Научная статья на тему 'О совершенствовании практики привлечения граждан к административной ответственности за нарушение требований антитабачного законодательства'

О совершенствовании практики привлечения граждан к административной ответственности за нарушение требований антитабачного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1550
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ANTI-SMOKING LAW / SMOKING CESSATION / TOBACCO USE / PUBLIC PLACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желонкина Екатерина Алексеевна

Рассматриваемые в статье административные правонарушения относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). Изложены рекомендации по совершенствованию законодательства, характеризующие правоприменительную практику по таким составам, как: вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака; нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (совершенных в общественных местах); распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков; оптовая или розничная продажа насвая. Обозначены основные направления повышения эффективности мер административно-правового воздействия за нарушения антитабачного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Желонкина Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVEMENT OF PRACTICE engage citizens to administrative responsibility for violation of the anti-smoking legislation

The article administrative offenses within the competence of the Interior (police). Exposition, are recommendations for improving legislation, law enforcement practices by describing such compositions, such as: the involvement of non-adult in the process of tobacco use; violation of the statutory prohibition of tobacco smoking in separate areas indoors and on objects (committed in public places); propagation-roubleshooting tobacco or tobacco products to the public demon-charge, including in the form of gifts; wholesale or retail sale nasvai. The basic directions efficiency measures Admin istrative law of punishment for violation of anti-smoking legislation.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании практики привлечения граждан к административной ответственности за нарушение требований антитабачного законодательства»

Юридические науки

Е.А. Желонкина,

кандидат юридических наук,

Уральский юридический институт МВД России

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАКТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ АНТИТАБАЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ON IMPROVEMENT OF PRACTICE ENGAGE CITIZENS TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE ANTI-SMOKING LEGISLATION

Рассматриваемые в статье административные правонарушения относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). Изложены рекомендации по совершенствованию законодательства, характеризующие правоприменительную практику по таким составам, как: вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака; нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (совершенных в общественных местах); распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков; оптовая или розничная продажа насвая. Обозначены основные направления повышения эффективности мер административно-правового воздействия за нарушения антитабачного законодательства.

The article administrative offenses within the competence of the Interior (police). Exposition, are recommendations for improving legislation, law enforcement practices by describing such compositions, such as: the involvement of non-adult in the process of tobacco use; violation of the statutory prohibition of tobacco smoking

in separate areas indoors and on objects (committed in tobacco products to the public demon-charge, including basic directions efficiency measures Admin istrative law

С 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

[1]. Принятие данного закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне, а также следствием того, что 11 мая 2008 г. Российская

public places); propagation-roubleshooting tobacco or in the form of gifts; wholesale or retail sale nasvai. The ofpunishment for violation of anti-smoking legislation.

Федерация стала одной из сторон Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Закон полностью запретил рекламу табака. Введена административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в общественных местах, рекламу и спонсорство табака, а также за вовлечение несовершеннолетних в процесс курения.

46

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

В результате принятия данного федерального закона в России впервые за постсоветский период снизилось потребление табака. Соответствующие данные были озвучены в ходе слушаний на тему «Годовщина с момента принятия «антитабачного» закона: итоги, риски и перспективы борьбы против табака в Российской Федерации», прошедших в Общественной палате России [7]. При этом в ходе различных обсуждений также отмечалось, что реальный эффект от принятия антитабачных мер станет заметен только спустя несколько лет. В связи с этим на первый план выходит выработка четких механизмов реализации правоприменительной практики.

В компетенцию органов внутренних дел включены следующие составы административных правонарушений за нарушение «антитабачного» законодательства: статьи 6.23 и 6.24, части 1 статьи 14.3.1 и части 2 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), [2]. Привлечение к административной ответственности за курение в запрещенных местах относится к компетенции полиции в части правонарушений, совершаемых в общественных местах.

С 1 июня 2014 г. вступил в силу второй этап антитабачного закона. Введен запрет на курение в местах общественного питания; в магазинах и торговых центрах, в нестационарных торговых объектах; общежитиях и гостиницах, на перронах железнодорожных вокзалов; в поездах и на судах дальнего следования. При этом понятие «общественное место» так и осталось несформулированным, а лишь дополняется новыми объектами. На практике для привлечения к административной ответственности правонарушителей часто возникает вопрос об определении территориальных границ тех или иных объектов, курение на которых запрещено. Например, границ детских площадок. Данный правовой пробел на практике может привести к тому, что любой гражданин, курящий на такой территории, не имея умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъектом административно -правовых отношений.

