Научная статья на тему 'Особенности борьбы с незаконным оборотом табачной продукции в Ирландии'

Особенности борьбы с незаконным оборотом табачной продукции в Ирландии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
незаконный оборот табачной продукции / табак / розничная торговля / преступление / стратегия борьбы с незаконным оборотом табака / контрабанда / контрафакт / «белые сигареты».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестак В.А., Сливинская Н.Ю.

Незаконный оборот табака в Ирландии является существенной проблемой не только для самой табачной отрасли, но и для экономики страны в целом. Незаконная торговля обусловлена ценой и значительной выгодой для преступных групп и лиц, занимающихся незаконным сбытом нелегализованной табачной продукции. Рост организованной преступности, неоправданное увеличение акцизных налогов – все это побуждает Правительство принимать новые меры для борьбы с динамично развивающейся преступностью. Настоящая статья рассматривает виды незаконной торговли, издержки для экономики Ирландии, способы поступления незаконного табака на рынок, цели и истинные мотивы лиц, занимающихся незаконным производством и сбытом табака, а также возможные стратегии правительства, направленные на сокращение объемов незаконной деятельности. Проведенный в статье анализ раскрывает ретроспективу и нововведения в законодательное регулирование незаконного оборота табачной продукции. Цель статьи состоит в том, чтобы представить реалистичные и действенные варианты политики правительства Ирландии для решения проблемы незаконной торговли табаком. Любые рекомендации, содержащиеся в этой статье в отношении табака, основаны исключительно на настоятельной необходимости сократить масштабы незаконной торговли табаком и обеспечить, чтобы там, где существует спрос на табак среди взрослых, этот спрос удовлетворялся через законные каналы розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности борьбы с незаконным оборотом табачной продукции в Ирландии»

ШЕСТАК В.А.,

Московский государственный институт международных

отношений МИД России, e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

СЛИВИНСКАЯ Н.Ю.,

Московский государственный институт международных отношений МИД России, e-mail: kathrineelizabeth@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ТАБАЧНОЙ

ПРОДУКЦИИ В ИРЛАНДИИ

Аннотация. Незаконный оборот табака в Ирландии является существенной проблемой не только для самой табачной отрасли, но и для экономики страны в целом. Незаконная торговля обусловлена ценой и значительной выгодой для преступных групп и лиц, занимающихся незаконным сбытом нелегализованной табачной продукции. Рост организованной преступности, неоправданное увеличение акцизных налогов - все это побуждает Правительство принимать новые меры для борьбы с динамично развивающейся преступностью. Настоящая статья рассматривает виды незаконной торговли, издержки для экономики Ирландии, способы поступления незаконного табака на рынок, цели и истинные мотивы лиц, занимающихся незаконным производством и сбытом табака, а также возможные стратегии правительства, направленные на сокращение объемов незаконной деятельности. Проведенный в статье анализ раскрывает ретроспективу и нововведения в законодательное регулирование незаконного оборота табачной продукции. Цель статьи состоит в том, чтобы представить реалистичные и действенные варианты политики правительства Ирландии для решения проблемы незаконной торговли табаком. Любые рекомендации, содержащиеся в этой статье в отношении табака, основаны исключительно на настоятельной необходимости сократить масштабы незаконной торговли табаком и обеспечить, чтобы там, где существует спрос на табак среди взрослых, этот спрос удовлетворялся через законные каналы розничной торговли.

Ключевые слова: незаконный оборот табачной продукции, табак, розничная торговля, преступление, стратегия борьбы с незаконным оборотом табака, контрабанда, кон-трафакт, «белые сигареты».

