ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_76 УДК 347.2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОРГАНОВ МВД РОССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ LEGAL REGULATION OF THE INFORMATION AND ANALYTICAL WORK OF THE AUTHORITIES OF THE MIA OF THE RUSSIA: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: Качественное повышение эффективности деятельности всех органов государственной власти, совершенствование управления обществом, в том числе, органами МВД России, невозможно разрешить без учета правового фактора, который, как известно, имеет ключевое значение в социальном управлении, поскольку процесс управления нуждается в соответствующем правовом обеспечении. В статье анализируется состояние национальной безопасности Российской Безопасности.
Abstract: A qualitative increase in the efficiency of all public authorities, the improvement of social management, including by the bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, cannot be resolved without taking into account the legal factor, which, as you know, is of key importance in social management, since the management process needs appropriate legal support. The article analyzes the state of national security of the Russian Security.
Ключевые слова: государственный механизм, правоохранительные органы, эффективность, аналитическая работа, профилактические мероприятия.
Keywords: state mechanism, law enforcement agencies, efficiency, analytical work, preventive measures.
Для цитирования: Фастович Г.Г. Правовое регулирование информационно-аналитической работы органов МВД России: теоретико-правовой аспект //Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 76-77. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_76.
For citation: Fastovich G. G. Legal regulation of the information and analytical work of the authorities of the MIA of the Russia: theoretical and legal aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 76-77. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_76.
Статья поступила в редакцию: 20.03.2023
Качественное повышение эффективности деятельности всех органов государственной власти, совершенствование управления обществом, в том числе, органами МВД России, невозможно разрешить без учета правового фактора, который, как известно, имеет ключевое значение в социальном управлении, поскольку процесс управления нуждается в соответствующем правовом обеспечении.
Проведенные поэтапные реформы в системе МВД России (2008-2022), по существу, позволяют констатировать завершение пересмотра полномочий МВД России не только в области исполнения государственных функций ОВД (полиции), но и полномочий как самого Министра внутренних дел РФ, так и Центрального аппарата Министерства и территориальных органов МВД России»[1].
В настоящий период времени отмечаются определенные тенденции по направлению улучшения криминогенной обстановки в Российской Федерации. На расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Путин В.В. в своем выступлении отметил: Если брать ситуацию в целом по стране, то в более чем в 50 субъектах Федерации в прошлом году понизился общий уровень преступности. При этом почти на 2,5 процента уменьшилось количество совершенных тяжких и особо тяжких преступлений. Это в целом хорошие показатели. Вместе с тем в наступившем году необходимо усилить работу во всех основных направлениях. Прежде всего, необходимо повысить уровень раскрываемости преступлений, причём как текущих, так и совершенных в прошлые года. В это направлении действительно нужны кардинальные перемены, новыйуровень качества работы и органов МВД, и всей правоохранительной системы в целом»[2].
Не вызывает сомнений тот факт, что повышение эффективности деятельности органов внутренних дел находится в прямой зависимости от информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и определяет деятельность по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений.
В целях повышения эффективности деятельности МВД России Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[3] и Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[4] регулируют базовые направления деятельности. Данным указом утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структура Центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.
В ч. 1 ст. 11 ФЗ «О полиции» законодатель впервые установил обязательность использования достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурыв качестве принципа деятельности полиции.
В современных условиях надежное обеспечение правопорядка, эффективная защита прав и свобод граждан, противодействие терроризму, преступности, особенно ее организованным формам, невозможны без всестороннего научного и информационного обеспечения оператив-
Теоретико-исторические правовые науки
но-служебной деятельности органов и подразделений системы МВД России».
Ярким примером такого использования выступило создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД), которая основана на интегрированной транспортной среде органов внутренних дел и обеспечивает взаимодействие с телекоммуникационными системами органов и подразделений МВД России, телекоммуникационными системами органов государственной власти, включая иные правоохранительные органы. Порядок создания Первой Программы ЕИТКС ОВД был определен в приказе МВД России от 8 июня 2006 г. № 420. Новая редакция Программы впоследствии была установлена приказом МВД России от 20 мая 2016 г. № 435[5]. В рамках решения основных задач, предусмотренных этой Программой, иных реализуемых в системе МВД России программ НИОКР разрабатываются актуальные направления использования электронной техники,интегрированных банков данных, автоматизированных информационных систем, технических средств, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, в целях дальнейшего совершенствования систем и процессов управления в территориальных органах МВД России, для документирования обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.
Исходя из сущности Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2020-2025 годы[6], целью правового регулирования информационно-аналитической работы деятельности органов МВД России является создание качественно новых, более оптимальных правовых механизмов, обеспечивающих успешное решение задач по информационно-аналитическому обеспечению управленческой деятельности.
Важность нормативно-правового регулирования информационно-аналитической работы в работе органов МВД России заключается в упорядочении управленческого труда в целях, наиболее квалифицированного и оперативного выполнения своих задач, позволяет не только обеспечивать непосредственное регламентирование регулирование деятельности, но и устранять причины, порождающие желание и возможность их собственного нарушения [7].
Таким образом, по мнению автора, к способам повышения уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России необходимо отнести:
- формирование единой методики сбора, обработки, хранения и использования информации оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического назначения;
- объединение подсистем обработки информации;
- создание единого оперативно-розыскного учета за счет объединения подсистем обработки информации;
- создание подсистемы анализа информации на базе модели накопления фактографических знаний;
- облегчение непосредственного (в режиме реального времени) доступауполномоченных пользователей к различным фондам оперативной информации
- использование документа в качестве элемента обмена между информационной и аналитической подсистемами;
- создание подсистемы электронного документооборота.
Библиогра фия:
1. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47776.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.
5. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.
6. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С. 46-48.
7. Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области персональных данных // Юриспруденция. 2019. №
3. С. 199.
References:
1. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at an expanded meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47776 .
2. Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 03.07.2016, with amendments. dated 19.12.2016) "About the police" (with amendments and additions, intro. effective from 04.07.2016) // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 14.02.2011, N 7, art. 900.
3. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2-FKZ, of 21.07.2014 N 11-FKZ) // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, N 31, Article 4398.4.
Fastovich G.G. Efficiency of the state mechanism: legal means, criteria, prospects of research // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.
5. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.
6. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.
7. Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.