Фильчаков В.В., к.эк.н., специалист-эксперт департамента по экономической и социальной политике аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, Мышакина Н.Ю., асп.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
В последние годы среди основных направлений деятельности государства имеет место тенденция усиления финансового контроля, в том числе, усиление противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет серьезную угрозу как безопасности и финансовой стабильности мировой финансовой системы, так и финансовой системы отдельного государства. Отмывание преступных доходов может привести к серьезному искажению распределения финансовых потоков и соответственно макроэкономических показателей, повышению уровня риска финансового состояния стран, а также оказать негативное воздействие на кредитоспособность международной финансовой системы.
Борьба против таких опасных форм преступности, как отмывание капиталов, во все большей степени приобретает международный характер и требует использования эффективных и современных методов в международном масштабе. Таким образом, в связи с глобализацией экономики эффективное противодейст -вие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, требует от государств более тесного сотрудничества в правовой, административной и правоохранительной сферах, в частности разработки единых стандартов по противодействию данному явлению.
При этом успешная борьба каждой страны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, способствует ослаблению распространившейся по всему мировому сообществу организованной преступности, - основному источнику доходов лиц, занимающихся отмыванием капиталов.
С этим явлением необходимо бороться, поскольку, по оценкам МВФ, последствия отмывания денег во всем мире приводят к возникновению необъяснимых изменений в спросе и предложении на денежных рынках и вследствие этого - к резкому увеличению риска нестабильности банковских систем; возрастает число банкротств; отмечается чрезмерная подвижность денежных потоков, а также ставок по кредитам, депозитам, рефинансирования из-за непредсказуемого трансграничного движения капитала
Для того чтобы обезопасить и мировую финансовую систему, и финансовую систему отдельно взятой страны, была создана система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. С 2001 г. к ней присоединилась также и система борьбы с финансированием терроризма.
Эти две сферы имеют общую область соприкосновения, когда доходы, полученные преступным путем, направляются на финансирование террористической деятельности. Вместе с тем легализованные капиталы не всегда используются для финансирования террористических актов или террористических организаций. Они могут быть направлены в легальный оборот, и за счет этих денежных средств могут приобретаться недвижимость и ценные бумаги, создаваться предприятия, проводиться весь спектр законных операций. К тому же финансирование террористической деятельности может осуществляться и за счет законных доходов, например, благотворительный фонд.
Борьба с финансированием терроризма ведется на тех же самых условиях, с использованием тех же самых ресурсов, при помощи которых осуществляется борьба с отмыванием денежных средств. На международном уровне основным инструментом борьбы с подобными глобальными явлениями выступает заключение международных договоров. Таким образом, страны выражают свою готовность активно сотрудничать в международных масштабах в борьбе с данными явлениями. Основой международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма являются ниже указанные международные договоры.
Начало борьбе с отмыванием «грязных» денег на международном уровне было положено Конвенцией ООН от 19 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ» (Венская конвенция) положила начало предпринимаемым в настоящее время мировым сообществом мерам по борьбе с отмыванием капиталов.
Конвенцией предусматривается установление уголовной ответственности за совершение конверсии или перевода собственности, полученной в результате проведения незаконных операций с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также сокрытие или утаивание подлинного характера указанной собственности. В Венской конвенции прозвучал призыв к укреплению международного сотрудничества и содействию в получении необходимой информации.
СССР ратифицировал Конвенцию ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» в 1990 г. (Постановление Верховного совета СССР от 9 октября 1990 г. № 1711-1).
Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, условно именуемую Палермской конвенцией 2000 г., Российская Федерация подписала в 2000 г.
Важную роль в международных документах, регулирующих вопросы противодействия отмыванию преступных доходов, занимает Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конвенция), в соответствии с ней страны-члены Совета Европы должны были разработать и внедрить законы, соответствующие положениям указанной конвенции:
• объявить преступлением отмывание денег, полученных в результате совершения любого преступления;
• принять закон о конфискации доходов, полученных преступным путем;
• укрепить международное сотрудничество в области содействия в расследовании, замораживании активов, признании судебных решений других стран.
Венская и Страсбургская конвенции разрабатывались как международные соглашения по борьбе с отмыванием денег, в рамках которых разные государства совместно начали работать над решением данной проблемы.
