Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 89-98 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 89-98
https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-89-98, EDN: SUIUMZ
Научная статья УДК 341.4+343 (075.8)
Правовое регулирование института розыска, ареста и возврата активов, полученных преступным путем, как формы международного сотрудничества в Республике Ирландия
Н. Ю. Сливинская
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Россия, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, д. 76
Сливинская Надежда Юрьевна, аспирант кафедры уголовного права, процесса и криминалистики, [email protected], https:// orcid.org/0000-0002-9918-5003
Аннотация. Введение. Современная обстановка в мире свидетельствует о положительной динамике роста организованной преступности. Получение дохода от незаконной деятельности - одна из угроз, которая требует своевременного реагирования и взаимного сотрудничества правоохранительных органов и должностных лиц по всему миру. В Республике Ирландия соответствующую деятельность осуществляет комплексный аппарат Бюро расследований. Теоретический анализ. В функции Бюро входит розыск, арест и конфискация доходов, полученных преступным путем. Особенность процедуры конфискации в Ирландии состоит в том, что она осуществляется вне уголовного судопроизводства, где Бюро отводится роль истца. Формальная процессуальная цепочка выстраивается следующим образом: Бюро расследований, Гарда Шихана, Высокий суд, Министерство юстиции и равенства. Эмпирический анализ. Выявлено, что институт розыска, ареста и конфискации в Республике Ирландия регулируется положениями общеуголовных и конвенционных законов, отличающихся наличием принципа экстерриториальности. Вопросы международного сотрудничества и оказания взаимной правовой помощи установлены в ряде законов, принятых на основании профильных конвенций. Результаты. Благодаря организованной деятельности Бюро расследований удается избежать излишней бюрократизации процесса и ускорить процедуру формального взаимодействия с центральными компетентными органами и лицами иностранных государств.
Ключевые слова: международное уголовное сотрудничество, формы международного уголовного сотрудничества, конфискация преступных активов, процедура конфискации, бюро расследований, розыск
Для цитирования: Сливинская Н. Ю. Правовое регулирование института розыска, ареста и возврата активов, полученных преступным путем, как формы международного сотрудничества в Республике Ирландия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 89-98. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-89-98, EDN: SUIUMZ Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
Legal procedure of search, seizure and confiscation of criminal assets as a type of international criminal cooperation in the Republic of Ireland
N. Yu. Slivinskaya
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs the Russian Federation, 76 Vernadskogo Ave., Moscow 119454, Russia
Nadezhda Yu. Slivinskaya, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9918-5003
Abstract. Introduction. Hodiernal circumstances in the world underline the sparkling growth of organized crime activity. Getting criminal assets is meant to be one the threats that demand rapid response and cooperation of law enforcement bodies and other relevant authorities and officials all over the world. Criminal Assets Bureau is deemed to be such an authority that is entitled to exercise such activity in the Republic of Ireland. Theoretical analysis. Criminal Assets Bureau is authorized to search, freeze and confiscate proceeds of crime. Civil proceedings in assets recovery is the essence of the Irish confiscation procedure. Bureau is empowered to be a plaintiff in pleadings. Therefore, the formal proceeding chain is the following: Criminal Assets Bureau, Garda Sfochana, High Court, Ministry of Justice and Equality. Fmpirical analysis. The provisions of criminal justice acts and conventional laws,characterized by the principle of extraterritoriality, regulate the search, arrest and confiscation procedure in the Republic of Ireland. International cooperation and mutual legal assistance matters are vested in a number of
laws based on relevant conventions. Results. Organized and joint activity of the Criminal Assets Bureau grants an ability to avoid excessive bureaucratization of the process and accelerate formal cooperation in criminal matters with relevant foreign central authorities and officials. Keywords: international cooperation in criminal matters, forms of international cooperation in criminal matters, confiscation of criminal assets, confiscation procedure, Criminal Assets Bureau, search and seizure
For citation: Slivinskaya N. Yu. Legal procedure of search, seizure and confiscation of criminal assets as a type of international criminal cooperation in the Republic of Ireland. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 89-98 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-1-89-98, EDN: SUIUMZ
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Введение
Мировое сообщество, признавая проблему роста организованной преступности, видит необходимость в модернизации и совершенствовании средств и методов по возврату активов, полученных преступным путем. Обеспечение качественного уровня международного сотрудничества является одной из приоритетных задач государства согласно теории права [1, с. 11]. В руководстве ООН по международному сотрудничеству в целях конфискации доходов, полученных преступным путем, отмечено, что государствам необходимо осознавать, что масштабы криминогенной угрозы, исходящей от отмывания денежных средств и иной преступной деятельности, связанной с получением доходов незаконным путем, ныне имеет экстерриториальный характер, что требует дополнительных усилий по координации деятельности правоохранительных органов и должностных лиц по всему миру посредством не только действующих традиционных форм международного сотрудничества, но и такого сравнительно молодого правового института, как международный розыск, арест и конфискация активов, полученных преступным путем [2]. Соответствующие функции правового института в Республике Ирландия на протяжении более 25 лет осуществляет Бюро расследований.