SHESTAK V.A.,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University)

SLIVINSKAYA N. Yu.,

1st-year Master's student of the MGIMO University in International relations in Criminal matters program

FEATURES OF COMBATING THE ILLICIT TOBACCO TRADE

IN IRELAND

Annotation. Illicit trade of tobacco in Ireland is a vital problem both for the tobacco industry and wholly for the country's economy. The Illicit trade is driven primarily by price and the significant profits that criminal gangs and individuals involved in the illegal trade can make from smuggling and selling illicit tobacco products. The growth of organized crimes, the unjust increase in taxes - all these make the Government to take new measures to combat the dynamically developing crime statistics. This article examines types of the illicit tobacco trade, losses and expenses to the country's economy, goals and malice motivation of those involved in the illicit trade and possible Government strategies to reduce criminal activity. The analysis carried out in the article reveals the retrospective and alter-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-411-417 NIION: 2018-0076-7/21-070 MOSURED: 77/27-023-2021-07-269

nations in the legislative regulation of the illegal circulation of tobacco products. Th purpose of the article is to present realistic and workable policy options for the Government of Ireland to tackle such illicit trade. Any recommendations in this article on tobacco are based solely on the urgent need to reduce the illicit trade in tobacco and to ensure that where adult tobacco demand exists, that demand is met through legal retail channels.

Key words: Illicit tobacco trade, tobacco, retail trade, crime, strategy on combating the illicit tobacco trade, smuggling, counterfeiting, "white cigarettes".

1. Особенности незаконного оборота табака: общие положения

С самого начала важно признать, что курение связано с социальными, медицинскими и экономическими издержками, именно поэтому правительство Ирландии обязано сократить распространение курения среди населения [5].

В течение многих лет Ирландия боролась с неконтролируемым распространением табака на ее территории. Однако корень проблемы зрел именно в незаконном обороте табачной продукции. В настоящее время Ирландия является одной из стран с наихудшим рейтингом в ЕС (четвертое место) [14] по потреблению поддельного и контрабандного табака.

Решение проблемы незаконной торговли табаком остается одной из ключевых стратегий Правительства [21]. Тем не менее, несмотря на столь отрицательную динамику, нелегальный табак находится в свободном доступе на различных рынках розничной торговли. Следует также отметить, что в Ирландии таможня конфискует больше всего именно незаконной табачной продукции [16]. И, хотя проблема незаконной торговли табаком зачастую рассматривается как преступление «без потерпевших», оно влечет за собой серьезные последствия для экономики Ирландии в целом. Более того, с финансовой точки зрения последствия от незаконной торговли значительны. По оценкам Налогового управления Ирландии, убытки казначейства составили около 250 млн евро, в то время как сама легализованная табачная отрасль оценила такие убытки в 526 млн евро [7].

Влияние незаконной торговли табаком выходит за рамки исключительно финансовых потерь. Такая ситуация в целом подрывает усилия по сокращению распространения курения, наносит вред розничной торговле, подрывает верховенство закона. Отсутствие четкой стратегии по борьбе с незаконным оборотом табачной продукции приводит к тому что, военные группировки и военизированные организации все активнее участвуют в контрабанде такого товара [13].

2. Виды и экономические факторы незаконной торговли табаком

Незаконная торговля табаком в Ирландии бывает трех видов [8]. Первый вид - это контрабанда: незаконный оборот сигарет отдельными

небольшими группами в количестве, не превышающем установленные законом ограничения. Второй вид - это контрафакт или иными словами незаконное производство: подпольное изготовление табачной продукции, на которой имеется этикетка, товарное наименование, фирменный товарный знак, без законного согласия владельца такого товарного знака. Третий вид - «белые сигареты» или «дешевый белый табак»: законное производство табачной продукции с единственной целью экспорта и незаконной продажи в юрисдик-циях, где отсутствует установленная законом товарная точка.

Ш. Мелзер и К. Мартин в своем докладе отмечают, что существует несколько факторов, влияющих на незаконный оборот табачной продукции, в частности, дорогостоящий легальный табак, себестоимость и доступность табачной продукции, налоговая политика, располагаемый доход и механизм уголовного преследования [15]. В рамках Доклада TSG14/02 в Ирландии выделяется две таких тенденции, а именно: налоговая политика и доступность нелегального табака [23].

