ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Шкредюк Г.Р.
Шкредюк Георгий Ростиславович - магистр юриспруденции, кафедра уголовно-правовых дисциплин, Международный юридический институт, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются основные нормативно-правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.
Ключевые слова: легализация доходов, легализация денежных средств, ФАТФ, правовые основы, конвенция.
Легализация денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем - признанное мировым сообществом, как одно из опаснейших преступлений, которое не только способствует совершению новых преступлений путем их финансирования, но еще мешает нормальному функционированию легальной экономики и угрожает государственной безопасности. По данным межправительственной организации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering) ежегодно во всем мире отмывается от 500 млрд до 1,5 трлн долл. [1, с. 1].
Как само преступление, так и меры противодействия ему возникли на определенном этапе развития общества. Только в XX веке пришло осмысление того, что интеграция криминальных денежных средств и другого имущества в легальную экономику является довольно опасным явлением. Также стоит заметить, что принятие противодействующих норм обычно происходило со значительной задержкой, которая могла достигать нескольких лет.
Основой противодействия легализации преступных доходов стала Конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» [2], в которой была закреплена обязанность присоединившихся стран вырабатывать меры по противодействию легализации средств, приобретённых криминальным путем и указано, что банковская тайна не может этому препятствовать. А также в данной Конвенции впервые в истории было дано определение термину «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» и обязывало государства-участники установить ответственность за конверсию или перевод собственности, если известно, что эта собственность получена в результате правонарушения, в целях сокрытия незаконного источника собственности или в целях оказания помощи лицу, которое участвует в таком преступлении.
В 1989 году на встрече стран «большой семерки» в Париже было принято решение о создании межправительственной организации, которая будет разрабатывать принципы и стандарты по противодействию легализации, которая получила название Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF), с 2003 года в нее входит и Российская Федерация. На данный момент ФАТФ выработано 40 рекомендаций, которые направлены на противодействие финансовым преступлениями, а также 9 специальных рекомендаций, направленных на противодействие финансирования терроризма. [3] Среди данных рекомендаций можно отдельно выделить такие, как:
- Легализация преступных доходов должна рассматриваться как уголовное преступление;
- Законом должна предусматриваться возможность конфискации легализованного имущества и средств по отмыванию денег. При этом доказывание легальности происхождения доходов возлагается на обвиняемого;
- Финансовые организации обязаны сообщать о подозрительных операциях;
- Если операция вызывает подозрение или не имеет явной экономической цели, обязательно следует требовать письменное объяснение;
- Разработка инструкций по противодействию отмыванию денежных средств в разных сферах финансовой деятельности возлагается на уполномоченные органы.
Еще одним важным нормативно правовым актом по борьбе с отмыванием денег является «Конвенция об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений» [4]. Она признала преступлением действия, связанные с легализацией преступных денег, полученных не только от наркобизнеса, как это было раньше, но и от других видов преступной деятельности и закрепила перечень преступлений, которые связаны с легализацией доходов, добытых преступным путем:
- Передача имущества, о котором известно, что оно является доходом, добытым преступным путем, с целью скрыть его незаконное происхождение или помощь субъекту, совершившему это деяние избежать наказания;
- Сокрытие истинного происхождения, местонахождения имущества, прав на него, если известно, что оно имеет незаконное происхождение;
- Приобретение имущества или владение и пользование им в случае, если известно, что он добыто преступным путем;
- Соучастие, покушение на совершение, помощь, подстрекательство или консультирование в любом из вышеуказанных деяний.
А также в данной Конвенции установили требования для организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях выявления сомнительных операций и ужесточились меры для конфискации средств, добытых преступным путем.
«Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности», принятая в 2000 году, установила аналогичный список преступлений, а также в ней указали, что каждое государство-участник должны принять соответствующие меры, на основе своих внутренних принципах, которые могут потребоваться для того, чтобы признать данные деяния уголовно-наказуемыми [5].
В «Конвенции ООН против коррупции» 2003 года закреплен перечень мер по предупреждению отмывания денежных средств [6]:
- Государство-участник Конвенции должно установить режим регулирования и надзора за финансовыми организациями и другими органами, которые могут быть уязвимыми в сфере «отмывания» доходов, добытых преступным путем. Данный режим основываться на: идентификации личности клиента, собственника, ведения отчетности и предоставлении сведений о подозрительных сделках;
- Государство-участник Конвенции обязано рассмотреть вопрос о незаконном передвижении через границу денежных средств и иного имущества, добытых криминальным путем, при этом не создавая препятствий для движения законных средств;
- Государство-участник Конвенции должно обеспечить органы, которые ведут борьбу с легализацией преступных доходов, средствами и возможностями осуществлять сотрудничество и обмен информацией на национальном и на международном уровне;
- Финансовые организации обязаны включать в формуляры электронных платежей включать точную и содержательную информацию об отправителе, сохранять и дополнять эту информацию по всей цепочке переводов, а в случае недостаточной информации проводить проверку перевода средств.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в конце XX века началась активная борьба с легализацией доходов, добытых преступным путем. Список преступлений, предшествующих легализации постепенно расширялся, а также очевидным стала необходимость сотрудничества в противодействии данному преступления как на национальном, так и международном уровне. На данный момент международным сообществом ведется противодействие легализации криминальных доходов, осуществляется в отношении абсолютно всех преступлений.
Список литературы
1. Якимов О.Ю. Легализация доходов, приобретенных преступным путем. // Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 1.
2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // СПС Гарант.
3. International standards on combating money laundering and the financing of Terrorism & proliferation. The FATF recommendations, 2018, 9-29 p.
4. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) // СПС Гарант.
5. Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 декабря 2000 г.) // СПС Гарант.
6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк 31 октября 2003 г.) // СПС Консультант.
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПРИГОВОРОВ, ПОСТАНОВЛЕННЫХ В ПОРЯДКЕ СТ. 317.7 УПК РФ Воздвиженская Е.П.
Воздвиженская Евгения Павловна - магистрант, Институт прокуратуры Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА),
г. Москва
Аннотация: в статье анализируются современные проблемы юридического права, касающиеся апелляционного порядка обжалования приговоров, постановленных в порядке ст. 317.7 УПК РФ.
Ключевые слова: досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор, следователь, обжалование, апелляционный порядок, приговор, подсудимый.
Право и порядок обжалования приговора, не вступившего в законную силу, предусмотрен главой 45.1 УПК РФ. Статья 389.27 УПК РФ закрепляет особенности пересмотра по уголовным делам, рассмотренным в порядке, предусмотренном главой 40.1 УПК РФ, а именно: основаниями отмены или изменения судебного решения являются основания, предусмотренные только п. п. 2 - 4 ст. 389.15 УПК РФ. Таким образом, положение п.1 ст.389.15 УПК РФ - несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, основанием отмены или изменения не признаётся, поскольку такие обстоятельства при соглашении о сотрудничестве в судебном заседании не исследуются и в приговоре не излагаются. Производство в суде апелляционной инстанции по таким жалобам подлежит прекращению. Приговор