Проблемы борьбы с преступностью
Перспективы дальнейшего применения наказания в виде исправительных работ в Республике Беларусь
О. И. БАХУР,
заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии,
кандидат юридических наук, доцент (Учреждение образования «Академия МВД Республики Беларусь»)
Perspectives of Further Punishment in the Form of Correctional
Labor in the Republic of Belarus
0.1. BAKHUR,
Deputy Head of the Department of Criminal Law and Criminology,
Candidate of Law, Associate Professor (Educational Institution «The Academy of the Interior Ministry of the Republic of Belarus»)
Автор обобщает критические взгляды на проблему эффективности наказания в виде исправительных работ как вида уголовного наказания на современном этапе, анализирует недостатки их правового регулирования, порядка назначения и исполнения. Высказываются предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, касающиеся расширения применения исправительных работ по кругу лиц, а также порядка их исполнения в части усиления исправительного воздействия на осужденных, путем корректировки объема правоограничений.
Уголовные наказания, наказания альтернативные лишению свободы, эффективность наказания, исправительные работы, совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.
Уголовная политика Республики Беларусь на современном этапе активно подвергается реформированию, одним из направлений которого является совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, выражающееся в смягчении ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления. Производится оптимизация системы наказаний, целью которой является обеспечение ее соответствия уровню социально-экономического развития страны, криминологической структуре и динамике преступности. Реализуются меры по дальнейшему расширению применения альтер-
26 Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
УДК 343.244.24
The author summarizes critical views on the problem of punishment effectiveness in the form of correctional labor as a form of criminal punishment at the present stage, analyzes the shortcomings of their legal regulation, the order of appointment and execution. Proposals are made to introduce amendments and additions to the current legislation related to the expansion of the use of corrective labor within the circle of persons, as well as the order of their execution in terms of strengthening the corrective influence on the convicts, by adjusting the scope of legal restraints.
Criminal penalties, alternative punishments to imprisonment, the effectiveness of punishment, correctional labor, the improvement of criminal and penal enforcement legislation.
нативных лишению свободы видов наказаний. То есть происходит переориентация на менее репрессивное правосудие, с приданием ему примирительного, восстановительного характера. Так, в плане развития судебной системы Республики Беларусь на текущую пятилетку содержится указание судьям о необходимости стремиться к избранию наказаний, не связанных с лишением свободы [6].
В свете сказанного особого внимания заслуживает такой вид наказания, как исправительные работы, являющиеся одним из основных наказаний, составляющих альтернативу лишению свободы. Сущность исправительных работ состоит в правовых ограничениях, сопровожда-
Проблемы борьбы с преступностью
ющих трудовую деятельность осужденного. Их применение позволяет сохранить социально полезные связи лиц, привлеченных к уголовной ответственности, которые при этом продолжают трудиться по своему прежнему основному месту работы. Наличие в законодательстве данного вида наказания позволяет обеспечить соблюдение принципов справедливости, экономии уголовно-правовой репрессии, индивидуального подхода при осуждении за совершение преступления. Эффективное применение данного вида наказания обеспечивает снижение уровня криминализации общества, снижение нагрузки на учреждения уголовно-исполнительной системы, позволяя оптимизировать затраты на исполнение наказаний.
В соответствии со ст. 52 действующего УК Республики Беларусь исправительные работы устанавливаются на срок от 6 месяцев до 2 лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного с соответствующими удержаниями из его заработной платы.
При этом законодателем не исключается также возможность назначения исправительных работ лицам, не работающим на день постановления приговора. Вместе с тем буквальное толкование нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 52 УК, не позволяет однозначно прийти к указанному выводу, что вызывает необходимость корректировки ч. 1 ст. 52 УК Республики Беларусь, посредством прямого указания на возможность назначения исправительных работ лицам, как имеющим основное место работы, так и не имеющим его.
Уголовным законом определено, что из заработка осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 10 % до 25 %, но не менее одной базовой величины ежемесячно. Исправительные работы могут назначаться только в качестве основного наказания и, как правило, лицам, которые совершили нетяжкие преступления, вследствие чего их исправление возможно без изоляции от общества. Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с назначением более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление (ст. 70 УК), или заменой не отбытой части наказания более мягким (ст. 91 УК), при применении актов амнистии (ст. 95 УК) и помилования (ст. 96 УК).
