Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ADMINISTRATIVE OFFENSES / CONTROL IN THE SPHERE OF TOBACCO PRODUCTS TURNOVER / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минибаев Фарит Асхатович

В статье проанализированы элементы состава административных правонарушений в сфере оборота табачной продукции, основание административной ответственности несовершеннолетних. Рассмотрены позиции различных авторов по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минибаев Фарит Асхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE SPHERE OF TOBACCO PRODUCTS

The article analyzes the elements of the composition of administrative offenses in the sphere of tobacco products turnover and the basis for the administrative responsibility of minors. The positions of various authors on the issue under consideration are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10235

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Фарит Асхатович МИНИБАЕВ,

слушатель Академии управления МВД России E-mail: iosiv.vissarionovich@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Научный руководитель: М.А. Уваров, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье проанализированы элементы состава административных правонарушений в сфере оборота табачной продукции, основание административной ответственности несовершеннолетних. Рассмотрены позиции различных авторов по данному вопросу.

Ключевые слова: административные правонарушения, контроль в сфере оборота табачной продукции, административная ответственность несовершеннолетних.

Annotation. The article analyzes the elements of the composition of administrative offenses in the sphere of tobacco products turnover and the basis for the administrative responsibility of minors. The positions of various authors on the issue under consideration are analyzed.

Keywords: administrative offenses, control in the sphere of tobacco products turnover, administrative responsibility of minors.

Потребление табака влечет за собой множество различных негативных последствий. Основным отрицательным последствием потребления табака, несомненно, является здоровье населения вообще и конкретного человека, в частности.

Здоровье человека, равно как и его жизнь, — высшая ценность в любом цивилизованном обществе, поэтому совершенствование правового механизма охраны здоровья людей (населения) всегда будет актуальным.

Важным элементом в системе такого механизма являются нормы административно-делик-тного права, обеспечивающие охрану здоровья населения посредством ограничения оборота табачной продукции.

Реализация административной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачной продукции вызывает определенные трудности в правоприменительной деятельности.

Согласно Федеральному закону «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ1 граждане обязаны: «не осуществлять действия, вле-

кущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (п. 3 ч. 2 ст. 9), а индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны «обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (п. 3 ч. 2 ст. 10).

Для реализации данных положений указанный Федеральный закон содержит специальную норму: «Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» (ст. 12). В этой статье, в частности, отмечается, что для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (Курсив авт. — Ф.М.):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

№ 4/2020

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, в помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях (ч. 1 ст. 12).

Вместе с тем данный Федеральный закон

допускает, что на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции (ч. 2 ст. 12).

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.24 КоАП РФ, является здоровье населения.

С объективной стороны деяние выражается в нарушении установленного Федеральным законом № 15-ФЗ запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Такого рода территории, помещения и объекты указаны нами выше.

Применительно к квалифицированному составу анализируемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ, указано специально место его совершения — детские площадки.

Понятие детской площадки и требования к таким площадкам определяются приказом Мин-региона России от 27 декабря 2011 г. № 613 (ред. от 17.03.2014 г.) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»2.

Детские площадки обычно предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов: преддошкольного (до трех лет), дошкольного (до семи лет), младшего и среднего школьного возраста (7 —12 лет).

Площадки могут быть организованы в виде отдельных площадок для разных возрастных групп или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам. Для детей и подростков (12 — 16 лет) рекомендуется организация спортивно-игровых комплексов (микро-скалодромы, велодромы и т.п.) и оборудование специальных мест для катания на самокатах, роликовых досках и коньках (п. 2.12.2 приказа Минрегиона России от 27.12. 2011 г. № 613).

Относительно самого деяния (курения табака) отметим, что вышеназванный Закон определяет данное действие как «использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления» (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 15-ФЗ).

Пункт 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 15-ФЗ определяет категорию «потребление табака», под которой понимается «курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий».

Соответственно, можно предположить, что с точки зрения буквального толкования поло-

№ 4/2020

жений ст. 6.24. КоАП РФ, запрет на иное потребление табака (кроме его курения), а именно, «сосание, жевание, нюханье табачных изделий», отсутствует. Однако, как представляется, когда такого рода потребление табачных изделий (сосание, жевание, нюханье) осуществляется на детских площадках, страдает не столько физическое здоровье детей, сколько нравственное: формирование личности несовершеннолетнего.

Действительно, несовершеннолетние дети могут наблюдать за действиями потребителя табачной продукции, видеть, «какое удовольствие» получает потребитель. И это способно разжечь любопытство детей, ради удовлетворения которого они постараются в будущем совершить подобные действия. Соответственно, считаем целесообразным скорректировать ч. 2 ст. 6.24. КоАП РФ и изложить ее в следующем виде:

«Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака или потребления табачных изделий на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета потребления табачных изделий на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей».

