Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / DEVELOPING THE DISTINCTIVE RIGHTS OF INDIGENOUS PEOPLES / THE DISTINCTIVE INTERNATIONAL LAW / ESPECIALLY THE TERRITORY OF TRADITIONAL NATURE USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются общепризнанные нормы и принципы международного права, закрепляющие права коренных народов, и соотнесение данных прав с существующим законодательством Российской Федерации на современном этапе, а также пути приведения законов Российской Федерации в соответствие с международно-правовыми нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of legal regulation of the Institute of indigenous small-numbered peoples of the North

This article discusses the elements universally recognized norms and principles of international activities to ensure the right to entrench management, rights of indigenous peoples, trade and correlation dependence of these rights distinctive to the existing legislation of the Russian Federation generally process at the present stage, as well as more distinctive ways of enforcing the laws of the Russian Federation arrived management in compliance with international law (ETL) norms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются общепризнанные нормы и принципы международного права, закрепляющие права коренных народов, и соотнесение данных прав с существующим законодательством Российской Федерации на современном этапе, а также пути приведения законов Российской Федерации в соответствие с международно-правовыми нормами.

Abstract: this article discusses the elements universally recognized norms and principles of international activities to ensure the right to entrench management, rights of indigenous peoples, trade and correlation dependence of these rights distinctive to the existing legislation of the Russian Federation generally process at the present stage, as well as more distinctive ways of enforcing the laws of the Russian Federation arrived management in compliance with international law (ETL) norms.

Ключевые слова: права коренных народов, международно-правовое регулирование, территории традиционного природопользования.

Keywords: developing the distinctive rights of indigenous peoples, the distinctive international law, especially the territory of traditional nature use.

Современные реалии национального и общественного устройства современной России формируют необходимость развития устойчивого государственного механизма. Сформировавшиеся процессы в государственной сфере, в области национально-правовых отношений вызывают потребность проведения фундаментального исследования правовых основ функционирования государственной власти и состояния развития гражданского общества. Ключевое значение приобретают вопросы развития и функционирования государственного механизма, органов государственной власти и их совершенствование с целью формирования правового, развитого государства. Российская Федерация многонациональное и многоконфессиальное государство, имеющее обширную территорию. Более 60% территории занимает Север, обладающий уникальным природо-ресурсным потенциалом. На территории нашей страны проживает много народностей и особое место, среди них занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и Российской Федерации. Особенность и ценность данного народа заключается в том, что они обладают уникальным опытом «экологичного» использования ресурсов природы, практически не загрезняют окружающую среду и выживают в экстремальных климатических условиях. Они выработали гармонич-

ную с окружающим миром систему этических ценностей, связанную со стремлением гармонично встраивать человеческий мир в мир природы.

Основой действующего законодательства о северных народах является Основной Закон государства - Конституция, в соответствии с которой малочисленным народам гарантируесят права в рамках международных договоренностей. Уже на этом этапе можно выделить отдельный уровень в законодательной системе - это международно-правовой. Российская Федерация, являющаяся участницей многих международно-правовых актов по правам человека, заведомо не может дискредитировать особое положение и статус коренных малочисленных народов. Однако на практике в данном вопросе ведет себя достаточно пассивно. И этот аспект, на наш взгляд, подлежит детальному изучению.

Итак, рассмотрим особенности внутреннего российского права (федерального, регионального) и право международного характера, регулирующие положения о коренных малочисленных народах [1].

Для реализации главного положения конституции о защите интересов и соблюдении прав народов, проживающих на территории традиционного природопользования в современной России был принят и реализован базовый Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав корен-

ных малочисленных народов Российской Федерации» и Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». К ключевым задачам федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», можно отнести сохранение животного и растительного мира [2].

На международном уровне вопросы, связанные с регулированием и закреплением прав указанных народов, нашли свое закрепление в первую очередь в таких международных актах, как Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах, которые ведут традиционный образ жизни в независимых странах»[3]. Стоит отметить, что этот акт является центральным, системным, который регулирует и организовывает права коренных народов на природные ресурсы, а так же обязывает государства-участниц принимать основные политические, социально-экономические, правовые и духовные стандарты, которые формируют базу для организации жизни и деятельности коренных народов: это выражается в необходимости уважать культуру и институты коренных народов и народов, которые ведут племенной образ жизни. Безусловно это предоставление прав и условий для деятельности национальных обществ, создание и возможность действия своих собственных институтов, не стоит исключать и такой фактор, как возможность народов на определение пути своего собственного развития..

Однако, трактовка некоторых положений Конвенции вызывают трудности: так определению «земли» уделяется более широкое значение, чем это закреплено в праве и науке отечественной юриспруденции. Ярким примером могут служить нормы Конвенции МОТ № 169, где термин «коренное население» определяется как «народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством» [4], однако в законодательстве РФ применяется термин «коренные малочисленные народы», что не предусматривается Конвенцией. Принятие Деклара-

ции ООН о правах коренных народов в 2007 году явилось завершающим этапом переговоров с участием государств и коренных народов, длившихся более двух десятилетий. Она служит ключевым руководством для создания общественного строя, который обеспечивает полное равенство и права коренных народов. Условно Декларацию можно поделить на несколько основных блоков, которые закрепляют определенные права коренных малочисленных народов: 1) права на равенство и недискриминацию, культурную ценность и коллективные права; 2) права коренных народов на самоопределение, автономию и на обращение к праву на участие и консультации; 3) право собственности на землю, территории и ресурсы, а также право на средства правовой защиты и компенсацию.

