, касающиеся исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин. Исключение составляют УИК Украины (гл. 21 «Особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами и несовершеннолетними») и УИК Молдавии (ч. 8 «Пенитенциарные учреждения для женщин»).

Во всех странах СНГ в ИУ для осужденных женщин, имеющих детей, в случае необходимости организуются дома ребенка. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка своих детей до достижения ими 3 лет независимо от срока осуждения. В Украине данным правом не могут воспользоваться женщины, осужденные к лишению свободы на срок более 5 лет за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Считаем

данную норму дискриминацией в отношении данной категории осужденных женщин, так как она ущемляет их материнские чувства, которые присущи всем женщинам, независимо от срока их осуждения. В соответствии с УИК Украины (анализируемом в юридической литературе [1, с. 254-261; 2, с. 149-152]), осужденные женщины с беременностью свыше 4 месяцев или имеющие при себе детей в возрасте до 3 лет в случаях, если они не освобождаются от отбывания наказания, направляются администрацией ИУ для отбывания наказания в исправительную колонию, имеющую дом ребенка.

Несмотря на то, что в настоящее время в исправительных учреждениях значительное количество женщин являются матерями, их совместное проживание с детьми является проблемой, решенной не во всех странах. Во многих странах СНГ осужденным женщинам может быть разрешено совместное проживание с детьми (соответствующая норма отсутствует в уголовно-исполнительном законодательстве Украины и Узбекистана), причем в Молдавии условия для совместного проживания создаются по просьбе матери.

В Украине, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане и Армении осужденные женщины могут в свободное от работы время общаться со своими детьми, находящимися в доме ребенка, причем без каких-либо ограничений.

Что касается содержания детей в домах ребенка ИУ, то в данном вопросе законодатели всех стран СНГ единодушны: в них должны быть созданы необходимые условия для нормального проживания и развития детей. УИК Туркменистана добавляет, что дома ребенка укомплектовываются специализированным квалифицированным персоналом. В Киргизии и Казахстане дома ребенка финансируются за счет средств бюджетных средств, в отличие от Белоруссии, где осужденные обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание

детей, находящихся на государственном обеспечении.

Еще большей проблемой является осуществление родительских прав несовершеннолетними осужденными женского пола. В Молдавии эта проблема решается путем создания изолированных участков при женских колониях, имеющих дома ребенка, с обеспечением для них условий ИУ для несовершеннолетних.

Если говорить о норме жилой площади на осужденную женщину, то в разных странах она разная и варьируется от 2 м2 (Белоруссия) до 5 м2 (Туркменистан).

Проявлением принципа гуманизма является введение института проживания осужденных женщин вместе со своими детьми за пределами исправительной колонии. Практически во всех странах СНГ на время освобождения осужденных женщин от работы по беременности и родам, а также до достижения их ребенком 3 лет, допускается их проживание вне колонии. Исключения составляют Молдавия, Киргизия, Казахстан и Армения. При этом уголовно-исполнительное законодательство стран СНГ очень подробно регламентирует проживание осужденных женщин вне колонии и устанавливает для этого определенные требования.

Во-первых, основанием для проживания осужденных женщин вне ИУ является добросовестное отношение осужденных женщин к труду и соблюдение ими требований режима отбывания наказания (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан). Законодатель Узбекистана (уголовно-исполнительное законодательство которого также анализируется в юридической литературе [5, с. 1713-1719; 3, с. 195199]) использует формулировку «положительно характеризующиеся», что, в принципе, одно и то же. Считаем критерии добросовестного отношения к труду и соблюдения требований режима вполне обоснованными, так как нецелесообразно разрешать осужденным