Исправительные работы до недавнего времени являлись одним самых распространенных наказаний, применяемых в Республике Беларусь. Так, их удельный вес в числе всех назначаемых судами страны наказаний, вплоть до 2006 г., составлял ежегодно в среднем
25 % (например, в 1990 г. он составлял 27,7 %, в 1994 г. — 27,6 %). Начиная с 2007 г. наблюдается тенденция к постоянному существенному сокращению удельного веса этого наказания. Так, в 2007 г. он составил 19,7 %, в 2008 г. - 19,7 %, в 2009 г. - 14,3 %, в 2010 г. - 10,9 %, в 2012 г. -9,03 %, в 2013 г. - 7,44 %, в 2014 г. - 7,01 %, в 2015 г. — 5,28 %. Полагаем, что данная ситуация обусловлена такими факторами, как введение в систему наказаний ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а также объективным спадом уровня воспитательного воздействия, оказываемого на осужденных к исправительным работам, что повлекло девальвацию веры в эффективность данного наказания со стороны правоприменителя.
Статистический анализ показывает, что уровень применения наказания в виде исправительных работ существенным образом зависит от группы следующих факторов: 1) социально-экономическая ситуация в стране и уровень безработицы, в частности; 2) наличие в уголовном законе достаточного количества других видов наказания, альтернативных лишению свободы; 3) наличие наказаний, связанных с лишением свободы на короткие и сверхкороткие сроки; 4) наличие в уголовном и уголовноисполнительном законодательстве дефектов, препятствующих эффективному применению данного вида наказания, а также наличие организационных проблем практической реализации соответствующих приговоров.
Очевидно, что устранение негативного влияния многих из указанных факторов является вполне выполнимой задачей. Вместе с тем ученые и практики неоднозначно оценивают эффективность данного вида наказания и его перспективы.
Позитивные оценки исправительных работ как эффективного и необходимого вида уголовного наказания связаны, главным образом, с тем, что его сохранение в системе наказаний основывается на государственной политике по расширению использования наказаний, не связанных с лишением свободы, но оказывающих существенное воспитательно-исправительное воздействие со стороны общественности в условиях осуществления осужденным трудовой деятельности. При этом, как свидетельствует практика применения исправительных работ к лицам, имеющим постоянное место работы, данный вид наказания в большинстве случаев достигает своей цели (исправление осужденного).
Критика рассматриваемого вида наказания и, как следствие, появление предложений об исключении исправительных работ из си-
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
27
1 Проблемы борьбы с преступностью
стемы наказаний определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в современных условиях принудительное навязывание субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность на основе частной собственности, лиц, совершивших преступления, для перевоспитания трудом исключается. Кроме того, действующее законодательство не гарантирует трудоустройство осужденных, поскольку не предусматривает для предприятия, в том числе и государственной формы собственности, обязанности заключать трудовой договор с каждым обратившимся в кадры кандидатом. Кроме того, в условиях экономического спада, роста безработицы вопрос трудоустройства осужденных к исправительным работам стоит особенно остро и является наиболее проблемным при исполнении анализируемого вида наказания.
Во-вторых, воспитательное воздействие должно обеспечиваться не только за счет удержаний из заработной платы виновного, но и посредством воздействия трудового коллектива, в котором остается лицо, совершившее преступление. Однако в современных условиях произошел значительный спад уровня воспитательного процесса, осуществляемого при отбытии осужденным наказания. Трудовые коллективы, как правило, самоустраняются от его осуществления, а само наказание в теории и на практике расценивается как штраф в рассрочку. Осуществление воспитательного воздействия перекладывается сугубо на сотрудников УИИ МВД Республики Беларусь, ведающих исполнением рассматриваемого вида наказания, что ввиду объективных организационно-штатных особенностей существенно снижает эффективность воспитательного воздействия. В этой связи уместно напомнить, что отдельные ученые в области уголовного права, еще на заре разработки и принятия УК Республики Беларусь 1999 г. высказывали предложения о необходимости трансформации исправительных работ в разновидность штрафа в виде части годового заработка или дохода осужденного.
