УДК: 34.01; 341
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЗАКОН ВЕЛИКОБРИТАНИИ «О КРИМИНАЛЬНЫХ ФИНАНСАХ»
Абай Абылай^лы
PhD, начальник отдела международного законодательства и сравнительного правоведения Института законодательства Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: закон, криминальные финансы, богатство необъяснимого происхождения, конфискация, легализация преступных доходов, международный договор.
Аннотация. В данной статье автор анализирует новый Закон Великобритании «О криминальных финансах», который вводит понятие «богатство необъяснимого происхождения», применяемое в отношении движимого и недвижимого имущества в целях конфискации в пользу государства. Автор отмечает, что принятие такого Закона вызывает обоснованные дискуссии, поскольку согласно нововведениям, правоохранительные органы не будут обязаны доказывать связь между доходом и богатством, как это имеет место быть в традиционном механизме по конфискации имущества на основании обвинительного приговора. Согласно нововведениям, бремя доказывания возлагается на собственника имущества, который должен доказать законный источник его происхождения. В статье проанализированы вопросы о законодательных новшествах, возможные последствия, схожие акты зарубежных стран, действующее законодательство Казахстана в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, перспективы принятия закона «О криминальных финансах» в Казахстане и возможные последствия.
На основе проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что нормы закона «О криминальных финансах», в случае его принятия в Казахстане, будут противоречить основополагающим принципам казахстанской правовой системы, конституционным нормам и правам человека. Принятие специального закона в Казахстане по аналогии с британским, представляется преждевременным, в силу несоразмерности между последствиями и выгодами. В качестве теста на проверку готовности страны к такого рода переменам, можно предложить криминализировать «незаконное обогащение» и имплементировать международно-правовое обязательство, закрепленное в статье 20 Конвенции против коррупции 2003 года.
ШЕТЕЛ ЗАЦНАМАСЫН ТАЛДАУ: ¥ЛЫБРИТАНИЯНЬЩ «КЫЛМЫСТЬЩ ЦАРЖЫЛАР ТУРАЛЫ» ЗАЦЫ
Абай Абылай^лы
PhD, Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц Халыцаралыц зацнама
жэне салыстырмалы цуцыцтану белгмгнщ батыгы, Астана ц., Казацстан Республикасы;
e-mail: [email protected]
Ty^h свздер: зац, цылмыстыц царжылар, шыгу тег1 тYсiнiксiз байлыц, тэркыеу, цылмыстыц пайданы зацдастыру, халыцаралыц шарт.
Аннотация. Автор мацалада мемлекет пайдасына тэркыеу мацсатында жылжы-малы жэне жылжымайтын мYлiкке цатысты «шыгу тегi тYсiнiксiз байлыц» тYсiнiгiн енгiзген, жаца «Кылмыстыц царжылар туралы» ¥лыбритания Зацын талцылайды. Автор аталган Зацды цабылдау негiздi птрталастарды тудыратынын белгiлейдi, себебi жаца енгiзiлiмдерге сэйкес цуцыц цоргау органдары айыптау Yкiмi негiзiнде мYлiктi тэркыеудщ цалыпты механизмтде орын алатын табыс жэне байлыц арасындагы байланысты рас-стау мiндеттi емес болып келедi. Жаца енгiзiлiмдерге сэйкес мYлiктiц пайда болганыныц зацды табыс кезт дэлелдеу ауыртпалыгы мYлiк иеЫне ЖYктеледi. Мацалада зацнамалыц жацалыцтар туралы мэселелер, мYмкiн салдары, шет мемлекеттердщ уцсас актiлерi, цылмыстыц табыстарды зацдастыру жэне терроризмдi царжыландырумен куресу аясындагы Казацстанда эрекет ететт зацнамасы, Казацстанда «Кылмыстыц царжылар туралы» зацын цабылдау мYмкiндiгi мен салдары талцыланган.
