УДК 343.6 (47+57)
ЛАРИСА ИВАНОВНА БЕЛЯЕВА,
Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Реферат: в статье дана сравнительная характеристика видов наказаний, не связанных с лишением свободы, раскрыто их содержание по законодательству государств - участников Содружества Независимых Государств.
Ключевые слова: наказания, не связанные с лишением свободы, система наказаний, уголовные кодексы государств - участников СНГ, ограничение свободы досуга несовершеннолетних, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания и государственных наград, общественные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, конфискация имущества, Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ.
LARISAIVANOVNA BELYAEVA, Academy of management of the Ministry of internai affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
NON-CUSTODIAL SENTENCES UNDER LEGISLATION OF THE GIS STATES
Abstract: the article provides comparative characteristics of types of non-custodial sentences and reveals their essence under legislation of the CIS states.
Keywords: non-custodial sanctions, system of penalties, penal codes of the CIS states, restriction of leisure time of young persons, fine, deprivation of the right to occupy certain positions or engage in specific activities, deprivation of special, military title or title of honor and state awards, community sentence, correctional treatment, lemitation in military service, custodial restraint, confiscation of property, the model code for the CIS states.
Несостоятельность, более того, пагубность наказания в виде лишения свободы доказана давно. Величайшие умы мира бьются уже не первое столетие над вопросом о том, чем заменить его. В решении этого вопроса имеются определенные успехи: законодательство многих стран предусматривает такие наказания. Законодатели всех государств обращаются к опыту в этой области правотворчества, уже накопленному другими. В свете затронутой проблемы и для нас важен и интересен опыт других государств, и прежде всего входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ): нас связывают глубокие исторические корни, общность мировосприятия, правовой системы, культура и др. Общие подходы нашли отражение в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ [1], который рекомендует такие не связанные с лишением свободы наказания, как: ограничение свободы досуга несовершеннолетних; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания; общественные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; конфискация имущества. Законодатели государств, входящих в СНГ, эти рекомендации в большинстве своем приняли во внимание, включив указанные виды наказаний в уголовные кодексы.
Важно то, что связывающая государства Содружества общность не ведет к однообразию. В уголовных законах государств, входящих в Содружество, много нового, неповторимого, отличного от других, свидетельствующего об особенностях развития государств и законодательства, уголовной политики, о своеобразии культур, разнообразии взглядов и подходов, что обращает на себя внимание и представляет несомненный интерес.
Следуя логике Модельного кодекса, мы обнаруживаем, что первым в лестнице наказаний обозначено ограничение свободы досуга несовершеннолетнего. Эта рекомендация нашла отражение в
© Беляева Л. И., 2017 © Belyaeva L. I., 2017
уголовных кодексах большинства государств Содружества (кроме Молдовы и Узбекистана). Однако реализация этой рекомендации не является зеркальной. Государства, принявшие эту рекомендацию, единодушно отнесли ее к принудительным мерам воспитательного воздействия (характера), присоединив сюда и установление особых требований к поведению: ст. 88.2.4 - Азербайджан, п. 4 ч. 2 ст. 91 - Армения, п. 4 ст. 117 - Беларусь, п. 4 ч. 1 ст. 84 - Казахстан, ч. 3 ст. 83 - Кыргызстан, п. «г» ч. 2 ст. 90 - Россия, п. «г» ч. 2 ст. 89 - Таджикистан, п. «г» ч. 2 ст. 105 - Украина [2].
УК всех государств Содружества предусматривают такой вид наказания, как штраф [3]. Различия заключаются в том, какое место штраф занимает в лестнице наказаний; каков вид этого наказания; каков способ определения суммы штрафа. В УК Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины штраф открывает лестницу наказаний. При этом по УК Казахстана, Узбекистана - это основной вид наказания, по УК остальных государств это наказание может быть как основным, так и дополнительным.