Детские площадки обычно предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов. В действительности, во дворах жилых домов чаще всего располагаются песочницы, качели и т.п., не имеющие ограждений и четких границ, что, в свою очередь, осложняет процесс документирования правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ.

Предлагается два варианта решения вопроса. Во-первых, выставление специальных знаков о

запрете курения, сопровождающихся надписями «Не курить», «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение. В связи с этим возможно внесение изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 мая 2014 г. №214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения», дополнив пункты 5 и 6 словами «на детской площадке».

Во-вторых, нанесение специальной дорожной разметки, определяющей границы детской площадки. Эта мера также упростила бы правоприменительную практику по пресечению правонарушений, предусмотренных, например, статьей 19-1 «Самовольное оставление транспортных средств, строительного или производственного оборудования на газонах, детских и спортивных площадках» Закона Свердловской области от 14 июня 2005 г. № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

Рассматривая проблему применения нормы, запрещающей продажу насвая, мы также сталкиваемся с определенными законодательными пробелами. Общеизвестно, что торговая деятельность в России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В частях 2, 3 ст. 2 данного закона установлено, что оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В свою очередь, под торговой деятельностью (торговлей) согласно ч. 1 ст. 2 этого понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Следовательно, оптовая и розничная торговля — это предпринимательская деятельность, то есть, исходя из абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ, «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, в том числе от продажи товаров, прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Таким образом, решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного

47

Юридические науки

правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ.

Учитывая это, отдельные случаи продажи насвая лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, не образуют состав административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, в результате чего привлечь такое лицо к административной ответственности не представляется возможным, что следует и из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18. При этом практически невозможно привлечь лицо и к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) в силу сложности сбора доказательств, подтверждающих факт занятия лицом деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли.

Между тем насвай получает все более широкое распространение, в особенности среди подростков. Безусловно, образовавшийся правовой пробел требует своевременного восполнения путем законодательного регулирования. Учитывая, что в нарушение требований ст. 5 Закона №268-ФЗ в состав насвая в целях «подсаживания» человека на наркотики нередко добавляются различные наполнители, в том числе психотропные вещества, возможно, следует задуматься о внесении его в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 №681). Причем следует отметить, что с соответствующей законотворческой инициативой уже выступали депутаты Государственной Думы РФ.

Однако, как нам представляется, следует пойти по иному пути, в частности установить запрет на производство, продажу и распространение некурительных табачных изделий, а также на их ввоз на территорию страны.

Единственным органом, должностные лица которого в соответствии со ст. 23.49 и ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы и рассматривать дела по фактам несоблюдения ограничений и нарушения запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, выступают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, т.е. территориальные органы Роспотребнадзора. Однако последние, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и своего административного регламента, могут выявлять и пресекать административные правонарушения в области торговли табачными изделиями и табачной продукцией лишь в ходе плановых и внеплановых проверок. Между тем, учитывая порядок их проведения, лицо, осуществляющее розничную продажу табачной продукции и табачных изделий, фактически может пренебрегать и, как показывает практика, зачастую пренебрегает установленными Законом №15-ФЗ ограничениями. Иными словами, ч. ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ, по сути, являются «мертвыми» нормами действующего федерального законодательства об административных правонарушениях.

Для разрешения правовой коллизии необходимо расширить круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1, 3 ст. 14.53 КоАП РФ. Полагаем, что к их числу в первую очередь следует отнести должностных лиц органов внутренних дел (полиции). Соответственно, в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ следует внести изменения, дополнив его после слов «14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации)» словами «частями 1 и 3 статьи 14.53».

Нельзя оставить без внимания еще один пробел законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Так, ч. 4 ст. 20 Закона № 15-ФЗ установлен запрет на потребление табака несовершеннолетними. Однако действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение указанного запрета, что ставит под сомнение реализацию этой нормы, с одной стороны, и позволяет несовершеннолетним уйти от ответственности за потребление табака — с другой.

Следовательно, федеральное законодательство об административных правонарушениях нуждается в административно-правовой норме, предусматривающей ответственность за потребление табака несовершеннолетними. При этом, учитывая, что административной ответственности, согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, административно-правовая норма может быть представлена следующим образом:

«Статья 6.23.1. Потребление табака несовершеннолетним

48

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

1. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление табака несовершеннолетним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей».

Несомненно, устранение обозначенных правовых пробелов и коллизий положительным образом отразится на законодательстве в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, будет способствовать реализации целей государственной политики в данной сфере.

Кроме указанных мер требуется выработка научно обоснованных критериев отнесения того или иного места к категории «общественное место».

