DOI 10.47643/1815-1337_2022_1_38 УДК 342.724
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА THE ROLE OF THE STATE MECHANISM IN THE IMPLEMENTATION OF REGULATIONS FOR THE PROTECTION OF THE INTERESTS OF INDIGENOUS PEOPLES IN THE FAR NORTH
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: [email protected];
FASTOVICH Galina Gennadyevna,
Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University.
90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены основы развития коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Устанавливаются основополагающие принципы развития этих народов, их социализации, а также основы взаимодействия с государственным аппаратом. На базе действующего законодательства представлена правоприменительная деятельность государственного механизма как форма гарантирования прав и свобод народов Крайнего Севера, в результате чего автор приходит к выводам, что эффективность указанной политики государственного механизма отражает действенность государственного аппарата в целом.
Abstract: The article considers the foundations for the development of the indigenous peoples of the Far North. The fundamental principles of the development of these peoples, their socialization, as well as the foundations of interaction with the state apparatus are established. On the basis of the current legislation, the law enforcement activity of the state mechanism is presented as a form of guaranteeing the rights and freedoms of the peoples of the Far North, as a result of which the author comes to the conclusion that the effectiveness of this policy of the state mechanism reflects the effectiveness of the state apparatus as a whole.
Ключевые слова: государственный механизм, народы Крайнего севера, демократические основы, эффективность, правоприменительная деятельность, права человека, субъекты Российской Федерации.
Keywords: state mechanism, peoples of the Far North, democratic foundations, efficiency, law enforcement, human rights, subjects of the Russian Federation.
Дата направления статьи в редакцию: 27.12.2021
Дата публикации: 31.01.2022
При рассмотрении законодательной системы Российской Федерации, направленной на защиту прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, важно учесть эффективность правоприменительной и правотворческой работы органов власти [4]. Такая деятельность осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. Законы, изданные на федеральном уровне носят базовый, основополагающий характер. Законы же, изданные на региональном уровне, призваны улучшить имеющуюся законодательную базу в соответствии с природно-климатическими, территориальными, социальными и т.д. особенностями конкретного субъекта Российской Федерации.
Основой действующего законодательства о северных народах является Конституции Российской Федерации, которая гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69) [4]. Уже на этом этапе можно выделить отдельный уровень в законодательной системе - это международно-правовой. Российская Федерация, являющаяся участницей многих международно-правовых актов по правам человека, заведомо не может дискредитировать особое положение и статус коренных малочисленных народов. Однако на практике в данном вопросе ведет себя достаточно пассивно. В этой связи возникает вопрос о соотношении норм международного права и внутригосударственного законодательства.
Наиболее подробно права коренных малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов рассмотрены и определены в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [5], а также в федеральном законе от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [6].
Основу системы общежития различных российских народов составляют принципы социального государства, демократии, продуктивное взаимодействие между гражданским обществом и государственным аппаратом. Российская Федерация многонациональ-
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ное и многоконфессиальное государство, имеющее обширную территорию. Более 60% территории занимает Север [8], обладающий уникальным природо-ресурсным потенциалом. Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые обладают исключительным опытом щадящего использования ресурсов окружающей среды, минимального воздействия на природу и выживания в экстремальных климатических условиях. Они выработали гармоничную с окружающим миром систему этических ценностей, связанную со стремлением гармонично встраивать человеческий мир в мир природы [1].
В конце XX - начале XXI века Россия встала перед исторической проблемой исчезновения коренных народов с их уникальными традициями, обычаями и культурой, позволяющими поддерживать оптимальный уровень социального разнообразия и продуктивности территорий традиционного природопользования. Данные качества российского общества обуславливали развитие российского государства и права в двадцатом столетии [2].
Официальное признание государством особого правового статуса коренных народов, подтверждается наличием законодательства, направленного на обеспечение сохранности их самобытной культуры, улучшение адаптации к современным социальным условиям. Согласимся, что формирование новой правовой и институциональной парадигмы в Арктике, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно без учета таких факторов как: осуществление регулирования на базе единых принципов функционирования экосистемы; гибкое использование инструментов политического и (или) юридического регулирования в зависимости от достигнутого уровня согласования позиций участников нормотворческого процесса; учет конечной цели правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов крайнего Севера [3].
В соответствии с данными закономи малочисленные народы, их объединения и относящиеся к ним лица, имеют право безвозмездно пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, общераспространенными полезными ископаемыми, участвовать в осуществлении контроля за использованием этих земель, а также за использованием федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при их промышленном освоении. В соответствии с этим законом они также вправе получать материальные и финансовые средства, необходимые для защиты природной среды обитания.
Для повышения эффективности правоприменения в вопросах защиты прав коренных народов Крайнего Севера необходимы следующие меры.
