Научная статья на тему 'Правовое регулирование эксплуатации маломерных судов'

Правовое регулирование эксплуатации маломерных судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1337
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОМЕРНОЕ СУДНО / КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ СУДА / РЕГИСТРАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ / ГИМС / ПРАВО НА УПРАВЛЕНИЕ МАЛОМЕРНЫМ СУДНОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылова Е.Г.

В данной статье даётся понятие «маломерного судно», рассматриваются основные особенности изменения законодательства Российской Федерации в области регистрации и дальнейшей эксплуатации маломерных судов, а также проблематика и недоработки нормативно правовых актов по данному вопросу, соотношение с иностранным и международным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование эксплуатации маломерных судов»

Пристатейный библиографический список:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 17 февраля 1978 года)

3. ХЕЛКОМ 1974г. - международная организация, которая совершает общий экологический менеджмент в Балтийском море.

Копылова Е.Г.

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ

СУДОВ

Аннотация: В данной статье даётся понятие «маломерного судно», рассматриваются основные особенности изменения законодательства Российской Федерации в области регистрации и дальнейшей эксплуатации маломерных судов, а также проблематика и недоработки нормативно правовых актов по данному вопросу, соотношение с иностранным и международным законодательством.

Ключевые слова: маломерное судно, коммерческие и некоммерческие суда, регистрация маломерных судов, ГИМС, право на управление маломерным судном.

LEGAL REGULATION OF SMALL-CRAFT BOATS

Summary: In this article the term small-size craft is given , main features of the legislation change of RF in the area of registration and further operation of small-size craft discussed, also issues and deficiencies Regulatory legal instruments on these matters. relationship with foreign and international rules are discussed.

Keywords: small-craft boat, commercial and non - commercial shipping, registration of small - crafts boats, state inspectorate for small craft, national certificate for operator of small craft

Российская Федерация самое огромное государство в мире, эта страна обладает обширным количеством рек, озёр, водохранилищ, искусственных водоёмов и т. д. Наличие такого большего количества внутренне водных и морских путей способствовало бурному развитию маломерного судоходства. Примерно, на государственном учёте в настоящее время находятся более полутора миллиона маломерных судов и эта цифра постоянно растёт. Так по статистики Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по городу Санкт-Петербург за последние три года гражданами было куплено свыше 2,5 тысяч гидроциклов и с начала 2018 года было проведено ГИМС совместно с другими структурными подразделениями 1 500 профилактических выездов, по результатом которых было выписано 556 постановлений об административных правонарушений связанных с управлением маломерными судами. Именно поэтому необходимо чёткое регулирование вопроса эксплуатации данного вида транспорта, по вопросом которого не так давно произошли глобальные изменения в законодательстве.

25 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»

Старое определение было очень громоздким и не давало чётких уточнений, под маломерным судном ранее понималось, самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажиро- вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

Теперь со вступлением в силу нового закона под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Данное определение было соотнесено с аналогичным определением, данным в правилах Европейской экономической комиссии ООН. Из этого следует, что маломерные суда Российской Федерации подчиняться примерно тем же правилам, которые приняты во всем мире.

Термин «малое судно», именно такое название дано данному виду судов в Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям, это любое судно, длина корпуса которого

меньше 20 метров, за исключением судов, построенных или оборудованных для буксировки, толкания или ведения вначале судов, не являющихся малыми судами, судов, на которых разрешено перевозить более 12 пассажиров, и паромов 2.

В соответствии с приказом МЧС России, вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Следует понимать отличия маломерного коммерческого судна от некоммерческого.

Основным обстоятельством различия является цель использования. Хотя данные понятие коммерческое и некоммерческое судно не были даны законодателем и по данному вопросу возникает много споров в плане их разграничения. Так если основываться на Гражданском Кодексе Российской Федерации и за основу понятия коммерческая деятельность брать термин предпринимательская деятельность, хоть и с правовой точки имеются очень характерные различия и не состыковки, то можно выявить что основополагающей целью коммерческой деятельности является получение прибыли.

Так явными примерами использования маломерного водного транспорта в коммерческих целях являются перевозка пассажиров или грузов за определённое вознаграждения. Хотя иногда граница определяющая коммерческое и некоммерческое использование маломерного судна не очевидна, например участие яхты за вознаграждение в каких либо соревнованиях, бербоут-чартер. При регистрации судна собственник должен указывать цель её будущего использование. Именно данное условия, дальнейшей эксплуатации, определяет порядок регистрации маломерных судов.

Так, судно используемые в коммерческих целях, подлежат регистрации в системе Росморречфлота (Федерального агентства морского и речного транспорта), регистрация проводиться капитанами морских портов и бассейнов внутренних водных путей. Технические требования определяются требованиями Морского и/или Речного регистров. Управлять таким судном и работать в любой должности от матроса до капитана могут только лица, имеющие соответствующие рабочие профессиональные дипломы. С точки зрения правового регулирования, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, ничем не отличаются от больших пароходов.

