история и причины возникновения нового направления В банковской деятельности: противодействие легализации преступных доходов1
С. Ю. ЯРЛЫКОВ,
ведущий эксперт ОПЕРУ Московского ГТУ Банка России
Понятие «отмывание» денег впервые было использовано (официально) в 1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначало процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги2. «Нелегальные деньги» — это средства, происхождение которых носит криминальный характер. Как правило, это деньги, полученные от торговли наркотиками, оружием, проституции и т. п.
Существует и такое понятие, как «теневой капитал», которое зачастую обозначает те материальные средства, которые сознательно или непреднамеренно укрываются их субъектом (собственником или распорядителем) от наблюдения со стороны государства. Приведенные понятия нелегальных денег и теневого капитала можно объединить в одно — «незаконный капитал» [2, с. 239].
Международное движение таких капиталов неразрывно связано с их легализацией, т. е. «отмыванием денег». По подсчетам экспертов МВФ, объем «отмытых средств» на рубеже XX — XXI вв. достигал от 500 млрд до 1 трлн долл. США [3, с. 165].
1 доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
Легализация доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса РФ (см.: ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
2 Сам термин «отмывание денег» стал употребляться с конца 20-х гг. ХХ в. в преступных кругах, когда такие известные гангстеры, как Аль Капоне и Багси Моран, открыли свои прачечные в Чикаго, где в буквальном смысле отмывали от грязи деньги, полученные преступным путем.
Необходимость «отмывания» вызвана двумя основными причинами. Первая состоит в том, что «денежный след» может вывести правоохранительные органы на преступника. Вторая заключается в том, что правонарушитель, попав в поле зрения правоохранительных органов, может лишиться своих незаконно нажитых капиталов. Именно поэтому денежные средства, получаемые в рамках теневого оборота, довольно часто переводятся за границу, а затем неоднократно пропускаются через международную систему платежей. Эти приемы затрудняют установление истинных источников происхождения «грязных денег». Иначе говоря, теневой сектор экономики играет существенную роль в стимулировании незаконного оттока капитала за рубеж.
Отмывание денег — глобальная угроза международным финансовым системам. В течение последних 10 — 15 лет под воздействием процессов глобализации трансформировалась финансовая система. При этом, с одной стороны, глобализация способствует становлению рыночной экономики, что приводит к повышению уровня жизни, развитию финансовой системы, сокращению уровня безработицы, расширению обмена между странами товарами и услугами. Но, с другой стороны, в условиях глобализации преступникам стало легче скрывать доходы, полученные от незаконной деятельности, и перемещать эти денежные средства через границы государств для их легализации.
Для достижения преступных целей злоумышленники используют банки, у которых имеются корреспондентские отношения с банками других стран. В течение дня деньги могут пройти через банковские счета в нескольких странах. Банкам стало труднее определять действительного владельца денежных средств или собственности, приобретенной на деньги, поступившие в банк, например из офшорной зоны. В связи с этим и появилась не-
финансы и кредит
7
обходимость формирования системы контроля по противодействию отмыванию денег, как со стороны регулирующих органов, так и внутри банков.
Борьба с отмыванием денег на международном уровне. Истоки борьбы с отмыванием «грязных» денег вначале были ограничены наиболее тяжкими преступлениями, такими как торговля наркотиками. В 1988 г. была подписана первая международная конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Венская конвенция). Этот международный договор ООН подписали около 170 стран. Страны-участницы договорились принять определенные меры, направленные не только на борьбу со сбытом наркотиков и психотропных средств, но и на борьбу с отмыванием денег, полученных от подобной деятельности. Они обязались законодательно определить отмывание денег, полученных от торговли наркотиками, как преступление, а также санкционировать конфискацию преступных доходов. В Венской конвенции прозвучал призыв к укреплению международного сотрудничества и содействию в получении необходимой информации.
Два года спустя, в ноябре 1990 г., Совет Европы принял Страсбургскую конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В соответствии с ней страны — члены Совета Европы должны были предпринять дополнительные меры, т. е. разработать и внедрить законы, соответствующие положениям конвенции:
• объявить преступлением отмывание денег, полученных в результате совершения любого преступления (а не только от торговли наркотиками);
• принять закон о конфискации доходов, полученных незаконным путем;
• укрепить международное сотрудничество (содействовать в расследовании, замораживании активов, признавать судебные решения других стран).
