5 декабря 2011 г, 14:53
Г
ЭКОНОМИКА
Правовое регулирование электронных коммуникаций
Ключваыв слова; ИТ-технологии, правовое регулирование отношений, гражданское эсконодательство, *«формсмионные ресурсы.
В настоящее время использование ИТ-технологий быстро расширяется, охватывая все большее количество участников внутригосударственного и международного информационного обмена. В процессе расширения сети действуют общие закономерности, связанные с развитием научно-технического прогресса, что обуславливает, в частности, появление новых проблем правового регулирования отношений, связанных с ним.
Иванова О.В.,
доцент кафедры ПЭ и П МТУСИ
Следует рассмотреть рекомендации в области использования электронных правовых коммуникаций. Рост электронной доли правовой коммуникации, потребность граждан в квалифицированной юридической помощи и реформирование нотариальной деятельности предполагает совершенно новую модель, которая нуждается в применении электронных технологий в Российской Федерации. Создание единой информационной системы электронного государства ставит на повестку дня вопросы о совершенствовании взаимодействия участников рынка и нотариата. Следует отметить, что нотариат обеспечивает первичную достоверность прав заинтересованных лиц и общую законность. С целью обеспечения нормального функционирования гражданско-правового оборота Закон об информации устанавливает предназначенный для этого термин — "информационные ресурсы" (ст. 2), а также вводит основы правового режима информационных ресурсов (глава 2).
Возвращаясь к институту правового режима информационных ресурсов, напомню, что основы указанного режима определены в главе 2 Закона об информации. Нормы, определяющие правовой режим информационных ресурсов, устанавливают порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации.
Наличие этих четырех составляющих "обеспечивает все характеристики информационных ресурсов как объекта отношений и гарантирует возможность его зашиты Законом". Первой составляющей, указанной в п.2 ст.4 Закона об информации, правового режима информационных ресурсов является порядок документирования информации, чему посвящена статья 5 указанного Закона. В ней, в частности, говорится, что документирование ин-
формации является обязательным условием включения информации в информационный ресурс. Здесь же предписывается порядок документирования, устанавливаемый органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.
Согласно Ст-5 Закона, документ, полученный из автоматизированных информационных систем приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В ст. 160 Гражданского кодекса устанавливается разрешительная норма об использовании при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи при условии, если это предусмотрено законом ИЛИ соглашением сторон. Вслед за ГК пЗ ст.5 Закон об информации говорит о том, что юридическая сила документа может подтверждаться электронной цифровой подписью.
Работая сейчас по удостоверительной схеме, нотариат выступает в качестве потребителя юридически значимой информации. А нотариально удостоверенные документы (договоры, доверенности, их копии, заявления о регистрации), отражающие право и обязанности сторон по отношению к объектам собственности, выступают в качестве одного из первичных источников наполнения публичных реестров правовой информацией. В своей работе нотариусу следует использовать схему документооборота с Росреестром и другими ведомствами, что позволяет подавать документы в электронном виде с последующим применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
В 2007 г. в России был осуществлен проект — "Электронный нотариат "еНОТ" (Единая Информационная Система Нотариата Российской Федерации). Это информационная система, созданная специально для нотариусов, функционирует уже в регионах РФ. В ней реализуется функция нотариата, подтверждающая
электронно-цифровую ПОДПИСЬ, при которой для обеспечения действия принципа диспозитивности становится необходимой иная проверка подлинности волеизъявления стороны, решаются вопросы сертификации ЭЦП и проверки подлинности волеизъявления стороны, полученного через сеть. Функциональные возможности информационной системы, позволили решить одну из важных проблем в нотариате — это получение своевременной точной информации, достоверные донные о нотариальных палатах, нотариусах, образцах печати и подписей нотариусов, выданных и недействительных бланках, отмененных доверенностях, а также о розыске наследников из единой базы донных. Доступны сведения о заверенных конкретным нотариусом завещаниях и регистрации наследственных дел.
Использование системы электронного нотариата позволит нотариусам принимать участие в заключении электронных сделок и предоставлять доступное получение электронной цифровой подписи гражданам в любом населенном пункте, где расположена нотариальная контора, при организации специализированного удостоверяющего центра.
Законодательное регулирование организации нотариата и нотариальной деятельности нуждаются в дальнейшем совершенствовании в рамках концепции законопроекта "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации", который направлен на переход на более активную роль нотариата. В рамках новой модели перед нотариусами ставится задача по оказанию комплексной юридической помощи гражданам.
В настоящее время нотариат стоит на пути серьезного реформирования и совершенствования законодательства. Институту нотариата в правовом государстве отводится одна из ключевых ролей не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам в обеспечении их правовой безопасности, но и в предотвращении споров между участниками договорных отношений.
История становления нотариальных действий как юридоеских фактов в гражданском
54
Т-Солпт #6-2010
А
Y
праве тесно связана с возникновением и развитием института нотариата. В российском законодательстве о нотариате многое заимствовано из зарубежного законодательства, поскольку этот правовой институт до возникновения его в России был уже известен правопорядком многих государств.
Основополагающий принцип, в соответствии с которым формируется свободный российский нотариат, — это независимость, подчинение только закону, беспристрастность, соблюдения тайны в своей деятельности. Главной его задачей государство определило обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений путем совершения опреде-леннык нотариальных действий.
