Научная статья на тему 'Проблемы применения электронной подписи в нотариальной деятельности'

Проблемы применения электронной подписи в нотариальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1087
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАТ / NOTARY / ДОВЕРИТЕЛЬ / PRINCIPAL / ПРОСТАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / SIMPLE ELECTRONIC SIGNATURE / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / QUALIFIED ELECTRONIC SIGNATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотова О. В.

Нотариат один из важнейших институтов Российской Федерации, который стоит на страже прав и интересов граждан, организаций, помогая в укреплении законности и правопорядка. Он прошёл многовековой путь служения правам человека и сегодня остаётся верен своей главной миссии предотвращать споры между гражданами. Нотариус в этом смысле гарант справедливости и законности частных правоотношений, обеспечивающий надёжное закрепление прав и предсказуемость их судьбы. Нотариус призван привносить мир и стабильность в отношения между гражданами. Эта миротворческая миссия нотариата служит всеобщему благу, ведь человеку нужны не судебные тяжбы, а мир. Сегодня мы являемся свидетелями активной деятельности государства, направленной на преобразование нормативно-правового регулирования различных сфер общественных отношений. Неотъемлемой частью этих преобразований явилось совершенствование института нотариата и нотариальной деятельности. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сложностей, связанных с применением электронного документооборота в нотариальной деятельности, особенности использования электронной подписи нотариусами, проблемы применения инновационных технологий в деятельности нотариата. Автором делается вывод о необходимости правового закрепления возможности применения простой электронной подписи доверителем при изготовлении нотариусом доверенности в электронной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы применения электронной подписи в нотариальной деятельности»

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ В НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS OF APPLICATION OF ELECTRONIC SIGNATURE

Аннотация: нотариат - один из важнейших институтов Российской Федерации, который стоит на страже прав и интересов граждан, организаций, помогая в укреплении законности и правопорядка. Он прошёл многовековой путь служения правам человека и сегодня остаётся верен своей главной миссии - предотвращать споры между гражданами.

Нотариус в этом смысле - гарант справедливости и законности частных правоотношений, обеспечивающий надёжное закрепление прав и предсказуемость их судьбы. Нотариус призван привносить мир и стабильность в отношения между гражданами. Эта миротворческая миссия нотариата служит всеобщему благу, ведь человеку нужны не судебные тяжбы, а мир.

Сегодня мы являемся свидетелями активной деятельности государства, направленной на преобразование нормативно-правового регулирования различных сфер общественных отношений. Неотъемлемой частью этих преобразований явилось совершенствование института нотариата и нотариальной деятельности.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся сложностей, связанных с применением электронного документооборота в нотариальной деятельности, особенности использования электронной подписи нотариусами, проблемы применения инновационных технологий в деятельности нотариата.

Автором делается вывод о необходимости правового закрепления возможности применения простой электронной подписи доверителем при изготовлении нотариусом доверенности в электронной форме.

Ключевые слова: нотариат, доверитель, простая электронная подпись, квалифицированная электронная подпись.

Для цитирования: Федотова О.В. Проблемы применения электронной подписи в нотариальной деятельности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 3. С. 40-43.

Abstract: the notary is one of the most important institutions of the Russian Federation, which protects the rights and interests of citizens and organizations, helping to strengthen law and order. He has gone through centuries of service to human rights and today he remains true to his main mission - to prevent disputes between citizens.

A notary in this sense is the guarantor of the fairness and legality of private legal relationships, ensuring a reliable consolidation of rights and predictability of their fate. The notary is called upon to bring peace and stability to the relations between citizens. This peacekeeping mission of the notary serves the common good, because a person does not need litigation, but peace.

Today we are witnessing the active work of the state aimed at transforming the regulatory and legal framework of various spheres of social relations. An integral part of these changes was the improvement of the notarial institution and notarial activity.

The article deals with the issues related to the problems of the use of electronic document management in notarial activities, especially the use of electronic signature by notaries, the problems of applying innovative technologies in the activities of notaries.

The author makes a conclusion about the necessity of legal consolidation of the possibility of using a simple electronic signature by the principal when making a power of attorney in electronic form by a notary.

