УДК 342.9 ББК 67.401
© 2019 г. В. А. Грива,
адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России E-mail: [email protected]
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с незаконным оборотом табачной продукции на потребительском рынке России. Рассмотрены некоторые моменты применения административного законодательства при совершении правонарушений в области незаконного оборота табачной продукции. На основе анализа правоприменительной практики с использованием материалов судебной практики исследуются проблемные вопросы административных правонарушений в сфере незаконного оборота табачной продукции, совершенные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, работниками организаций-продавцов табачной продукции.
Ключевые слова: административная ответственность, незаконный оборот табачной продукции, законодательство, правонарушение.
V. A. Griva - adjunct of the Department of administrative and constitutional law Krasnodar University
of the Ministry of the Interior of Russia.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL CIRCULATION OF TOBACCO PRODUCTS
Jhe article deals with the problems associated with the illicit trafficking of tobacco products in the consumer market of Russia. Some moments of application of the administrative legislation at Commission of offenses in the field of illicit trafficking of tobacco production are considered. On the basis of the analysis of law enforcement practice the problematic issues of administrative offenses in the sphere of illicit trafficking of tobacco products committed by legal entities, individual entrepreneurs, employees of organizations-sellers of tobacco products using the materials ofjudicial practice are investigated.
Keywords: administrative responsibility, illicit trafficking of tobacco products, legislation, offense.
На современном этапе в Российской Федерации в числе самых актуальных проблем значатся производство и распространение нелегальной продукции. С каждым годом во многих зарубежных странах сокращается число потребителей табачной продукции, вводятся ограничения, ведется целенаправленная и активная борьба за здоровый образ жизни населения. Однако в Российской Федерации ситуация складывается иначе: законодательные ограничения несущественны, число курильщиков увеличивается, а рынок табачной продукции считается перспективным и развивающимся, вызывая интерес у криминальных структур (контрабанда табачных изделий, массовая подделка зарубежных и отечественных табачных марок, неиспользование контрольно-кассовых машин при торговле и т. д.).
В России каждый год производится порядка 250-350 миллиардов сигарет, из них 2-3 % контрафактная продукция. Основная причина незаконного оборота табачной продукции - это опережающий рост ставок акциза, приводящий к повышению спроса и цен на продажу
нелегальной табачной продукции. В настоящее время продажа табачной продукции является одним из очень прибыльных видов коммерческой деятельности. Отличительной особенностью современного законодательства о табачной продукции в нашем государстве является то, что оно сегодня регулирует достаточно специфические моменты, на которых базируется табачный оборот, а также потребление табачной продукции. На территории нашего государства подлежит реализации исключительно лишь акцизная табачная продукция [8, с. 44-45]. Если на табачном изделии не имеется соответствующей маркировки, табачная продукция считается контрафактной или фальсифицированной. Торговля табачными изделиями с нарушением установленных законом условий оборота табачной продукции неизбежно ведет к привлечению к административной, а в некоторых случаях - и к уголовной ответственности.
В Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) [1] с принятием Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ [2] были введены новые, ранее не
существовавшие составы правонарушений за нарушение правил оборота табакосодержащей продукции. При этом полномочия по составлению соответствующих протоколов об административных правонарушениях по новым статьям КоАП РФ и привлечению виновников к административной ответственности законодателем возложены на соответствующих должностных лиц полиции, органов Роспот-ребнадзора, МЧС, а также на иные органы.
В том числе за 1 полугодие 2018 года должностными лицами Роспотребнадзора в результате проведенных ими контрольно-надзорных мероприятий за нарушения требований антитабачного законодательства было привлечено 5 177 правонарушителей к административной ответственности по ст. 6.24, 6.25, 14.3.1, 14.53 КоАП РФ. В их числе 1 514 граждан, 663 индивидуальных предпринимателя, 1 561 работник организаций-продавцов табачной продукции, 1 439 юридических лиц. При этом общая сумма назначенных органами Роспотребнадзора административных штрафов превысила 70 млн рублей. Всего должностными лицами Роспотребнадзора с 15 ноября 2013 года (т. е. с начала действия соответствующих норм антитабачного законодательства) привлечено к соответствующей ответственности более 70 тысяч правонарушителей, из них около 9,5 тысяч юридических лиц [10].
