Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / НАРОДЫ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье предпринята попытка анализа основополагающих принципов развития народов Крайнего Севера. Автор исследует правовые и культурные основы их социализации, а также основы взаимодействия с государственным аппаратом. На основе действующего законодательства обозначена правоприменительная деятельность государства как форма гарантирования прав и свобод народов Крайнего Севера, определены содержательные основы развития коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROTECTING THE INTERESTS OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE FAR NORTH

The article attempts to analyze the fundamental principles of the development of the peoples of the Far North. The author explores the legal and cultural foundations of their socialization, as well as the foundations of interaction with the state apparatus. Based on the current legislation, the law enforcement activity of the state is designated as a form of guaranteeing the rights and freedoms of the peoples of the Far North, the substantive foundations for the development of the indigenous peoples of the Far North are determined

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_51 УДК 342.724

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

ON THE ISSUE OF PROTECTION OF INTERESTS INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE FAR NORTH

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье предпринята попытка анализа основополагающих принципов развития народов Крайнего Севера. Автор исследует правовые и культурные основы их социализации, а также основы взаимодействия с государственным аппаратом. На основе действующего законодательства обозначена правоприменительная деятельность государства как форма гарантирования прав и свобод народов Крайнего Севера, определены содержательные основы развития коренных малочисленных народов Крайнего Севера.

Abstract: The article attempts to analyze the fundamental principles of the development of the peoples of the Far North. The author explores the legal and cultural foundations of their socialization, as well as the foundations of interaction with the state apparatus. Based on the current legislation, the law enforcement activity of the state is designated as a form of guaranteeing the rights and freedoms of the peoples of the Far North, the substantive foundations for the development of the indigenous peoples of the Far North are determined

Ключевые слова: государственная политика, культурный код, народы Крайнего севера, государственный механизм, эффективность, традиция.

Keywords: state policy, cultural code, peoples of the Far North, state mechanism, efficiency, tradition.

Для цитирования: Фастович Г.Г. К вопросу о защите интересов коренных малочисленных народов Крайнего Севера // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 51-52. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_51.

For citation: Fastovich G.G. On the issue of protecting the interests indigenous small-numbered peopless of the Far North // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 51-52. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_51.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2023

Российская Федерация многонациональное и многоконфессиальное государство, имеющее обширную территорию. Более 60% территории занимает Север, обладающий уникальным природо-ресурсным потенциалом. Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые обладают исключительным опытом щадящего использования ресурсов окружающей среды, минимального воздействия на природу и выживания в экстремальных климатических условиях. Они выработали гармоничную с окружающим миром систему этических ценностей, связанную со стремлением гармонично встраивать человеческий мир в мир природы [1].

Официальное признание государством особого правового статуса коренных народов, подтверждается наличием законодательства, направленного на обеспечение сохранности их самобытной культуры, улучшение адаптации к современным социальным условиям. Согласимся, что формирование новой правовой и институциональной парадигмы в Арктике, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно без учета таких факторов как: осуществление регулирования на базе единых принципов функционирования экосистемы; гибкое использование инструментов политического и (или) юридического регулирования в зависимости от достигнутого уровня согласования позиций участников нормот-ворческого процесса; учет конечной цели правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов крайнего Севера [2].

При рассмотрении законодательной системы Российской Федерации, направленной на защиту прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, важно учесть эффективность правоприменительной и правотворческой работы органов власти [3]. Такая деятельность осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. Законы, изданные на федеральном уровне носят базовый, основополагающий характер. Законы же, изданные на региональном уровне, призваны улучшить имеющуюся законодательную базу в соответствии с природно-климатическими, территориальными, социальными и т.д. особенностями конкретного субъекта Российской Федерации.