Как правило, сам табак является легальным товаром. В большинстве случаев продукт выращивается, обрабатывается, упаковывается и распространяется через законные каналы. Во многих юрисдикциях производство табака контролируется от всхода семян до конечной розничной продажи. Однако, ввиду того, что в государствах существует разная налоговая политика, которая зачастую приводит к значительному росту цен на конечный продукт, а также увеличению пошлин на экспорт и импорт товара, появляется тенденция развития организованной преступности и создания прибыльного «черного рынка» табачных изделий, как выгодной альтернативы, позволяющей сэкономить внушительные денежные средства.

Так, в соответствии со Стратегией правительства о контроле табачной продукции [12], повышение акцизов и иные механизмы налогообложения рассматриваются как меры, которые могут внести вклад в общий план по сокращению производства и потребления табачной продукции. Благодаря политике контроля над табаком за последние несколько лет был введен ряд инициатив, в т.ч. запрет на рекламу табака, на спонсорство, на курение в публичных местах, на продажу сигарет в пачках меньшего размера и на рекламу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

и демонстрацию табачных изделий в торговых точках. Однако, несмотря на позитивное намерение снизить спрос на табак путем увеличения себестоимости сырья, акцизов и таможенных пошлин, некоторые данные свидетельствуют о том, что такие меры лишь усугубили ситуацию с незаконной торговлей [18]. Проблема состоит в том, что в настоящее время Ирландия занимает второе место по цене на табак в ЕС. Такая высокая стоимость является результатом повышения акцизной ставки в период с 2003 по 2012 г. А как заметил бывший министр финансов Ирландии Майкл Нунан, «существует прямая связь между уровнем низкого акцизного налога и продажами контрабандного табака на черном рынке» [4]. Поэтому если в странах с низкими ставками налогообложения для табака, контрабанда соответствующей продукции будет рассматриваться преступными группировками как относительно прибыльное дело, то в Ирландии из-за высокой стоимости табачной продукции, динамика преступной активности будет в разы выше.

Стимул к покупке незаконной табачной продукции определяется ценой и доступностью, соответственно желание поставлять такую продукцию определяется размером конечной прибыли поставщиков. Следует отметить, что поставщики зачастую, чтобы избежать высокого налогообложения в Ирландии, приобретают сигареты по меньшей цене в соседних юрисдикциях с более низкой налоговой ставкой, соответственно их прибыль выше. А раз потенциальная прибыль таких контрабандистов-поставщиков выше, значит существует мотивация продолжать удовлетворять спрос на данную табачную продукцию на рынке Ирландии.

Замещение легализованной табачной продукции на нелегальную альтернативу приводит к увеличению убытков как для казначейства, так и для рынков розничной торговли. Прибыль получают лишь организованные преступные группы или военизированные организации, которые обеспечивают поставку поддельного табака в Ирландию. Согласно недавним подсчетам, преступные группировки в Ирландии могут зарабатывать от незаконной продажи табака до трех миллионов евро в неделю [22]. Стоит также отметить, что в соответствии с отчетом правоохранительных органов, нелегализованный табак порой заменяет такое наркотическое вещество как кокаин, являясь при этом основным источником преступных доходов [1]. Как заметил Алан Шаттер, «совершенно очевидно, что военизированные группы хотят подорвать мирные намерения большинства людей в этой стране. Многие из их действий, включая контрабанду наркотиков, мошенничество

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

с табачной продукцией и топливом, являются ни чем иным как неприкрытым преступлением» [3].