В-третьих, результативность применения исправительных работ к лицам, не работающим на день постановления приговора, оценивается как низкая в связи с тем, что карательное содержание исправительных работ в данном случае усиливается обязанностью выполнять любую другую работу в случае отсутствия вакансий по специальности и безуспешных попыток трудоустроиться самостоятельно, что означает пренебрежение к пожеланиям осужденного и само по себе влечет снижение воспитательного воздействия.
Вместе с тем, полагаем возможным успешное преодоление вышеуказанных трудностей, связанных с применением исправительных ра-
28
бот. Для этого полагаем необходимым устранение отдельных недостатков в законодательном регулировании порядка назначения и исполнения исправительных работ, препятствующих их более широкому применению и повышению эффективности.
Так, в силу предписаний ч. 3 ст. 52 УК исправительные работы не могут быть назначены:
1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалидам I и II группы; 6) военнослужащим и резервистам; 7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства; 8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.
Полагаем, что некоторые ограничения по кругу лиц, установленные в ч. 3 ст. 50 УК, не являются социально-демографически обоснованными и противоречат формальной логике.
Невозможность применения исправительных работ беременным женщинам противоречит нормам трудового законодательства и уголовно-исполнительного законодательства, правилам формальной логики. Так, беременные несудимые женщины работают до наступления отпуска по беременности и родам. А в соответствии с ч. 3 ст. 52 УК наказание в виде исправительных работ беременной женщине назначено быть не может безотносительно срока беременности (необходимо лишь соответствующее документальное подтверждение факта беременности), т. е. даже на ранних сроках беременности. Вместе с тем, если она забеременела сразу после вынесения приговора, то в соответствии с ч. 5 ст. 37 УИК она освобождается от исправительных работ лишь со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам, что входит в противоречие с положением ч. 3 ст. 52 УК, на это уже обращалось внимание в юридической прессе [3]. Кроме того, лишая беременную женщину возможности осуждения к исправительным работам, закон сужает выбор наказания, что является дискриминацией и нарушает требования принципа равенства граждан перед законом. Полагаем, что описанный недостаток может быть устранен путем указания в ч. 3 ст. 52 УК на то, что исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам при предоставлении ей отпуска по беременности и родам.
Что касается запрета на применение исправительных работ к иностранным гражданам, то полагаем его социально и экономически не обоснованным относительно иностранных граждан,
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Проблемы борьбы с преступностью
постоянно проживающих в Республике Беларусь. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 [2] постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем1 признается лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Частью 1 ст. 10 Закона № 105-3 определено, что постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане, включая право на социальное обеспечение. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 105-3 постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами в порядке, установленном законодательными актами Беларуси, с учетом ограничений, предусмотренных ст. 19 и 202 Закона № 105-3. Важно отметить, что такие иностранцы обязаны соблюдать требования законодательства о регистрации граждан по месту жительства, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 [1]. Так, в соответствии с ч. 1 п. 2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом № 413, его действие распространяется на граждан Беларуси, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе которым предоставлен статус беженца или предоставлено убежище в Республике Беларусь, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 105-3 осуждение иностранца в Республике Беларусь за совершение преступления вовсе не означает обязательное аннулирование разрешения на постоянное проживание.
Отсутствие возможности назначить указанной категории иностранцев исправительные работы не соответствует духу и содержанию современной уголовной политики, ограничивает реализацию принципа индивидуализации наказания и не способствует обеспечению принципа экономии уголовной репрессии, поскольку следующими по лестнице наказаний, применимыми к ним, являются только арест и лишение свободы.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что значительное число преступлений совершается иностранцами в целом (2,9 % осужденных в 2015 г. лиц составили иностранцы раз-
1 Иностранным гражданином и лицом без гражданства.
2 Ограничения связаны с избранием в выборные государственные органы Республики Беларусь и занятие должностей, назначение на которые связано с принадлежностью к гражданству Республики
Беларусь.
личных категорий, 2,8 % — в 2016 г.3). Большое число иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, имеют вид на жительство. Так, по данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, по состоянию на 31 декабря 2016 г. в Республике Беларусь находилось более 176,5 тыс. постоянно проживающих иностранцев [7].
Таким образом, полагаем, что исправительные работы могут быть назначены иностранному гражданину, постоянно проживающему на территории Республики Беларусь и имеющему вид на жительство. С учетом этого и. 7 ч. 3 ст. 52 УК нуждается в корректировке, путем указания на правовой статус иностранных граждан — не проживающих постоянно в Республике Беларусь.