Венская и Страсбургская конвенции разрабатывались как международные соглашения по борьбе с отмыванием денег, в рамках которых разные страны вместе работали над решением данной проблемы. Наиболее же эффективный способ борьбы с такими преступлениями — гармонизация законодательства многих стран в этой области. Россия в мае 2001 г. ратифицировала Страсбургскую конвенцию и, таким образом, обязалась принять соответствующие законы, а также оказывать содействие всем ее участникам [4].
Кромк того, в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции во время Парижской встречи на
высшем уровне под эгидой стран Большой семерки (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) была организована Специальная финансовая комиссия по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force) (FATF) со штаб-квартирой в Париже [5]. К настоящему времени членами ФАТФ (FATF) являются 32 страны и две международные организации (Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), а также охватываются важнейшие финансовые центры в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Целью и задачей организации стала разработка определенных стандартов по борьбе с отмыванием денег на международном уровне. Страны Большой семерки в течение двух лет изучали проблемы в этой области. Результатом их исследований явились 40 рекомендаций ФАТФ. Они показывают, как нужно решать проблемы по отмыванию денег правоохранительным и регулирующим органам, кредитно-финансовым организациям разных стран, а также как объединить совместные усилия их государственных органов.
В июне 2000 г. ФАТФ впервые опубликовала «черный» список стран и территорий, которые, по мнению комиссии, не участвуют в международном процессе борьбы с отмыванием капиталов, так называемый список стран и территорий, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием капиталов. Позднее список неоднократно корректировался, например в 2007 г. из него были исключены Мьянма и Нигерия.
В итоге рекомендации ФАТФ стали международными нормами, так как они охватили принципы, отраженные в Венской и Страсбургской конвенциях, которые приняли и подписали многие страны.
Россия стала полноправным членом ФАТФ в июне 2003 г. во многом благодаря тому, что приняла подобную американской систему финансовой разведки, которая ориентирована, прежде всего, на информирование и координацию работы правоохранительных органов и финансовых институтов.
«Мы попали под колесо истории, ФАТФ выдвинула нам более жесткие требования по борьбе с «отмыванием» денег, чем другим странам. Но мы справились с подготовкой нормативных документов, выполнили в очень короткий срок невероятно сложную техническую работу и неожиданно быстро перескочили с позиции страны, которая находилась в «черном списке», к полноправному членству в ФАТФ»3. Более того, теперь Россия — одна из наибо-
3 Первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Павел Медведев.
лее законопослушных стран, активно сотрудничающих с влиятельной международной организацией. В настоящее время российская законодательная база полностью соответствует рекомендациям ФАТФ.
После террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке 30 октября 2001 г. ФАТФ приняла решение о расширении своих задач, в число которых теперь входит не только борьба с отмыванием денег, но и противодействие финансированию террористической деятельности. ФАТФ призывает объединить усилия и принять законы в странах — членах ООН, которые должны противостоять финансированию и поддержке террористической деятельности.
Террористические группы в своей деятельности часто используют финансово-кредитные и небанковские организации, например такие как альтернативные системы хавала4, китайская система чет, возникшие в этническо-культурной среде восточных стран, с помощью которых существует возможность быстрого перемещения денежных средств. Террористами также используются и некоммерческие благотворительные организации.
Международное сообщество предприняло определенные меры в этой области: приняты резолюции Совета безопасности ООН, в соответствии с которыми средства, принадлежащие террористам, должны замораживаться и изыматься, а также принята Международная конвенция ООН о борьбе против финансирования терроризма.
В 1997 г. была разработана Глобальная программа ООН по борьбе с отмыванием капиталов в целях укрепления возможности стран и международных организаций эффективно противодействовать отмыванию «грязных» денег путем оказания технического содействия и анализа масштабов проблем отмывания капиталов.
Разработчики программы исходили из того, что ни одна из стран не может предотвратить отмывания денег, если сотрудники правоохранительных органов, банки и регулирующие их органы не будут обмениваться информацией и работать вместе. Причем обмен должен происходить не только на уровне одной страны, но и на международном уровне. Такой подход обусловил создание Группы Эгмонт5 (The Egmont Group of Financial Intelligence Units). По количеству участников это вторая организация после ООН, объединяющая в настоящее время 106 подразделений
4 Неформальная финансово-расчетная система денежных переводов в финансировании незаконной деятельности. Центр — ОАЭ, Дубай.
5 Группа Egmont была основана в 1995 г. и названа так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе.
финансовой разведки, в которую также входит и российский уполномоченный орган — Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ. Эти органы ответственны в своих странах за сбор, обработку и анализ поступающих сведений от финансовых посредников о подозрительных операциях, а также за передачу этой информации при наличии достаточных оснований в правоохранительные органы.