3. Нормативно-правовое регулирование вопроса о незаконном обороте табачной продукции

В 2011 г. Налоговое управление опубликовало «Стратегию борьбы с незаконной торговлей табаком (2011 - 2013 гг.)» - единственный документ, который содержал в себе утвержденный государственный механизм борьбы с незаконной продажей табачной продукцией [19]. Основная цель такой стратегии состояла в том, чтобы «преследовать и противостоять тем, кто не соблюдает действующие в законе правила». Стратегия состоит из пяти задач, а именно: поддерживать законность торговли; создавать более эффективное и видимое вмешательство при наличии угрозы законной торговле; развивать механизм сотрудничества; увеличивать количество судебных преследований; снижать спрос на нелицензированный (контрабандный) табак. Тем не менее, несмотря на наличие стратегии и некоторый успех в сокращении масштабов незаконного оборота, в Ирландии сохраняется высокий уровень торговли контрафактным и контрабандным табаком [2].

В 2015 г. Ирландия представила Закон об общественном здравоохранении (стандартная упаковка табака) [17]. Целью Закона является устранение маркетинговых «элементов моды» с пачек табака, чтобы призвать население к уменьшению объемов потребления табачной продукции. Закон также запрещает все формы брен-динга: товарные знаки, логотипы на пачках сигарет, табака и сигар. Каждая пачка табачной продукции на лицевой стороне должна содержать надпись о вреде курения и возможных последствиях.

Однако такие нововведения вызвали опасения у табачной промышленности Ирландии, т.к. введение простой упаковки приведет к ограничению защиты самой торговой марки и интеллектуальной собственности, что лишь упростит подделку продукции. Более того, BASCAP (Деловые меры по борьбе с контрафактом и пиратством) МТП поддерживают эти опасения, заявляя, что стандартная упаковка увеличит распространение контрафактных товаров на рынке, уменьшит способность владельцев брендов принимать меры, направленные против такой незаконной деятельности, и повлияет на осознанный выбор продукции покупателем.

Уголовная ответственность за контрабанду, контрафакт, производство и сбыт «белого табака» устанавливается в соответствии со ст. 119 Закона о финансах 2001 г. [9], который касается непосредственно уклонения от уплаты акцизных сборов. Закон предусматривает следующие виды

наказаний: 1) осуждение в порядке суммарного производства: штраф в размере 1905 тыс. евро и/ или тюремное заключение на срок, не превышающий 12 месяцев (по усмотрению суда); 2) осуждение по обвинительному заключению: суд вправе наложить штраф в размере трехкратной стоимости соответствующих подакцизных товаров, включая любые пошлины и налоги, или 12 700 тыс. евро, в зависимости от конечной оценки такой продукции, и/или тюремное заключение на срок, не превышающий 5 лет (по усмотрению суда). Следует отметить, что в Законе о финансах 2010 г. [10] штраф в рамках суммарного производства был увеличен до 5000 тыс. евро, а штраф в рамках обвинительного заключения до 126 970 тыс. евро или, если стоимость товаров, участвующих в незаконном обороте, превышает 250 000 тыс. евро, суд в праве наложить штраф, не превышающий их трехкратную стоимость. Однако, согласно статистике, если число обвинительных приговоров за контрабанду табака сократилось, то вот за непосредственную продажу нелицензированной табачной продукции - резко возросло. Подобное противоречие состоит в том, что организованные преступные группировки создали более гибкий механизм, способный обойти закон [20].

4. Перспективы борьбы с незаконным оборотом табачной продукции

В первую очередь следует выделить тенденцию изменения законодательного регулирования в отношении лиц, занимающихся контрабандой табачной продукции. Обычно контрабандой занимаются либо отдельные физические лица, либо организованные преступные группировки, и хотя анализ показывает, что число обвинительных приговоров за продажу поддельного табака увеличилось, было относительно немного случаев конфискации продукции или осуждения тех, кто занимается контрабандой в крупных масштабах. Поскольку ОПГ являются движущей силой незаконной торговли в Ирландии, именно в отношении таких лиц необходимо вводить новые меры: увеличить размеры штрафов, срок тюремного заключения, перечень случаев, при которых аннулируется лицензия. Вторая тенденция связана с налогообложением. Ставки акцизов должны быть установлены для оптимизации налоговых поступлений в долгосрочной перспективе [11]. В Ирландии при высоком уровне налогообложения и статичных поступлений в казначейство, политика повышения акцизов привела к высокому уровню незаконной торговли. Более того, стоит выделить цифровую налоговую проверку. Текущая система контроля доходов от табака предполагает использование бумажных марок. Эти бумажные марки используются для того, чтобы налоговые органы и таможня могли контролировать производство