женщинам жить вне ИУ, если они являются, например, злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Во-вторых, решение о проживании осужденных женщин вне колонии оформляется постановлением начальника исправительного учреждения. Здесь есть различия в законодательстве разных стран. По УИК Белоруссии, Таджикистана, Туркменистан и Азербайджана это постановление должно быть мотивированным, с чем нельзя не согласиться. Законодатель также требует, чтобы данное постановление было согласовано с наблюдательной комиссией (Украина, Белоруссия) или санкционировано прокурором (Узбекистан). УИК Туркменистана пошел еще дальше и требует согласование постановления начальника ИУ и с наблюдательной комиссией, и с прокурором. Считаем данное условие разумным, так как это даст возможность лишний раз проверить обоснованность решения начальника учреждения и уменьшить коррупционные риски. А вот УИК Азербайджана требует согласование данного постановления с соответствующим органом исполнительной власти, коим в данном случае является Министерство юстиции Азербайджанской Республики.

В-третьих, законодатель устанавливает особенности проживания осужденных женщин за пределами ИУ. Осужденные женщины, которым позволено проживание вне исправительного учреждения:

- проживают недалеко от территории колонии (в Белоруссии, Туркменистане — в жилых помещениях, принадлежащих ИК) и находятся под постоянным контролем со стороны администрации ИУ;

- могут носить одежду гражданского образца (кроме Таджикистана);

- могут иметь при себе деньги и ценные вещи, как правило, пользоваться ими без ограничения;

- могут без ограничения отправлять письма, получать денежные переводы, посылки, передачи и бандероли;

- могут иметь свидания (как правило, без ограничения) с родственниками и иными лицами (в Азербайджане также с врачом);

- могут в период от подъема до отбоя свободно передвигаться по территории, границы которой определены начальником ИУ;

- по окончании отпуска по беременности и родам привлекаются к работе по указанию администрации ИУ (Украина, Белоруссия, Туркменистан);

- для принятия родов, в случае болезни женщин или их детей могут помещаться в местные учреждения здравоохранения (Украина).

В-четвертых, законодатель определяет основания для отмены проживания осужденных женщин вне исправительного учреждения. В частности, в случае систематического или злостного (в Узбекистане — однократного грубого, в Азербайджане — умышленного) нарушения режима либо правил поведения (в Украине — только правил поведения, в Узбекистане — нарушения порядка отбывания наказания), по постановлению начальника ИУ (в Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане — по мотивированному постановлению) право на проживание вне исправительного учреждения отменяется, а осужденные женщины возвращаются в колонию для дальнейшего отбывания наказания. Данное постановление должно быть согласовано с наблюдательной комиссией (Украина) или согласовано с наблюдательной комиссией и санкционировано прокурором (Туркменистан). В Азербайджане требуется согласование данного постановления с Министерством юстиции Азербайджанской Республики. Считаем основания для отмены проживания осужденных женщин вне исправительного учреждения разумными, так как помогают избежать злоупотреблений со стороны женщин и стимулировать их правомерное поведение. Представляется

более целесообразным процессуальный порядок данной отмены в Туркменистане, который помогает избежать злоупотреблений со стороны администрации ИУ и уменьшить коррупционные риски.

Обратимся к Республике Армения [3, с. 195-199], где удельный вес женщин в структуре преступности является малозначительным, что объясняется той общественной социальной ролью, которую они играют [9, с. 41]. В Республике Армения женщины, осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, отбывают наказание в открытых ИУ (аналог колоний-поселений в РФ). Кроме того, там отбывают наказание положительно характеризующиеся женщины, переведенные из полуоткрытых ИУ. Для перевода необходимо письменное согласие осужденной и наличие материальных и формальных оснований. Примером такого ИУ является участок «Абовян», где женский сектор больше похоже на санаторий, чем на место лишения свободы, так как условия отбывания лишения свободы максимально адаптированы к женщинам с целью способствования им не терять привычных навыков, не дезадаптироваться от нормальной социальной среды и легче встать на путь исправления [7, с. 36].