Выделив отличительные признаки предмета, можно предложить следующую дефиницию: «общественное место — это место общего пользования, публичного общения, пребывания людей вне зависимости от формы его собственности (государственная, муниципальная, частная, общественных объединений) в целях удовлетворения различных жизненных интересов и потребностей, постоянно, временно или эпизодически доступное для нахождения неопределенного круга лиц».

Необходимо законодательное закрепление как самого определения понятия «общественное место», так и перечня мест, отвечающих присущим для него признакам, а также разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, касающееся признаков, характеризующих категорию «общественное место».

Решение данных вопросов имеет большое практическое значение, поскольку от правильной квалификации действий правонарушителя зависит законность привлечения лица к административной ответственности.

Вместе с тем в процессе выявления правонарушений указанной направленности у сотрудников полиции возникают определенные проблемы. На решение данных проблем должен быть направлен целый комплекс мероприятий.

В связи с этим можно выделить основные направления повышения эффективности мер административно-правового воздействия, направленных на реализацию антитабачного законодательства:

1. Профилактическая работа среди населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляемая в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

2. Обеспечение соблюдения запрета на рекламу, стимулирование продажи и спонсорства табака, который должен применяться к любым формам передачи коммерческой информации, рекомендаций или действий и к любым видам вклада в событие или мероприятие с целью прямого либо косвенного стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака.

3. Применение современных технических средств документирования административных правонарушений в рассматриваемой области (средств фото- и видео фиксации, централизованной информационной системы «Безопасный город», мобильного приложения «Здесь не курят»).

4. Осуществление надлежащего контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области ограничения потребления табака.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федер. закон от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 8. — Ст. 721.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 20 дек. 2001 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2001. — № 1 (ч. I). — Ст. 1.

3. Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник УЮрГУ. — 2011. — №19 (236). — С. 11—12.

4. Стрельников В.В. Курить или не курить — вот в чем вопрос // Гражданин и право. — 2013. — № 5. — С. 43—47.

5. Роспотребнадзор отмечает день отказа от

курения. 20.11.2014 // РИА «ФедералПресс». — URL: http://fedpress.ru (дата обращения:

20.01.2015)

6. В Госдуме обсудили практику применения антитабачного законодательства. 03.06.2014 // РИА «Российская федерация сегодня». — URL: http://www.russia-today.ru (дата обращения:

20.01.2015) .

49

Юридические науки

7. «Антитабачный» закон привел к снижению потребления табака. 04.03.2014 // ИПП «Гарант». — URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 20.01.2015).

REFERENCES

1. Ob ohrane zdorovya grazhdan ot vozdeystvi-ya okruzhayuschego tabachnogo dyima i posledstviy potrebleniya tabaka: Feder. zakon ot 23 fevralya 2013 g. #15-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Feder-atsii. — 2013. — # 8. — St. 721.

2. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnyih pravonarusheniyah : Feder. zakon ot 20 dek. 2001 g. // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. — 2001. — # 1 (ch. I). — St. 1.

3. Bredihin I.D. K diskussii o ponyatii i priznak-ah definitsii «obschestvennoe mesto» v administra-

tivnom zakonodatelstve // Vestnik UYurGU. — 2011. — #19 (236). — S. 11—12.

4. Strelnikov V.V. Kurit ili ne kurit — vot v chem vopros // Grazhdanin i pravo. — 2013. — # 5. — S. 43—47.

5. Rospotrebnadzor otmechaet den otkaza ot ku-reniya. 20.11.2014 // RIA «FederalPress». — URL: http://fedpress.ru (data obrascheniya: 20.01.2015)

6. V Gosdume obsudili praktiku primeneniya antitabachnogo zakonodatelstva. 03.06.2014 // RIA «Rossiyskaya federatsiya segodnya». — URL: http://www.russia-today.ru (data obrascheniya:

20.01.2015) .

7. «Antitabachnyiy» zakon privel k snizheniyu

potrebleniya tabaka. 04.03.2014 // IPP «Garant». — URL: http://www.garant.ru (data obrascheniya:

20.01.2015) .

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Желонкина Екатерина Алексеевна. Старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук.

Уральский юридический институт МВД России.

E-mail: gelonkinaea@yandex.ru

Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66. Тел. 89676325277.

Zhelonkina Ekaterina Alekseevna. Senior lecturer of the chair of Administrative Law and Administrative activities of the Interior. Candidate of Jurisprudence.

Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: gelonkinaea@yandex.ru

Work address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepina Str., 66. Tel. 8-967-632-52-77.

Ключевые слова: административная ответственность; антитабачный закон; борьба с курением; потребление табака; общественное место.

Key words: administrative responsibility; anti-smoking law; smoking cessation; tobacco use; public place.

УДК 342.745

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.