табачных изделий и проверять, уплачен ли акцизный налог за эти товары. Однако в настоящее время преступные группировки имеют доступ к современной технологии репликации. Как следствие, марки становятся все более уязвимыми для подделки, независимо от того, насколько надежен защитный механизм. Как следствие, любой созданный фискальный штамп может быть скопирован до тех пор, пока в этом есть заинтересованность организованной преступности и, следовательно, больше не является эффективным сдерживающим фактором. Одним из решений является внедрение полностью цифровой безбумажной системы налоговой проверки. При этом подходе вместо штампов используется цифровое кодирование с высокой степенью шифрования. Кодировка может быть напечатана во время производства и под онлайн-контролем правительства непосредственно на пачках табака и практически любых других подакцизных товарах, таких как алкоголь. Именно с этой целью в мае 2014 г. ЕС официально опубликовал пересмотренную Директиву по табачным изделиям (2014/40/ЕС) [6]. Директива включает в себя требование о том, что государства - члены ЕС «должны ввести систему отслеживания табачных изделий на основе уникального цифрового кода-идентификатора, размещенного на каждой пачке табачной продукции». Такая система существенно увеличивает способность правоохранительных органов выявлять возникающие схемы незаконной торговли и более эффективно задействовать ресурсы для борьбы с ними.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что незаконная торговля в Ирландии в любой форме зависит от двух главных принципов экономики: спроса и предложения.

Предложение со стороны организованной преступности, стимулированное желанием извлечь как можно больше незаконной прибыли, и спрос со стороны потребителя, желающего сэкономить денежные средства и перейти на более дешевую альтернативу - вот основа незаконного оборота табачной продукции. Традиционно акцизы и другие меры налогообложения использовались законодателями для уменьшения негативного воздействия потребления табака на общество. Несмотря на положительные намерения повышения цен и акцизного налога, вызванные проблемами общественного здравоохранения и желанием снизить спрос, статистика свидетельствуют о том, что подобная стратегия лишь усугубляет проблему незаконной торговли. Контрабандисты и прочий преступный контингент регулярно отслеживают и адаптируют свои преступные механизмы в соответствии с состоянием государства, его эко-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

номическими показателями и развитием рынка розничной торговли, что, в свою очередь, усложняет деятельность Службы таможни и Гарды Шиханы по выявлению и аресту незаконных грузов, а также по отслеживанию транзитных маршрутов передачи незаконной табачной продукции. Проблема, очевидно, заключается в том, что правоохранительные структуры, отвечающие за борьбу с контрабандой табака, не обладают достаточными ресурсами для осуществления и организации квалифицированного расследования в этой области, разработке превентивных мер и ужесточении наказания за подобные деяния. Однако Ирландия располагает действующей законодательной базой, соблюдение положений которой требуется обеспечить в первую очередь, также необходимо оптимизировать налоговое законодательство и акцизную политику, чтобы действующий механизм сдержек и противовесов препятствовал развитию незаконного оборота табачной продукции.

Список литературы:

[1] «Cigarettes smuggling 'the new cocaine trade'; 'partly' fines blamed» [Irish Examiner Breaking News], 27th July 2015, HRB National Drugs Library. - URL: https://www.drugsandalcohol.ie/24337/ (дата доступа: 10.03.2021).

[2] Budget, 2019, «Disappointment again as Government fail to protect Irish Retailers, October 2018». - https://www.retailersagainstsmuggling.ie/ budget-2019-disappointment-again-as-government-fail-to-protect-irish-retailers/ (дата доступа: 10.03.2021).

