Научная статья на тему '6. 1. Наказание в виде исправительных работ по УК стран СНГ'

6. 1. Наказание в виде исправительных работ по УК стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1148
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАНЫ СНГ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / COUNTRY C.I.S. / THE PUNISHMENT / CORRECTIVE OF THE WORK / CRIMINAL LEGISLATION / PERFORMANCE OF THE PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабский Валерий Александрович

В статье рассматривается наказание в виде исправительных работ, порядок назначения и исполнения его в странах СНГ. Своеобразие этого наказания заключается в его уникальности на «постсоветском» пространстве, в сочетании карательно-принудительных элементов с длящимся трудовым исправительным воздействием, в известной возможности корректировки его исполнения. Из этого вытекает необходимость углубленного научного анализа исправительных работ в плане дальнейшей имплементации данного института в национальное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жабский Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT IN THE MANNER OF CORRECTIVE OF THE WORK ON UK COUNTRIES C.I.S

Punishment is considered In article in the manner of corrective of the work, order of the purpose and performances him in country C.I.S.. Svoeobrazie this punishments is concluded in his particularities on former soviet space, in combination punitive-forced element with lasting labor corrective influence, in the known possibility of the adjustment of his performance. Thereof results need deepened scientific analysis corrective work in plan further имплементации given institute in national legislation.

Текст научной работы на тему «6. 1. Наказание в виде исправительных работ по УК стран СНГ»

6. УГОЛОВНОЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

6.1. НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УК СТРАН СНГ

Жабский Валерий Александрович, Академия ФСИН России, к.ю.н., доцент, докторант

Аннотация. В статье рассматривается наказание в виде исправительных работ, порядок назначения и исполнения его в странах СНГ. Своеобразие этого наказания заключается в его уникальности на «постсоветском» пространстве, в сочетании карательно-принудительных элементов с длящимся трудовым исправительным воздействием, в известной возможности корректировки его исполнения. Из этого вытекает необходимость углубленного научного анализа исправительных работ в плане дальнейшей имплементации данного института в национальное законодательство.

Ключевые слова: наказание, исправительные работы, уголовное законодательство, страны СНГ, исполнение наказания

PUNISHMENT IN THE MANNER OF CORRECTIVE OF THE WORK ON UK COUNTRIES C.I.S.

Zhabskiy V. A., Academy FSIN Russia, k.yu.n., assistant professor

Annotation: Punishment is considered In article in the manner of corrective of the work, order of the purpose and performances him in country C.I.S.. Svoeobrazie this punishments is concluded in his particularities on former soviet space, in combination punitive-forced element with lasting labor corrective influence, in the known possibility of the adjustment of his performance. Thereof results need deepened scientific analysis corrective work in plan further имплементации given institute in national legislation. Keywords: the Punishment, corrective of the work, criminal legislation, country C.I.S., performance of the punishment

Наказание в виде исправительных работ является характерным только для стран-участниц СНГ. «Своеобразие этого наказания заключается в его уникальности на «постсоветском» пространстве, в сочетании карательно-принудительных элементов с длящимся трудовым исправительным воздействием, в известной возможности корректировки его исполнения. Из этого вытекает необходимость углубленного научного анализа исправительных работ в плане раскрытия его возможностей и перспектив в современных, отличных от советских, социально-экономических условиях».

«Отрицательно повлияли на назначение и исполнение и последние новеллы уголовного законодательства относительно исправительных работ. Отказ законодателя назначать исправительные работы лицам, имеющим основное место работы, не соответствует уголовной и уголовно-исполнительной политике России, снижает эффективность наказаний, не связанных с изоляцией от общества», - пишет В.Н. Чорный.

В литературе существует еще более категорические мнения относительно исправительных работ и некото-

рых иных видов наказаний, связанных с привлечением труда осужденных. Так, А. Трахов на основании теоретических исследований и анализа практики исполнения отдельных наказаний приходит к выводу, что исправительные работы, как и обязательные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы для применения в борьбе с преступностью не имеют.

Восточно-европейские государства

Из трех стран, отнесенных автором к восточноевропейским, исправительные работы имеют место в двух из них - Беларусь и Украина.

Наряду со многими схожими моментами уголовное законодательство их вместе с тем имеет отличия.

Среди них:

- различный размер удержаний, производящихся из заработка осужденного: от десяти до двадцати пяти процентов по УК РБ (ст. 52) и от десяти до двадцати процентов по УК Украины (ст. 57);

- наряду с определением категорий лиц, к которым такое наказание не может быть применено законодательство обеих республик, называет еще лиц, которых нет в других государствах: резервисты; иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Республике Беларусь; больные открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом, не имеющие постоянного места работы - ч.2 ст. 52 УК РБ; нетрудоспособные, работники правоохранительных органов, нотариусы, судьи, прокуроры, адвокаты, государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления (ч.2 ст. 57 УК Украины);

- если по законодательству Беларуси лицо при определенных обстоятельствах (ч.3 ст. 52 УК) может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания или неотбытая часть наказания может быть заменена на более мягкое наказание (ч.6 ст. 52 УК), то согласно ч.3 ст. 57 УК Украины лицам, ставшим нетрудоспособными после составления приговора суда, исправительные работы суд может заменить штрафом.