Так, Федеральным законом от 21.10.2013 года № 274-ФЗ была введена ст. 14.53 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за несоблюдение установленных ограничений и нарушение законодательных запретов, нормативно закрепленных в сфере торговли табачными изделиями и табачной продукцией. В том числе за несоблюдение установленных ограничений в рассматриваемой сфере ч. 1 названной нормы КоАП РФ установлен административный штраф, размер которого варьируется в зависимости от правового статуса субъекта правонарушения.
В частности, для граждан, совершивших указанное правонарушение, установлен штраф в размере от 2 000 рублей до 3 000 рублей, для должностных лиц размер штрафа увеличивается и составляет от 5 000 рублей до 10 000 рублей.
Организация (ее должностное лицо) будет признана виновной (виновным) в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у нее (у него) была возможность для соблюдения норм За-
кона № 15-ФЗ, за нарушение которых ст. 6.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Для привлечения к административной ответственности срок давности составляет один год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Течение данного срока начинается со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. По истечении этого срока ни работодатель, ни его должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, и в данном случае административный штраф с них не взыскивается (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ датой совершения административного правонарушения является следующий день после истечения установленного ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ срока для добровольной уплаты штрафа.
Административный штраф должен быть уплачен организацией или ее должностным лицом не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 6.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок также является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо обязательные работы на срок до 50 часов, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Так, 11.04.2016 года постановлением заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю была привлечена к административной ответственности организация «Фенист» по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 5 000 рублей. Суть нарушения состояла в продаже табачной продукции данной организацией в нарушение требования п. 2 ч. 7 ст. 1 9 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ на расстоянии от общеобразовательного учреждения менее 100 м.
Решениями районного и краевого судов г. Хабаровска вышеуказанное постановление было оставлено без изменения. Не нашлось оснований для его отмены и у вышестоящей судебной инстанции. Доводы привлекаемо-
го должностного лица о недопустимости экспертного заключения были отклонены. При этом суд отметил, что данные о расстоянии между образовательным учреждением и магазином, которые были получены в результате исследования с помощью выкопировки и измерительной металлической линейки, являлись необходимыми для решения вопроса о возбуждении в отношении директора указанной организации дела об административном правонарушении [4].
Для юридических лиц размер штрафа за такое правонарушение еще выше и составляет от 30 000 до 50 000 рублей.
Так, 11.05.2017 года врио начальника территориального отдела Роспотребнадзора вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере, установленном нижней границей санкции указанной статьи.
Суть дела состояла в том, что данная организация в прикассовой зоне магазина допускала осуществление розничной торговли табаком на расстоянии около 52 метров по прямой линии без учета естественных и искусственных преград от ближайшей точки, которая граничила с территорией общеобразовательного учреждения - одной из школ г. Москвы. Тем самым организация нарушила требования п. 2 ч. 7 ст. 1 9 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ, устанавливающие нормативный запрет на розничную продажу табака на расстоянии менее 1 00 метров от территории образовательного учреждения. Указанное постановление было оставлено без изменений решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы. Вышестоящая судебная инстанция также не нашла оснований для изменения указанных постановления и решения суда, отметив, что измерение расстояния между магазином, принадлежащим указанной организации, и территорией школы возможно с помощью электронной рулетки и с использованием публичной кадастровой карты, которая размещена в общем доступе на официальном сайте Росреестра. При этом использование каких-либо специальных средств измерения в данном случае законом не предусмотрено [3].
Ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную и оптовую продажу насвая и снюса (табака сосательного) в виде штрафа, размеры которого не-
сколько выше, чем за правонарушение, предусмотренное нормами ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ.
В частности, для граждан, совершивших указанное правонарушение, установлен штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей. В свою очередь, для должностных лиц размер штрафа увеличивается и составляет от 7 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц размер штрафа за аналогичное правонарушение еще выше - от 40 000 до 60 000 рублей.