В Республике Беларусь для содержания женщин, осужденных к лишению свободы, действуют три исправительные колонии: для тех, кто впервые отбывает лишение свободы; для тех, кто ранее отбывал данное наказание; колония-поселение. Женщинам, отбывающим наказание в условиях общего режима, разрешается ежемесячно расходовать денежные средства с их лицевых счетов в размере до 6 базовых величин, а в условиях строго режима — до 4. При исправительной колонии общего режима есть дом ребенка, где содержится 30-50 детей в возрасте до 3 лет, причем женщины проживают отдельно от своих детей. Существует проблема нахождения ребенка в доме ребенка после достижения им 3 лет, а проживание женщин с детьми за преде-

лами колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также до достижения ребенком возраста 3 лет, в Белоруссии вообще не практикуется, хотя и предусмотрено ст. 91 УИК Республики Беларусь [6, с. 43-45].

Если ребенок достиг возраста 3 лет, а у матери до окончания срока наказания осталось не более 1 года, нахождение в доме ребенка может быть продлено администрацией ИУ до окончания срока отбывания наказания матерью. Данная норма содержится в УИК всех стран СНГ, кроме Казахстана. Причем интересен тот факт, что в Кыргызстане продление времени нахождения ребенка в доме ребенка является не правом, как в законодательстве всех других стран СНГ, а обязанностью администрации ИУ, если осужденная мать ходатайствует об этом. Данная обязанность является спорной, на наш взгляд, так как в данном случае следует учитывать поведение осужденной матери и ее отношение к ребенку.

Разница в правовом регулировании данного права состоит в том, что законодатели некоторых стран СНГ устанавливают для этого дополнительные критерии: например, в Узбекистане это будет возможно только при условии надлежащего выполнения осужденной женщиной материнских обязанностей; в Украине, Таджикистане и Азербайджане осужденная должна выполнять свои материнские обязанности добросовестно (что практически одно и то же). Белоруссия, Молдавия, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан и Армения не ставят продление срока нахождения ребенка в доме ребенка в зависимость от поведения его матери. Считаем критерий добросовестного выполнения осужденной женщиной своих материнских обязанностей для продления времени пребывания ребенка в доме ребенка обоснованным.

Уголовно-исполнительное законодательство Таджикистана, исследуемое специалистами [4, с. 33-47], и Украины считает возможным отменить решение о продлении нахождения ребенка в доме ребенка в случае нарушения матерью ре-

жима содержания, а законодатель Украины делает возможным аннулирование данного решения только в случае злостности нарушения. Получается, что нахождение ребенка с матерью ставится в зависимость от ее поведения. Считаем данный критерий нецелесообразным и негуманным, так как в данном случае «наказывается» не только осужденная, но и ее ребенок, что является недопустимым, так как ребенок не отбывает наказание в ИУ. Это также необоснованно и с точки зрения психологии, так как для гармоничного развития личности ребенку жизненно необходим контакт с матерью, будь она даже преступницей. «Необоснованная» разлука с матерью может негативно сказаться на его дальнейшей жизни.

В Молдавии по заявлению осужденной администрация учреждения может продлить срок нахождения ребенка с матерью до 6 месяцев. В данном случае интересен опыт Армении: ст. 82 УИК Республики Армения позволяет начальнику ИУ продлить срок содержания ребенка, достигшего возраста 3 лет, в доме ребенка при ИУ, если матери до окончания срока наказания осталось не больше 2 лет. Считаем данную норму гуманной, так как это может способствовать усилению психологической связи между матерью и ребенком, повышать у осужденных женщин чувство ответственности за свою судьбу и судьбу ребенка.

