Научная статья на тему 'Совершенствование законодательства против отмывания денежных средств в Казахстане'

Совершенствование законодательства против отмывания денежных средств в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Злотников С.М.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года говорится о необходимости совершенствования законодательства и правильного применения правовых норм против отмывания денег. Контроль над легализацией криминальных доходов в Казахстане на сегодня является наиболее актуальной проблемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательства против отмывания денежных средств в Казахстане»

182 7 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

СМ. ЗЛОТНИКОВ,

старший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права

Института законодательства РК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРОТИВ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАЗАХСТАНЕ

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года говорится о необходимости совершенствования законодательства и правильного применения правовых норм против отмывания денег.

Совершенствование национального законодательства в сфере противодействия отмывания денежных средств позволит усилить контроль за отмыванием денег, полученных преступным путем, значение контроля над отмыванием денег, полученных преступным путем, противодействовать организованной преступности и наркобизнесу.

Контроль над легализацией криминальных доходов в Казахстане на сегодня является наиболее актуальной проблемой. По мнению экспертов, источниками незаконных средств в Казахстане являются:

- нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа, металлов и т.д.;

- контрабанда алкоголя, табака, оружия и наркотиков;

- доходы, извлекаемые из таких «классических» видов незаконной деятельности, как вымогательство (рэкет), проституция, воровство, мошенничество, кража автомобилей и т.д.;

- правонарушения «белых воротничков»: расхищение государственного имущества и средств, фальшивые декларации о доходах и прибылях, уклонение от уплаты налогов, нелегальное «бегство» капиталов [1].

В Казахстане имеются объективные экономических условия для легализации преступных капиталов. По оценкам экспертам, объем теневой экономики составляет от 40 до 60% от ВВП страны. Положение усугубляется тем, что огромная часть хозяйственного оборота в Казахстане обслуживается наличными деньгами. По некоторым оценкам, оплата наличными обеспечивает до 6080% хозяйственного оборота (в сравнении с 20 -в США, или 40 - в ФРГ).

Наиболее распространенным методом отмывания капиталов в Казахстане является открытие отдельными лицами счетов в финансовых

институтах, помещение на них значительных сумм в наличной валюте и последующий их перевод из страны на счета подставных компаний. Для отмывания доходов от незаконной деятельности использовались банки, обменные пункты, небанковские финансовые институты, казино и компании по операциям с недвижимостью.

Для эффективного контроля за отмыванием денег, полученных незаконным путем, необходимо осуществление административного и финансового механизма контроля, способного обнаруживать незаконные финансовые операции и противодействовать незаконному отмыванию денежных средств.

Создание комитета по финансовому мониторингу при Министерстве финансов Республики Казахстан можно считать правильным шагом. В течение ряда лет инициировался вопрос о создании этого подразделения при Генеральной прокуратуре.

Так, для исключения коррупции и возможных злоупотреблений, подразделения финансовой разведки (ПФР) в странах-членах ОБСЕ работают в основном при гражданских ведомствах, а при прокуратуре - только в Дании, Кипре, Латвии и Люксембурге, причем в Дании при Общественной генеральной прокуратуре). Кроме того, по мнению экспертов Группы Эгмонта - международной организации, объединяющей на сегодня все ПФР, работающие в мире: создание ПФР при прокурорской власти обладает существенным недостатком - концентрацией внимания на расследовании преступлений, нежели на осуществлении превентивных мер.

Следует также принять во внимание и то, что финансовые организации могут сознательно принимать решения не предоставлять ПФР какие-либо данные, зная, что оно может использоваться для расследования какого-либо преступления.

Главным преимуществом создания административных ПФР является выполнение ими функции «буфера» между субъектами финансового мониторинга и правоохранительными органами,

Трибуна молодого ученого

ПзП

ответственными за проведение расследований и преследования правонарушителей.

В деятельности ПФР во главу угла должна ставиться возможность установления нормальных взаимоотношений между ПФР и финансовым сектором, а также насколько данное ведомство будет обладать потенциалом защиты финансовых данных и минимизации потенциального ущерба для частной жизни граждан и организаций [2].

Можно также считать положительным явлением развитие в Казахстане законодательства против отмывания денежных средств. В 2009 году в Казахстане был принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Закон определяет правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, правовые отношения субъектов финансового мониторинга, уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.