Относительно субъекта анализируемого административного правонарушения отметим, что им может быть только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста3. Этот вывод определен самим законодателем, который в санкции ст. 6.24. КоАП РФ прямо указывает: «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ...»4.

Субъективная сторона данного правонарушения, как справедливо отмечают ученые, характеризуется «умышленной формой вины: лицо осознает негативное воздействие окружающего табачного дыма на здоровье человека и желает этого или сознательно допускает либо относится безразлично»5.

Кроме того, целесообразно определить некоторые ограничения относительно посещения несовершеннолетними мест, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 г.6 в ст. 1.16 «Допуск (или нахождение) несовер-

шеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» определяет:

«1. Допуск (или нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, на объекты (на территории, в помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, в другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иные места, определяемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

■ на должностных лиц — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей;

■ на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей».

Как видно, в перечне мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетнего, Кодекс Тюменской области об административной ответственности не указывает места, предназначенные для потребления табака, например, кальянные (комната или отдельное заведение, где предлагается курение ароматического табака через специальные аппараты).

Далее отметим, что в рамках охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»7 также определяет особые требования к выделению и оснащению специальных мест для курения табака.

В частности, «Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим фун-

№ 4/2020

кции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий» (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

Далее: «Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения» (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

При этом для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях (ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

Анализ административных правонарушений в сфере оборота табачной продукции, с точки зрения основания административной ответственности, позволил сделать следующие выводы практического плана, которые, как представляется, целесообразно реализовать в законотворческой и правоприменительной деятельности (в частности, при квалификации соответствующих деяний).

Предложения для реализации в законотворческой деятельности.

В связи с тем, что потребление табака кроме его курения может выражаться в сосании, жевании, нюханье табачных изделий, такого рода деяния, осуществляемые на детских площадках, могут причинять вред нравственному

формированию личности несовершеннолетнего. Соответственно, целесообразно скорректировать ч. 2 ст. 6.24. КоАП РФ и изложить ее в следующем виде:

«Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака или потребления табачных изделий на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Нарушение установленного федеральным законом запрета потребления табачных изделий на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей».

1 Рос. газ. 2013. 26 февр.

2 Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 613 (ред. от 17.03.2014 г.) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» // Судебные и нормативные акты РФ: URL: //sudact.ru/ law/prikaz-minregiona-rossii-ot-27122011-n-613/prikaz/ (Дата обращения: 03.02.2020)

3 См.: Амелин Р.В, Бевзюк ЕЛ, Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко ЮЛ., Степаненко О.В., Томтосов АЛ. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный): по состоянию на 15 июня 2014 г. // Подготовлен для системы «Консультант Плюс, 2014» // URL: https://pravo.sociolife.ru/ docs/Codex/CoAP_komments_Amelin_2014.pdf (Дата обращения: 03.02.2020);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1—10. Постатейный научно-практический комментарий / Р.Ч. Бондарчук, А.Б. Верж-бицкий, В.А. Виноградов и др. / Под общ. ред. Б.В. Рос-синского. М.: Библиотечка «Рос. газ.». 2014. Вып. VII — VIII. С. 157.

4 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1—10. Постатейный научно-практический ... С. 157.

6 Вестник Тюменской обл. Думы. 2007. № 10.

7 Рос. газ. 2013. 26 февр.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Технический регламент на табачную продукцию» от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6223.

2. Абрарова Ч.Х., Латыпова Э.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в азартные игры и противодействие этому явлению // Социально-правовая защита детства как приоритетное на-

№ 4/2020

правление современной государственной политики: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 — 14 апреля 2018 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. С. 9.

3. Амелин Р.В, Бевзюк ЕА., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко ЮА., Степаненко О.В., Томтосов АА. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный): по состоянию на 15 июня 2014 г. // Подготовлен для системы «Консультант Плюс, 2014» // URL: https:// pravo.sociolife.ru/docs/Codex/CoAP_komments_ Amelin_2014.pdf (Дата обращения: 03.02.2020)

4. Бурду жук Е.Н., Иванова С.И. Формы и способы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления / / Уголовное право на рубеже тысячелетий: Матер. региональной науч.-практ. конф. (21 ноября 2007 г.) / Под общ. ред. А.И. Числова и A.B. Шеслера. Тюмень: Тюменский юрид. ин-т МВД России, 2008. С. 97.

5. Иванова С.И., Хаметдинова Г.Ф. Возможна ли ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего за

единичный факт неисполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ) // Вестник Тюменского ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 34.

6. Международно-правовая защита детей как правовая категория и современность. Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной государственной политики: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 — 14 апреля 2018 г.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2018. С. 359.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2004. С. 88.

8. Сумачев А.В., Бызова И.Г. Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления вредных веществ: о качестве законодательных решений и направлениях совершенствования // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2018. № 4 (46). С. 102.

9. Уваров МА. Административно-юрисдик-ционная деятельность органов внутренних дел в области охраны собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 112 с.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.