Теоретический анализ
Республика Ирландия является страной общего права, фундаментальные основы которой регулируются Конституцией, которая устанавливает и защищает основные права и предусматривает конституционный надзор за их соблюдением.
Ирландия предусматривает два вида законодательства: первичное (анг. «Primary Legislation») и вторичное (анг. «Secondary Legislation»). Первичное законодательство - это тип нормотворчества, по результатам которого принимаются законодательные акты (англ. «Acts»). Вторичное законодательство включает в себя подзаконные
акты или, иными словами, статутные документы (анг. «Statutory Instruments» или «SI») и уставные акты или регламенты (анг. «By-Laws») [3].
В соответствии с традицией общего права Ирландия сохраняет четкое различие между уголовным и гражданским правом. Закон запрещает многие виды противоправных деяний и противоправного поведения, некоторые из которых являются уголовными преступлениями (анг. «criminal offence» или «offence»), а некоторые рассматриваются как гражданские правонарушения (анг. «civil wrong»), например, такие как деликт (англ. «tort») или нарушение исполнения условий договора (англ. «breach of contract»).
В Ирландии законодательство в сфере уголовной юстиции можно разделить на несколько групп, в частности: 1) законы об уголовной юстиции; 2) законы об уголовной процедуре; 3) конвенционное законодательство (законы, принятые на основании конвенций, направленных на борьбу с отдельными видами преступлений); 4) статуты, принятые в качестве дополнения к содержанию Основного закона; 5) статуты, которые вносят изменения в Основной закон; 6) прецеденты.
Материальное содержание любого закона в сфере уголовной юстиции, как правило, отражает: толкование терминов; описание полномочий Министра юстиции и равенства; составы преступлений и ответственность за их совершение физическими и юридическими лицами; следственные действия уполномоченных должностных лиц и учреждений по расследованию установленных составов преступлений; судебное производство и апелляционный процесс; поправки к закону; положение о расходовании государственных средств; правила сбора и распоряжения денежными средствами, подлежащими уплате в соответствии с нормами закона; положение об утрате силы некоторыми законами и статутными документами; краткое название закона; приложение [4].
В Ирландии постановления о конфискации в уголовном порядке в отношении лиц, осужденных за торговлю наркотическими средствами и другие серьезные преступления, были введе-
ны ст. 4 и 9 ч. 2 Закона об уголовной юстиции 1994 г. (далее - Закон 1994 г.) [5]. Важно отметить, что в его основу легла Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. В соответствии со ст. 3 Закона («Interpretation») под преступлением «незаконный оборот наркотических средств» подразумеваются производство, подготовка, импорт, экспорт, поставка и иные действия, направленные на извлечение прибыли от производства и сбыта наркотических средств. Статья 3 Закона не дает определение «иным преступлениям, отличным от незаконного оборота наркотических средств», однако по смыслу статьи под преступлением понимается любая противоправная уголовная деятельность, направленная на извлечение прибыли. Под преступными доходами в рамках ст. 5 Закона, соответственно, понимаются «любые выплаты или вознаграждения, полученные лицом в любое время в связи с незаконным оборотом наркотических средств или любой иной противоправной уголовной деятельностью, осуществляемой как самим лицом, так и третьими лицами в пользу первого лица». В соответствии со ст. 61 конфискацию осуществляет Гарда Шихана (Национальная служба полиции и безопасности Ирландии) на основании постановления суда.
После Закона 1994 г. было создано агентство, обеспечивающее надежный механизм борьбы с динамично растущей организованной преступностью, - Бюро расследований.
Бюро, связанное с расследованием активов, полученных преступным путем, является многопрофильным агентством, в состав которого входят сотрудники национальной полиции, представители налогового и таможенного ведомств, представители Министерства социального обеспечения, специалисты по правовым вопросам, а также административный и технический персонал. Сильной стороной самого Бюро расследований является то, что оно позволяет обмениваться информацией, оказывать правовую помощь и сотрудничать напрямую в соответствии с аналогичным Законом о Бюро расследований 1996 г., а значит, избегать обычных бюрократических трудностей. Бюро как официальный орган обязано подавать годовой отчет («annual reports») о своей деятельности через уполномоченного представителя национальной полиции министру юстиции, который представляет его парламенту. На официальном сайте содержатся подробные отчеты о деятельности Бюро расследований с 2010 по 2021 г. [6]. С 1996 г.
были арестованы активы стоимостью более 70 млн евро, а налоговые преступления превысили 100 млн евро. Именно благодаря такой эффективной модели и таким высоким показателям Ирландия практически перешла на использование модели процедуры конфискации активов вне уголовного судопроизводства.