[3] Dail Eireann debate 11th March 2014, Vol. 834 №1. - URL: https://www.oireachtas.ie/en/ debates/debate/dail/2014-03-11/#WRV03550 (дата доступа: 10.03.2021).

[4] Dail Eireann debate 21st September 2011, Vol. 741 №1. - https://www.oireachtas.ie/en/debates/ debate/dail/2011-09-21/ (дата доступа: 10.03.2021).

[5] Dail Eireann debate 6th November 2019; Vol. 988 №7; Public Health (Electronic Cigarettes and Herbal Cigarettes) Bill 2019: first stage/ Deputy Alan Farrell. - URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/ debate/dail/2019-11 -06/19/ (дата доступа: 10.03.2021).

[6] Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3rd April 2014 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member states concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco and related products and repealing Directive 2001/37/EU. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/

TXT/?uri=0J%3AJ0L_2014_127_R_0001 (дата доступа: 11.03.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

[7] EPS Consulting, 2012, «Tacking the black market and retail crime», HRB National Drugs Library. - https://www.drugsandalcohol.ie/18681/ (дата доступа: 11.03.2021).

[8] Finance (Exercise Duty on Tobacco Products) Act on 20th December 1977. - Текст: электронный // Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. - URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1977/act/32/ enacted/en/html (дата доступа: 11.03.2021).

[9] Finance Act on 30th March 2001. - Текст: электронный // Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. -URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2001/act/7/ enacted/en/html (дата доступа: 11.03.2021).

[10] Finance Act on 3rd April 2010. - Текст: электронный // Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. -URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2010/act/5/ enacted/en/html (дата доступа: 11.03.2021).

[11] Global tobacco control program, «A global review of country experiences, Ireland: addressing the illicit flow of tobacco products», Technical report of the world bank group. - URL: http://pubdocs. worldbank.org/en/309951548863987122/WBG-Tobacco-IllicitTrade-Ireland-v2.pdf (дата доступа: 11.03.2021).

[12] Government Strategy on Tobacco Control, Tobacco free Ireland Program. - https://www.hse.ie/ eng/about/who/tobaccocontrol/ (дата доступа: 12.03.2021).

[13] Houghton F., O'Doherty D., McInerney D., Duncan B., January 2019, «Response to Tobacco Free Ireland 2025: SimSmoke prediction for the endgame». - URL: http://www. tobaccopreventioncessation.com/Response-to-Tobacco-Free-Ireland-2025-SimSmoke-prediction-nfor-the-end-game,102277,0,2.html (дата доступа: 11.03.2021).

[14] KPMG, 2nd July 2013, «Project Star 2012: Presentation of results». - URL: https://www. asktheeu.org/en/request/2181/response/8322/ attach/7/Annex%202%202013%20PMI%20 annual%20meeting%20Project%20Star%20 2012%20presentation.pdf (дата доступа: 11.03.2021).

[15] Melzer Sh., Martin Ch., «A brief overview of illicit trade in tobacco products», OECD Reviews of Risk Management Policies, Illicit trade covering criminal networks, chapter 5. - https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/9789264251847-en.pdf?expire s=1616777514&id=id&accname=guest&checksum= ED02231EF70302FEA981F847A87BF150 (дата доступа: 12.03.2021).

[16] Office of the Revenue Commissioners for the year ending 31st December 2020: Headline Results 2020. - URL: https://www.revenue.ie/en/

corporate/press-office/annual-report/2020/headline-results-2020.pdf (дата доступа: 11.03.2021).

[17] Public Health (Standardized Packaging of Tobacco) Act 10th March 2015. - Текст: электронный // Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. - URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2015/act/4/enacted/ en/html?q=Public+Health+Standardised+Packaging +of+Tobacco+Act+&search_type=all (дата доступа: 11.03.2021).

[18] Reidy P., Walsh K., «Economics of Tobacco: Modelling the Market for Cigarettes in Ireland», Research and Analytics Branch, Planning Division, Revenue Commissioners. - URL: https://www. revenue.ie/en/corporate/documents/research/ tobacco-market.pdf (дата доступа: 12.03.2021).