В восточно-европейских странах-членах СНГ, в отличие от России, исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. При этом местом отбывания наказания по законодательству Украины являются предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности по месту работы осужденного (ч.1 ст.41 УИК). В исполнении наказания участвуют три субъекта: уголовно-исполнительная инспекция - осуществляет контроль за исполнением наказания; органы внутренних дел - проводят индивидуальную профилактическую работу (ч.3 ст.41 УИК); собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган (ст. 44 УИК). Срок исправительных работ в обеих республиках составляет от шести месяцев до двух лет.

В отличие от России и Беларуси законодательство Украины устанавливает меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным (ст. 46 УИК РФ). Среди мер поощрения следует особо выделить представление к условно-досрочному освобождению (ч.2 ст. 42 УИК РБ, ч.3 ст. 46 УИК Украины). Как известно условно-досрочное освобождение лиц, осужденных к исправительным работам, по законодательству России не предусмотрено.

Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией организации, где работает

Бизнес в законе

1 '2011

осужденный, копии приговора (определения, постановления) суда и других документов из уголовноисполнительной инспекции - ч.3 ст. 39 УИК (в России начало срока - день выхода осужденного на работу).

Интерес представляет и норма, устанавливающая, что в срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, но в соответствии с законом за ним сохранялась заработная плата, а также время, в течение которого он был признан безработным (ч.4 ст. 30 УИК). По российскому законодательству время, в течение которого осужденный не работал независимо от причин, в срок отбывания наказания не засчитывается (ч.3 ст. 42).

Законодательство же Беларуси определяет случаи, при наличии которых время нахождения на учете в уголовно-исполнительной инспекции не может быть зачтено в срок отбывания наказания: время в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержание под стражей в качестве меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания (ч.6 ст.39 УИК).

Примерно аналогичные нормы содержатся в УИК Украины (ч.2, 3 ст.43).

К числу оригинальных следует отнести норму, устанавливающую в качестве меры поощрения представление к условно-досрочному освобождению или замены неотбытой части наказания штрафом, зачисление времени ежегодного отпуска в срок отбывания наказания (ч. 2 ст.46 УИК Украины). Условно-досрочное освобождение от данного наказания предусмотрено и УК РБ.

Закавказские республики

УК Азербайджана предусматривает отбытие исправительных работ только по месту работы осужденного, по УК Армении они отбываются как по месту работы, так и в иных местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого наказания. Срок исправительных работ в обеих странах составляет от одного месяца до двух лет, размер удержания - от 5 до 20%.

По законодательству Азербайджана неработающему осужденному в начале предлагается в течение трех месяцев устроиться на работу и при необходимости помогает ему в этом (ч.2 ст. 43 УИК). При этом в любом случае безработный осужденный обязан встать на учет в органах службы занятости. Он не может отказаться от работы, предлагаемой этой службой (ч.3 ст. 43 УИК). Аналогичная норма содержится в УИК Беларуси (ч.4 ст. 37), УИК Таджикистана (ч.4 ст. 39).

Органами, ведающими его исполнением являются: судебный исполнитель - в Азербайджане; уголовноисполнительная инспекция - в Армении.

Законодатель Азербайджана, в отличие от законодателя России, наряду с обязанностями, возлагаемыми на работодателя, по месту исполнения наказания, предусмотренными в обеих странах, возлагает на последнюю еще и обязанности по доведению до сведения трудового коллектива содержание приговора суда, оказание помощи судебному исполнителю в проведении воспитательной работы с осужденными (ст. 48 УИК).

УИК Азербайджана наделяет судебного исполнителя правом применять поощрения: за примерное поведение он может объявить осужденному благодарность

или же снять ранее наложенное взыскание (ст. 50 УИК). Хотя следует заметить, что закон не наделяет судебного исполнителя правом налагать взыскание. Поэтому непонятно, о снятии какого взыскания идет речь.

В части объема правового регулирования законодательство Азербайджана имеет отличие от законодательства России и Армении. По вопросу порядка применения к осужденным мер поощрения и взыскания оно отсылает к трудовому законодательству (ст. 49 УИК).

Среднеазиатские республики

По УК Казахстана исправительные работы отбываются только по месту работы осужденного, по УК Таджикистана, Туркмении, Узбекистана - как по месту работы, так и в иных местах, определяемыми соответствующими органами, ведающими исполнением данного наказания.

Законодатель Узбекистана уточняет место отбывания исправительных работ несовершеннолетними - по месту жительства (ст. 26 УИК).