Еще одной особенностью правового положения осужденных женщин является их право давать согласие на передачу своих детей. Во многих странах СНГ дети осужденных женщин с согласия их матерей могут быть переданы родственникам (УИК Казахстана добавляет сюда еще супругов) или по решению органов опеки и попечительства (в Казахстане — только по решению суда) иным лицам. УИК Молдавии и Таджикистана подчеркивает, что данное согласие должно быть выражено в письменной форме. В Украине, Молдавии, Таджикистане и Азербайджане передача детей иным лицам

возможна только с согласия их матерей и органов опеки и попечительства. В отношении детей, достигших возраста 3 лет, правовая регламентация одинаковая: они могут быть направлены в детские учреждения. Правовая норма в уголовно-исполнительном законодательстве Украины, Молдавии, Таджикистана и Азербайджана представляется более правильной, так как в любом случае предполагает согласие матери на передачу ребенка, независимо от того, передается он родственникам или иным лицам.

По законодательству РФ и Молдавии осужденным женщинам разрешается получение посылок, передач и бандеролей в неограниченном количестве (ст. 90 УИК РФ). В Азербайджане это распространяется на беременных женщин и женщин, имеющих детей в детских домах. В других странах СНГ (Украина, Белоруссия, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан) в этом отношении есть определенные ограничения, в связи с чем беременные женщины, кормящие матери и женщины, имеющие детей в домах ребенка, могут получать дополнительные посылки и передачи только в ассортименте и количестве, определяемыми медицинским заключением.

Во всех странах СНГ осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка ИУ, может быть разрешен выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме. Срок выезда колеблется от 7 суток (Белоруссия, Молдавия, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан, Армения) до 15 суток (Узбекистан, Азербайджан). В данный срок не входит время, необходимое для проезда туда и обратно: от 3 суток (Украина, Армения) до 5 суток (Казахстан). В Белоруссии, Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане законодатель не ограничивает время нахождения осужденной женщины в пути. Законодатель Узбекистана пошел дальше: он предоставляет возможность выезда за пределы колонии женщинам, имеющим детей дошкольного возраста. А вот в

Азербайджане осужденная женщина может воспользоваться таким правом только в период отпуска.

Что касается выездов за пределы колонии женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов, то здесь законодатели зарубежных стран практически солидарны: таким женщинам разрешается выезд 1 раз в год для свидания с детьми на срок до 7 суток, не считая времени проезда (только в Казахстане на проезд отводится не более 5 суток). Однако такая норма отсутствует в уголовно-исполнительном законодательстве Украины, Армении и Азербайджана. В Молдавии таких выездов в течение года может быть не менее 2.

Беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в детском доме, разрешается приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету на средства, имеющиеся на их лицевых счетах. Общая сумма денег, разрешенных к расходованию в течение месяца, для данной категории осужденных не должна превышать минимальный размер заработной платы (Украины), трех с половиной размеров минимальной заработной платы (Узбекистан), тридцатикратной минимальной заработной платы (Армения), 15 манат в месяц (Азербайджан). Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в детских домах, разрешается дополнительно приобретать продукты питания на основании медицинского заключения (Узбекистан) или в количестве и ассортименте, необходимых для поддержания нормального здоровья матери и ребенка (Туркменистан). Законодатель Молдавии, Казахстана и Туркменистана не стал ограничивать осужденных женщин какой-либо суммой, а законодатель Белоруссии, Таджикистана и Кыргызстана не устанавливает каких-либо специфических особенностей в данной сфере.

Одной из особенностей материального и бытового обеспечения осужденных беременных женщин и кормящих матерей является то, что им устанавливаются повышенные нормы питания и создаются

улучшенные жилищно-бытовые условия. Данная норма присутствует во всех странах СНГ. В Азербайджане законодатель распространил данную норму также на женщин, имеющих детей, не достигших 3-летнего возраста.

УИК Узбекистана разрешает осужденным беременным женщинам и кормящим матерям получать дополнительные продукты питания на основании медицинского заключения. Возможно, в связи с особыми потребностями женского организма в период беременности и вскармливания ребенка, повышенных норм питания для конкретной осужденной женщины в силу ее определенных индивидуальных физиологических факторов будет недостаточно, и ей потребуется получение дополнительных продуктов питания.