Keywords: notary, principal, simple electronic signature, qualified electronic signature.

For citation: Fedotova O.V. Problems of application of electronic signature in notarial activity // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 3. P. 40-43.

IN NOTARIAL ACTIVITY

УДК 347.4

О.В. ФЕДОТОВА,

кандидат биологических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) [email protected]

OLGA.V. FEDOTOVA,

Candidate of Biological Sciences (Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)

Нотариат в Российской Федерации неразрывно связан с континентальным правом и функционирует на принципах объективности, независимости, высокой профессиональной ответственности нотариусов. Отличительной чертой выступает и выполнение нотариусами функции превентивной досудебной защиты. Таким образом, нотариат отвечает за безопасность и стабильность гражданского оборота в новой постсоветской России.

Нотариусы Российской Федерации осуществляют свою деятельность по единым стандартам нотариальной деятельности, которые установлены Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Тем самым государство обеспечивает и гарантирует единый стандарт нотариальной деятельности, равный уровень правовой защиты и признание юридической силы нотариальных актов на всей территории Российской Федерации.

На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная работа государства, направленная на улучшение нормативно-правового регулирования многочисленных сфер, складывающихся в обществе. Не обошли данные процессы и институт нотариата.

Основным вектором, в котором происходит преобразовательная деятельность отечественного нотариата, выступает развитие электронного документооборота.

Выбор данного приоритетного направления обусловлен мощным развитием информационного пространства и интернет-технологий.

Еще в 2012 г. глава российского правительства Дмитрий Медведев высказался в пользу полного перехода органов власти на применение электронного документооборота с отказом от использования «бумажной» документации. «Я считаю, что все государственные структуры - и правоохранительные, и судебные структуры - вообще все подлежат переводу на электронный документооборот. Более того, и выпуск нормативных актов тоже в конечном счете доложен быть переведен на электронную форму»1.

Долгое время законодательство о нотариате не предусматривало специальных положений, регламентирующих порядок совершения нотариальных действий в отношении электронных документов. В связи с этим считалось, что «через Интернет невозможно совершить сделки, требующие нотариального удостоверения, поскольку удостоверительная надпись может быть совершена только на „бумажном" документе».

1 http://www.cnews.ru/news/top/medvedev_prizval_zapretit. bumazhnyj (дата обращения 25.01.2018).

Начало комплексного формирования соответствующей области законодательства в Российской Федерации было положено несколько лет назад с принятием Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи». Из анализа нормативного положения закона следует, что главное назначение электронной подписи - подтверждать авторство документа и гарантировать его неизменность после подписания, а также обеспечивать возможность обмена электронными документами с органами власти, организациями. В соответствии со ст. 5 вышеупомянутого закона видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Выделяют усиленную неквалифицированную электронную подпись2 и усиленную квалифицированную электронную подпись3 [1].

Спустя несколько лет после принятия этого закона произошли серьезные изменения законодательства, регулирующего деятельность нотариата. С 1 июня 2014 г., после вступления в силу изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-14, ситуация поменялась5.

В настоящее время нотариус имеет право совершать не только нотариальные действия на основе электронных документов, но и иные нотариальные действия: «удостоверение равнозначности электронного документа документу на материальном носителе» (ст. 103.8), «удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу» (103.9)6.

Кроме того, у нотариуса появилась возможность выступать посредником в передаче электронных документов от одних физических и юридических лиц другим лицам (ст. 86). Для совершения указанных действий нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись (ст. 11). Однако, несмотря на все эти нововведения, сфера их применения достаточно ограничена: нотариус либо сам создает электронные документы на базе предъявленных ему документов на бу-

2 Далее - неквалифицированная электронная подпись.

3 Далее - квалифицированная электронная подпись

4 Далее - Основы законодательства о нотариате.

5 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс] (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.01.2018).

6 Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник / под ред. Е.А. Борисовой. - Москва: Юстицинформ, 2016. 480 с.

мажных носителях, либо совершает действия с электронными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью, которая в электронной коммерции используется крайне редко. Поэтому рассчитывать на то, что нотариусы станут драйверами развития электронного документооборота в сфере электронной коммерции, вряд ли стоит, но и забывать про них тоже не надо7.

