Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ТАБАЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ТАБАКА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / HEALTH PROTECTION OF CITIZENS / LEGAL BASIS / TOBACCO PRODUCTS / ILLEGAL TRAFFIC / TOBACCO CONSUMPTION / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минибаев Фарит Асхатович

В статье рассмотрена правовая основа привлечения к административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции в контексте охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; выделены особенности оборота табачной продукции как объекта административно-правового регулирования, показана их связь с административной ответственностью в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS FOR BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL TRAFFICKING IN TOBACCO PRODUCTS AND

The article examines the legal basis for bringing to administrative responsibility for illegal trafficking in tobacco products in the context of protecting the health of citizens from the effects of second hand tobacco smoke, the consequences of tobacco consumption or consumption of nicotine-containing products, highlights the peculiarities of tobacco products turnover as an object of administrative and legal regulation, and shows their relationship with administrative responsibility in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 342.92 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-2-180-182

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Содержание и направления совершенствования

Фарит Асхатович МИНИБАЕВ, слушатель Академии управления МВД России [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В статье рассмотрена правовая основа привлечения к административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции в контексте охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсо-держащей продукции; выделены особенности оборота табачной продукции как объекта административно-правового регулирования, показана их связь с административной ответственностью в данной области.

Ключевые слова: охрана здоровья граждан, правовая основа, табачная продукция, незаконный оборот, табачные изделия, потребление табака, административно-правовое регулирование, административная ответственность.

Annotation. The article examines the legal basis for bringing to administrative responsibility for illegal trafficking in tobacco products in the context of protecting the health of citizens from the effects of second hand tobacco smoke, the consequences of tobacco consumption or consumption of nicotine-containing products, highlights the peculiarities of tobacco products turnover as an object of administrative and legal regulation, and shows their relationship with administrative responsibility in this area.

Keywords: health protection of citizens, legal basis, tobacco products, illegal traffic, tobacco products, tobacco consumption, administrative and legal regulation, administrative responsibility.

Рецензент: В.М. Редкоус, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры № 4 Академии управления МВД России

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»1 пункт «ж» ст. 72 Конституции РФ2, устанавливающей предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, изложен в следующей редакции:

«ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение

и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение».

Эта конституционная формулировка не просто закрепляет и конкретизирует предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, но и устанавливает задачи для уполномоченных исполнительных органов как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, заключающиеся в: со-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

хранении и укреплении общественного здоровья; создании условий для ведения здорового образа жизни; формировании культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Все это влечет за собой необходимость актуализации научных исследований в области административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности3, а также совершенствования института административной ответственности4.

Правовая основа привлечения к административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции является комплексным образованием, включающим нормативные правовые акты как юрисдикционного, так и неюрис -дикционного характера.

К актам юрисдикционного характера относится, в первую очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ5. Основу актов регулирующего характера по праву составляет Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ6.

В формировании рассматриваемой правовой основы большую роль играют как иные федеральные законы: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381 -ФЗ, «Технический регламент на табачную продукцию» от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ, так и международные соглашения, в частности, Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.)7, технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/ 2014)8 и ряд иных.

Комплексность рассматриваемой правовой основы, неоднородность регулируемых ею общественных отношений являются важным фактором, обусловливающим правовое регулирование в области административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции, в том числе и деятельности органов внутренних дел, иных уполномоченных органов на этом направлении. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в уполномоченных исполнительных органах9, деятельность которых связана с реализацией соответствующих

исполнительных, охранительных, защитных, контрольно-надзорных и иных полномочий.

Меры, направленные на совершенствование правового регулирования в области административной ответственности за незаконный оборот табачной продукции, неизбежно являются и мерами, направленными на совершенствование правового регулирования в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно, например, дополнить ст. 2 («Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе») Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ определением понятия «оборот табачной продукции», который представляет собой отношения, связанные с выращиванием, уборкой, сушкой и ферментацией табака (махорки) — производством табачной продукции; дальнейшей поставкой, закупкой, хранением, перевозкой, розничной продажей и особенностями потребления табачной продукции, а равно управленческие отношения, урегулированные нормами административного, налогового, таможенного и бюджетного права, обусловленные ограниченностью оборота табачной продукции.

Особенности оборота табачной продукции как объекта административно-правового регулирования логически вытекают из положений ст. 11 («Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака») Федерального закона № 15-ФЗ.

Данный Закон, в частности, определяет следующие особенности (меры) оборота табачной продукции: установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия; регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий; просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма; установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи табачной продукции несо-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

вершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Большинство указанных мер является императивными, поскольку их нарушение (несоблюдение) может повлечь юридическую ответственность, например, за такие деяния, как: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ); несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ст. 6.25 КоАП РФ); спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей (ст. 14.3.1 КоАП РФ); несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст. 14.53 КоАП РФ); производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ); контрабанду (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза) табачных изделий в крупном размере (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ); изготовление в целях с быта или сбыт поддельных специальных (акцизных) марок для маркировки табачных изделий (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ); использование для маркировки табачных изделий заведомо поддельных специальных (акцизных) марок (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ).

Институт юридической ответственности тесно связан с иными институтами, регламентирующими применение мер административного воздействия. Поэтому в рассматриваемой области потребуется совершенствование профилактической деятельности, осуществляемой органа-

ми внутренних дел10 и иными государственными органами, в целях предупреждения совершения административных правонарушений.

Совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой области будет способствовать также учет положительного зарубежного опыта11.

1 СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3 См.: Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о сущности и содержании понятия «безопасность» в сфере здравоохранения // Совр. наука. 2020. № 2. С. 95—101; Редкоус В.М. О необходимости актуализации научных исследований административно-правового обеспечения государственной и общественной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2020. № 10. С. 15—17.

4 Редкоус В.М. Перспективы совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и стран СНГ // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 24 — 25 мая 2019 г.): В 2-х т. Тамбов, 2019. С. 304—308; и др.

5 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

6 Там же. 2013. № 8. Ст. 721.

7 Бюллетень международных договоров. 2009. № 4.

8 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 г. № 107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» // Сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org

9 См.: Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Гос. служба и кадры. 2020. № 4. С. 19—21;

Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов государственной безопасности // Гос. служба и кадры. 2020. № 5. С. 248—250; и др.

10 См., напр.: Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157-159; и др.

11 Цветков А.В., Зиборов О.В. Зарубежный опыт по реализации государственных мер, направленных на снижение уровня потребления табака // Гос. служба и кадры. 2019. № 2. С. 33—37.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.