Суммы штрафов, которые могут быть назначены, различны, что зависит от объема кратности, установленной законом, и той основы, которая принимается во внимание при расчете. Здесь отмечается большое разнообразие. В ряде стран это заработная плата. В Армении (ст. 51), Таджикистане (ст. 49), Узбекистане (ст. 44) - это минимальный размер заработной платы, в Туркменистане (ст. 47) - среднемесячный размер заработной платы; в России (ст. 46) - размер заработной платы или дохода за период от 2 месяцев до 5 лет, либо величина, кратная стоимости предметов или сумме коммерческого подкупа, взятки, или сумма незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимость денежных инструментов.
УК других государств предусматривают иные основания такого расчета: в Азербайджане (ст. 44) размер, предусмотренный кодексом, до 10 000 манат или размер причиненного в результате преступления ущерба; в Беларуси (ст. 50) - размер базовой величины; в Казахстане (ст. 41) - размер месячного расчетного показателя; в Кыргызстане (ст. 44) - расчетный показатель, а за коррупционные преступления (ст. 224, 225, 303-315) - сумма коммерческого подкупа или взятки; в Молдове (ст. 64) - условная единица - 20 лей; в Украине (ст. 52) - не облагаемый налогом минимальный доход граждан.
Для законодательства государств Содружества характерным является дифференцированный подход к размеру кратности, он колеблется от 1 до 50 000. Здесь принимаются во внимание характер и тяжесть совершенного преступления, имущественное состояние виновного и др.
Законодательство Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана предусматривает возможность замены штрафа (при его неуплате) лишением свободы.
УК Беларуси, Украины, Молдовы допускают замену штрафа при невозможности его уплаты и при согласии (просьбе) осужденного общественными работами.
УК Азербайджана, Молдовы, России допускают замену на более суровое наказание, но лишь при злостном уклонении от его уплаты. В соответствии с законодательством штраф может быть заменен общественными или исправительными работами, лишением свободы (Азербайджан, Казахстан, Россия, Украина); исправительными работами (Туркменистан).
Законодательство государств, входящих в СНГ, устанавливает 2 вида наказаний, предусматривающих лишение прав.
1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое закреплено в качестве как основного, так и дополнительного наказания, за исключением Казахстана и Узбекистана. В Казахстане это дополнительное наказание, предусмотренное за уголовное правонарушение (ст. 40), а в Узбекистане -основное: ст. 45 «Лишение определенного права». Это наказание состоит в запрещении занимать конкретные должности (по УК Армении, Казахстана - определенные должности) в государственных органах, органах местного самоуправления либо заниматься конкретной профессиональной деятельностью. Срок исполнения этого наказания зависит от того, к какому виду оно относится. При назначении этого наказания в качестве основного в УК большинства государств предусматривают сроки от 1 (в Армении и Украине - от 2) до 5 (в Армении - до 7, Казахстане, Таджикистане - до 10 лет). При этом некоторыми кодексами установлена дифференциация сроков в зависимости от умысла или неосторожности. Так, для виновного в умышленном преступлении УК Армении устанавливает срок от 2 до 7 лет, УК Таджикистана - от 1 до 10 лет. За неосторожные преступления эти же УК устанавливают срок от 1 года до 5 лет.
Для дополнительного наказания установлен, как правило, срок от 1 года (в России - от 6 мес.) до 3 лет (в Таджикистане до 5 лет). По УК Молдовы санкции ряда статей Особенной части предусматривают срок этого наказания от 1 года до 15 лет, по УК России - до 25 лет, а по УК Казахстана - пожизненно.
В УК всех государств Содружества содержится оговорка о том, что это наказание как дополнительное может быть назначено судом и в случае, если это не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части. Примечательно, что
наиболее жесткие рамки относительно этого наказания установлены за преступления, совершенные лицами, имеющими отношение к педагогической деятельности или службе в органах власти.
2. Лишение специального, воинского или почетного звания и государственных наград. Следует обратить внимание на то, что здесь дана базовая формулировка этого наказания. В кодексы конкретных государств, как следует из диспозиции норм, включено также лишение разряда, квалификационного класса, классного чина, почетного звания, специального чина, дипломатического ранга, например, ст. 53 УК Армении, ст. 49 УК Казахстана, ст. 54 УК Кыргызстана, ст. 48 УК РФ.