Ирландия оказывает помощь другим юрис-дикциям в разработке аналогичных механизмов и средств судебной защиты для эффективного выявления результатов преступной деятельности. Бюро активно сотрудничает с Интерполом в части оказания содействия по проведению внутренних расследований. По состоянию на 2023 г. Бюро остается ведущим правоохранительным органом Республики Ирландия, принимающим участие в международных операциях, осуществляемых под руководством Европола и нацеленных на деятельность транснациональных организованных преступных групп, которые пытаются использовать возможности, предоставляемые свободой передвижения через международные границы. В течение 2021 г. Бюро использовало механизмы координации Евроюста для обеспечения поддержки стандартов ведения международного расследования. Рабочие сессии между судебными органами и Бюро проводились под руководством г-на Франка Кэссиди, национального члена Евроюста от Ирландии. В 2002 г. Бюро и Европол совместно организовали конференцию в Дублине. Среди участников были представители правоохранительных и судебных органов. Целью конференции было представить рекомендации по выявлению, отслеживанию и аресту доходов, полученных преступным путем. Одно из высказанных предложений заключалось в том, чтобы рассмотреть возможность создания неофициальной сети в области выявления и возврата преступных активов. В результате была создана сеть CARIN. Бюро продолжает тесно сотрудничать с иностранными правоохранительными органами, в частности с центральными компетентными органами Великобритании, поскольку Ирландия имеет с ней общую сухопутную границу. Бюро также является членом ФАТФ, принимает участие в Конференции по трансграничной организованной преступности и двух совместных следственных группах (рус. «ССГ», анг. «JITS»), созданных в соответствии со ст. 20 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. [7].
В 1996 г. были приняты два нормативно-правовых акта: Закон о Бюро расследований [8] и
Закон о доходах от преступной деятельности [9]. Де-факто законы предусматривают следующее:
1) разработку модельной процедуры конфискации активов вне уголовного судопроизводства;
2) создание многопрофильного агентства (Бюро расследований), в задачи которого входят выявление, розыск, конфискация и возврат преступных активов; 3) использование налогового законодательства для взыскания доходов от преступной деятельности; 4) механизм передачи конфиденциальной информации.
Важно отметить, что Закон о доходах от преступной деятельности 1996 г. распространяет концепцию гражданского судопроизводства, основанную на праве справедливости, на доходы от преступной деятельности. Соответственно, если Бюро расследований доказывает на основе принципа разумности и вероятности, что доходы были получены в результате преступной деятельности, то Высокий суд налагает на все активы (материальные или нематериальные) судебный запрет (анг. «Interlocutory order») на 21 день: никто не может распоряжаться таким имуществом. После указанного срока лицо, которое обладает установленной долей в таких активах, может подать ходатайство о промежуточном производстве по делу (анг. «Interim order»). Однако если суд придет к выводу о том, что имущество действительно в целом является доходом от преступной деятельности, то, несмотря на все собранные аргументы и доказательства, суд выносит промежуточное постановление сроком на семь лет. В течение всего срока любое лицо, которое способно предоставить доказательства в рамках концепции «вне разумного сомнения» о том, что имущество не является доходом от преступной деятельности, может подать ходатайство об отмене постановления. Если за семь лет ни одно лицо не смогло доказать законность существования доходов от имущества, Бюро обращается в Высокий суд, который вынес промежуточное постановление, за постановлением об отчуждении, которое фактически аннулирует все права на доходы от такого имущества и на само имущество и передает их центральному казначейству.
Преимущества конфискации активов (материального или нематериального, осязаемого или неосязаемого) вне уголовного судопроизводства состоят в том, что: 1) в первую очередь, отсутствует избирательность действий; 2) все доходы поступают в централизованный фонд;
3) доступно оказание правовой помощи; 4) суд не выносит постановление, если не удостоверится в наличии серьезной несправедливости; 5) если активы были арестованы неправомерно,
возможна выплата компенсации, 6) отсутствует посягательство на существующее право собственности.
Однако есть и некоторые проблемы. Например, в деле МсК уб. Б [10] Верховный суд Ирландии обратился к законодательной интерпретации вопроса о том, подразумевают ли слова «доходы от преступной деятельности» уголовные правонарушения, совершенные за рубежом, в отсутствие явного и действительного указания на иностранную преступность. Проведя анализ законодательного акта, суд пришел к выводу о том, что Закон о доходах от преступной деятельности 1996 г. не применяется к преступлениям, совершенным за границей. Суд также постановил, что в законодательство страны необходимо включить положения, предусматривающие возвращение активов, полученных вследствие совершения противоправных действий на территории другой страны, если такие действия рассматриваются в качестве противоправных как в Ирландии, так и в государстве, в котором такие деяния были совершены. Так, в 2005 г. [11, с. 282] были внесены поправки в Закон о доходах от преступной деятельности 1996 г. Статья 3 Закона установила новое определение понятия «противоправные деяния», что позволило распространить действие Закона на активы на территории Ирландии, которые были получены в результате преступлений, совершенных за ее пределами.