При этом правильное определение правового статуса субъекта правонарушения имеет ключевое значения для вменения ему соответствующего административного правонарушения. Так, индивидуальный предприниматель Кубов Аслан Даутович 03.03.2017 года постановлением начальника ОМВД России по Тах-тамукайскому району Республики Адыгея был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ с назначением штрафа за данное правонарушение. Определением судьи Тахта-мукайского районного суда 03.10.2017 года жалоба Кубова Аслана Даутовича была возвращена без рассмотрения по мотиву того, что такая жалоба должна рассматриваться соответствующим арбитражным судом.
Однако вышестоящая судебная инстанция отменила указанное судебное определение и вернула жалобу для рассмотрения в тот же районный суд, указав следующее. Из постановления начальника полиции следовало, что Кубов Аслан Даутович, являясь должностным лицом, совершил инкриминируемое ему правонарушение в магазине «Мир сухофруктов», тогда как к жалобе прилагалась справка межрайонной ИФНС об отсутствии сведений о приобретении статуса индивидуального предпринимателя гражданином Кубовым Асланом Даутовичем. Указание в резолютивной части постановления статуса данного гражданина как индивидуального предпринимателя само по себе не свидетельствует о наличии у него такого статуса, так как имеются противоречия в сведениях о лице, виновном в совершении вменяемого правонарушения, то есть является ли он ИП или должностным лицом [5].
И, наконец, еще больший размер санкции за нарушение оборота табачной продукции установлен за продажу такой продукции несовершеннолетним (ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ). Так, для граждан, совершивших указанное правонарушение, установлен штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей. В свою очередь, для
должностных лиц размер штрафа увеличивается и варьирует от 13 000 до 150 000 рублей. Для юридических лиц размер штрафа за аналогичное правонарушение еще выше и составляет от 100 000 до 150 000 рублей.
Такое существенное увеличение размера административного штрафа обусловлено специфическим объектом посягательства, которым являются несовершеннолетние. Это напрямую связано с тем, что общественная опасность таких правонарушений связана с последующей деградацией личности несовершеннолетнего и, как следствие, с подростковой преступностью [9, с. 22].
При этом, несмотря на неблагоприятные последствия применения такого административно-правового воздействия на участников рынка в сфере оборота табачной продукции, важным видится дальнейшее активное противодействие продажи табачных изделий несовершеннолетним. Ведь непринятие своевременных мер и попустительское отношение к курению табака несовершеннолетними впоследствии приведет к необратимым последствиям, поскольку подростки образуют будущее поколение, которое будет управлять нашим государством, тогда как негативное воздействие курения на умственное и психическое развитие подростков доказано научно и не подлежит сомнению.
Исходя из буквального толкования ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, административная ответственность возникает в первую очередь для продавца, осуществившего продажу табачной продукции, т. е. в связи с осуществлением активных волевых действий, направленных на заключение договора купли-продажи такой продукции с несовершеннолетним лицом.
В случае, когда у лица, непосредственно осуществляющего отпуск такой продукции несовершеннолетним, т. е. у продавца, возникают сомнения в достижении таким покупателем совершеннолетия, он вправе потребовать у данного покупателя документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст. Это может быть, в частности, документ, удостоверяющий личность иностранца, лица без гражданства нашего государства.
Анализ правоприменительной практики в рассматриваемой сфере показывает, что суды, как правило, приходят к выводу о виновности юридического и должностного лица в совершении данного правонарушения, указы-
вая, что лицо не предприняло всех зависящих от него мер по недопущению продажи табачной продукции несовершеннолетним. Однако что именно суды понимают под «всеми зависящими мерами», не совсем ясно.