[19] Revenue's strategy on combating the Illicit Tobacco Trade (2011-2013). - URL: https://www. drugsandalcohol.ie/18537/1/tobacco-strategy.pdf (дата доступа: 12.03.2021).

[20] SOC EU, 2017, «Serious and organized crime threat assessment: Crime in the age of technology». - URL: https://www.google.com/url?sa= t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKE wjjp8aJgZ_vAhWjpYsKHY29CEcQFjAEegQIDxAD& url=http%3A%2F%2Fwww.europol.europa.eu%2Fsit es%2Fdefault%2Ffiles%2Fdocuments%2Fso cta2017_0.pdf&usg=A0vVaw2AgntDFtV9YAenc4Fu WJMx (дата доступа: 12.03.2021).

[21] The Illicit tobacco trade review, 2013, JTI position on the illegal trade of tobacco. - URL: https:// www.drugsandalcohol.ie/22533/1/illicit-tobacco-trade-review-2013.pdf (дата доступа: 12.03.2021).

[22] The Journal (Ireland), "Nearly 30 pec cent of cigarettes sold in Ireland last year were Illegal" 2013. - URL: https://www.thejournal.ie/illicit-cigarette-sales-ireland-2012-873267-Apr2013/ (дата доступа: 12.03.2021).

[23] TSG14/02, General Excise Duties (Tobacco, Alcohol, Betting and others). - https:// assets.gov.ie/8781/785abacd59cf43899de33498b85 75c77.pdf (дата доступа: 12.03.2021).

Spisok literatury:

[1] «Cigarettes smuggling 'the new cocaine trade'; 'partly' fines blamed» [Irish Examiner Breaking News], 27th July 2015, HRB National Drugs Library. - URL: https://www.drugsandalcohol.ie/24337/ (date of access: 10.03.2021)

[2] Budget, 2019, «Disappointment again as Government fail to protect Irish Retailers, October 2018». - https://www.retailersagainstsmuggling.ie/ budget-2019-disappointment-again-as-government-fail-to-protect-irish-retailers/ (date of access: 10.03.2021)

[3] Dail Eireann debate 11th March 2014, Vol. 834 №1. - URL: https://www.oireachtas.ie/en/

debates/debate/dail/2014-03-11/#WRV03550 (date of access: 10.03.2021)

[4] Dail Eireann debate 21st September 2011, Vol. 741 №1. - https://www.oireachtas.ie/en/debates/ debate/dail/2011-09-21/ (date of access: 10.03.2021)

[5] Dail Eireann debate 6th November 2019; Vol. 988 №7; Public Health (Electronic Cigarettes and Herbal Cigarettes) Bill 2019: first stage/ Deputy Alan Farrell. - URL: https://www.oireachtas.ie/en/debates/ debate/dail/2019-11 -06/19/ (date of access: 10.03.2021)

[6] Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3rd April 2014 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member states concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco and related products and repealing Directive 2001/37/ EU. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/?uri=0J%3AJ0L_2014_127_R_0001 (date of access:11.03.2021)

[7] EPS Consulting, 2012, «Tacking the black market and retail crime», HRB National Drugs Library. - https://www.drugsandalcohol.ie/18681/ (date of access:11.03.2021)

[8] Finance (Exercise Duty on Tobacco Products) Act on 20th December 1977. - Текст: электронный// Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. -URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/1977/act/32/ enacted/en/html (date of access: 11.03.2021)

[9] Finance Act on 30th March 2001. - Текст: электронный// Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. -URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2001/act/7/ enacted/en/html (date of access: 11.03.2021)

[10] Finance Act on 3rd April 2010. - Текст: электронный// Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. -URL: http://www.irishstatutebook.ie/eli/2010/act/5Z enacted/en/html (date of access: 11.03.2021)

