Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования института гражданского общества в современной России. Подчеркивается необходимость увеличения роли института общественности в в эффективной деятельности гражданского общества. Предпринята попытка определить деятельность института гражданского общества как одного из критериев эффективности российского государственного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA: THE AUTHOR'S VIEW

The article deals with the issues of improving the institution of civil society in modern Russia. Emphasizes the need to increase the role of the institution of the public in the effective operation of civil society. An attempt was made to define the activity of the institution of civil society as one of the criteria for the effectiveness of the Russian state mechanism.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_20 УДК 342.724

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA: AUTHOR'S VIEW

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования института гражданского общества в современной России. Подчеркивается необходимость увеличения роли института общественности в в эффективной деятельности гражданского общества. Предпринята попытка определить деятельность института гражданского общества как одного из критериев эффективности российского государственного механизма.

Abstract: The article deals with the issues of improving the institution of civil society in modern Russia. Emphasizes the need to increase the role of the institution of the public in the effective operation of civil society. An attempt was made to define the activity of the institution of civil society as one of the criteria for the effectiveness of the Russian state mechanism.

Ключевые слова: гражданское общества, государственный механизм, эффективность, демократические основы, институты общественности.

Keywords: civil society, state mechanism, efficiency, democratic foundations, public institutions.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу о совершенствовании институтов гражданского общества в современной России: авторский взгляд//Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 20-21. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_20.

For citation: Fastovich G. G. To the question of improvement of civil society institutions in Modern Russia: author's view// Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 20-21. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_20.

Статья поступила в редакцию: 16.01.2023

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, представляется очевидным тот факт, что для формирования гражданского общества в России необходимо обеспечить согласование демократических устремлений [1], исходящих от государства, с реализацией самоуправленческого потенциала на низовом уровне публичной власти. Отказ от патерналистских установок, переориентация сознания населения на инициативную деятельность являются факторами, способствующими решению многих проблем, в том числе и в вопросе функционирования государственного механизма [2].

Научный поиск в этом направлении позволяет ответить на принципиально важные вопросы. Каковы пути рационального преобразования системы взаимодействия органов местного самоуправления и государственно-правовых институтов, обеспечивающих результативность функционирования последних? Как выстроить алгоритм деятельности органов местного самоуправления, их взаимодействия и сотрудничества с институтами гражданского общества, способный внести решающий вклад в формирование нового типа государственного механизма? Местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, так как это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов, но это форма осуществления власти народа, публичной власти [3]. Таким образом, муниципальная власть и власть государственная - это две взаимосвязанные в демократическом государстве формы публичной власти.

На наш взгляд, при взаимодействии государственного механизма (через функционирование своих органов) и гражданского общества -важно видеть конкретные недостатки, несовершенства, устранив которые, можно было бы рассчитывать на практический результат, ожидаемый эффект. Проблема взаимодействия государства и личности - это проблема общества, его устройства и конструкции, и чтобы преодолеть эту проблему, необходимо рассматривать гражданское общество не как «негосударственную общественную реальность, противостоящую государству, которое способно защищать свои интересы вне и помимо государства», а как единый организм, который во взаимодействии с государственными органами выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского государства [4].

Развитие, совершенствование правовой демократии, правового государства, эффективной деятельности государственного механизма - это один из путей формирования гражданского общества, которое характеризуется, прежде всего, именно свободой договорных отношений во всех сферах общественных жизни [5].

Под эффективным функционированием института гражданского общества в современной России следует понимать особую качественную характеристику процесса государственно-правового опосредования (главным образом - специально юридического) социальных отношений, которая включает в себя три основных компонента: 1) результативность, то есть степень достижения соответствующих целей; 2) степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; 3) степень морального (нравственного) совершенства применяемых в процессе функци-

Теоретико-исторические правовые науки

онирования государственности средств [6].

Вопрос об эффективном функционировании гражданского общества правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государство, работа всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России [7].

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено». Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Поэтому -то и имеет столь большое значение вопрос о взаимодействии государства (через государственные органы) и личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью [8].

В этой связи заслуживает внимания позиция В.В. Путина, который «отказывается трактовать силу государства как неприкосновенную ценность и призывает к формированию такого государства, сила которого определяется лишь мерой необходимости и не противоречит демократическим свободам». Президент подчёркивает что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами». Это означает, что только демократическое государство, ориентирующееся на права и свободы человека, может быть сильным [9]. Оно не приемлет и не допускает умаление самостоятельности личности и индивидуальных свобод, всячески поддерживает, стимулирует формирование в массовом сознании таких качеств, как личная инициатива, предприимчивость, готовность идти на риск, личная ответственность за самостоятельно принятые решения и успех или неуспех в их реализации и др. Думается, что рыночные отношения, демократические преобразования в России медленно укореняются, в частности, потому, что наталкиваются на сопротивление массового сознания. Опыт нашей страны ещё раз подтверждает ту истину, что для подлинно эффективной демократической трансформации общество недостаточно завоевание командных высот в государстве и заимствования передовых институтов.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 -ФКЗ) //"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2.Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.

3.Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

4. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.

5. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2017. С. 46-48.

6. Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

7. Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области персональных данных // Юриспруденция. 2019. № 3. С. 199.

8. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

9. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FKZ, from 05.02.2014 N 2-FKZ, from 21.07.2014 N 11-FKZ) //'Collection of Legislation of the Russian Federation", 04.08.2014, No. 31, Article 4398.

2.Fastovich G.G. Effectiveness of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.

3. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnyarsky State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

4. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of providing land plots for the needs of diplomatic missions: theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.

5. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. Krasnoyarsk, 2017. pp. 46-48.

6. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

7. Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.

8. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

9. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.