Отшзыген саралау негiзiнде автор Казацстанда «Кылмыстыц царжылар туралы» зацын цабылдауы кезтде оныц нормалары цазацстандыц цуцыцтыц ЖYйесiнiц
нег1зг1 цагидаларына, конституциялыц нормалар мен адам цуцыцтарын цоргау норма-ларына царсы болады деген цорытындыга келедг. Салдары мен оц жацтары уйлесгмсгз болгандыцтан, Казацстанда ¥лыбританияга аналогиялыц мундай арнайы зацды цабылдау ертерек болып табылады. Мемлекеттщ мундай взгер1стерге дайындыгын тексеру мацсатында «нег1зс1з баюды» цылмыстандыру жэне 2003 жылгы Сыбайлас жемцорлыцца царсы конвенциясыныц 20-бабында бектыген халыцаралыц цуцыцтыц мгндеттеменг им-плементациялау усынылады.
ANALYSIS OF FOREIGN LEGISLATION: UK «CRIMINAL FINANCES ACT»
Abay Abylaiuly
PhD, Head of the Department of International Legislation and Comaparative Law of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: law, criminalfinances, unexplained wealth, confiscation, money laundering, treaty.
Abstract. The article analyzes the newly adopted Criminal Finances Act of the United Kingdom. The Act introduces the concept of «unexplained wealth» applied to movable and immovable property for purposes of confiscation in favor of the state. The author notes that the adoption of the Act has caused numerous discussions. According to the Act the enforcement bodies are no longer obliged to prove the connection between income and wealth, as it was in the traditional mechanism of confiscation of property under the conviction. Now the burden of proof is removed on the property owner, who must prove the legal source of his income. The article analyzes the issues of legislative innovations, possible consequences, similar acts of foreign countries, the current legislation of Kazakhstan in the field of combating the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism, the prospects for the adoption of the Act «On Criminal Finances» in Kazakhstan and possible consequences.
On the basis of this analysis the author comes to the conclusion that if the norms of Criminal Finances Act are adopted in Kazakhstan, they will lead to the contradiction between thefundamental principles of Kazakh legal system, constitutional norms and human rights. The adoption of such special act in Kazakhstan, similar to the British one, seems premature by reason of evident disproportion between consequences and benefits. In order to test the country's readiness for such changes, it is possible to propose criminalizing «illegal enrichment» and implement international legal obligation set in the article 20 of the United Nations Convention against Corruption.
Введение
13 октября 2016 года в Палату Общин Парламента Великобритании поступил проект Закона «О криминальных финансах» (далее - Закон). Проект разработан по инициативе МВД Великобритании. Закон был подписан 27 апреля 2017 года и вступил в силу 30 сентября 2017 года. Новшеством Закона является введение понятия «богатство необъяснимого происхождения», применяемого в отношении движимого и недвижимого имущества в целях конфискации в пользу государства.
Принятие такого Закона вызывает обоснованные дискуссий, поскольку согласно нововведениям, правоохранительные органы не будут обязаны доказывать связь между доходом и богатством, как это имеет место быть в традиционном механизме по конфискации имущества на основании обвинительного приговора. Согласно нововведениям, бремя доказывания возлагается на собственника имущества, который должен доказать законный источник его происхож-
дения. В этой связи, анализ правовых новелл в зарубежных странах по борьбе в «богатством необъяснимого происхождения» и его последствий представляется своевременным и необходимым.
В данной статье будут проанализированы следующие вопросы: а) законодательные новшества; б) возможные последствия; в) анализ аналогичных актов зарубежных стран; г) обзор действующего законодательства Казахстана в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма; д) перспективы принятия закона «О криминальных финансах» в Казахстане; е) возможные последствия принятия закона «О криминальных финансах» в Казахстане.
Какие новшества вводит Закон?
Закон вводит новые методы борьбы с преступными доходами, такие как:
1. Значительное улучшение способности к восстановлению преступных доходов, в том числе международной коррупции - За-
кон позволит изымать и конфисковать преступные доходы, которые хранятся в банковских счетах и имущество высокой ценности, такие как драгоценные металлы, камни, часы, художественные произведения. Закон также вводит понятие «богатство необъяснимого происхождения» и борьбы с ним, согласно которому соответствующие органы могут обращаться в Верховный суд для того, чтобы принудить владельца актива объяснить, каким образом они были приобретены.