Конвенция не была ратифицирована Российской Федерацией, из-за наличия определенного рода правовых коллизий с российским правом. Например, международное право допускает установление права собственности на природные объекты у коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни, однако признание за коренными малочисленными народами права собственности на землю не представляется целесообразным в российских реалиях. Так как в Гражданском кодексе РФ и Земельном кодексе РФ говорится лишь о собственности государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан. Право собственности народов на природные ресурсы российское законодательство не предусматривает, то есть на сегодняшний момент основным камнем преткновения остаются права на землю и недра.

В целом можно отметить, что в российском законодательстве нашли отражения почти все основные положения Конвенции. Однако некоторые конвенционные нормы не имеют адекватного нормативного эквивалента в законодательстве Российской Федерации.

Одной из первых стран, ратифицировавших Конвенцию № 169, была Норвегия. К коренным народам Норвегии относятся саами, часть которых также проживает в Финляндии, Швеции и в Мурманской области (Россия).

Основной документ, регулирующий правовой статус саами является Конституции Норвегии 1814 г., где имеется §110а (в редакции 1988 г.), в котором говорится: «Государственные органы обязаны создать возможности для обеспечения и развития язы-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ка, культуры и общественной жизни народа саами». Так же имеются и другие национально-правовые акты, регулирующие правовой статус и защиту интересов народа саами: Закон об оленеводстве 1978 г., Закон о добыче природных ресурсов 1972 г., Закон о представительстве саамов и других условиях жизни 1987 г., Закон о языке саамов 1990 г., Закон о Фин-нмарке 2005 г и др.

Весьма чувствительная тема, особо касающейся коренных народов, в Норвегии, как и в других странах - право на землю. Она затрагивает не только крупные финансовые интересы, но и интересы государства по вопросу его территориальной целостности. Можно утверждать, что началом процесса по идентификации прав на владение и пользование земельными угодьями саамским народом в Норвегии стало принятие Закона о Финнмарке. В § 1 данного закона говорится: «Целью настоящего закона является содействие экологически сбалансированному управлению земельными и природными ресурсами в губернии Финнмарк на благо жителей округа и, в частности, для поддержания основы культуры народа Саами, оленеводства, использования некультиви-руемых земель, коммерческой деятельности и общественной жизни»[5].

На основании этого закона была создана Комиссия по делам Финнмарка, которая определяет и проясняет права на необрабатываемые земли в пределах данного территориального образования, а также рассматривает вопросы прав собственности в течение длительного пользования, права давности и права пользования на нейтральной в культурно-этническом плане основе. Таким образом Закон о Финнмарке является веским доказательством признания прав саамов на землю, хотя его применение ограничено территорией Финнмарка на суше.

Норвежское законодательство регламентирует довольно широкие права саамского населения в области сохранения и развития их собственной

статуса саамов посредством создания Саамского парламента, главного органа самоуправления саамов. Это важный институт для диалога с правительством по тем или иным вопросам, затрагивающим

саамы в Норвегии сохранять и развивать свои язык, культуру и образ жизни, например, принятие в 1990

г. Закона Норвегии о языке саамов, который дал возможность коренному народу получить образование на всех уровня, включая университетское, на своем родном языке.

• Обеспечение правового статуса саамов и защиты их прав посредством института омбудсмена, главной целью которого является защита прав и свобод граждан, включая саамское население.

Как видно из всего вышеизложенного, для сохранения и развития саамского этноса в Норвегии созданы благоприятные условия, которые вытекают из международных обязательств Норвегии по Конвенции МОТ № 169.

Так же хотелось бы отметить немаловажное событие по части этих самых коренных народов: в январе 2017 года Норвегия, Швеция и Финляндия приняли согласованный текст Саамской конвенции. Главное значение этого документа признание саамов коренным народом в этих трех странах, то есть по принятой конвенции саамы официально становятся разделенным границами единым коренным народом, также в данной конвенции просматривается будущее регулирование государственной земельной собственности в Швеции, Финляндии и Норвегии в интересах единого народа саамы.

В условиях интенсивного расширения промышленного использования природных ресурсов в местах проживания и традиционного природопользования коренных народов, назрел экологический кризис, что ставит под угрозу исчезновения редких видов животных, уничтожения уникальных экосистем. А данные ресурсы и земля имеют особое значение для коренных народов в вопросе их выживания.

Поэтому на современном этапе остро встает вопрос о приведении российского законодательства в соответствие с международными стандартами.

Считаем, что самый простой способ следовать международно-правовым нормам в области защиты прав и интересов коренных малочисленных народов - это ратификация Конвенции МОТ № 169 и подписание Декларации о правах коренных народов с оговорками. Так же Российская Федерация имеет право запросить разъяснения по некоторым позициям Конвенции. Например, по вопросу какие народы в России по смыслу Конвенции признаются коренными или ведущими племенной образ жизни.

Ратификация Конвенции избавит органы законодательной власти от необходимости постоянно принимать новые редакции законов по этой пробле-

культуры, языка, традиционного хозяйствования:

Обеспечение специального правового

интересы коренного народа.

• Предоставление возможности народу

ме. Считаем, что это позволит наиболее полно реа- уровня развития коренных народов, соответствующе-лизовать необходимые мероприятия по достижению го уровню благосостояния страны в целом.

Библиография:

1. Ананидзе Ф. Р. Правовое положение народа саамы в Норвегии // Евразийский юридический журнал - 2015 - № 6 (85).

2. Акуца Ф.Р. Праовое положение коренных народов в Северной Европе. // Вестник РУДН - сер. Юридические науки -2000 - № 2.

3. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml.

4. Кряжков В. А. Территории традиционного природопользования как форма реализации права коренных малочисленных народов на земли / В.А. Кряжков // «Мир коренных народов — Живая Арктика»: Альманах Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - 2009. -№ 22. -90 - 98

5. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы и международное право // Государство и право. - М.: Наука, 1999, № 4. - С. 95-102.

6. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.