Важно отметить, что согласно Закону о доходах от преступной деятельности 1996 г. (с поправками от 2016 г.) Бюро расследований может арестовывать (замораживать), удерживать и конфисковывать активы в случае, если доказывание в рамках Высокого суда показывает, что активы был получены от преступной деятельности. Процедура проводится в соответствии с гражданским стандартом доказывания, т. е. процедура конфискации без вынесения обвинительного приговора. Очевидно, что вся процедура, связанная с арестом, удерживанием и конфискацией активов от преступной деятельности, рассматривается в рамках гражданского судопроизводства, т. е. в порядке уголовного судопроизводства возбуждается своего рода гражданский иск, истцом в котором будет выступать Бюро расследований, а ответчиком - лицо, которое пытается доказать, что его доходы были получены в порядке ведения установленной законом деятельности. Стандарт уголовного доказывания содержится в одноименном Законе об уголовных доказательствах 1992 г. [12], однако к данной процедуре и категории дел он не применяется.
Эмпирический анализ
Следует отметить, что в настоящее время сформировалась широкая международно-правовая база по противодействию транснациональной организованной преступности, сопряженной с получением преступных активов. Не последнюю роль играет национальное законодательство: основные законы и статуты определяют порядок и принципы оказания взаимной правовой помощи, в частности, по делам о розыске, аресте и конфискации активов, полученных преступным путем [13]. Так, анализируя процесс трансформации института розыска, ареста и конфискации в Республике Ирландия, стоит отметить, что Закон о доходах от преступной деятельности 1996 г. - далеко не единственный закон, который содержит положения о выявлении, розыске, конфискации или аресте имущества. Информация о подобных процедурах содержится также в ряде общеуголовных законов, законов с конвенционными составами и в статутах. Так, для того чтобы лучше вникнуть в суть перечисленных выше процедур, следует рассмотреть каждую группу законов в отдельности.
Общеуголовные законы, в которых закреплен принцип экстерриториальности
1. Закон о таможне 2015 г. [14] предусматривает ответственность за преступления, связанные с ненадлежащим импортом и экспортом товаров, а также за различные таможенные преступления, например такие, как уничтожение, повреждение груза или судна, подделка или фальсификация документов, печати, инициалов, подписи в таможенных документах и другие виды преступлений. Следовательно, в соответствии со ст. 2 Закона «товары, на которые распространяется любой запрет или ограничение на импорт или экспорт» - товары, экспорт или импорт которых запрещен или ограничен любым действующим национальным законодательством или законодательством Европейского союза. Статья 17 предусматривает, что любой груз, в отношении которого было совершено преступление, или такой груз служит или служил объектом преступления, любые товары или упаковки от товаров, которые используются для сокрытия незаконного груза, подлежат конфискации при любых обстоятельствах и на любой стадии транспортировки. Как правило, сотрудник таможни сообщает о конфискации или наложении ареста на какую-либо группу груза или на груз в целом (ст. 18).
2. Закон о рыболовстве и морской юрисдикции 2006 г. [15] предусматривает ответственность за незаконный вылов, хранение и продажу рыбы, за использование незаконного оборудования или другого устройства, предназначенного для вылова рыбы, за вылов рыбы без наличия надлежащей лицензии, за нарушение природоохранных правил при вылове рыбы, за неподчинение сотрудникам по защите морских рыбных промыслов о немедленном возвращении в порт, незаконный сбыт выловленной без лицензии рыбы (ст. 28). В соответствии со ст. 6, «оборудование» - это любая вещь или инструмент, которые используются для обращения, взвешивания, транспортировки, переработки или хранения рыбы. Статья 31 предусматривает конфискацию в отношении всех доходов, полученных от незаконного вылова рыбы, в отношении самого улова, а также морского рыболовного судна, которое осуществляет вылов рыбы без действительной лицензии. В случае конфискации улова суд может вынести решение о его утилизации, а доход от такой деятельности передается казначейству (ст. 30).
3. Закон о торговле детьми и детской порнографии 1998 г. [16] устанавливает ответственность физических и юридических лиц за торговлю детьми, сексуальную эксплуатацию, распространение детской порнографической продукции. В соответствии со ст. 7 Закона Гарда Шихана (полиция Ирландии) получает от суда ордер на проведение обыска в любых помещениях и на осмотр любых лиц. Сотрудник полиции также в праве наложить арест на отдельный предмет или группу предметов, находящихся на месте совершения предполагаемого преступления. Под «детской порнографией» понимается фото-, аудио- и видеоматериал, который отражает действия сексуального или насильственного характера.