На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с использованием электронной подписи нотариуса. Наиболее актуальные вопросы электронного взаимодействия, применения электронной подписи (поскольку именно она способствует тому, что электронный документ становится равнозначным документу на бумажном носителе) периодически обсуждаются в процессе проведения собраний, семинаров нотариусов.

Кроме проблем, связанных с несовершенством законодательной основы, регулирующей электронный документооборот и использование электронной подписи нотариуса, есть еще ряд сложностей [10].

Актуальной проблемой является фактор, сопряженный с психологической составляющей человека, так как обществу достаточно трудно привыкнуть к изменениям, связанным с появлением электронной подписи, так как прежде всего ее отличает некая виртуальность, впрочем виртуальностью обладает и сам электронный документ. Решение данной проблемы носит прежде всего временной характер, поскольку данное непонимание характерно для всех новых продуктов, внедряемых для использования в общество.

Помимо психологического фактора актуальными остаются проблемы, связанные с доверием граждан документам, заверенным электронной подписью, вопросы, связанные с целостностью и сохранностью документов.

Поскольку если при использовании бумажного документооборота для определения наличия у документа юридической силы достаточно посмотреть подпись и печать, то при использовании электронного документооборота и электронной подписи на документе это сделать гораздо сложнее.

Не стоит забывать и о том, что в условиях постоянного совершенствования законодательства, развития информационных технологий возрастает необходимость повышения квалификации практикующих нотариусов,

7 Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование [Электронный ресурс]: учебное пособие - 2-е изд. - Москва: Статут, 2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

сотрудников нотариальных контор и палат. Процесс интеграции нотариата в электронное взаимодействие требует от нотариуса совершенствования теоретических знаний и практических навыков.

Существующие в России стандарты электронных подписей и документов в электронном виде, как правило, являются препятствием для использования удостоверенных нотариально документов в электронном виде за рубежом. При этом традиционные документы на бумажных носителях таких проблем не вызывают. В частности, консульства зарубежных стран не принимают нотариально заверенные российские электронные документы, также невозможно проставить апостиль [2].

Еще одним важным моментом является то, что законодательством предусмотрена возможность изготовления нотариусом, например, доверенности в электронной форме. Такая доверенность должна быть подписана доверителем в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Также нотариус может удостоверить равнозначность электронного документа бумажному. Изготовленный при этом электронный документ равен по юридической силе документу на бумажном носителе. Однако на практике данные нововведения пока не распространены (ст. 44.2, ч. 1 ст. 103.8 Основ законодательства о нотариате). Проблема заключается в том, что для получения удостоверенного в электронном виде документа гражданин должен иметь личную квалифицированную электронную подпись. При этом усиленные электронные подписи создаются с использованием криптографических инструментов и включают в себя сертификат аккредитованного удостоверяющего центра, который придает ей силу традиционного бумажного документа с собственноручной подписью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг») были даны описание и порядок использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг в дополнение к уже используемой усиленной электронной подписи.

Простая электронная подпись не требует при своем создании сертификата, таким образом исключая из процесса своего создания цепочку как конечных удостоверяющих центров, так и корневого УЦ «Ростелеком».

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

2018'3

ЧАСТНОГО ПРАВА

Условия получения простой электронной подписи предельно деформализованы. Для ее получения, как предписывает правительственный документ, гражданину России достаточно предъявить паспорт, а представителю юридического лица - доверенность уполномоченного лица либо паспорт руководителя организации.

В связи с этим считаем целесообразным внесение изменений в ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате о том, что лицо, обратившиеся для совершения нотариального действия к нотариусу, подписывает документ не квалифицированной, а простой электронной подписью.

Получение простой электронной подписи может стимулировать активность граждан по изготовлению и использованию простой электронной подписи не только для осуществления нотариальных действий, но и для получения государственных услуг.