1. Очень важно формировать институт уполномоченного по правам Коренных малочисленных народов крайнего Севера на федеральном уровне. При этом данному институту можно предоставить дастаточно большие полномочия, т.ч. в сфере правоприменительной деятельности: приостановление актов органов власти, широкое взаимодействие с административными структурами, право на обращение в международные инстанции [7].
2. Необходимо также обратить внимание на более конструктивное участие общественных структур в вопросе развития Арктики. Например, при Общественной палате РФ следует сформировать структуру или комитет, деятельность которого была бы направлена на мониторинг в представленной сфере, установление пробелов в правовом регулировании, разработку рекомендаций по вопросам защиты прав и свобод коренных малочисленных народов Крайнего Севера [9].
3. Целесообразным видится создание союзов и ассоциаций общественных объединений, реализующих интересы коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Это позволит наиболее централизованно обеспечить взаимодействие данных общественных структур с государственным аппаратом [10].
Данная стратегия позволит позитивно влиять на эффективность правоприменения органов власти, укрепить основы правого государства и создать условия для защиты прав коренных малочисленных народов Крайнего Севера, сохранения их письменности, традиций, языка.
В свою очеред основной задачей государственных структур является эффективное правоприменение с целью сохранения животного и растительного разнообразия места проживания данных народов. Эффективность правовой деятельности не может быть выполнена на территориях традиционного природопользования без реализации форм демократии и целевой социальной политики [11]. Здесь очень важно учесть права человека, гарантии их реализации, механизм правовой социализации данной части российского общества, а также основы антикоррупционной политики, проводимой в современной России. Например, практика защиты природных ресурсов в северных регионах страны показала, что никакие иные формы организации типа зоопарков и земельных угодий для размножения редких животных и некоторых видов растений не могут в этом отношении успешно конкурировать с территориями традиционного природопользования.
Библиография:
1. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. 1999. № 4. - С. 95-102.
2. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и практика. 2020. № 2. С. 18-22.
3. Гаврилов В.В. Правовое развитие Арктического региона: предпосылки и перспективы // Журнал российского праваю 2017. № 3. С. 14 8-157.
4. Фастович Г.Г., Щекин А.Ю. К вопросу о мерах по повышению эффективности государственного механизма (на примере исследования АПК России) // Аграрное и земельное право. 2020. № 2 (182). С. 19-20.
5. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
6. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/.
7. Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
8. Тепляшин И.В. Нормативные правовые основы общественного контроля: система источников, этапы формирования, перспективы развития // Современное право. 2020. № 6. С. 39-44.
9. Власов В.А., Кочетова П.О. Противодействие коррупционным проявлениям в механизме современного российского государства: некоторые вопросы теории и практики // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6 (198). С. 206-209.
10. Фастович Г.Г. Особенности публичного управления в районах Крайнего Севера и арктической зоны Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2018. № 7 (163). С. 113-116.
11. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С. 52-55.
References (transliterated):
1. Kryazhkov V.A. Korennye malochislennye narody i mezhdunarodnoe pravo // Gosudarstvo i pravo. 1999. № 4. - S. 95-102.
2. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Informacionnye tekhnologii v sisteme povysheniya effektivnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti: teoretiko-pravovoj aspekt // Pravo i praktika. 2020. № 2. S. 18-22.
3. Gavrilov V.V. Pravovoe razvitie Arkticheskogo regiona: predposylki i perspektivy // ZHurnal rossijskogo pravayu 2017. № 3. S. 148-157.
4. Fastovich G.G., SHCHekin A.YU. K voprosu o merah po povysheniyu effektivnosti gosudarstvennogo mekhanizma (na primere issledovaniya APK Ros-sii) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 2 (182). S. 19-20.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata na vsenarodnom golosovanii 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // URL: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
6. Federal'nyj zakon ot 30.04.1999 № 82-FZ «O garantiyah prav korennyh malochislennyh narodov Rossijskoj Federacii» // URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_22928/.
7. Federal'nyj zakon ot 07.05.2001 g. № 49-FZ «O territoriyah tradicionnogo prirodopol'zovaniya korennyh malochislennyh narodov Severa, Sibiri i Dal'ne-go Vostoka Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 20. St. 1972.
8. Teplyashin I.V. Normativnye pravovye osnovy obshchestvennogo kontrolya: sistema istochnikov, etapy formirovaniya, perspektivy razvitiya // Sovremen-noe pravo. 2020. № 6. S. 39-44.
9. Vlasov V.A., Kochetova P.O. Protivodejstvie korrupcionnym proyavleniyam v mekhanizme sovremennogo rossijskogo gosudarstva: nekotorye voprosy teorii i praktiki // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 6 (198). S. 206-209.
10. Fastovich G.G. Osobennosti publichnogo upravleniya v rajonah Krajnego Severa i arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2018. № 7 (163). S. 113-116.
11. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. Problema APK v regionah Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019. № 3-2. S. 52-55.