Те коммерческие маломерные суда, которые ранее были зарегистрированы в структурном подразделении ГИМС, должны сняться с учёта данного структурного подразделения, и подать заявления с приложением судового билета от ГИМС и подтверждением ГИМС об исключение из реестра маломерных судов, на государственную регистрацию в органы государственной регистрации. Далее производиться регистрация и получение судового билета, после чего производится освидетельствование судна, получение акта и, при положительном результате освидетельствования, вноситься соответствующая отметка в судовом билете.

Так из выше изложенного можно выявить примерные признаки некоммерческого маломерного судно, это такие суда, вид деятельности которых не ставит основополагающей целью извлечение прибыли, т.е. для личных нужд: туризм, отдых и т.д.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов. В соответствие с Приказом МЧС России от 24.06.2016 года № 339 предоставление государственные услуги по государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

На основании этого есть некоторые пробелы в законодательства. Рассмотрим такой документ как ГОСТ Р ИСО-8666-2012, а именно в части относящийся к массе маломерного судна с подвесным мотором. В пункте 6.3.1.4.2. говориться, что масса судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжёлого подвесного мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более лёгкий мотор и сопутствующие оборудование. На примере данная ситуация выглядит так, возьмём моторную лодку «Казанка-М», масса данного плав средства в снаряженном состоянии равна 145кг. Если поставить на нее мотор мощностью до 8 киловатт (10.88 л.с.), то суммарный вес лодки и мотора не превышал 200 кг. Следовательно, соотнося с выше указанным положением данное судно не подлежит государственной регистрации.

Заглянув в документы на лодку, можно увидеть, что производитель одобрил вешать мотор максимальной мощностью в 25 лошадиных сил, который в свою очередь весит более 60 кг, а следовательно вес лодки будет превышать установленное ограничение в 200 кг. Таким образом, имея мотор меньшей мощности судно должно быть зарегистрировано. Из выше изложенного можно сделать определённые выводы, несмотря на изменение и упрощение определённых правил в законодательстве Российской Федерации в области эксплуатации маломерных судов и их

регистрации, существует множество правовых пробелов которые требуют немедленных устранении.

Эксплуатация маломерного судна возможна только, после регистрации в судовой книге; нанесения бортовых номеров и технического освидетельствования, которое разделяется на первичное, проводимое непосредственно перед государственной регистрацией - проверяется техническая документация на судно, оснащение определённым оборудованием; устанавливается район плаванья, вместимость судна и другие обязательные условия и нормы технических требований.

Ежегодное техническое освидетельствование, проводиться до начала пользования судна в текущем году. При данном виде освидетельствование также проверяется наличие технической документации, наличие оборудования, основным является неизменность основных элементов судна и его техническое состояния.

Также к управлению судном допускается только судоводитель имеющие право на управление маломерным судном. Прежде чем получить права, необходимо выбрать их категорию:

• Внутренние пут, к данной категории относится хождение маломерных судов по рекам, озёрам, но нету выхода в открытое море и нет регулярных судоходных маршрутов;

• Водные пути, присутствуют судоходные маршруты;

• Морские пути. Внутренние морские пути хождение не более 12 миль от берега.

Структурное подразделение ГИМС не выдаёт права на управление судном за приделами Российской Федерации из-за того что не была ратифицирована Резолюция № 40. Например, в Германии, где была приведен в действие данный документ, компетентный органом, санкционирующий выдачу международного удостоверения судоводителя является, Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития, уполномоченный орган выдающий данные права - Объединение моторных яхт Германии или Объединение парусных яхт в Германии. В Финляндии данными компетенциями наделён Национальный совет по судоходству. Белоруссии, Государственная инспекция по маломерным судам. 1

При пользование маломерным судном, судоводитель должен руководствоваться не только ведомственными и национальными правилами, но и международными. К ним в частности относятся Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС -72) устанавливающие порядок действия судоводителя по предупреждению столкновения судов в море и соединённых с ними вод, распространяется на все виды плавучих средств включая маломерные суда.

Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех ранее вышеизложенных фактов следует отметить, что соблюдение действующих национальных и международных правил, а также введение новых в соответствии Европейскими правилами, приведут к упрощению и чёткому регулированию эксплуатации маломерных судов в Российской Федерации.

Пристатейный библиографический список:

1. Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) от 27 сентября 2007г.

2. Международное удостоверение на право управления прогулочным судном, Резолюция № 40 от 16 октября 1998г.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» от 23.04.2012 № Зб-ФЗ

4. Письмо Минтранса РФ от 16 мая 2012 г. № 05-04-1655 «О государственной регистрации морских и речных судов».