Противодействие отмыванию денег в России. Внимание традиционно уделялось до 80-х гг. ХХ в. преступлению, лежащему в основе легализации грязных денег, т. е. такому преступлению, в результате которого были незаконно получены деньги (основному преступлению). Но современные тенденции в законодательствах многих стран признают уголовно наказуемыми сами действия, которые направлены на отмывание денег, независимо от основного преступления.
Российское законодательство шло по этому же пути. Уголовный кодекс (УК) РСФСР, действовавший до июня 1996 г., не содержал статьи, рассматривающей такой состав преступления, как отмывание «грязных» денег, и соответственно наказания за его совершение. Статья 174 УК РФ, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г., определила следующий состав преступления: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Это произошло в результате длительных дискуссий, а также под влиянием современных международных тенденций. В соответствии со ст. 174 УК РФ лицо, совершающее преступление, преследует цель создания возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности. Речь в данной статье шла о доходах, полученных незаконным путем. Иными словами, криминальным деянием была объявлена не только легализация доходов, полученных в результате совершения уголовного преступления, но и в результате административного правонарушения и даже гражданско-правового деликта (последнее явилось предметом споров и разногласий). В первых комментариях к УК РФ отмечалось, что содержание данной статьи нужно понимать в узком смысле и с учетом общественной опасности.
Указанная статья уголовного закона, которая в дальнейшем претерпела существенные изменения, явилась первой и единственной нормативной основой противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации и оставалась таковой вплоть до принятия крупного нормативного комплекса по проблемам борьбы с движениями криминального капитала — Федерального закона
финансы и кредит
9
от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Наряду с ним были приняты и многочисленные подзаконные, в том числе ведомственные, нормативно-правовые акты, а также внесены изменения и дополнения в уголовное, административное и банковское законодательство [6].
Как было отмечено выше, в 2001 г. Россией была ратифицирована Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбургская конвенция), принятая в 1990 г., что явилось важным шагом в создании российской законодательной базы для всеобъемлющей системы противодействия легализации преступных доходов. Эта Конвенция входит в число разработанных в рамках Совета Европы международно-правовых документов, которые регулируют взаимодействие государств в сфере борьбы с преступностью. В настоящее время в ней участвуют 46 государств, включая Великобританию, Францию, Германию, Италию, Швейцарию, Кипр, Украину и Россию6. Она расширяет правовую базу взаимодействия государств в борьбе с легализацией преступных доходов и сотрудничество в деле розыска, ареста, конфискации, недопущения в легальный оборот, а также возвращение незаконно вывезенных средств из-за рубежа. Участие России в этой Конвенции предусмотрено обязательствами, которые она взяла на себя при вступлении в Совет Европы.
Банк России принимал активное участие в создании государственной системы по противодействию легализации преступных доходов. Еще до принятия закона коммерческие банки строили работу своих служб внутреннего контроля в соответствии со следующими актами Банка России:
• письмом Банка России от 03.07.1997 № 479 «О методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации»;
• положением Банка России от 28.08.1997 № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках»;
• указанием Банка России от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных опера-
6 Статус Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и
конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург,
8 ноября 1990 г.).
ций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства»;
• указанием Банка России от 07.07.1999 № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях»;
• указанием оперативного характера Банка России от 15.02.2001 № 24-Т «О Вольфсбергских принципах», в которых приведены всеобщие директивы по противодействию легализации доходов в частном банковском секторе, подписанные 11 ведущими банками мира [7]. Таким образом, можно заключить, что такое
направление в банковской деятельности, как «противодействие легализации преступных доходов», стало приоритетным для всего банковского сообщества и банковской системы в целом. С принятием Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вступившего в силу с 1 февраля 2002 г.) установлены новые требования к отдельным типам финансовых учреждений (в том числе к кредитным организациям) и внесены существенные необходимые коррективы. Однако целесообразно совершенствовать механизмы и меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в том числе найти понимание в обществе, но для этого следует разрешить многие экономические проблемы в стране.
Литература
1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями).
2. Гевелинг Л. В. Клептократия. Москва. 2001.
3. Organization for Economic Co-operation and Development (OECD): no longer business as usual. Fighting bribery and corruption. 2001.
4. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Обзор международных семинаров, проведенных в Центре подготовки персонала Банка России. М. 2002.
5. Налоговый учет для бухгалтера. 2006. № 4 (апрель).
6. Лавров В. В. . Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству (проблемы теории и практики). Нижний Новгород, 2003.
7. Материалы Центра подготовки персонала и других источников Центрального банка Российской Федерации.