Есть еще один момент, который стоит учитывать: для того чтобы проверить, что электронный документ действительно удостоверен, получатель должен иметь собственную ЭЦП, то есть пока еще невозможно предъявить

сотруднику ДПС скан доверенности на своем смартфоне, даже если он удостоверен нотариусом, поскольку сотрудник ДПС вряд ли имеет возможность на месте проверить соответствие электронной цифровой подписи. Но определенные тенденции налицо. То, что недавно выглядело фантастикой, - не носить с собой истрепанные документы, а предъявлять их на экране планшета либо передавать на флешке - в скором времени станет реальностью.

Таким образом, по нашему мнению, учитывая, что на сегодняшний день не так много граждан имеют или стремятся получить квалифицированную электронную печать ЭЦП, можно сказать, что данные изменения законодательства оставят определенный задел на будущее, когда полностью электронный, безбумажный документооборот будет доминировать.

Поскольку только налаженный механизм регулирования электронного документооборота позволит привнести уверенность гражданам относительно того, что электронный документ, удостоверенный электронной подписью нотариуса, надёжно закрепляет его права, защищает от юридических рисков.

Литература

1. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи»: монография. - Москва: Юстицинформ, 2011. 104 с.

2. Имансу А.С. Удостоверение сделок в электронном виде // Нотариус. 2017. № 6. С. 20-21.

3. Брянцева О.В. Использование информационных технологий в нотариальной деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 241-246.

4. ИвановН.А. Об электронных документах и электронной цифровой подписи // Информационное право. 2006. № 3. С. 11-12.

5. Кирилловых А. Правовые аспекты механизма электронного взаимодействия в законодательстве об электронной цифровой подписи // Адвокат. 2011. № 11. С. 52-63.

6. Вехов В.Б. Криминалистически значимые сведения об электронной цифровой подписи // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008. № 1 (6). С. 71-80.

7. Ястребов В.В., Ястребов Д.В. Реформирование правовой базы нотариата: проблемы и перспективы // Законодательство. 2013. № 7. С. 41-48.

8. Кириллова Е.А. Проблемы развития электронного документооборота в российском законодательстве // Нотариус. 2017. № 1. С. 6-9.

9. Малофеев С.С. О применении электронной цифровой подписи в электронном документообороте [Электронный ресурс] // Делопроизводство. 2009. № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Федотова О.В. Проблемы применения электронной подписи в нотариате // Наука и практика. 2014. № 3 (60). С. 107-110.

References

1. Kirillovyh A.A. Kommentarij k Federalnomu zakonu ot 6 aprelya 2011 g. № 63-FZ «Ob elektronnoj podpisi»: monografiya. -Moskva: Yusticinform, 2011. 104 s.

2. Imansu A.S. Udostoverenie sdelok v elektronnom vide // Notarius. 2017. № 6. S. 20-21.

3. Bryanceva O.V. Ispolzovanie informacionnyh tehnologij v notarialnoj deyatelnosti // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2016. № 1 (108). S. 241-246.

4. Ivanov N.A. Ob elektronnyh dokumentah i elektronnoj cifrovoj podpisi // Informacionnoe pravo. 2006. № 3. S. 11-12.

5. Kirillovyh A. Pravovye aspekty mehanizma elektronnogo vzaimodejstviya v zakonodatelstve ob elektronnoj cifrovoj podpisi // Advokat. 2011. № 11. S. 52-63.

6. Vehov V.B. Kriminalisticheski znachimye svedeniya ob elektronnoj cifrovoj podpisi // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii.

2008. № 1 (6). S. 71-80.

7. Yastrebov V.V., YastrebovD.V. Reformirovanie pravovoj bazy notariata: problemy i perspektivy // Zakonodatelstvo. 2013. № 7. S. 41-48.

8. Kirillova E.A. Problemy razvitiya elektronnogo dokumentooborota v rossijskom zakonodatelstve // Notarius. 2017. № 1. S. 6-9.

9. MalofeevS.S. O primenenii elektronnoj cifrovoj podpisi v elektronnom dokumentooborote [Elektronnyj resurs] // Deloproizvodstvo.

2009. № 2. Dostup iz SPS «KonsultantPlyus».

10. Fedotova O.V. Problemy primeneniya elektronnoj podpisi v notariate // Nauka i praktika. 2014. № 3 (60). S. 107-110.

(статья сдана в редакцию 28.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.