Концепция нового гражданского законодательства определяется повышением роли нотариата в сфере наследования, в то время как в имущественных отношениях с недвижимостью нотариальным действиям не придается подобающего правообразующего значения. Однако, как показывает история нотариата, деятельность нотариусов, прежде всего, необходима именно для удостоверения сделок с недвижимым о также иным, приравненным к нему в правовом режиме, имуществом Для осуществления возложенных на нотариат функций, государство в лице законодательных органов, наделило нотариусов, а также некоторых должностных лиц правомочием свершения нотариальных действий.
Таким образом, предназначение электронной цифровой подписи можно свести к следующим целям: предание электронному документу юридической силы; заи#*га документа от подделки; идентификация владельца сертификата
ключа подписи; установление отсутствия искажения информации в электронном документе; подтверждение подлинности документа в электронной форме; устойчивое формирование и развитие гражданского оборота при использовании ЭВМ; сокращение времени, требуемого на проставление собственноручной подписи на каком-либо документе.
Вторая составляющая правового режима информационных ресурсов заключается в установлении права собственности на информационные ресурсы. В этом смысле информационные ресурсы могут являться элементом состава имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан. Отношения по поводу права собственности на информа1*юнные ресурсы регулируются гражданским законодательством и, следовательно, все нормы, установленные ГК в сфере права собственности распространяются и на информационные ресурсы.
Литература
1. Гражданское право России. Части общая и особенная: Учебник / Пиляева В.В. — М.: Проспект, ТК Велби, 2008. — 800 с
2. Грудицына ЛЮ. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. — М.: Деловой двор, 2008. — 352 с
3 Черемных ГД Черемных ИГ. Нотариальное право Российской Федерации. — СПб.: Эксмо, 2009. — 416 с
4. www.oprf.ru. сайт Общественной Палаты РФ Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Фед ерации.
• Компания TDC, датский оператор мобильной связи, подписал с Ericsson контракт на внедрение коммерческой сети 4G/LTE, включая развертывание ядра сети Evolved Packet Core и подсистемы радио доступа на базе технологии LTL
• В ближайшем будущем жители Д ании получат доступ к мобильному интернету на высочайших скоростях, а также смогут пользоваться сервисами, чувствительными ко времеш ожидания и пропускной способности в рамках мобильной сети.
• Этот контракт станет первой сделкой в сфере 4G/LTE, включающей оказание услуг утрав-ления сетью.
Компас TDC планирует перейти на технологии 4G/ITE, для поставки и управления общенациональной сетью и заключает контракт с Ericsson. В рамках сделки Ericsson развернет комплексное решение в области 4G/LTE, включая радюдоступ и оборудование уровня ядра сети, а также начнет оказывать услуги управления/аутсорсинга сети. Этот договор станет первым всесторонним соглаше**іем Ericsson на предоставление управляемых услуг в рамках сети LTE/Evdved Packet Core (ЕРС). После внедрения решения датчане смогут пользоваться преимуществами расширенного доступа к сервисам, активно потребляющим дата-трафик, с высочайшей скоростью. В рамках новой сети LTE будут существенно улучшены такие показатели как время ожидания и пропускная способность.
Джесс Ибсен, главный технический директор TDC, комментирует сделку. "Приоритетом для нас является предоставление пользователям услуг высочайшего качества. Именно поэтому для нас крайне важно, чтобы переход на новую тех-нолсто LTE прошел как можно более плавно и в кратчайшие сроки. Выбор в пользу Ericsson означает продолжение и расширение нашего стратегического сотрудничества. Мы уверены, что переход пройдет мак-сюлапьно глсц*о, а компания Ericsson сможет предложил, нашим клиентам оптимальное обслуживание в области LTP.
Договор предусматривает развертывание сети радиодоступа на базе семейства продуктов RBS 6000, внедрение комплексного решения Evoked Packet Core и полный ассортимент услуг управления/аутсорсинга сетью. РЬзвертъвание сети начнется незамедлительно.
На сегсадняиний день Ericsson подписал договора на развертывание коммерческих сетей LTE с семью крупнейшими мировыми операторами. Среди них — две действующие сети LTE (leliaSonera в Швеции и Норвегии и Metro PCS в США), основным поставщиком для которых выступает компания Ericsson.
По оценке компании, Ericsson на текущий момент является держателем около 25% всех ключевых патентов на решения, используемые в практической реализации стандарта LTE. Таким образом, Ericsson выступает крупнейшим обладателем "критических* патентов на LTE в отрасли.
Legal regulation of electronic communications Ivanova O.V.
Currently, the use of IT technology is rapidly expanding, covering on increasing number of participants of national and international information exchange.
In the process of network expansion there are general laws related to the development of scientific and technological progress, which leads, in particular, to occurrence of new problems of legal regulation of relations connected with it.
Keywords: fT technologies, legal regulation, cmI law, and information resources.
References
1. Grazhdan skoe pravo RossiL Chasfi obshchaya i osobennaya: Uchebnik / PJyaeva W. — M.: Prospekt, TK VeJbi, 2008. -800 p.
2. Grucftsyna LYU. Advokatura, notariat i drugie insMuty grazhdanskogo obshchestva v RossiL — Mj Deiovoy dvor, 2008. -352 p.
3. Cheremnyh G.G, Cheremnyh LG. Notariolnoe pravo Rossiyskoy FederatsiL — SPb.. Eksmo, 2009. — 416 p.
4. www.oprf.ru. sayt Obshchestvermoy Palaty RF Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federate!.
T-Comm #6-2010
A
55