В РФ, Белоруссии, Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане осужденные беременные женщины и кормящие матери на время освобождения от работы получают бесплатное питание. В уголовно-исполнительном законодательстве других стран СНГ сходная норма отсутствует. А вот в Украине женщинам с беременностью более 4 месяцев, неработающим женщинам, имеющим детей в домах ребенка, предоставляется бесплатно не только питание, но и одежда, обувь, белье и коммунально-бытовые услуги.

Еще одной особенностью правового положения осужденных женщин является то, что во время родов и в период после родов им предоставляется специализированная медицинская помощь (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан). В Молдавии специализированный медицинский уход обеспечивается женщинам только после родов и только по медицинским показаниям. В уголовно-исполнительном законодательстве Украины, Узбекистана и Армении такая помощь вообще не предусмотрена.

В Туркменистане создаются отдельные помещения для ухода за беременными женщинами и их детьми. В Туркменистане и Молдавии допускается, чтобы

роды происходили не в колонии, а в родильном отделении органа здравоохранения по месту нахождения ИУ, причем УИК Туркменистана оговаривает, что это возможно при условии надлежащей охраны и изоляции, что вполне логично. Если ребенок все же рождается в ИУ, то об этом не указывается в свидетельстве о рождении. Считаем законодательство Туркменистана и Молдавии в данном отношении самым гуманным, так как позволяет осужденным женщинам рожать вне стен ИУ.

Что касается применения дисциплинарных взысканий к осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, то законодатели бывших стран СНГ в этом единодушны: осужденные женщины, имеющие детей в доме ребенка ИУ и женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, в дисциплинарные отделения не водворяются. Они не водворяются в карцер (Армения, Украина, Молдавия), в штрафной изолятор (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан), помещения камерного типа (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан), одиночную камеру (Украина, Таджикистан, Казахстан). Причем в ряде стран это относится только к женщинам, имеющим грудных детей в доме ребенка колонии (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан) или к кормящим матерям (Белоруссия, Молдавия, Армения). В УИК Азербайджана данная норма вообще отсутствует.

УИК некоторых зарубежных стран устанавливает возраст ребенка, пребывающего в доме ребенка ИУ, когда его мать не переводится в дисциплинарные отделения. В Украине и Армении это достижение им 3 лет. Считаем данную норму гуманной, так как у матери тесная психологическая связь с ребенком не прекращается с прекращением грудного вскармливания.

Одной из составляющих правового положения осужденных женщин является их трудовая деятельность. Законодатель Узбекистана и Азербайджана освобожда-

ет от работы осужденных женщин только в связи с беременностью и родами на срок, установленный законодательством. В Узбекистане осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при ИУ, могут привлекаться к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в ночное время либо работать с режимом суммированного рабочего времени с их согласия (в ночное время — также при наличии соответствующего медицинского заключения). В Туркменистане женщинам, имеющим детей, не достигших полутора лет, предоставляется время для кормления ребенка.

Законодатель Белоруссии, Туркменистана разрешает привлекать беременных женщин к неоплачиваемой работе только по их желанию. Можно сделать вывод, что осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, от работы не освобождаются. А вот в соответствии с УИК Украины и Азербайджана женщинам с беременностью более 4 месяцев и женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных учреждениях (в Таджикистане — только женщинам, имеющим детей в домах ребенка), разрешается работать по их желанию.

В соответствии со ст. 100 УИК Азербайджана осужденные беременные женщины и женщины, имеющие детей в детских домах при учреждениях по отбыванию наказаний, привлекаются к первоначальному профессионально-специальному образованию или профессиональной подготовке по их желанию. Считаем данную норму разумной, так как женщине предоставляется право самой определять, как она будет проводить свое свободное время, и, таким образом, она сможет больше времени проводить со своим ребенком.