Конвенционные законы
Прежде чем непосредственно обратиться к нормативно-правовым актам, необходимо проанализировать, участницей каких конвенций, направленных на борьбу с коррупцией, с отмыванием доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, является Ирландия. Ниже приведен перечень основных конвенций.
1. Единая конвенция о наркотических веществах от 30.03.1961 г. (подписана 05.01.1981 г.).
2. Конвенция о психотропных веществах от 01.02.1979 г. (подписана 05.11.1992 г.).
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988 г. (подписана и ратифицирована 02.12.1996 г.).
4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999 г. (подписана и ратифицирована 30.07.2005 г.).
5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. (подписана и ратифицирована 17.07.2010 г.).
6. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г. (подписана и ратифицирована 09.12.2011 г.).
7. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. (подписана и ратифицирована 03.10.2003 г.).
8. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990 г. (подписана и ратифицирована 01.03.1997 г.).
9. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21.11.1997 г. (подписана 21.11.2003 г.).
Несмотря на все многообразие нормативной базы, положения о процедуре конфискации содержит лишь небольшая группа законов с конвенционными составами. Стоит отметить, что практически во всех указанных ниже законах есть ссылки на Конвенции ООН, ЕС, а также действующие директивы. Более того, в большинстве случаев текст положений о процедуре конфискации, содержащийся в конвенциях или директивах, идентичен тексту положений законодательных актов.
Закон об уголовной юстиции (террористические преступления) 2005 г. [17] устанавливает ответственность за организацию террористических групп, совершение актов бомбового терроризма, финансирование терроризма, захват заложников и совершение преступных деяний в отношении лиц, пользующихся международной защитой. Статья 21 Закона дает определение понятию «имущество» - денежные средства и другое имущество, движимое и недвижимое, материальное и нематериальное, которое используется для целей финансирования терроризма или осуществления иной преступной деятельности, установленной законом. Также со ссылкой на норму 8А ст. 12 Закон устанавливает понятие «денежные активы» («funds») - активы любого рода, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, а также любой документ в электронной или цифровой форме,
удостоверяющий право собственности в отношении любых активов, включая, помимо прочего, банковский кредит, дорожный чек, банковский чек, денежный перевод, акции и иные ценные бумаги, аккредитив. Таким образом, все вышеперечисленное относится к предметам, в отношении которых может быть применена процедура конфискации или ареста.
Закон об уголовной юстиции (кража и мошенничество) 2001 г. [18] устанавливает ответственность за отмывание денежных средств, кражу, ограбление, злоупотребление доверием. Стоит отметить, что Закон также охватывает составы преступлений в сфере информационных технологий: «получение выгоды или причинение убытков путем обмана» или так называемый вид компьютерного мошенничества «fishing», целью которого является доступ к персональным данным пользователей Сети. В ст. 2 содержится определение понятия «имущество» - денежные средства и любое другое движимое и недвижимое, материальное и нематериальное имущество, соответственно, «прибыль» - это любая выгода, полученная в результате преступной деятельности. Закон предусматривает процедуру конфискации в отношении любого имущества и доходов, полученных в результате преступной деятельности или используемых для совершения преступлений (ст. 21). Закон также содержит Приложение 8, в котором полностью изложен текст Конвенции Совета Европы о защите финансовых интересов 1997 г. Следовательно, в рамках ст. 5 Ирландия берет на себя обязательство устанавливать необходимые меры для наложения ареста, проведения процедуры конфискации и изъятия имущества и доходов от мошенничества, активной и пассивной коррупции, отмывания денег.
Закон об уголовной юстиции (коррупционные преступления) 2018 г. [19] устанавливает ответственность за любые акты пассивной и активной коррупции. Статья 2 Закона дает определяет «должностное лицо» как любое должностное лицо Ирландии или иностранное должностное лицо: как правило, такое лицо состоит на государственной службе в Ирландии или в иностранном государстве. Сотрудник Гарды Шиханы в рамках ст. 20 вправе арестовать землю, денежные средства и иное имущество, если есть основания полагать, что данное имущество является объектом коррупции. Как правило, арест на имущество накладывается на 72 часа. По решению суда срок ареста может
быть продлен, если расследование в отношении данного имущества находится в производстве. Судья также может вынести решение о конфискации арестованного имущества, если Директор публичного обвинения предоставил суду достаточные доказательства о том, что такое имущество было получено незаконно или может быть использовано в преступных целях (ст. 21). Для целей Закона используется стандарт гражданского доказывания.