УК большинства государств - участников СНГ предусматривают такой вид наказания, как общественные работы, кроме Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Именуются они по-разному, хотя содержание, как показывает анализ соответствующих статей уголовных кодексов, аналогично: в УК Молдовы - неоплачиваемый труд в пользу общества, УК РФ, Таджикистана - обязательные работы.
В странах СНГ установлен ряд ограничений на применение данного вида наказания. Общественные работы не применяются: к лицам, признанным инвалидами первой и второй группы; беременным женщинам; женщинам, имеющим малолетних детей; лицам пенсионного возраста; военнослужащим, а также к детям (Азербайджан); лицам, не достигшим 16-летнего возраста (Беларусь, Молдова); несовершеннолетним (Кыргызстан); мужчинам, воспитывающим детей до 3 лет (Казахстан); лицам, не имеющим постоянного места жительства (Кыргызстан); иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим в стране постоянно, а также больным активной формой туберкулеза (Беларусь).
Продолжительность общественных работ в странах СНГ различна: от 40 (Кыргызстан), 240 (Азербайджан), 360 (Армения), а в остальных государствах от 60 до 240 (Беларусь, Молдова, Таджикистан, Украина), 300 (Казахстан), 360 (Кыргызстан), 480 (Азербайджан, Россия), 1500 (Армения) часов.
По общему правилу общественные работы выполняются в свободное от основной работы и учебы время, но не более 4 часов в день. В соответствии с законодательством Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы лица, не занятые работой (и учебой - Молдова), могут выполнять общественные работы и более 4 часов, но не более 8 часов в день.
Исправительные работы как вид наказания предусмотрены законодательством всех государств, входящих в СНГ, за исключением Молдовы. При этом УК ряда стран СНГ предусматривают отбы-
вание этого вида наказания по месту работы осужденного (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Украина).
УК Армении, Кыргызстана, Таджикистана, России, Туркменистана, Узбекистана допускают отбывание исправительных работ как по месту работы, так и в местах, которые определяются органами исполнения наказания.
Сроки, на которые устанавливаются исправительные работы, различны: в Азербайджане, Армении, Казахстане, России, Таджикистане, Туркменистане - от 2 мес. до 2 лет; в Беларуси, Украине - от 6 мес. до 2 лет; в Узбекистане - от 6 мес. до 3 лет; в Кыргызстане - от 3 мес. до 3 лет.
Различны и размеры удержания, которые могут производиться при исправительных работах. Так, в Украине он составляет от 10 до 20 % от заработка осужденного; в Беларуси - от 10 до 25 %; в Таджикистане и Узбекистане - от 10 до 30 %; в Казахстане - от 20 до 40 % за уголовное правонарушение и от 25 до 500 расчетных показателей при осуждении за уголовный проступок, от 500 до 10 000 расчетных показателей при осуждении за преступления. В остальных странах размер удержания составляет от 5 до 20 %.
По общему правилу исправительные работы не назначаются лицам до 16 лет, лицам пенсионного возраста, нетрудоспособным, беременным женщинам и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащим. УК Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана расширяют круг этих лиц и включают в него студентов (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан), лиц, не имеющих постоянной работы (Казахстан), иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих в стране постоянно, а также больных активной формой туберкулеза (Беларусь); работников правоохранительных органов, судей, прокуроров, адвокатов, государственных служащих, должностных лиц органов местного самоуправления (Украина).
Законодательство государств - участников СНГ предусматривает два вида ограничений: ограничение по военной службе и ограничение свободы. При этом в одних странах предусмотрено только ограничение по военной службе (Азербайджан, Таджикистан), в других - только ограничение свободы (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан). УК РФ и Украины предусматривают оба вида ограничений. Законодательство Армении таких ограничений не знает.
По общему правилу ограничения обоих видов как основное наказание лишь по законодательству Туркменистана и России, ограничение свободы может быть как основным, так и дополнительным наказанием.