В различных тюремных системам, как и в РФ, существует система отсрочки уголовного наказания. Уголовно-исполнительное законодательство практически всех стран СНГ достаточно подробно регулирует вопрос отсрочки исполнения наказания в отношении беременных женщин и женщин, имеющих

малолетних детей; их нормативно-правовое регулирование очень сходно, но есть и различия. В Белоруссии, Украине и Армении отсрочка исполнения наказания предоставляется осужденной женщине до достижения ее ребенком 3 лет, в Молдавии, Таджикистане, Туркменистане и Азербайджане — 8 лет, в Кыргызстане и Казахстане — 14 лет. Можно сделать вывод, что законодательство Кыргызстана и Казахстана в данном отношении более гуманное, так как возраст ребенка осужденной женщины выше, соответственно, осужденная мать сможет больше времени посвятить воспитанию ребенка (если она, конечно, добросовестная мать, что должен выяснить суд при вынесении решения).

При этом УИК ряда стран (Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан) делает оговорку: отсрочка не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше 5 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (в Молдавии — еще чрезвычайно тяжких, в Молдавии, Казахстане и Азербайджане это должны быть преступления против личности, в Украине — умышленные преступления). В Таджикистане исключение делается только в отношении женщин, совершивших особо тяжкие преступления.

В отношении процедуры применения отсрочки отбывания наказания данной категорией осужденных женщин, законодательство стран СНГ содержит сходные положения. Законодательство Кыргызстана, которое также изучается исследователями [8, с. 124-127], дает возможность осужденной женщине обжаловать решение суда в случае отказа ей в предоставлении отсрочки исполнения наказания.

Что касается оснований отмены отсрочки отбывания наказания, то здесь есть небольшие отличия. В целом законодатели разных стран считают возможным отменить отсрочку, если осужденная отказалась от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, ведет асоциальный образ жизни и не участвует в воспитании ребенка, остави-

ла его родственникам или другим лицам (в Армении — на долгое время), скрылась с места жительства или продолжает уклоняться от воспитания ребенка, нарушает общественный порядок после сделанного ей предупреждения. В Белоруссии и Кыргызстане это возможно не только в зависимости от отношения осужденной женщины к своему ребенку, но и в зависимости от ее поведения на работе (нарушение трудовой дисциплины). В Кыргызстане и Казахстане установлен дополнительный критерий: осужденная женщина продолжает не заниматься воспитанием ребенка после двукратного письменного предупреждения (в Таджикистане — более 2 раз).

При освобождении от наказания беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, администрация ИУ предварительно сообщает об их освобождении родственникам осужденных женщин или иным лицам (в Казахстане — также сообщает супругам, и это должно быть сделано не позднее чем за 6 месяцев до момента освобождения).

Осужденные женщины с малолетними детьми, освобождаемые из исправительных учреждений, добираются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо сотрудника ИУ (Кыргызстан, Туркменистан, Армения, Азербайджан), либо самостоятельно (Таджикистан).

Еще одной гарантией социальной защиты осужденных матерей является размер удержаний из их доходов. В колониях на лицевой счет осужденных беременных женщин, женщин, имеющих детей в доме ребенка, должно независимо от всех удержаний зачисляться не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии, иных доходов. Эта норма есть в законодательстве всех стран СНГ, кроме Казахстана и Армении; разница лишь в сумме зачислений: в Молдавии — 25 %, в Украине, Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане — 50 %, в Азербайджане — 60 %, Кыргызстане — 75 %. Для осужденных женщин, проживающих вне исправи-

тельной колонии, в Украине и Азербайджане это 75 % и 65 % соответственно.

Норма УИК Кыргызстана дает возможность осужденной женщине иметь больше наличных средств, которые она сможет потратить на своего ребенка. Это говорит о гуманизации исполнения наказания в отношении осужденных женщин и о том, что законодатель Кыргызстана признает и подчеркивает особую роль осужденной женщины-матери и всячески содействует ей в исполнении родительских обязанностей.