Законы, содержащие положения о международном сотрудничестве и взаимной правовой помощи по уголовным делам
1. Основным законом об оказании правовой помощи является одноименный Закон об уголовной юстиции (взаимная правовая помощь) 2008 г. [20]. Основа Закона закреплена в ст. 2, которая включает в себя следующие региональные и международные договоры:
1) Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 г. и Дополнительный протокол от 17.03.1978 г.;
2) Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам между членами ЕС от 29.05.2000 г.;
3) Конвенция СЕ об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16.05.2005 г.;
4) Решение СЕ 2005/671/ШЛ от 20.09.2005 г. об обмене информацией и сотрудничестве в борьбе с террористическими преступлениями;
5) Европейская Конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1977 г.;
6) Рамочное решение СЕ 2003/577/ША от 22.07.2003 г. об исполнении ордеров ЕС о замораживании имущества и доказательств;
7) ст. 13, 14, 18, 19 и 20 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г.;
8) ст. 46, 49, 50 и 57 Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 г.
Процедуры ареста, конфискации и изъятия закреплены в гл. 2-4 ч. 4 Закона.
Арест имущества и активов возможен только в случае возбуждения уголовного дела. Сотрудник Гарды Шиханы может обратиться в Высокий суд с ходатайством, запрещающим уничтожение, преобразование, перемещение, передачу и распоряжение имуществом, находящимся в пределах или за пределами государственной территории, а также если такое имущество является доказательством по уголовному делу (ст. 32). Передача
постановления об аресте имущества или активов для принудительного исполнения за пределами территории государства осуществляется с помощью свидетельства, которое заполняется судьей Высокого суда, заверяется электронной подписью и оправляется на территорию государства-участника (заявителя) (ст. 33). Свидетельство может сопровождать пояснительная записка о любых формальностях и процедурах для обеспечения соблюдения постановления, если арестованное имущество является доказательством по уголовному делу. Как правило, свидетельство передается от Высокого суда Министру юстиции и равенства, который в свою очередь направляет свидетельство государству-заявителю (ст. 34). Та же процедура предусмотрена в отношении запросов об аресте имущества или активов от государств-участников: заверенное печатью постановление суда, пояснительная записка, в которой должны быть перечислены основания для ареста, нормативные положения, в случае если имущество является доказательством по уголовному делу, - необходимо предоставить краткую информацию по делу и доказательства, обосновывающие необходимость ареста имущества и активов. Весь пакет документов направляется Министру юстиции и равенства, который в свою очередь передает их Высокому суду. Высокий суд согласно концепции «разумно -го срока» обязан рассмотреть пакет документов в течение 24 часов. Суд может отказаться выносить постановление об аресте или отложить принятие решения. Суд не может отказать в вынесении постановления об аресте имущества, в случае если срок наказания по уголовному делу не достигает 3 лет лишения свободы, даже если на территории Ирландии такое противоправное деяние не будет признаваться преступлением (ст. 35). Постановление об аресте может выноситься в отношении любого движимого и недвижимого, материального и нематериального имущества. Стоит отметить, что ответчик должен выплатить фиксированную денежную сумму в соответствии с ордером о сотрудничестве в конфискации, причем сумма должна быть не меньше той, что представляет собой совокупно оцененное имущество, в отношении которого вынесено постановление о конфискации. Невыплата такой суммы ведет к тюремному заключению. В ст. 52 содержится таблица: в одной колонке указана сумма, а во второй - тюремный срок за невыплату такой суммы. В итоге, в случае если ордер о сотрудничестве в конфискации был удовлетворен, обвиняемый лишается права собственности
на такое имущество. Следовательно, имущество переходит в распоряжение запрашивающего или запрашиваемого государства. В соответствии со ст. 60 конфискованное имущество или доходы от такого имущества в Ирландии переходят в распоряжение Казначейства согласно указаниям Министра финансов.
2. Закон о Европейском ордере на арест
2003 г. [21] также предусматривает процедуру наложения ареста на имущество. Если у сотрудника Гарды Шиханы есть все основания полагать, что в том или ином жилом или нежилом помещении находится имущество, которое является объектом преступления или доказательством по уголовному делу, в отношении которого ведется следствие, то сотрудник вправе обратиться с ходатайством в суд. Суд в свою очередь выдает ордер на обыск, который действителен в течение месяца. Сотрудник может наложить арест на все имущество, или на определенную часть, или на некоторые объекты. В рамках данного закона под «имуществом» понимается движимость.
3. Следует также выделить Закон об уголовной юстиции (совместные следственные группы)
2004 г. [22]. Статьи 3 и 4 Закона посвящены запросам от государств-членов СЕ и, наоборот, в такие государства-члены СЕ о создании следственных групп. Пункт 9 ст. 7 гласит, что Министр юстиции и равенства может получать запрос на выдачу ордера на обыск, дающий право прохода, обыска и выемки (конфискации) в любом помещении и в отношении любого имущества, находящегося там. Статья 9 Закона содержит положения о том, кто может являться членом следственной группы и какие требования необходимо для этого соблюсти.