Срок исправительных работ в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении составляет от двух месяцев до двух лет; в Узбекистане - от 6 месяцев до трех лет.

Размер удержания в Казахстане, Туркменистане составляет от 5 до 20% заработка осужденного; в Таджикистане - от 20 до 50%; в Узбекистане - от 10 до 30 %.

Согласно ч.4 ст. 39 УИК Таджикистана лица, осужденные к исправительным работам в иных местах, могут направляться в службу занятости населения и трудоустраиваются ею в приоритетном порядке. Осужденный при этом так же, как и по УИК Азербайджана (ч.3 ст. 4), не вправе отказаться от предложенной ему работы независимо от того, соответствует ли эта работа его специальности.

Законодатель Узбекистана иначе устанавливает орган, определяющий место исполнения наказания. Таким органом является инспекция исполнения наказания (в России - органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями - ч.5 ст. 26 УИК).

Следует обратить внимание на то, что законодательство нескольких среднеазиатских республик предусматривает возможность условно-досрочного освобождения от исправительных работ (ст. 39-6 УИК Киргизии, ч.2 ст. 46 УИК Таджикистана).

Автор выделяет в качестве оригинальной ст. 42 УИК Таджикистана. В соответствии с ч.1 указанной статьи инспекция по исправительным делам вправе установить для осужденного определенные обязанности и запреты: запрет ухода из жилища в определенное время суток; покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпусков; пребывать в определенных местах района (города); обязанность до двух раз в месяц являться в инспекцию по исправительным делам на регистрацию. Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев в пределах срока отбывания наказания (ч.2 ст. 42 УИК). При этом отсутствие работы у осужденного не приостанавливает действия установленных обязанностей и запретов (ч.3 ст. 42 УИК).

В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Киргизия норма, регулирующая порядок исполнения исправительных работ, позволяет сделать вывод, что она по своему содержанию шире аналогичной нормы,

имеющейся в УИК РФ и других странах: УИК Киргизии предоставляет сотруднику уголовно-исполнительной инспекции возможность привлекать к осуществлению контроля за осужденным общественные объединения, благотворительные организации и частных лиц (ч.4 т. 39-1).

Сопоставление соответствующих норм УК и УИК стран Содружества в части регулирования наказания в виде исправительных работ, позволяет сделать следующие выводы:

1. Исправительные работы как вид наказания сохраняется во всех государствах Содружества (исключение составляет Молдова).

2. Карательное воздействие данного наказания заключается в ежемесячных удержаниях из заработной платы; в запрете менять место работы и т.д.

3. По российскому законодательству исправительные работы назначаются только осужденным, не имеющим основного места работы, и отбывания в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного.

4. В большинстве стран, также как и в России, исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет; размер удержаний от 5 до 20 % заработка осужденного.

5. Во всех странах СНГ исправительные работы не применяются к лицам в возрасте до 16 лет, лицам пенсионного возраста, нетрудоспособным, беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащим.

Законодатель ряда республик более широко определяет категорию лиц, к которым данное наказание не может быть применено: к работникам правоохранительных органов, нотариусам, судьям, прокурорам, адвокатам, государственным служащим, должностным лица органов местного самоуправления - Украина; к учащимся и студентам вузов - Туркмения; к лицам, признанным нетрудоспособным, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства - Казахстан.

Список литературы:

1. Смирнов А.Н. Уголовное наказание в виде исправительных работ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск. 2007.

2. Трахов А.И. Бессистемная система наказаний в УК РФ // Российская юстиция. 2000. №9.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность рассматриваемого автором в рамках статьи вопроса несомненна.

Наказание в виде исправительных работ является характерным только для стран-участниц СНГ. Особенность этого наказания заключается в его уникальности на всем пространстве бывшего СССР, в сочетании карательно-принудительных элементов с длящимся трудовым исправительным воздействием, в известной возможности корректировки его исполнения. Из этого вытекает необходимость углубленного научного анализа исправительных работ в плане раскрытия его возможностей и перспектив в современных, отличных от советских, социально-экономических условиях.

В литературе существует мнения относительно исправительных работ и некоторых иных видов наказаний, связанных с привлечением труда осужденных. На основании теоретических исследований и анализа

практики исполнения отдельных наказаний авторы приходят к выводу, что исправительные работы, как и обязательные работы, ограничение свободы и арест в рыночных условиях, которые сложились в России, реальной перспективы не имеют. Однако, анализ уголовных законов стран СНГ свидетельствует об обратном.

Заслуживающими внимания являются выработанные автором предложения и рекомендации по внесению изменений в российский уголовный закон в целях усовершенствования системы наказаний и совершенствования механизма имплементации отдельных норм законодательства стран СНГ в российское национальное законодательство.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Жабского Валерия Александровича «Наказание в виде исправительных работ по УК стран СНГ» для публикации в журналах рекомендованных ВАК.

Профессор

д.юн. В.Д. Иванов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.