Положения Закона будут применяться к имуществу любого лица (подозреваемого, гражданина или иностранца, государственного служащего) со стоимостью более £ 100,000. Если владельцу не удастся доказать, что недвижимое или движимое имущество было приобретено с использованием легальных источников дохода, соответствующие органы могут конфисковать такое имущество через судебные органы.
2. Преобразование отношений между государственным и частным секторами - Закон улучшит процесс обмена информацией между компаниями для оказания помощи по предоставлению сведений правоохранительным органам по расследованию. Новые полномочия будут касаться также продления срока моратория в отношении имущества согласно Докладу о подозрительной деятельности и запрашивания информации от регулируемых компаний Национальным агентством по преступности. Добросовестное раскрытие информации юридическим лицом не будет нарушать условия конфиденциальности.
3. Усиление реакции правоохранительных органов Великобритании - Закон криминализирует деятельность корпораций, которые не предпринимают соответствующие меры для предотвращения уклонения от уплаты налогов своего персонала. Кроме того, принятие такого закона позволит правоохранительным органам начать расследование в отношении имуществ иностранцев без получения запросов от иностранных государств согласно положениям соответствующих конвенций1.
Борьба с финансированием терроризма - Закон вносит дополнительные изменения по борьбе с финансированием терроризма. Однако многие положения уже отображены в действующем законодательстве Великобритании2.
Проанализировав Закон, можно сказать, что в Великобритании был создан новый механизм борьбы с «необъяснимыми богатствами», отличающийся от традиционного механизма. Если традиционный механизм борьбы с преступными доходами предполагал обязательство правоохранительных органов доказать, что богатство было получено преступным путем, то новый закон не требуют доказательства прямой связи между «необъяснимым богатством» и преступлением.
Последствия принятия Закона
По оценкам экспертов, несмотря на то, что механизм проверок и процедура действий правоохранительных органов пока неясна, то, что такие проверки и следовательно конфискация имущества будут проводиться, сомневаться не стоит. Принятие такого акта не отпугнет иностранных инвесторов, так как на рынке недвижимости и других рынках Великобритании наблюдается спрос. Этому способствовало также удешевление фунта стерлингов на 18%. Не стоит ожидать большие проверки в сфере недвижимости, так как средняя стоимость особняков начинается от миллиона фунтов стерлингов. Скорее всего, проверки коснутся имущества определенных лиц из стран Африки, Восточной Европы, России, Средний Азии, Китая. Согласно кадастровым оценкам, британская недвижимость на сумму более чем 170 млрд фунтов зарегистрирована на офшорные компании. Истинные ее владельцы не разглашаются. Ожидается, что именно она будет проверяться в первую очередь3.
Тем не менее, стоит отметить, что данные шаги, возможно, будут начальным этапом применения Закона. Впоследствии, Закон вполне может коснуться налоговой сферы. Так, анализируемый Закон скорее всего будет применяться и для привлечения к ответственности юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Одним из других последствии может стать принятие аналогичных актов во всех странах Европейского Союза, поскольку многие финансовые нововведения берут свое начало в Великобритании и распространяются на европейский континент. Например, идея об автоматическом обмене информацией, выдвинутая после кризиса 2008 года, была имплементирована в большинстве европейских стран. Следовательно, гражданам
1 Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г.
2 Закон Великобритании «О борьбе с терроризмом» 2000 года. - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/ll/ contents.
3 https://www.bfm.ru/news/336208
государства, принявшего аналогичным акт, придется доказывать о легальности приобретения имущества за рубежом.
Следует отметить, широкое толкование «богатства необъяснимого происхождения» приведет к расширению сферы применения положений закона. Например, Закон вполне может коснуться для конфискации доходов, получаемых от незаконного распространения наркотических средств, торговлей людьми и уклонения от уплаты налогов.