Результаты
Действующий в Республике Ирландия институт розыска, ареста, конфискации и возврата активов, полученных преступным путем, имеет уникальную и комплексную структуру. Процедура, установленная рядом общеуголовных и конвенционных законов, обладающих признаком экстерриториальности, в отличие от большинства действующих в мире механизмов, осуществляется вне рамок уголовного судопроизводства (гражданская процедура), что позволяет избежать, с одной стороны, излишней бюрократизации процесса, с другой -ускорить его проведение благодаря принятию -в зависимости от ситуации - либо временного решения, либо промежуточного постановления.
Оперативность выполнения процедуры, как и взаимодействие с центральными правоохранительными органами и должностными лицами иностранных государств, обеспечиваются силами аппарата Бюро расследований, деятельность которого регламентирована положениями законов о международном сотрудничестве и оказании взаимной правовой помощи. Представленные в исследовании выводы могут быть использованы для взаимодействия с центральными компетентными органами и должностными лицами Республики Ирландия, что повысит эффективность совместной деятельности по возврату преступных активов.
Список литературы
1. КуневД. А. Возврат из-за рубежа преступных активов: теория и практика : учеб. пособие. М. : Прометей, 2021. 542 с.
2. Manual on International Cooperation for the Purposes of Confiscation of Proceeds of Crime (2012). URL: https://www.unodc.org/documents/organized-crime/ Publications/Confiscation_Manual_Ebook_E.pdf (дата обращения: 29.01.2023).
3. Constitution of Ireland Act (1st July 1937) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: https:// www.irishstatutebook.ie/eli/cons/en/html#part4 (дата обращения: 17.01.2023).
4. Working Group to Consider Alternative Approaches to the Possession of Drugs for Personal Use (2019) // Правительство Республики Ирландия [сайт]. URL: https://www.gov.ie/pdf/?file=https://assets.gov.ie/4747 7/3bec515ac7a44badb43a21b6e16f562c.pdf#page=null (дата обращения: 17.01.2023).
5. Criminal Justice Act (Number 15 of 1994) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: https:// www.irishstatutebook.ie/eli/1994/act/15/enacted/en/html (дата обращения: 29.01.2023).
6. Criminal Assets Bureau Annual Report 2021 // Бюро расследований Республики Ирландия : [сайт]. URL: https://www.cab.ie/wp-content/uploads/2022/07/CAB-Annual-Report-2021.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
7. Criminal Assets Bureau. URL: https://www.cab.ie/ annual-reports/ (дата обращения: 30.01.2023).
8. Criminal Assets Bureau Act (Number 31 of 1996) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1996/act/31/enacted/ en/html (дата обращения: 29.01.2023).
9. Proceeds of Crime Act (Number 30 of 1996) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www. irishstatutebook.ie/eli/1996/act/30/enacted/en/html (дата обращения: 29.01.2023).
10. The case of the McK vs. D IESC 31 (2004). URL: https:// sherloc.unodc.org/cld/case-law-doc/irl/2004/mck_-v-_d_2004_iesc_31.html (дата обращения: 29.01.2023).
11. Докучаев А. И., Волеводз А. Г. Регулирование возврата преступных активов по праву Англии // Библиотека криминалиста. 2017. № 4 (33). С. 282-297.
12. Proceeds of Crime (amendment) Act (Number 1 of 2005) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2005/act/1/enacted/en/html?q=Criminal+procee ds+Act+2005&search_type=all (дата обращения: 29.01.2023).
13. Criminal Evidence Act (Number 12 of 1992) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www. irishstatutebook.ie/eli/1992/act/12/enacted/en/html (дата обращения: 30.01.2023).
14. Customs Act (Number 18 of 2015) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http:// www.irishstatutebook.ie/eli/2015/act/18/enacted/en/ html?q=forfeiture+&search_type=al (дата обращения: 30.01.2023).
15. Sea-Fisheries and Maritime Jurisdiction Act (Number
8 of 2006) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2006/ act/8/enacted/en/html?q=forfeiture+&search_type=all (дата обращения: 30.01.2023).
16. Child Trafficking and Pornography Act (Number 22 of 1998) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1998/ act/22/enacted/en/html?q=forfeiture+&search_type=all (дата обращения: 30.01.2023).
17. Criminal Justice (Terroristic Offences) Act (Number 2 of 2005) // Электронный свод законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2005/act/2/enacted/en/print (дата обращения: 30.01.2023).
18. Criminal Justice (Theft and Fraud Offences) Act (Number 50 of 2001) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2001/act/50/enacted/en/index.html (дата обращения: 31.01.2023).
19. Criminal Justice (Corruption Offences) Act (Number
9 of 2018) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2018/act/9/enacted/en/print (дата обращения: 31.01.2023).
20. Criminal Justice (Mutual Assistance) Act (Number 7 of 2008) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2008/ act/7/enacted/en/html?q=mutual+assistance (дата обращения: 31.01.2023).
21. European Arrest Warrant Act (Number 45 of 2003) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2003/act/45/enacted/ en/print (дата обращения: 31.01.2023).
