Трибуна молодого ученого
пш
А.Т. МАМЕДОВА,
магистрант, кафедры гражданского права и гражданского процесса Казахского гуманитарно-юридического университета
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО НОТАРИАТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Один из интересных и актуальных вопросов современной юридической практики и доктрины - использование электронных документов в нотариальной практике. Проблема связана с применением и использованием современных информационных систем в деятельности, казалось бы, одной из самых консервативных профессий - нотариусов. Казахстанский нотариат относится к семье латинского типа и учитывает все современные тенденции в развитии данной области.
От имени Европейского Союза активно работают в Казахстане представители этих стран с проектом ТАСИС «Содействие правовой реформе Казахстана: нотариальная реформа» [1]. Нотариаты европейских стран латинского типа используют современные технические средства для подготовки нотариальных актов, создания и ведения электронных реестров, для поиска необходимой информации нотариусами, при создании электронных юридических документов, фиксации действий участников гражданского оборота на электронных носителях, при работе с электронным архивом [2].
Казахстанский нотариат, как было отмечено выше, также относится к семье латинского типа, поэтому с определенной долей уверенности можно утверждать, что данная проблематика известна казахстанскому праву и нотариату. Реформа, связанная с использованием электронных документов в нотариальной практике, стала возможна потому, что правовая система нашего государства может сравниться со всеми другими правовыми системами мира, основанными на Римском праве. Переходя к электронному нотариату, мы опираемся на весь зарубежный опыт, учитывая положительные и отрицательные стороны.
В Европе, в частности, в странах латинского нотариата довольно рано пришли к выводу, что ускоряющийся научно-технический прогресс не мог оставить в стороне и нотариальную деятельность. При этом первоочередной задачей ставилось использование принципов, разработанных в течение вековых традиций латинского нотариата, в новых средствах информации.
На конгрессе Европейского нотариата в 2000 г. был рассмотрен вопрос о будущем нотариата в случае отмены бумаги как носителя информации в третьем, уже наступившем, тысячелетии [3].
С 1 января 2000 г. нотариусы австрийского нотариата обязаны были хранить составляемые ими протоколы и акты в электронном архиве в полном объеме, причем на переходной стадии до оборудования всех нотариальных контор [4].
С принятием Закона Республики Казахстан от 07.01.2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» были урегулированы электронные и текстовые формы сделок. Исходя из современных возможностей и перспектив электронного документооборота, нотариус, сопровождающий заключение договоров, должен уже сегодня овладеть знаниями о данных институтах и подготовиться к применению электронной формы. Переход нотариальной удосто-верительной деятельности к электронной форме - предположительно при помощи локальной нотариальной сети - является лишь вопросом времени. Для этого электронный документ должен заменить его бумажную форму в качестве основного носителя информации. В повседневной практике остро ощущается стремительное развитие документооборота и постоянно растущий объем информации, требующий более быстрых и современных возможностей от услуг нотариуса в качестве консультантов.
В 2009 г. Министерством юстиции РК была разработана «Единая нотариальная информационная система», которая является руководством по работе с клиентским приложением информационной системы ЕНИС и предназначена для пользователей Приложения. Пользователями Приложения являются ответственные сотрудники Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан, Республиканская нотариальная палата, территориальные нотариальные палаты, ответственные сотрудники Департаментов юстиции областей и гг. Алматы, Астана и нотариусы Республики Казахстан, обеспечивающие ввод в Систему данных, контроль правильности ввода, обработку данных и выдачу документов [5].
Учитывая происходящие в стране реформы, можно утверждать, что обоснования необходимости перехода к «Единой нотариальной информационной системе» не требуется. Информаци-
150 7 № 1 (17) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
онная система ЕНИС предназначена для автоматизация бизнес-процессов нотариальной деятельности, создания электронного реестра совершенных нотариальных действий. Электронный нотариат необходим для снижения риска мошенничества при заключении сделок за счет идентификации и проверки документов физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества, а также земельных участков, для повышения качества работы нотариусов за счет автоматизации их деятельности по проверке на легитимность документов и статусов физических лиц (недееспособный, осужденный, умерший, разыскиваемый) и юридических лиц (действующий/недействующий), недвижимого и движимого имущества (отсутствие обременения), а также в целях упрощения процесса координации и мониторинга деятельности нотариусов.
Архивирование нотариальных документов относится к характерным признакам профессии нотариуса в Казахстане. Как носитель публичной власти, нотариус, гарантируя надлежащее хранение документов, придает им доказательственную силу. Составление и хранение документов является юридической обязанностью нотариуса, а хранение документов является также основой дачи квалифицированных и полных консультаций.
Переход к электронному архиву нотариальных документов в Казахстане произойдет еще не скоро. Для этого необходимо создание специального нотариального органа, который бы разработал такой архив, а также соответствующая законодательная основа. Принимая такое решение, казахстанский нотариат может использовать опыт австрийского нотариата. В качестве первого нотариата в Европе австрийские нотариусы предлагают централизованное сохранение и архивирование всех нотариальных документов. Централизованное сохранение данных является лишь первым шагом, сохраненные данные должны содержаться в неизменной форме вечно. При переходе на электронную форму архивирования отпадает любая обязанность нотариуса по хранению документов, на него будет возложена обязанность по направлению документов в центральный архив, при этом нотариус в любое время может ознакомиться с документом, поскольку мощности архива и скорость передачи информации позволяют оперативно получать документы.
