Научная статья на тему 'Правовое регулирование электронных коммуникаций'

Правовое регулирование электронных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова О. В.

В настоящее время использование ИТ&технологий быстро расширяется, охватывая все большее количество участников внутригосударственного и международного информационного обмена. В процессе расширения сети действуют общие закономерности, связанные с развитием научно-технического прогресса, что обуславливает, в частности, появление новых проблем правового регулирования отношений, связанных с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование электронных коммуникаций»

Правовое регулирование электронных коммуникаций

В настоящее время использование ИТ-технологий быстро расширяется, охватывая все большее количество участников внутригосударственного и международного информационного обмена. В процессе расширения сети действуют общие закономерности, связанные с развитием научно-технического прогресса, что обуславливает, в частности, появление новых проблем правового регулирования отношений, связанных с ним.

Иванова О.В.,

доцент кафедры ПЭ и П, МТУСИ

Следует рассмотреть рекомендации в области использования электронных правовые коммуникаций.

Рост электронной доли правовой коммуникации, потребность граждан в квалифицированной юридической помощи и реформирование нотариальной деятельности предполагает совершенно новую модель, которая нуждается в применении электронньх технологий в Российской Федерации.

Создание единой информационной системы электронного государства ставит на повестку дня вопросы о совершенствовании взаимодействия участников рынка и нотариата, который обеспечивает первичную достоверность прав заинтересованных лиц и общую законность.

С целью обеспечения нормального функционирования указанного оборота Закон об информации устанавливает предназначенный для этого термин — "информационные ресурсы" (ст. 2), а также вводит основы правового режима информационных ресурсов (глава 2).

Возвращаясь к институту правового режима информационных ресурсов, напомню, что основы указанного режима определены в главе 2 Закона об информации. Нормы, определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации.

Наличие этих 4 составляющих "обеспечивают все характеристики информационных ресурсов как объекта отношений и гарантирует возможность его защиты Законом".

Первой составляющей, указанной в п. 2 ст. 4 Закона об информации, правового режима информационных ресурсов является порядок документирования информации, чему посвящена статья 5 указанного Закона.

В ней, в частности, говорится, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационный ресурс. Здесь же предписывается порядок документирования, устанавливаемый органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Согласно ст.5 Закона документ, полученный из автоматизированных информационных систем, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ст. 160 Гражданского кодекса устанавливается разрешительная норма об использовании при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи при условии, если это предусмотрено законом или

соглашением сторон. Вслед за ГК п. 3 ст. 5 Закон об информации говорит о том, что юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Работая сейчас по удостоверительной схеме, нотариат выступает в качестве потребителя юридически значимой информации. А нотариально удостоверенные документы (договоры, доверенности, их копии, заявления о регистрации), отражающие права и обязанности сторон по отношению к объектам собственности, выступают в качестве одного из первичных источников наполнения публичных реестров правовой информацией.

В своей работе нотариусу следует использовать схему документооборота с Росреестром и другими ведомствами, что позволяет подавать документы в электронном виде с последующим применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

В 2007 г. в России был осуществлен проект — "Электронный нотариат "еНОТ" (Единая Информационная Система Нотариата Российской Федерации). Это информационная система, созданная специально для нотариусов, функционирует уже в регионах РФ. В ней реализуется функция нотариата, подтверждающая электронно-цифровую подпись, при которой для обеспечения действия принципа диспозитивности становится необходимой иная проверка подлинности волеизъявления стороны, решаются вопросы сертификации ЭЦП и проверки подлинности волеизъявления стороны, полученного через Сеть.

Функциональные возможности информационной системы, позволили решить одну из важных проблем в нотариате — это получение своевременной точной информации, достоверные данные о нотариальных палатах, нотариусах, образцах печати и подписей нотариусов, выданных и недействительных бланках, отмененных доверенностях, а также о розыске наследников из единой базы данных. Доступны сведения о заверенных конкретным нотариусом завещаниях и регистрации наследственных дел.

Использование системы электронного нотариата позволит нотариусам принимать участие в заключении электронных сделок и предоставлять доступное получение электронной цифровой подписи гражданам в любом населенном пункте, где расположена нотариальная контора, при организации специализированного удостоверяющего центра.

Законодательное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности нуждаются в дальнейшем совершенствовании в рамках концепции законопроекта "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации", который направлен на переход на более активную роль нотариата. В рамках новой модели перед нотариусами ставится задача по оказанию комплексной юридической помощи гражданам.

В настоящее время нотариат стоит на пути серьезного реформирования, совершенствовании законодательства в области нотариата.

Институту нотариата в правовом государстве отводится одна из ключевых ролей не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лиирм в обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений.

История становления нотариальных действий как юридических фактов в гражданском праве тесно связана с возникновением и развитием института нотариата. В российском законодательстве о нотариате многое заимствовано из зарубежного законодательства, поскольку этот правовой институт до возникновения его в России был уже известен правопорядкам многих государств.

Основополагающий принцип, в соответствии с которым формируется свободный российский нотариат, - это независимость, подчинение только закону, беспристрастность, соблюдения тайны в своей деятельности. Главной его задачей государство определило обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений путем совершения определенных нотариальньх действий.

Концепция нового гражданского законодательства определяется повышением роли нотариата в сфере наследования, в то время как в имущественных отношениях с недвижимостью нотариальным действиям не придается подобающего правообразующего значения. Однако, как показывает история нотариата, деятельность нотариусов, прежде всего, необходима именно для удостоверения сделок с недвижимым, а так же иным, приравненным к нему в правовом режиме, имуществом. Для осуществления возложенных на нотариат функций, государство в лице законодательных органов, наделило нотариусов, а также некоторых должностных лиц правомочием свершения нотариальных действий.

Таким образом, предназначение электронной цифровой подписи можно свести к следующим целям: придание электронному документу юридической силы; защита документа от подделки; идентифи-

кация владельца сертификата ключа подписи; установление отсутствия искажения информации в электронном документе; подтверждение подлинности документа в электронной форме; устойчивое формирование и развитие гражданского оборота при использовании ЭВМ; сокращение времени, требуемого на проставление собственноручной подписи на каком-либо документе.

Вторая составляющая правового режима информационных ресурсов заключается в установлении права собственности на информационные ресурсы. В этом смысле информационные ресурсы могут являться элементом состава имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством и, следовательно, все нормы, установленные ГК, в сфере права собственности распространяются и на информационные ресурсы.

Литература

1. Гражданское право России. Части общая и особенная: Учебник / Пиляева В.В. - М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 800 с.

2. Грудицына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. — М.: Деловой двор, 2008. — 352 с.

3. Черемных Г.Г., Черемных И.Г. Нотариальное право Российской Федерации. — СПб.: Эксмо, 2009. — 416 с.

4. www.oprf.ru. сайт Общественной Палаты РФ Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.