Международные конвенции оказывают существенное влияние на правоохранительную деятельность. В них содержатся положения о признании преступными тех или иных видов деяний, связанных с отмыванием, о фиксировании перечня предикатных преступлений, о порядке экстрадиции преступников, об оказании взаимной правовой помощи.
В России отмывание доходов, полученных преступным путем, является самостоятельным преступлением. Но чтобы квалифицировать доходы как полученные преступным путем, формируется перечень предикатных преступлений, в результате которых возникают доходы в форме денежных средств и иного имущества, которые нужно каким-то образом «отмыть».
Перечень предикатных преступлений является одним из пунктов, по которым государства достигают определенного согласия.
Принцип банковской тайны, являющийся одним из наиболее актуальных для российской банковской системы, может быть ограничен, если речь идет об интересах международного сотрудничества. Каждая из конвенций предполагает, что требование национальных законодательств о соблюдении банковской тайны не является и не должно быть препятствием для исполнения государством своих международных обязательств, для представления информации по запросу другого государства и для помощи в проведении расследований в случаях отмывания доходов, полученных преступным путем.
В июле 1989 г. по инициативе глав государств и правительств стран «Большой Семерки» для координации международных усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В настоящее время членами ФАТФ являются 31 страна мира: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гонконг, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Мексика, Королевство Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки, Россия и ЮАР; а также 2 международные орга-
низации - Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива.
В июне 2003 г. Россия стала членом ФАТФ. Сама эта организация, реагируя на требования времени, приняла новые, очень высокие стандарты по противодействию отмыванию преступных доходов, которые реализованы в известных Сорока Рекомендациях ФАТФ.
Участие в деятельности ФАТФ от России обеспечивает Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмонито-ринг) совместно с другими федеральными органами. Россия принимала активное участие в разработке последней редакции «40 рекомендаций ФАТФ» по вопросам противодействия отмыванию денег, которая была принята в июне 2003 года и закрепила новые стандарты в этой сфере. Основными из них являются:
• обеспечение надлежащей проверки в отношении не только непосредственных клиентов финансовых организаций, но и реальных выгодоприобретателей;
• распространение требований по выявлению подозрительных операций на нефинансовые учреждения, агентов по купле-продаже недвижимости, адвокатов, нотариусов и других лиц, оказывающих юридические услуги;
• проведение более тщательной проверки в отношении некоторых политических лиц.
Изменения, необходимые для приведения российского законодательства в соответствие с новой редакцией «40 рекомендаций ФАТФ», были внесены в июле 2004 года в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В настоящее время рекомендации ФАТФ признаны большинством государств мира, различными международными организациями, включая ООН, МВФ, Всемирный банк, в качестве единых международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов.
В развитие положений Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», в целях обеспечения координации и согласованности действий, а также принятия государствами-участниками совместимых с принципами построения единого
рынка мер по противодействию отмыванию преступных доходов в июне 1991 года Советом Европы была принята Директива 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов».
Основные положения этой директивы предусматривают идентификацию лиц, хранение идентификационных документов в течение пяти лет, сообщение в уполномоченный орган о подозрительных операциях, которые могут быть связаны с отмыванием капиталов, контроль за передачей информации в уполномоченный орган, а также подготовку и обучение персонала по вопросам борьбы с отмыванием капиталов.
30 октября 2000 г. в Вольфсберге (на северо-востоке Швейцарии) 11 ведущих банков мира (ABN AMRO Bank N. V., Barclays Bank, Banco Santander Central Hispano S. A., Chase Manhattan Corporation, Citibank N. A., Credit Suisse Group, Deutsche Bank AG, HSBC, J. P. Morgan Inc., Societe Generale и UBS AG), руководствуясь целями защиты мировой финансовой системы от проникновения преступных капиталов, подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (так называемые Вольфсбергские принципы), устанавливающие правила ведения операций с клиентами:
• получение достоверных сведений о клиенте;
• выявление, документальное фиксирование и хранение сведений о подозрительных операциях, а также направление их в уполномоченный орган;
• организация программ обучения сотрудников правилам противодействия отмыванию капиталов;
• создание системы внутреннего контроля применения указанных принципов.