Конфискация имущества как вид наказания предусмотрена в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Украине. Законодатели указанных государств единодушны: конфискация имущества - дополнительное наказание. Оно назначается за преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие, корыстные преступления (Туркменистан), тяжкие и особо тяжкие преступления того же характера (Армения, Кыргызстан, Таджикистан); в случаях, предусмотренных соответствующими статьями (Беларусь); за те же преступления против основ национальной безопасности независимо от степени их тяжести - в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК (Украина). В соответствии с ч. 4 ст. 48 УК Казахстана (вступает в силу с 1 января 2018 г.) конфискация имущества может применяться и как мера уголовно-правового воздействия.
Анализ уголовного законодательства государств - участников СНГ показывает, что некоторые отличия в системах наказаний имеются. Это отражает особенности уголовной политики того или иного государства, развития научной мысли, своеобразие развития законодательства. Рассмотрим, что есть отличного в системах наказания государств Содружества. Здесь мы находим интересные решения ряда актуальных для современного права вопросов. Так, УК Кыргызстана и Туркменистана установили наказание, направленное на защиту интересов потерпевшего в части возмещения виновным причиненного ущерба. Статья 46-1 УК Кыргызстана устанавливает наказание в виде публичного извинения с возмещением причиненного ущерба, которое может быть как основным, так и дополнительным. Оно назначается судом за совершение преступлений небольшой тяжести и менее тяжкие и выражается в принесении извинения потерпевшему в присутствии представителей органов местного самоуправления, жителей соответствующего населенного пункта, трудового коллектива. При назначении этого наказания в качестве дополнительного извинения приносятся в суде.
В соответствии со ст. 52-1 УК Кыргызстана при решении вопроса о конфискации в первую очередь обеспечивается возмещение ущерба, причиненного законному владельцу.
УК Кыргызстана предусматривает такой вид наказания, как «тройной айып», которое состоит во взыскании, налагаемом судом на виновного в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении. При этом 2/3 этого взыскания предназначается потерпевшему, а 1/3 - в пользу государства (ст. 45).
УК Туркменистана предусматривает наказание в виде возложения обязанности загладить причи-
ненный вред (ст. 46), которое состоит в непосредственном устранении причиненного вреда, возмещении материального и морального ущерба и принесении публичного извинения потерпевшему.
Уголовные кодексы некоторых государств предусматривают наказания, связанные с ограничением права выбора места жительства и свободы передвижения. Так, УК Азербайджана (ст. 51) и Казахстана (ст. 51) предусматривают такой вид наказания, как принудительное выдворение за пределы республики, причем в Азербайджане - это дополнительное наказание, в Казахстане - основное и дополнительное. В качестве последнего может применяться только после отбытия основного вида наказания. Этот вид наказания применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Статья 51 УК Азербайджана устанавливает ряд ограничений на применение этого вида наказания. Оно не применяется к иностранным лицам, состоящим в браке с гражданами республики на момент вступления приговора в законную силу, родившимся в Азербайджане и др. По УК Туркменистана на лицо может быть наложена обязанность проживания в определенной местности (ст. 51-1), это наказание может применяться в качестве как основного, так и дополнительного. Оно состоит в удалении из места жительства с обязательным поселением в определенной местности сроком от 2 до 5 лет. Назначается за совершение некоторых преступлений против личности, в частности за убийство, изнасилование, а также за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 292-297, 301). Законом установлены ограничения на применение этого вида наказания. Оно не применяется к лицам, не достигшим 18-летнего возраста к моменту совершения преступления; инвалидам первой и второй группы; пенсионерам; беременным, женщинам, имеющим детей до 8 лет.
УК РФ предусматривает такую альтернативу лишению свободы, как принудительные работы. Это наказание назначается за совершение преступления небольшой или средней тяжести, а также тяжкого, совершенного впервые, в случаях, когда это предусмотрено Особенной частью УК РФ. Это наказание назначается на срок от 2 месяцев до 5 лет с удержанием из заработка от 5 до 20 %. Установленные ограничения аналогичные тем, которые определены для других видов работ.