22. Criminal Justice (Joint Investigation Teams) Act (Number 20 of 2004) // Электронный свода законов Ирландии : [сайт]. URL: http://www.irishstatutebook. ie/eli/2004/act/20/enacted/en/html (дата обращения: 31.01.2023).
References
1. Kunev D. A. Vozvrat iz-za rubezha prestupnykh aktivov: teoriya i praktika [Criminal Assets Recovery: Theory and practice]. Moscow, Prometey, 2021. 542 p. (in Russian).
2. Manual on International Cooperation for the Purposes of Confiscation of Proceeds of Crime (2012). Available at: https://www.unodc.org/documents/organized-crime/ PublicationsZConfiscation_Manual_Ebook_E.pdf (accessed January 29, 2023).
3. Constitution of Ireland Act (July 1, 1937). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: https://www. irishstatutebook.ie/eli/cons/en/html#part4 (accessed January 17, 2023).
4. Working Group to Consider Alternative Approaches to the Possession of Drugs For Personal Use (2019). Available at: https://www.gov.ie/pdf/?file=https://assets. gov.ie/47477/3bec515ac7a44badb43a21b6e16f562c. pdf#page=null (accessed January 17, 2023).
5. Criminal Justice Act (Number 15 of 1994). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: https://www. irishstatutebook.ie/eli/1994/act/15/enacted/en/html (accessed January 29, 2023).
6. Criminal Assets Bureau Annual Report 2021. Available at: URL: https://www.cab.ie/wp-content/up-loads/2022/07/CAB-Annual-Report-2021.pdf (accessed January 17, 2023).
7. Criminal Assets Bureau. Available at: https://www.cab. ie/annual-reports/ (accessed January 30, 2023).
8. Criminal Assets Bureau Act (Number 31 of 1996). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http:// www.irishstatutebook.ie/eli/1996/act/31/enacted/en/html (accessed January 29, 2023).
9. Proceeds of crime Act (Number 30 of 1996). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irish-statutebook.ie/eli/1996/act/30/enacted/en/html (accessed January 29, 2023).
10. The case of the McK vs. D IESC 31 (2004). Available at: https://sherloc.unodc.org/cld/case-law-doc/irl/2004/mck_-v-_d_2004_iesc_31.html (accessed January 29, 2023).
11. Dokuchaev D. A., Volevodz A. G. Criminal Assets Recovery subject to England Legislature. Forensic Library Journal, 2017, no. 4, pp. 282-297 (in Russian).
12. Proceeds of Crime (amendment) Act (Number 1 of 2005). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http:// www.irishstatutebook.ie/eli/2005/act/1/enacted/en/ht ml?q=Criminal+proceeds+Act+2005&search_type=all (accessed January 29, 2023).
13. Criminal Evidence Act (Number 12 of 1992). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irish-statutebook.ie/eli/1992/act/12/enacted/en/html (accessed January 30, 2023).
14. Customs Act (Number 18 of 2015). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2015/act/18/enacted/en/html?q=forfeiture+&search_ type=al (accessed January 30, 2023).
15. Sea-Fisheries and Maritime Jurisdiction (Number 8 of 2006). Electronic Irish Statute Book (elSB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2006/act/87enacted/en/ html?q=forfeiture+&search_type=all (accessed January 30, 2023).
16. Child Trafficking and Pornography Act (Number 22 of 1998). Electronic Irish Statute Book (elSB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1998/act/22/ enacted/en/html?q=forfeiture+&search_type=all (accessed January 30, 2023).
17. Criminal Justice (Terroristic Offences) Act (Number 2 of 2005). Electronic Irish Statute Book (elSB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2005/act/2/enacted/ en/print (accessed January 30, 2023).
18. Criminal Justice (Theft and Fraud Offences) Act (Number 50 of 2001). Electronic Irish Statute Book (elSB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2001/act/50/ enacted/en/index.html (accessed January 31, 2023).
19. Criminal Justice (Corruption Offences) Act (Number 9 of 2018). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2018/act/9/ enacted/en/print (accessed January 31, 2023).
20. Criminal Justice (Mutual Assistance) Act (Number 7 of 2008). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2008/act/7/en-acted/en/html?q=mutual+assistance (accessed January 31, 2023).
21. European Arrest Warrant Act (Number 45 of 2003). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http:// www.irishstatutebook.ie/eli/2003/act/45/enacted/en/ print (accessed January 31, 2023).
22. Criminal Justice (Joint Investigation Teams) Act (Number 20 of 2004). Electronic Irish Statute Book (eISB). Available at: http://www.irishstatutebook.ie/ eli/2004/act/20/enacted/en/html (accessed January 31, 2023).
Поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 19.09.2023; принята к публикации 29.09.2023 The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 19.09.2023; accepted for publication 29.09.2023