В рамках раскрытия темы исследования можно отметить и увеличение законодателем размера административных штрафов за незаконное использование средств индивидуализации товаров, в частности, табачной продукции, предусмотренное ст. 14.10 КоАП РФ. При этом важно отметить, что за каждое из нарушений, приведенных в диспозиции названной нормы КоАП РФ, предусмотрена безальтернативная конфискация не только самих предметов, которые содержат незаконное воспроизведение на табачной продукции товарного знака, но также и материалов и оборудования, которые использовались для производства табачных изделий. В равной мере это относится и к иным орудиям совершения рассматриваемого административного правонарушения [7, с. 165].
Таким образом, борьба с незаконной продажей табачной продукции, в том числе с помощью средств административно-правового регулирования, остается одной из важнейших задач правоохранительных органов на современном этапе. Незаконный оборот табачных изделий должен жестко пресекаться, поскольку в результате несанкционированных продаж табачной продукции возрастает риск для здоровья и благополучия российского населения, особенно молодежи, поскольку курение крайне неблагоприятно отражается на молодом организме. При этом не важно, что в результате достаточно высоких административных штрафов за незаконный оборот табачной продукции подрывается финансовая стабильность организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, включая нормы антитабачного законодательства. Также необходимо тщательнее контролировать розничную торговую сеть, более жестко наказывать за правонарушения, связанные с незаконным оборотом табачной продукции, более ответственно относиться к маркировке табачных изделий, поскольку в настоящее время ни один из тех инструментов, которые применяются при выдаче федеральных специальных марок на алкоголь, не используется в табачной продукции.
Литература
1 . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.10.201823.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: федеральный закон от 23.02.2013 № 5-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.
3. Решение Московского городского суда от 18.01.2018 года по делу № 7-295/2018. ШЪ: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).
4. Постановление Хабаровского краевого суда от 02.11.2016 года по делу № 4а-812/2016. Ц^: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).
5. Определение Верховного суда Республики Адыгея от 11.12.2017 года № 7-214/2017. Ц^: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).
6. Бондарь Е. О., Фадеева И. В. Проблемы определения вины юридического лица по законодательству об административных правонарушениях // Современное право. 2016. № 2.
7. Кузнецова И. А. Особенности противодействия обороту контрафактной продукции, контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий на современном этапе // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35).
8. Новикова С. Г. Акцизы-2017 // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2016. № 12.
9. Сердюк Л. В., Одинцова Л. З. Вопросы квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ) // Вопросы ювеналь-ной юстиции. 2014. № 1.
10. О результатах надзора за соблюдением антитабачного законодательства за 1 полугодие 2018 года.Ц^: http://rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 25.10.2018).
Bibliography
1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 № 195-FL (as amended on 10.10.201823.04.2018) // Meeting of the Legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (part 1). Art. 1.
2. On the protection of public health from exposure to surrounding tobacco smoke and the effects of tobacco consumption: federal law of23.02.2013 № 5-FL (as amended on 07.29.2018) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2013. № 8. Art. 721.
3. The decision of the Moscow City Court of January 18, 201 in case № 7-295 / 2018.URL: http:// www.consultant.ru/ (access date: 10.25.2018).
4. Resolution of the Khabarovsk Regional Court of02.11.2016 in case № 4a-812/2016. URL: http:// www.consultant.ru/ (access date: 10.25.2018).
5. Determination of the Supreme Court of the Republic of Adygea dated December 11, 2017 № 7-214 / 2017.URL: http://www.consultant.ru/ (access date: 10.25.2018).
6. Bondar E. O., Fadeeva I. V. Problems of determining the guilt of a legal entity under the legislation on administrative offenses // Modern Law. 2016. № 2.
7. Kuznetsova I. A. Features of countering the circulation of counterfeit products, smuggling of alcoholic beverages and tobacco products at the present stage // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (35).
8. Novikova S. G. Excise-2017 // Actual issues of accounting and taxation. 2016. № 12.
9. Serdyuk L. V., Odintsova L. Z. Issues of qualifying the involvement of a minor in the commission of antisocial actions (Art. 151 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Questions ofjuvenile justice. 2014. № 1.
10. On the results of supervision over the observance of anti-tobacco legislation for the first half of 2018. URL: http://rospotrebnadzor.ru (access date: 10.25.2018).