Основой действующего законодательства о северных народах является Конституции Российской Федерации, которая гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69) [4]. Уже на этом этапе можно выделить отдельный уровень в законодательной системе - это международно-правовой. Российская Федерация, являющаяся участницей многих международно-правовых актов по правам человека, заведомо не может дискредитировать особое положение и статус коренных малочисленных народов. Однако на практике в данном вопросе ведет себя достаточно пассивно. В этой связи возникает вопрос о соотношении норм международного права и внутригосударственного законодательства.

Наиболее подробно права коренных малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни,

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)

хозяйствования и промыслов рассмотрены и определены в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [5], а также в федеральном законе от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [6].

В соответствии с данными закономи малочисленные народы, их объединения и относящиеся к ним лица, имеют право безвозмездно пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, общераспространенными полезными ископаемыми, участвовать в осуществлении контроля за использованием этих земель, а также за использованием федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при их промышленном освоении. В соответствии с этим законом они также вправе получать материальные и финансовые средства, необходимые для защиты природной среды обитания.

В свою очеред основной задачей государственных структур является эффективное правоприменение с целью сохранения животного и растительного разнообразия места проживания данных народов. Эффективность правовой деятельности не может быть выполнена на территориях традиционного природопользования без реализации форм демократии и целевой социальной политики. Здесь очень важно учесть права человека, гарантии их реализации, механизм правовой социализации данной части российского общества, а также основы антикоррупционной политики, проводимой в современной России. Например, практика защиты природных ресурсов в северных регионах страны показала, что никакие иные формы организации типа зоопарков и земельных угодий для размножения редких животных и некоторых видов растений не могут в этом отношении успешно конкурировать с территориями традиционного природопользования [7].

Для повышения эффективности правоприменения в вопросах защиты прав коренных народов Крайнего Севера необходимы следующие меры.

1. Принять на законодательном уровне институт уполномоченного по правам Коренных малочисленных народов крайнего Севера на федеральном уровне;

2. Разработать прозрачную и логически - последовательную процедуру по вовлечению общественных структур в вопросах развития районов Крайнего Севера;

3. Для централизованого решения вопросов создать союзов общественных объединений, реализующих интересы коренных малочисленных народов Крайнего Севера [8].

Эти мероприятия позволят усилить эффективность правоприменения органов власти, укрепить основы правого государства и создать условия для защиты прав коренных малочисленных народов Крайнего Севера, с позитивной тенденцией сохранения их письменности, традиций, языка, культурных особенностей и идентичного кода.

Библиогра фия:

1. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. 1999. № 4. - С. 95-102.

2. Тепляшин И.В. Взаимодействие российской общественности и государства: историко-правовые аспекты // История государства и права. 2014. № 9. С. 8-11.

3. Фастович Г.Г. Эффективность государственного механизма: правовые средства, критерии, перспективы исследования // Евразийский юридический журнал. 2015. № 8 (87). С. 140-142.

4. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 4-5.

5. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

6. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/.

7. Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.

8. Фастович Г.Г., Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области персональных данных // Юриспруденция. 2019. № 3. С. 199.

References:

1. Kryazhkov V.A. Indigenous peoples and international law // State and law. 1999. No. 4. - pp. 95-102.

2. Teplyashin I. V. Interaction of the Russian public and the state: historical and legal aspects // History of the state and law. 2014. No. 9. pp. 8-11.

3. Fastovich G.G. Efficiency of the state mechanism: legal means, criteria, research prospects // Eurasian Law Journal. 2015. No. 8 (87). pp. 140-142.

4. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 4-5.

5. Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008, No. 7-FKZ of 30.12.2008, No. 2-FKZ of 05.02.2014, No. 11-FKZ of 21.07.2014) // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 /.

6. Federal Law No. 82-FZ of 30.04.1999 "On guarantees of the rights of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928 /.

7. Federal Law No. 49-FZ dated 07.05.2001 "On the territories of traditional nature use of indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 20. St. 1972.

8. Fastovich G.G., Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data // Jurisprudence. 2019. No. 3. p. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.