Решению проблемы трудозанятости осужденных к исправительным работам может способствовать создание системы материального и иного стимулирования работодателей. Так, например, заинтересованность субъектов хозяйствования в активном включении в процесс создания вакансий для приема на работу осужденных к исправительным работам возможно посредством корректировки налогового законодательства в части снижения налоговой ставки на прибыль предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места указанной категории граждан. Такой опыт уже имеется в Российской Федерации.
Усиление исправительного воздействия на осужденных к исправительным работам видится в законодательном расширении перечня мер поощрения и более широком практическом их применении. В современных условиях, с учетом произошедшего спада уровня воспитательного воздействия, которое является основным средством исправления, осуществляемого при отбытии осужденным наказания в виде исправительных работ, не приходится говорить о возможности повышения эффективности применения данного наказания без наполнения его новыми элементами воспитательного воздействия.
В методических рекомендациях по организации воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества [5], указывается, что при проведении воспитательной работы с осужденными необходимо использовать: убеждения (информационный и дискуссионный методы); стимулирование (одобрение и осуждение, поощрение и наказание (взыскание)); организацию деятельности (требование, приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуа-
3 Согласно статистическим данным Министерства юстиции Республики Беларусь.
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
29
1 Проблемы борьбы с преступностью
ции, пример). Таким образом, необходима комплексная научная разработка законодательно закрепленных методов воспитательного воздействия: мер поощрения и взыскания.
Меры взыскания применяются за нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания (перечислены в ч. 1 ст. 43 УИК). В соответствии с ч. 2 ст. 43 УИК уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему следующие меры взыскания: выговор; установление на срок до трех месяцев обязательной явки на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию не менее двух раз в месяц. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до тридцати суток (ч. 4, 5 УИК). Полагаем, что данную систему мер взыскания можно дополнить таким взысканием, как выполнение общественно-полезных работ по месту жительства осужденных, установив их в пределах 36 часов: до трех часов в день, трех дней в неделю. По нашему мнению, это будет способствовать повышению эффективности воспитательного воздействия на осужденных к исправительным работам, нарушающих установленный порядок отбытия наказания, а также предупреждению злостного уклонения от отбывания данного наказания.
Список литературы:
1. О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания (вместе с «Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания»): Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 (ред. от 31.12.2015) // СПС КонсультантПлюс: Беларусь.
2. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 (ред. от 20.07.2016) // СПС КонсультантПлюс: Беларусь.
3. Подгруша В. В. Исправительные работы: особенности назначения и исполнения // В. В. Подгруша // СПС КонсультантПлюс: Беларусь.
Что касается мер поощрения, то также полагаем возможным расширение их перечня, а также считаем порочной, не способствующей достижению целей рассматриваемого вида наказания, сложившуюся практику не применения меры поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания. В этой связи необходимо поддержать предложения по внесению дополнений в УИК, регламентирующих досрочное снятие ранее наложенных взысканий должностными лицами, наложившими взыскания (либо вышестоящими), в срок не ранее одного месяца со дня наложения (отбытия) взыскания [4].
Опыт правового регулирования порядка назначения и исполнения исправительных работ как вида уголовного наказания доказывает эффективность на всех этапах его существования, поэтому данный вид наказания должен быть сохранен в системе наказаний.
Вместе с тем, в ходе реализации рассмотренных норм законодательства правоприменители сталкиваются с рядом проблем, которые можно и нужно решать, в том числе путем внесения предложенных нами законодательных изменений, касающихся порядка исполнения анализируемого вида наказания, усиления исправительного воздействия на осужденных, путем корректировки объема правоограничений, расширения его применения по кругу лиц.
4. Казак С. В. Основные направления совершенствования воспитательных мер воздействия, применяемых к осужденным к исправительным работам / С. В. Казак // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2015. № 2.
5. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, и иным мерам уголовной ответственности / С. А. Аляшке-вич [и др.]; под общ. ред. Н. А. Мельченко. Минск: МВД Респ. Беларусь, 2014.
6. URL: https://www.sb.by/articles/spravedlivost-pravosudiya.html (дата обращения: 17.02.2017).
7. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=9871 (дата обращения: 20.02.2017).
E-mail: [email protected]
30
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1