[11] Global tobacco control program, «A global review of country experiences, Ireland: addressing the illicit flow of tobacco products», Technical report of the world bank group. - URL: http://pubdocs.world-bank.org/en/309951548863987122/WBG-Tobac-co-IllicitTrade-Ireland-v2.pdf (date of access: 11.03.2021)

[12] Government Strategy on Tobacco Control, Tobacco free Ireland Program. - https://www.hse.ie/ eng/about/who/tobaccocontrol/ (date of access: 12.03.2021)

[13] Houghton F., O'Doherty D., McInerney D., Duncan B., January 2019, «Response to Tobacco Free Ireland 2025: SimSmoke prediction for the endgame». - URL: http://www.tobaccopreventioncessa-tion.com/Response-to-Tobacco-Free-Ireland-2025-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

SimSmoke-prediction-nfor-the-end-game,102277,0,2.html (date of access: 11.03.2021)

[14] KPMG, 2nd July 2013, «Project Star 2012: Presentation of results». - URL: https://www.askth-eeu.org/en/request/2181/response/8322/attach/7/ Annex%202%202013%20PMI%20annual%20meet-ing%20Project%20Star%202012%20presentation. pdf (date of access: 11.03.2021)

[15] Melzer Sh., Martin Ch., «A brief overview of illicit trade in tobacco products», OECD Reviews of Risk Management Policies, Illicit trade covering criminal networks, chapter 5. - https://www.oecd-ilibrary. org/docserver/9789264251847-en.pdf?ex-pires=1616777514&id=id&accname=guest&check-sum=ED02231 EF70302FEA981F847A87BF150 (date of access: 12.03.2021)

[16] Office of the Revenue Commissioners for the year ending 31st December 2020: Headline Results 2020. - URL: https://www.revenue.ie/en/cor-porate/press-office/annual-report/2020/headline-re-sults-2020.pdf (date of access: 11.03.2021)

[17] Public Health (Standardized Packaging of Tobacco) Act 10th March 2015. - Текст: электронный// Официальный сайт электронного свода законов Ирландии: официальный сайт. - URL: http://www. irishstatutebook.ie/eli/2015/act/4/enacted/en/htm-l?q=Public+Health+Standardised+Packaging+of+To-bacco+Act+&search_type=all (date of access: 11.03.2021)

[18] Reidy P., Walsh K., «Economics of Tobacco: Modelling the Market for Cigarettes in Ireland», Research and Analytics Branch, Planning Division,

Revenue Commissioners. - URL: https://www.reve-nue.ie/en/corporate/documents/research/tobac-co-market.pdf (date of access: 12.03.2021)

[19] Revenue's strategy on combating the Illicit Tobacco Trade (2011-2013). - URL: https://www. drugsandalcohol.ie/18537/1/tobacco-strategy.pdf (date of access: 12.03.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[20] SOC EU, 2017, «Serious and organized crime threat assessment: Crime in the age of technology». - URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=-j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2a-hUKEwjjp8aJgZ_vAhWjpYsKHY29CEcQFjAEeg-QIDxAD&url=http%3A%2F%2Fwww.europol.europa. eu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fdocu-ments%2Fsocta2017_0.pdf&usg=A0vVaw2AgntD-FtV9YAenc4FuWJMx (date of access: 12.03.2021)

[21] The Illicit tobacco trade review, 2013, JTI position on the illegal trade of tobacco. - URL: https:// www.drugsandalcohol.ie/22533/1/illicit-tobac-co-trade-review-2013.pdf (date of access: 12.03.2021)

[22] The Journal (Ireland), "Nearly 30 pec cent of cigarettes sold in Ireland last year were Illegal" 2013. - URL: https://www.thejournal.ie/illicit-ciga-rette-sales-ireland-2012-873267-Apr2013/ (date of access: 12.03.2021)

[23] TSG14/02, General Excise Duties (Tobacco, Alcohol, Betting and others). - https:// assets.gov.ie/8781/785abacd59cf-43899de33498b8575c77.pdf (date of access: 12.03.2021)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.