Основная правовая проблема касается действия закона во времени, т.е. Закон применяется ретроспективно, проверке подлежит любое имущество, приобретенное много лет назад. Таким образом, широкое толкование «богатства необъяснимого происхождения» может привести к всеобщей проверке старых сделок, операций, приватизации и др.
Существуют ли аналогичные акты в зарубежных странах?
Отмечаем, что ряд стран обсуждали возможность введения понятия «богатство необъяснимого происхождения» в свои правовые системы, но впоследствии, большинство из них решили сохранить традиционный режим конфискации доходов и имущества4. Например, Конституционный Суд Италии признал правовую норму по проверке «богатства необъяснимого происхождения» неконституционным после двух лет его применения, определив, что переложение бремени доказывания на владельца нарушает итальянскую конституцию. Другие страны приняли лишь некоторые аспекты «богатства необъяснимого происхождения» (Южная Африка, некоторые штаты Канады, Новая Зеландия). Некоторые страны импле-ментировали положения Конвенции ООН против коррупции в части криминализации «незаконного обогащения». Однако стоит отметить, что «незаконное обогащение» применимо только в отношении государственных служащих, в отличие от понятия
«богатства необъяснимого происхождения».
На сегодняшний день только три страны ввели понятие «богатство необъяснимого происхождения» в свое законодательство в полном объеме. Это Австралия5, Колумбия6 и Ирландия7.
Обзор действующего законодательства Казахстана в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма
Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 года не предусматривает нормы, согласно которой правоохранительные органы имели бы аналогичные полномочия, закрепленные в вышеуказанном британском Законе: требование разъяснения приобретения или наличия «богатства необъяснимого происхождения», арест банковских счетов, обязательства юридических лиц сотрудничать с правоохранительными органами, запрос о конфискации преступного дохода или «богатства необъяснимого происхождения».
На сегодняшний день, Республика Казахстан является участником трех международных договоров в сфере борьбы против отмывания денег:
1. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страс-бургская конвенция 1988 г.);
2. Договор государств-участников Со-
4 Booz Allen Hamilton. Comparative Evaluation of Unexplained Wealth Orders. January 2012.
5 Serious and Organised Crime (Unexplained Wealth) Act 2009. - https://www.legislation.sa.gov.au/LZ/C/A/ SERI0US%20AND%200RGANISED%20CRIME%20%28UNEXPLAINED%20WEALTH%29%20ACT%202009. aspx.
6 Civil Asset Forfeiture Law, 2002.
7 Proceeds of Crime Act, 1996. - http://www.irishstatutebook.ie/eli/2016/act/8/enacted/en/html.
дружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 2007 года;
3. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза 2011 года.
Для сотрудничества с зарубежными странами в проведении расследований и судопроизводства в целях конфискации имущества и доходов, Казахстан присоединился к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года.
Вышеуказанные конвенции не требуют и не запрещают на национальном уровне вводить новые методы борьбы с преступными доходами и впоследствии конфискации таких доходов.
Перспективы принятия закона «О криминальных финансах» в Казахстане
Принятие специального акта «О криминальных финансах» в Казахстане возможно в силу того, что 18 ноября 2015 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц», который предполагает декларирование доходов всех граждан Республики Казахстан, оралманов и иностранцев (в случае наличия имущества на территории РК). Отмечаем, что сокрытие доходов от всеобщего декларирования, безусловно, приведет к определенным проверкам со стороны соответствующих государственных органов. В целях усовершенствования деятельности органов власти по борьбе с сокрытием реальных доходов, вполне возможно введение в законодательство Казахстана понятия «богатство необъяснимого происхождения».
Следует также отметить некоторые схожести казахстанского законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и закона Великобритании. Например, наличие критерия суммарной стоимости операции с деньгами и/или иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу (операций, равные 3 млн тенге и выше) и требование раскрытия коммерческой, банковской и иной тайны. Используются хотя и узкие, но схожие понятия. Например, «подозрительная операция с деньгами и/или иным имуществом»8, «легализация доходов, полученных преступным путем»9, признаки определения подозрительной опе-рации10.