Согласно закону, к субъектам финансового мониторинга относятся:

- банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций;

- биржи;

- страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры;

- накопительные пенсионные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;

- нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;

- адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам - в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:

покупки и продажи недвижимости;

управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;

создания, функционирования или управления юридическими лицами либо образованиями и купли-продажи предприятий;

- аудиторские организации;

- организаторы игорного бизнеса и лотерей;

- операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег.

При этом необходимо отметить, что Закон нуждается в существенной доработке.

Так, Конституционный Совет Республики Казахстан [3] в своем постановлении указал на ряд недостатков в законе, которые могут привести на практике к нарушениям прав человека и рекомендовал Правительству РК в срок до введения упомянутых законов в действие инициировать внесение в них необходимых поправок. Конституционный Совет указал, что тайну личных вкладов и сбережений составляют охраняемые законом любые, не являющиеся общедоступными на равных условиях для неограниченного круга лиц, сведения о вкладчике, принадлежащих ему деньгах или ином имуществе, в том числе о банковских вкладах, иных счетах и сбережениях, о долях в уставных капиталах хозяйствующих субъектов и ином имуществе, а также об операциях с ними. В частности, как отметил Председатель Конституционного Совета РК И. Рогов [4], в данных законах имеются расхождения в нормах, касающихся нотариусов, которые могут привести к неравенству перед законом нотариусов в зависимости от того, являются ли они частными или государственными. При этом необходимо сказать, что, несмотря на принятый с оговорками закон, Правительство и на сегодняшний день не инициировало необходимые поправки.

Необходимо также привести Закон в соответствие с международным законодательством, так, в частности, в Законе говорится о «подозрительных» операциях,а в Страсбургс-кой конвенции «Об отмывании, выявлении и изъятии доходов» применен термин «незаконные» операции. Тем более, что в 2009 году Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью РК разработан и передан в Сенат Парламента РК проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении и изъятии доходов от преступной деятельности», подписанный в Страсбурге 8 ноября 1990 года.

В сфере законодательства против отмывания доходов необходимо внести поправки в ст. 183 УК, чтобы привести в соответствие с положениями Венской Палермской конвенций. В частности, необходимо признать уголовным преступлением сокрытие и приобретение доходов, а также владение доходами, полученными незаконным путем.

184 7 Ns 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Таким образом, представляется, что Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» нуждается в дополнительной проработке с целью приведения в соответствие с международными документами в этой

сфере, в частности, с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбургская конвенция), ратифицированной в 2008 году Конвенцией ООН «Против Коррупции», Конституцией РК и действующими законами РК [5].

Использованная литература

1. www.Transparencykazakhstan.org. Противодействие коррупции и организованной преступности» / материалы тренинга.

2. Регулирование правового поля и надзора за финансовыми институтами касательно противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, противодействия финансирования терроризма: Материалы международного круглого стола. - Алматы, 2005.

3. Нормативное постановление Конституционного Совета, принятое по обращению председателя Мажилиса Парламента РК в августе 2009 года об официальном толковании отдельных норм пункта 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан и обращению председателей Палат Парламента РК о проверке конституционности Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

4. АСТАНА. 20 августа КАЗИНФОРМ;

5. Злотников С. Практические рекомендации по имплементации в казахстанское законодательство положений Конвенции ООН «Против коррупции». - Алматы, 2009.

2010-дан 2020 жылга дей1н мерз1мге К^азацстан Республиканыц зацга суйенген саясаты-ныц тужырымдамаларында цазынаныц жууына царсы зацныц эбден жет1лд1ру1н цажеттшк жэне зацга суйенген нормалардыц дурыс цолдануы туралы айтылады. Криминалды табыс-тардыц Цазацстанында, бугтше зацдастырудыц усттде бацылау квкейкест1 вте взектг мэселе болып табылады.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года говорится о необходимости совершенствования законодательства и правильного применения правовых норм против отмывания денег. Контроль над легализацией криминальных доходов в Казахстане на сегодня является наиболее актуальной проблемой.

The concept of legal policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020 states the need to improve legislation and the correct application of the law against money laundering. Control over the legalization of criminal income in Kazakhstan, today is the most important issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.