Примечательно, что УК Азербайджана и Кыргызстана установлено такое наказание, как лишение права управлять транспортным средством. По УК Азербайджана оно назначается в случаях, когда это предусмотрено соответствующей статьей Особенной части сроком от 1 до 5 лет (ст. 45), а по УК Кыргызстана - от 1 до 3 лет как дополнительное наказание (ст. 46-4).
Общее представление о видах наказания, аль- страненности в государствах Содружества дают тернативных лишению свободы, и об их распро- сведения, представленные в таблице.
Таблица
Виды наказаний, не связанные с лишением свободы, по уголовным кодексам государств - участников СНГ
Государства - участники СНГ (статья УК о видах наказаний)
Перечень видов наказаний Азербайджан (ст. 42) Армения (ст. 49) Беларусь (ст. 48) Казахстан (ст. 40) Кыргызстан (ст. 42) Молдова (ст. 62) Россия (ст. 44) Таджикистан (ст. 47) Туркменистан (ст. 44) Узбекистан (ст. 43) Украина (ст. 53) Модельный кодекс
Штраф + + + + + + + + +
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью + + + + + + + + + + +
Лишение специального, воинского или почетного звания + + + + + + + + +
Общественные работы + + + - + + - - - +
Исправительные работы + + + + - + + + + + +
Ограничение по военной службе + - - - - - + + - - +
Ограничение свободы - - + + + - + - + + + +
Конфискация имущества - + + - - + - + +
Публичное извинение с возмещением причиненного ущерба - - - - + - - - - - - -
«Тройной айып» - - - - + - - - - - - -
Возложение обязанности загладить причиненный вред - - - - - - - - + - - -
Принудительное выдворение за пределы республики + - +
Возложение обязанности проживания в определенной местности - - - - - - - - + - - -
Принудительные работы + - - - -
Лишение права управлять транспортом + - - - + - - - - - - -
Анализ уголовных кодексов государств показывает, что в решении актуальных вопросов, связанных с преступлением и наказанием, даже при общности подходов возможны различные варианты использования опыта, накопленного в этой области, что может способствовать взаимному обогащению, совершенствованию национального законодательства.
Список литературы
1. Модельный уголовный кодекс для государств - участников СНГ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Беляева Л. И. Принудительные меры воспитательного воздействия (характера) по законодательству стран СНГ // Алтайский юридический вестник. 2015. № 2. С. 52-59.
3. Беляева Л. И. Уголовная ответственность несовершеннолетних в странах СНГ // Уголовная ответственность: содержание и проблемы реализации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Вологда, 2014.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 1. С. 1-163
References
1. Model'nyj ugolovnyj kodeks dlja gosudarstv - uchastnikov SNG [The model criminal code for the State Parties of the CIS]. SPS «Konsul'tantPljus».
2. Belyaeva L. I. Prinuditel'nye mery vospitatel'nogo vozdejstvija (haraktera) po zakonodatel'stvu stran SNG [Coercive measures of educational influence (character) by the legislation of the CIS countries]. Altajskij juridi-cheskij vestnik [Altai legal messenger]. 2015, no. 2. pp. 52-59.
3. Belyaeva L. I. Ugolovnaja otvetstvennost' nesovershennoletnih v stranah SNG [Criminal liability of minors in the CIS countries]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoj konferencij [Collection of materials of the International scientific and practical conference. Vologda]. 2014.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Беляева Лариса Ивановна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Belyaeva Larisa I. - doctor of legal sciences, professor, professor the department of criminal policy Academy of management of the interior Ministry of Russia, Moscow, the Russian Federation, е-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Беляева, Л. И. Наказания, не связанные с лишением Belyaeva L. I. Nakazanija, ne svjazannye s lishe-свободы, по законодательству государств - участников niem svobody, po zakonodatel'stvu gosudarstv -Содружества Независимых Государств / Л. И. Беляева // uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosu-Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25. - darstv [Non-custodial sentences under legislation of № 1. - С. 43-48. the gis states]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -
Man: crime and punishment, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 43-48.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 1. С. 1-163