Ключевыми факторами дифференциации и различия между казахстанским законом и британским законом являются сфера применения и объект: казахстанское законодательство применяется лишь в отношении операций в целях финансового мониторинга и для сотрудничества с иностранными государствами по конфискации имущества и/ или преступного дохода, в то время как британский акт был бы применен более шире и охватывал совершенные операции и приобретенные имущества.
Последствия принятия закона «О криминальных финансах» в Казахстане
Принятие акта «О криминальных финансах» в Казахстане может привести как позитивным, так и негативным последствиям. Позитивные последствия Позитивными последствиями могут стать: проверка сомнительных сделок, операций; проверка приватизированных объектов; увеличение бюджета государства за счет конфискованных имуществ; определение уязвимых секторов экономики и государственной политики; восстановление социальной справедливости.
Негативные последствия В нынешних казахстанских реалиях при неразвитом гражданском обществе, принятие акта «О криминальных финансах» может при-
8 Операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и (или) иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность.
9 Вовлечение в законный оборот денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем, посредством совершения сделок в виде конверсии или перевода имущества, представляющего доходы от уголовных правонарушений, либо владение и использование такого имущества, сокрытие или утаивание его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, если известно, что такое имущество представляет доходы от уголовных правонарушений, а равно посредничество в легализации денег и (или) иного имущества, полученных преступным путем
10 Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484 «Обутверждении Правил представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции».
вести к увеличению криминогенной обстановки в части передела собственности, увеличению риска корруп-циогенной обстановки, имиджевым потерям, касательно иностранной собственности, оттоку финансов в зарубежные страны. Кроме того, все указанные последствия в совокупности могут негативно отразиться в политической обстановке внутри страны.
В качестве правовых последствий могут стать долгосрочные дискуссии по поводу ретроспективного применения норм предполагаемого акта. Согласно конституционной норме, «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют» (п. ст. 77). Требование доказать происхождения богатства у лица, отбывшего наказание (хоть и условное) или оправданного судом, по делам, связанным с имуществом или коррупционными преступлениями, невозможно будет судить или конфисковать его имущество в силу недопустимости повторного осуждения и/или наказания. Кроме того, обязательство обратного доказывания подрывает принцип презумпции невиновности, гарантированного нормами национального и международного права.
Выводы
На основе анализа Закона «О криминальных финансах» и его последствий принятия можно сделать следующие выводы:
1. Нормы закона «О криминальных финансах», в случае его принятия в Казахстане, будут противоречить основополагающим
принципам казахстанской правовой системы, конституционным нормам и правам человека.
2. Принятие специального закона в Казахстане по аналогии с британским, представляется преждевременным, в силу несоразмерности между последствиями и выгодами. Например, принятие такого рода акта в Казахстане может привести к увеличению криминогенной обстановки и коррупционных преступлений, имиджевым потерям, оттоку финансов в зарубежные страны.
3. В качестве теста на проверку готовности страны к такого рода переменам, можно повторно11 предложить криминализировать «незаконное обогащение»12. Казахстан еще не предпринял меры по имплементации данного международного обязательства, закрепленного в статье 20 Конвенции против коррупции 2003 года13 и не сделал соответствующие оговорки14 о невозможности криминализации «незаконного обогащения» в процессе присоединения к конвенции.
11 Ранее 29 января 2016 года депутатом Сената Парламента С. Акылбай предлагалось законодательно ввести понятие «незаконное обогащение» и признать его в качестве уголовно наказуемого деяния. Предложение депутата Сената Парламента Правительством не было поддержано в силу противоречия основополагающим принципам правовой системы Республики Казахстан.
12 При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
13 Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года N 31-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z080000031_.
14 Оговорки о невозможности криминализации «незаконного обогащения» сделали Канада, Вьетнам, Россия, Узбекистан. - https://treaties.un.org/pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XVIII-14&chapter=18&clang=_en.