Осужденные женщины, работающие в колонии, подлежат обязательному государственному социальному страхованию и обеспечиваются на общих основаниях пособиями по беременности и родам (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан). В Казахстане получение пособия по беременности и родам не ставится в зависимость от того, работает осужденная женщина или нет. В Таджикистане осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка, вправе также получать пособия по уходу за ребенком.

Что касается длительных свиданий осужденных женщин с правом совместного проживания с близкими родственниками и иными лицами, то они почти во всех странах СНГ предоставляются продолжительностью до трех суток (Казахстан — 2 суток). А вот ст. 130 УИК Узбекистана предоставляет осужденным женщинам право на длительные свидания со своими несовершеннолетними детьми сроком до 5 суток. Это свидетельствует о гуманизации исполнения наказания в отношении осужденных женщин и о том, что законодатель Узбекистана подчеркивает особую роль осужденной женщины-матери и всячески содействует ей в исполнении родительских обязанностей.

Уголовно-исполнительное законодательство Молдовы и Узбекистана допускает проведение длительных свиданий

вне территории ИУ. УИК Украины и Казахстана в качестве лиц, имеющих право на длительные свидания, указывает лиц, которые не состоят в браке с осужденной, но проживали одной семьей, имеют с ней общих детей (в УИК Украины уточняется, что дети должны быть несовершеннолетними).

Таким образом, изучив зарубежный опыт в области исполнения наказания и обращения с осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, с некоторых странах СНГ, можно отметить ряд положительных моментов, которые можно было бы позаимствовать и внести в качестве корректировки действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ, а именно: нормы, касающиеся исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин, выделить в отдельную главу УИК РФ; ввести институт проживания осужденных женщин со своими детьми за пределами исправительной колонии до достижения ребенком 3 лет; решение о проживании осужденной матери совместно со своим ребенком принимать исключительно в интересах ребенка; на лицевой счет осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в доме ребенка, независимо от всех удержаний зачислять не менее 75 % начисленных им доходов; выделять на одну осужденную женщину, проживающую совместно с ребенком, не менее 4 м2; предоставлять осужденным женщинам длительные свидания со своими несовершеннолетними детьми, проживающими за пределами исправительной колонии, продолжительностью до 5 суток; продлевать срок нахождения ребенка в доме ребенка, если матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более 2 лет, при этом за основание для продления данного срока принять критерий добросовестного выполнения осужденной женщиной своих материнских обязанностей.

Литература

1. Гальцова, Е. В. Содержание принципа уважения прав и свобод человека в уголовно-исполнительном законодательстве, исполнении и отбывании наказаний // Проблемы законности. — 2014. — № 125.

2. Королев, Р. В. К вопросу о реализации принципа демократизма уголовно-исполнительного законодательства в странах ближнего зарубежья // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 1 (39).

3. Махмудов, З. Ш. Постпенитенциарная адаптация осужденных в странах СНГ // Вестник Владимирского юридического института. — 2011. — № 2.

4. Мирзоахмедов, Ф. А. Политические и культурные права осужденных к лишению свободы // Правовая жизнь. — 2014. — № 2 (06).

5. Саидов, А. А. Уголовно-исполнительное законодательство Республики Узбекистан в свете международных договоров о правах человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными // Право и политика. — 2009. — № 8.

6. Свило, С. М. Реализация наказания в виде лишения свободы в отношении женщин (на примере Республики Беларусь) // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 5.

7. Тумасян, Д. А. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы осужденных женщин в Республике Армения // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2014. — № 4 (55).

8. Умиркулов, А. Г. Развитие уголовно-исполнительного законодательства Кыргызской Республики // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 9 (14).

9. Цатурян, М. О. Социально-психологические особенности осужденных женщин первого и последнего года лишения свободы // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 1 (33).

