Научная статья на тему 'Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем'

Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2174
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Предтеченский Кирилл Сергеевич

В данной статье определены и проанализированы правовые основы и приоритетные направления международного сотрудничества Российской Федерации в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

Предтеченский К.С. Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов...

TPMsvHa молодого vvtHoro

К. С. Предтеченский

Предтеченский Кирилл Сергеевич — адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России

E-mail: [email protected]

Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

В данной статье определены и проанализированы правовые основы и приоритетные направления международного сотрудничества Российской Федерации в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем.

The article defines and analyzes the legal basis and priorities for international cooperation of the Russian Federation in the area of combating legalization (laundering) of the proceeds from crime.

Как показывают многочисленные исследования и международная практика, проблемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (далее — ЛДПП), существуют во многих государствах. Стремление скрыть незаконный характер своих доходов естественно для любого преступника, поскольку такие доходы могут, во-первых, стать уликой против него, указав на связь с конкретным преступлением, и, во-вторых, подвергнуться изъятию, что лишит смысла совершенное преступление. Поэтому, учитывая протекающие в современном мире процессы глобализации мировой экономики, эффективное противодействие данным противоправным процессам возможно только при условии взаимного сотрудничества государств.

Создание международной правовой базы по борьбе с ЛДПП началось в 80-е годы прошлого столетия. Ведущая роль в формировании соответствующего комплекса правовых норм в то время принадлежала Организации Объединенных Наций, однако причины, по которым международное сообщество в то время обратило внимание на проблему борьбы с ЛДПП, были несколько иными, чем на сегодняшний день. Причиной первоначального внимания ООН к проблеме отмывания преступных доходов стала актуализация борьбы с международным незаконным оборотом наркотических средств, поскольку громадные суммы незаконно полученных доходов от этой преступной деятельности требуют совершения ряда экономических операций с целью введения их в легальный экономический оборот. Результатом переговоров стран — участниц ООН стало принятие в Вене 20 декабря 1988 года Конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»1.

Данное международное соглашение закрепило обязанность государств ввести в своем законо-

дательстве уголовную ответственность за совершение перевода, конверсии, размещения или перемещения собственности, полученной в результате совершения преступных операций с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения истинных прав в отношении данного имущества. Кроме того, Конвенция ООН 1988 года ввела понятие того, что следует считать преступными доходами. Согласно статье 1 Конвенции преступные доходы — это любая собственность, полученная или приобретенная прямо или косвенно в результате совершения преступления, то есть активы любого вида: движимые или недвижимые, материальные или нематериальные, а также правоустанавливающие документы на такие активы или участие в них.

Требования статьи 5 Венской конвенции 1988 года определили обязанность государств-участ-ников принимать меры, направленные на выявление и ограничение или арест доходов, собственности, средств или любых других ценностей (предметов), связанных тем или иным образом с совершением преступлений. При этом, в случае если доходы были преобразованы в другую собственность, указанные меры применяются в отношении этой собственности, а не доходов. В случае когда доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме оцененной стоимости незаконных доходов.

Таким образом, Венская конвенция 1988 года впервые установила отправные положения организации системы противодействия ЛДПП, закрепив конкретные действия, которые являются ос-

новой борьбы с «отмыванием денег» (арест, конфискация).

С целью ускорения процессов имплементации Венской конвенции 1988 года и унификации законодательства государств по вопросам борьбы с ЛДПП, положения Венской конвенции были конкретизированы в Типовом законодательном акте об отмывании денег и конфискации в области наркотиков, принятом Программой ООН по международному контролю над наркотиками в 1995 году2. Этот рекомендательный по своей природе акт стал ориентиром для развития национального законодательства государств в рассматриваемой сфере. Хотя данный документ изначально был посвящен операциям по легализации преступных доходов от незаконного оборота наркотиков, государствам было рекомендовано расширить сферу его действия, распространив ее и на другие преступления.

Следующими международными вехами на пути борьбы с ЛДПП стали Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая 15 ноября 2000 года3, а также Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года4, ратифицированные Россией в 2004 и в 2006 годах соответственно.

В соответствии с положениями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (ст. 6) должны приниматься меры по признанию уголовно наказуемыми деяний:

1) по конверсии или переводу преступного имущества, совершенные в целях сокрытия или утаивания источника происхождения этого имущества или для оказания помощи иному лицу, участвующему в предикатном преступлении, совершенные с целью уклонения этого лица от ответственности;

2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способ придания правомерного вида (путем распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность), если известно, что данное имущество является преступно приобретенным.