Вольфсбергские принципы носят рекомендательный характер и открыты для подписания кредитными организациями при соблюдении установленной процедуры.
За прошедший период к группе банков, подписавших Вольфсбергские принципы, так называемой Вольфсбергской группе, присоединились еще две кредитные организации (Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd. и Goldman Sachs).
Результатом проводимых в международной финансовой сфере работ по повышению эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ-
ным путем, в Вольфсбергские принципы явились изменения и дополнения, внесенные в мае 2002 г. В частности, были пересмотрены положения по идентификации клиентов и документальному фиксированию сведений о клиентах, а также предусмотрен мониторинг процесса функционирования системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В феврале 2002 г. на конференции Парламентов Европейского Союза была принята Парижская декларация по борьбе с отмыванием денег. Целью конференции являлось принятие декларации для парламентов всех европейских государств с указанием на необходимость срочных действий по борьбе с отмыванием преступных доходов и предложением конкретных мер в этой борьбе.
В Парижской декларации отмечены следующие направления повышения эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансовым преступлениям:
• необходимо предусмотреть возможность воспроизведения деталей операции («история движения капитала»). В этой связи первостепенное значение приобретают выяснение личности приказодателя и отслеживание операций;
• необходимо установить более жесткие требования, предъявляемые к финансовым посредникам, по идентификации бенефициара до установления отношений с физическими и юридическими лицами-резидентами стран и территорий, состоящих в «черном» списке ФАТФ, а также уделять повышенное внимание операциям этих лиц;
• необходимо развивать сотрудничество с международным сообществом.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что международное законодательство, регламентирующее противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма содержит систему нормативно -правовых актов, соответствующих научно обоснованным подходам мирового сообщества к борьбе с данным явлением, входящим в разряд наиболее опасных проявлений организованной преступности. Вместе с тем эта система обладает определенной гибкостью, позволяющей признать обязанность указанных норм
государствам с различными историческими и правовыми традициями, что и обуславливает необходимость изучения некоторых обстоятельств методологического характера, с учетом которых должны рассматриваться проблемы использования соответствующих международных актов в правовой системе Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем формировалось под влиянием международных стандартов в области деятельности по выявлению, изъятию и конфискации денежных средств, иного имущества преступного происхождения, предусмотренных выше названными международными соглашениями. На их основе был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1.
Однако многие международные нормы не получили соответствующего отражения в российском законодательстве. Расхождение правовых норм, в частности, касаются:
• определения оснований осуществления мер противодействия легализации преступных доходов и содержания таких мер;
• правового регулирования применения мер уголовной ответственности, в том числе конфискации, за легализацию преступных доходов;
• международного сотрудничества по конфискации и возврату доходов от преступлений при легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, имеющих трансграничный характер;
Однако ряд расхождений российского и международного законодательства ни в коей мере не уменьшают роли России на мировой арене борьбы с легализацией преступных доходов. Основы российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма не просто отвечают базовым международным стандартам, а по многим позициям их превосходят. Так, обязанностью выявлять подозритель-
1 ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. //www.imf.ru
ные операции и сообщать о них уполномоченному органу в России охвачен максимально широкий круг финансовых организаций, а также других посредников, включая адвокатов и нотариусов. В отличие от большинства других стран в России финансовые организации представляют информацию не только о подозрительных сделках, но и об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательно установленными критериями. Росфинмониторинг имеет полномочия не только получать сообщения финансовых организаций, но и запрашивать у них и у других органов государственной власти дополнительную информацию и подтверждающие ее документы. При этом на Федеральную службу по финансовому мониторингу возложена функция координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что в России создан не имеющий аналогов в международной практике механизм административного блокирования операций, связанных с финансированием терроризма, на основании ведущегося Росфинмониторингом перечня, в который входят как фигуранты международных списков Совета безопасности ООН, так и лица, представляющие интерес для российских и зарубежных компетентных органов.
Таким образом, общая тенденция взаимодействия и сотрудничества государств на международном уровне способствует не только накоплению практического опыта борьбы с отмыванием преступных доходов, но также анализу и учету особенностей каждой отдельной страны по организации работы в данной сфере, что позитивно сказывается на каждой из сторон.