Для создания в Казахстане электронного архива документов отсутствуют необходимые правовые основы. В настоящее время нотариусы страны должны решить вопрос, полезным ли для казахстанского нотариуса окажется введение электронного архивирования. Первый шаг к элек-
тронному архиву документов может быть только со стороны сообщества нотариусов. При совершении цифровой подписи в будущем необходимо создание единого стандарта безопасности. Тем самым отпадает необходимость архивирования документов в государственных органах, а также в судах. Центральный нотариальный архив документов дает доступ к нужной информации в любое время быстро и надежно. Это приведет к высокому качеству нотариальных услуг, вследствие чего нотариат станет гарантом конфиденциальности и безопасности хранимой информации. Заинтересованным сторонам будет предоставлена возможность быстрого доступа к необходимой информации.
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что одной из предстоящих задач казахстанского нотариата станет вопрос о переходе архивирования в традиционной форме к централизованному электронному архивированию документов. Несмотря на то, что в настоящее время бумажная форма остается единственным надежным средством хранения, она станет копией цифрового документа. Это предполагает создание, поддержку нотариатом, а также предоставление в распоряжение такого явления, как «цифровой документ».
При анализе вопросов электронного документооборота с позиций нотариата необходимо исходить из того, что как коммуникации между государственными и судебными органами на основе компьютерного обеспечения, так и соответствующее законодательство находятся еще в начале своего пути, который в результате приведет к полной отмене обмена информацией на бумажных носителях [6]. Достижение данной цели является политически целесообразным и практически необходимым уже в силу связанных со средствами электронной коммуникации возможностей по ускорению операций по переработке данных, а также снижения расходов и затрат на архивирование. Хотя в Казахстане проводится работа в этом направлении, действующие в настоящее время в стране законы по-прежнему ориентированы на бумажные носители информации, поэтому воспроизведение хранимых в электронной форме документов на бумаге квалифицируется как обычная копия, приобретает статус удостоверенного документа. В сущности, ситуация остается прежней, лишь при соответствующей переработке электронного документа, его печати на бумаге с наделением присущих официальных и официально удостоверяемым документам формальностей конечный результат представляет собой документ, пригодный для дальнейшего использования.
Трибуна молодого ученого
П5П
С введением электронного нотариата расширятся полномочия нотариуса в сфере получения необходимой информации. Часто, к примеру, нотариусы не могут получить данные о недвижимом объекте при заключении сделки. Сейчас нотариусы не имеют доступа к базе утраченных паспортов, к информации о лицах, признанных недееспособными по решению судов, не имеют право подавать запросы в ЗАГСы. Все это увеличивает риски нотариуса и его клиентов. Для эффективной защиты информации в будущем требуется разработка отраслевых нотариальных норм, посредством которых были бы реализованы основополагающие принципы: необходимости, целесообразности с перечнем исключений, прав на ознакомление и получение справки, подконтрольности. Подобные нормы конкретизировали бы данные принципы и тем самым в большей степени отвечали бы потребностям нотариата. Необходимо принятие закона о защите информации в нотариате, учитывающего особенности нотариальной деятельности, а также правила защиты информации в нотариате.
Изучение правового опыта других государств и их союзов позволяет более ясно увидеть перс-
пективы и пределы использования новых технологий в сфере права, а также возможные направления их правового регулирования в гражданском обороте, поскольку нотариальные действия опосредуют и являются формой осуществления, прежде всего, деятельности участников гражданских правоотношений. Новые положения законов об электронном документообороте представляют собой открытие новой эпохи нотариального права в РК. Закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», а также последние изменения и дополнения в нормативные правовые акты нашего государства значительно облегчают исполнение электронных документов. В результате сотрудничества с государственными органами и судами в электронной форме возникает необходимость в принятии норм об электронном удостоверении как в форме удостоверения копии, так и в форме удостоверения подписи. Надежные электронные средства коммуникации, а также возможности по удостоверению в электронной форме не только приведут в замене большей части бумажной работы ее электронными формами, но и повлекут новые сферы деятельности и новые задачи нотариата.
Использованная литература
1. Бахралинов A.C., Проскурякова Е.Г. Нотариат. - П. Арман-ПВ, 2007. - С. 23.
2. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательства в суде. - М., 2000.
3. Elektronik und Ukrunde b: Schriftenreihe des Osterreichischen Notariates (Hrsg. Manfred Jochum).
- 2000. S. 57-77.
4. Параграф 140е Закона Австрийской Республики о нотариате, Директива АНП от 23 ноября 1999г. об электронном архиве документов австрийского нотариата. - 2000.
5. «Единая нотариальная информационная система». Руководство пользователя для нотариусов. АО «НИТ». - Астана, 2009. - С. 5.
6. Об электронном документообороте с учетом нотариальной практики: Oertel. Op. cit. Fn.3 MMR.
- 2001. - S. 419.
Мацалада ic-цагаз жург1зудщ электронды турт К,азацстандыц нотариат, тэжгрибесте erni-зудщ цажеттыт нeгiзiндe жасалганы туралы айтылады. Автор жаца ацпараттыц жyйeлepдi нотариалды mэжipибeдe цолданудыц жагымды жэне жагымсыз жацтарын атап квpcemeдi.
В данной cmаmъe cдeлана попытка обоснования необходимости внeдpeния в практику казахстанского нотариата электронной формы докумeнmообоpоmа. Автором обcmояmeлъно аpгумeнmиpуюmcя как позитивные, так и негативные стороны использования новых информационных систем в нотариальной практике.
In this article the base attempt of introduction need of electronic form of correspondence of Kazakhstan notary work into practice was taken. The author thoroughly gives the negative sides of using the new informative systems in notaries practice as well as positive sides.