References

1. Gal'tsova, E. V. Soderzhanie printsipa uvazheniya prav i svobod cheloveka v ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve, ispolnenii i otbyvanii nakazanij [The content of the principle of person's rights and freedoms respect in penal legislation, execution and serving sentences] // Problemy zakonnosti [The legal problems], 2014, no. 125.

2. Korolev, R. V. K voprosu o realizatsii printsipa demokratizma ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva v stranah blizhnego zarubezh'ya [To a question about implementation of the democracy principle of penal legislation in neighboring countries] // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika [Legal state: theory and practice], 2015, no. 1 (39).

3. Mahmudov, Z. Sh. Postpenitentsiarnaya adaptatsiya osuzhdennyh v stranah SNG [Post-penitentiary adaptation of convicts in CIS countries] // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [The Vladimir Law Institute Herald], 2011, no. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mirzoahmedov, F. A. Politicheskie i kul'turnye prava osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Political and cultural rights of convicts sentenced to imprisonment] // Pravovaya zhizn' [Legal life], 2014, no. 2 (06).

5. Saidov, A. A. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo Respubliki Uzbekistan v svete mezhdunarodnyh dogovorov o pravah cheloveka i dokumentov OON, opredelyaushchih printsipy obrascheniya s osuzhdennymi [Penal legislation of the Republic of Uzbekistan in the light of international agreements on human rights and UN documents defining principles concerning convicts treatment] // Pravo i politika [Law and politics], 2009, no. 8.

6. Svilo, S. M. Realizatsiya nakazaniya v vide lisheniya svobody v otnoshenii zhenshchin (na primere Respubliki Belarus') [Implementation of punishment in form of imprison-

ment in respect to women (the Republic of Belarus by the example) // Vestnik Ka-zanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [The Kazan Law Institute of Affairs of Russia Herald], 2011, no. 5.

7. Tumasyan, D. A. Osobennosti ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody osu-zhdennyh zhenshchin v Respublike Armeniya [Peculiarities of execution of punishment in form of imprisonment of convicted women in the Republic of Armenia] // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii [The Omsk Academy of Affairs of Russia Scientific Herald], 2014, no. 4 (55).

8. Umirkulov, A. G. Razvitie ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva Kyrgyzskoj Respubliki [Development of the Kyrgyz Republic penal legislation] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' [Tavrichesky scientific observer], 2016, no. 9 (14).

9. Tsaturyan, M. O. Social'no-psihologicheskie osobennosti osuzhdennyh zhenshchin pervogo i poslednego goda lisheniya svobody [Social and psychological characteristics of convicted women of the first and last year of imprisonment] // Sovremennye nauchnye is-sledovaniya i innovatsii [Modern research and innovation], 2014, no. 1 (33).

Сведения об авторе

Онищенко Ирина Сергеевна: Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Information about the author

Onishchenko Irina Sergeevna: the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia (Vologda, Russia), lecturer of the Chair of Civil Disciplines. E-mail: [email protected]

УДК 343.81

Ю. В. Радостева

ВЛИЯНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ*

Изменение демографических показателей во всем мире, сопровождающихся прогрессирующим старением населения, влияет на все сферы общества, включая и сферу исполнения наказания. Наметившаяся в связи с этим тенденция к неизбежному росту количества осужденных пожилого и старшего возраста на фоне новейших достижений наук о человеке (генетике, психологии, физиологии, социологии и др.) требует расширения существующих подходов к анализу детерминант внешнего и внутреннего характера, влияющих на поведение человека в условиях изоляции. В связи с этим целью данного исследования является на основе комплексного системообразующего подхода к поиску, выявлению, аккумуляции и анализу пространственных и генетических факторов доказать необходимость учета их влияния на поведение заключенного в зависимости от возрастных особенностей лиц пожилого возраста. Указанное позволит

© Радостева Ю. В., 2019 © Radosteva Ju. V., 2019

* Публикация подготовлена в рамках гранта РФФИ № 18-29-14028.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.