Среди положений Конвенции ООН против коррупции устанавливается обязанность каждого государства проводить эффективную и согласованную политику по противодействию коррупции,которая включает в себя и основные принципы (меры) по противодействию отмыванию преступных доходов.

Так, согласно статье 14 Конвенции каждое государство должно обеспечить:

1) осуществление финансовыми посредниками идентификации клиентов, выгодоприобретателей по операциям, совершаемым клиентами, а также информирование органа финансовой разведки о подозрительных операциях;

2) применение мер по выявлению перемещения наличных денежных средств через границу и осуществлению контроля за перемещаемыми денежными средствами. При этом данные меры не

должны создавать препятствия для перемещения капиталов, полученных законным путем;

3) чтобы все переводы денежных средств сопровождались на всем пути их следования полной информацией о плательщике.

Кроме того, Конвенция ООН 2003 года предусматривает, что государства-участники должны требовать от финансовых учреждений проверки личности клиентов, а также принятия мер для установления личности собственников, размещенных на счетах с большим объемом средств, и осуществления более жестких мер контроля в отношении счетов и операций лиц, обладающих значительными публичными полномочиями. При этом целью подобных мер является выявление подозрительных операций и предоставление информации о них компетентным органам.

Таким образом, следует констатировать, что первоначально основная роль в создании и формировании комплекса международно-правовых норм, посвященных противодействию ЛДПП, принадлежала Организации Объединенных Наций. Именно ООН, являясь универсальной международной организацией, способствовала привлечению внимания мировой общественности к проблеме противодействия ЛДПП и стала центральным форумом для обсуждения данной проблемы и выработки основополагающих принципов по борьбе с ЛДПП.

Впоследствии нормы принятых в рамках ООН соглашений получили развитие и конкретизацию уже на региональном и двустороннем уровнях. На региональном уровне сотрудничество государств по борьбе с ЛДПП осуществляется как в рамках региональных международных организаций общей компетенции (Совета Европы, ЕврАзЭС), так и с помощью такой региональной специализированной международной организации, как Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), членами которой являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Индия и Китай.

В рамках Совета Европы формирование правовой базы по противодействию ЛДПП началось с принятия Страсбургской конвенции от 8 ноября 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельнос-ти»5 (ратифицирована Российской Федерацией 28 мая 2001 г.). Данное соглашение определяет обязанности государств-участников принять необходимые законодательные и иные меры в целях противодействия легализации преступных доходов, а именно:

— возможность уполномоченными органами конфисковать доходы, полученные в результате отмывания их преступного происхождения, а также имущество, предназначенное для совершения уголовных правонарушений (ст. 2);

— установлении местонахождении имущества, подлежащее конфискации (ст. 3);

Предтеченский К.С. Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов...

Предтеченский К.С. Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов...

ТРИБУНИ молодого УЧЕНОГО

— наложении ареста на банковские, финансовые или коммерческие документы в целях выполнения своих функций (ст. 4).

При этом оговаривается, что государство-участник не может отказаться от выполнения законодательного закрепления указанных мер, ссылаясь на наличие банковской тайны.

На базе Страсбургской конвенции 1990 года в 2005 году была подписана Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма» (Варшавская кон-венция)6.

Новеллой Варшавской конвенции стал запрет на действия лиц, направленные на финансирования терроризма. В связи с чем государства-участники должны обеспечивать выявление, отслеживание, установление принадлежности, замораживание, арест и конфискацию собственности законного и незаконного происхождения, используемую или планируемую для использования в целях финансирования терроризма. При этом в пункте 4 статьи 3 Варшавской конвенции указано, что осужденный за серьезные преступления обязан продемонстрировать источник происхождения предполагаемых доходов.

В статье 10 Варшавской конвенции предусматривается также установление ответственности (уголовной, гражданской или административной) юридических лиц за совершение ранее указанных действий, осуществляемых в их пользу физическим лицом. При этом следует подчеркнуть, что во многих западных государствах (США, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.) юридические лица могут нести уголовную ответственность за ЛДПП в отличие от Российской Федерации, где ответственность юридического лица может быть лишь гражданско-правовой или административной.

Конвенция 2005 года предусматривает законодательное закрепление мер, направленных на обеспечение потенциала использования специальных приемов проведения расследования, облегчающих установление и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Такие меры могут включать наблюдение, перехват телекоммуникационных сообщений, получение доступа к компьютерным системам и постановления о предоставлении конкретных документов.