5. Приказ МЧС России от 24.06.2016 года № 339 « Об утверждение Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

6. Нуникян Амаяк О Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, закрытии навигации на воде и ответственности судовладельцев в интервью газете «Московский Комсомолец» [Электронный ресурс] - http://www.mchs.gov.ru/

7. Маломерное судно [Электронный ресурс] -http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=43831

Коченова К.И.

Студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, старший преподаватель кафедры морского и международного права ГУМРФ им. адмирала О.С. Макарова

ОСОБЕННОСТИ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РАЙОНЕ ПИРАТСТВА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ

Аннотация: В данной работе рассматривает проблематику пиратства в районе Восточной Африки (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания) и основной способ защиты морское страхование. Пиратство, как основная проблема, в последние три года нанесло страховщикам ущерб более, чем полмиллиона раз. Множество судов попадает в пиратский плен у берегов Восточной Африки, где погибают люди, а также возрастают убытки для судовладельцев и грузовладельцев. Безусловно, нам стоит разобраться в этой проблеме. Конечно, полностью достоверная информация нам неизвестна, в связи с тем, что судовладельцы неохотно регистрируют официальные пиратские покушения. Обычно эти сведения также не доходят и до страховых компаний. В качестве мер борьбы с пиратством судовладельцы предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, а вооружать свой экипаж или нанимать охрану. Ключевые слова: пиратство, Восточная Африка, сомалийские пираты, судовладельцы, Африканский Рог, территориальные воды, «коридоры безопасности» и Аденский залив.

FEATURES OF MARINE INSURANCE IN THE AREA OF PIRACY ON THE

EXAMPLE OF EAST AFRICA

Annotation: This article discusses the problems of piracy in the region of East Africa (India, Sri Lanka, Bangladesh, Somalia, Tanzania) and the main way to protect marine insurance. Piracy, as the main problem in the past three years. A number of ships are captured by pirate off the coast of East Africa, where people are killed, and losses for shipowners and cargo owners increase. Of course, we should understand this problem. Of course, completely reliable information is unknown to us, due to the fact that shipowners are reluctant to register official pirated attempts. Usually, this information also does not reach the insurance companies. As measures to combat piracy, shipowners prefer not to turn to law enforcement agencies, but to arm their crew or hire security guards.

Keywords: piracy, East Africa, Somali pirates, shipowners, Horn of Africa, territorial waters, security corridors and the Gulf of Aden.

По сей день не теряет своей актуальности такая проблема, как морское пиратство. Это одна из самых старейших проблем в истории человечества. Определение пиратства и меры по борьбе содержатся в конвенции ООН по морскому праву 1994 года. В этом документе говорится о том, что все государства должны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны. Морское пиратство со временем превратилось в огромную международную проблему. В различных странах порядок привлечения к суду лиц, которые принадлежат к пиратской группировке и процесс судебного разбирательства трактуется по-разному. Нужно серьезно подходить к данной проблеме с выработкой комплексных мер по ликвидации этого опасного явления.

Морское пиратство создает угрозу наиболее важным морским коммуникациям в мире, препятствия в развитии свободной торговли, вследствие чего возникает повышение страховых ставок, а так же негативным образом сказывается на морских перевозках. Общее удорожание перевозок из-за угрозы нападения отрицательно сказывается на экономических показателях производства российского флота , а впоследствии и на налоговые поступления в бюджет страны.

Рассмотрим динамику атак и захватов судов пиратами в водах, которые прилегают к Сомали и к Индийскому океану в период с 2005- до конца сентября 2010 года. В данной работе понимается под словом «атака» именно попытки опасного сближения подозрительного судна и попытки абордажа. Активный рост пиратства пришелся на 2008 год, 134 неудавшийся попытки захватить судно и 46 попыток захвата судна. Несмотря на все усилия военных предотвратить этот рост, в 2009 году неудавшиеся попытки выросли, теперь их число составляет 171, но захваты судов уменьшились в 3 раза. Самым благополучным годом стал 2006-ой, во второй половине этого года власть Сомали была присоединена к Союзу исламских судов, который активно противоборствовал пиратству. С июня по декабрь 2006 года была зарегистрировано всего лишь 3 случая пиратского нападения. До 2007 года пираты нападали в Аденском заливе и у побережья Сомали, их целью были суда, которые шли в местные порты, особенно с гуманитарной помощью. Когда началась активная борьба военных с пиратством в этих местах, они сместились ближе к океану. Конечно же, это успех для европейских военных, ведь пиратам в открытом море гораздо труднее найти жертву, а в сезон штормов особо не встретишь небольшие лодки. Океанские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.