Новым направлением международного сотрудничества России по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма стало заключение 19 декабря 2011 года Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза7.

Согласно данному договору таможенные органы государств — участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должны:

— принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года;

— осуществлять контроль за перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов с использованием сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Стороны, таможенные органы которой осуществляют такой контроль;

— отказывать в принятии (регистрации) таможенной декларации в случае, если лицом, перемещающим через таможенную границу Таможенного союза наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, в дополнительном формуляре пассажирской таможенной декларации «Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов» или декларации на товары не указаны сведения, указание которых является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Важным шагом международного сообщества в борьбе с ЛДПП стало создание специализированных международных организаций, в чью компетенцию входит противодействие ЛДПП в определенном географическом регионе с учетом особенностей региональных правовых и финансовых систем.

В 1989 году во время Парижской встречи была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FinancialAction Task Force on Money Laundering — FATF)8, которая в современном мире является движущей силой в борьбе с отмыванием денег. 19 апреля 1990 года, FATF были изданы тезисы9 с 40 рекомендациями, в которых страны были впервые призваны к созданию условий для успешной конфискации прибылей и имущества, полученных преступным путем.

В 2004 году на основе FATF была сформирована Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая осуществляет разработку рекомендаций по противодействию ЛДПП и финансированию терроризма с учетом существующих региональных особенностей10.

Плюс ко всему прочему Российская Федерация заключила ряд двусторонних межправительственных соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с ЛДПП (с Арменией, Беларусью, ЮАР, Мексикой, Македонией, Венесуэлой, Кипром, Грузией, Болгарией, Нигерией, Хорватией, Италией)11, в ко-

торых предусматриваются такие меры сотрудничества сторон, как:

— обмен информацией, которая может способствовать выявлению и предотвращению незаконных финансовых операций, включая финансовые операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, в том числе информацией:

а) правового характера о национальном законодательстве, направленном против легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;

б) о формах и методах выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия незаконных финансовых операций, включая финансовые операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

в) о международных перемещениях иностранной валюты между государствами договаривающихся сторон (с указанием страны-отправителя и страны назначения);

г) о финансовых правонарушениях, формах и методах легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем;

д) о финансовых операциях с имуществом, валютными ценностями и иными (денежными) средствами, которые, по сведениям компетентных органов, могли быть получены незаконным путем.

— проведение мероприятий по выявлению незаконной финансовой деятельности физических и юридических лиц, связанной с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

— проведение совместных исследований по проблемам в области выявления и предотвращения незаконной финансовой деятельности, включая деятельность, связанную с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

— оказание помощи в подготовке специалистов и создании информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по раскрытию и предотвращению незаконной финансовой деятельности, включая деятельность, связанную с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

Таким образом, следует констатировать, что правовое регулирование международного сотрудничества Российской Федерации в борьбе с ЛДПП осуществляется на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем. В силу части 4 статьи 15 Конституции РФ, ратифицированные международные договоры России являются основой действующего российского законодательства по противодействию ЛДПП и должны быть имплементированы в национальную правовую систему. При этом следует отметить, что ряд международных документов, в частности рекомендации РДТР, не имеют обязательного императивного характера и поэтому должны применяться с учетом национальных интересов нашего государства.

Примечания

1. СПС «Гарант».

2. См.: Волженкин Б.В. Отмывание денег. — СПб., 1998. — С. 12—13; Рыхлов O.A. Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, по уголовному законодательству России: Дис... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2007. — С. 22—27.

3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.) // СПС «Гарант».

4. Конвенция ООН против коррупции (Меридо, 2003 г.) // СПС «Гарант».

5. СПС «Гарант».

6. СПС «Гарант».

7. www.tamognia.ru/doc_base/document. php? id = 1590429

8. Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.

9. Зубков В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. — М., 2006. — С. 40, 41; Бобырев В.В. Теневая экономика: деятельность международных и правоохранительных организаций. — М., 2002. — С. 16—18.

10. www.eurasiangroup.org/ru/eag_detail.php

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Исполнительной властью Грузии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Москва, 4 августа 1999 г.) // СПС «Гарант»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Москва, 7 июня 1999 г.) // СПС «Гарант»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления ими и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (Москва, 13 мая 1999 г.) // СПС «Гарант»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Москва, 12 февраля 1999 г.) // СПС «Гарант»; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (Москва, 18 декабря 1998 г.) // СПС «Гарант»; и др.

Предтеченский К.С. Правовые основы международного сотрудничества Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.