Научная статья на тему 'Правовые аспекты таможенного оформления маломерных судов'

Правовые аспекты таможенного оформления маломерных судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / TECHNICAL REGULATION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / МАЛОМЕРНЫЕ СУДА / SMALL CRAFT / СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / SHIP REGISTER / СУДОВОЙ РЕЕСТР / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / OFFICIALS / SHIPPING DOCUMENTS / TRANSPORTATION OF GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысак Евгений Дмитриевич

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся оформления маломерных судов; анализируются правовые аспекты таможенного контроля в отношении данных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лысак Евгений Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal aspects of the small craft customs processing

The article dwells on the issues of legislation relating to the small craft customs processing. The analysis is given to the legal aspects of the customs control of the small craft

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты таможенного оформления маломерных судов»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543:656(100) ББК 67.401.143

Е.Д. ЛЫСАК

Правовые аспекты таможенного оформления маломерных судов

Рассматриваются вопросы законодательства, касающиеся оформления маломерных судов; анализируются правовые аспекты таможенного контроля в отношении данных судов.

Ключевые слова: технический регламент, таможенный союз, маломерные суда, судовые документы, судовой реестр, перевозка грузов, должностные лица.

E.D. Lysak

The legal aspects of the small craft customs processing

The article dwells on the issues of legislation relating to the small craft customs processing. The analysis is given to the legal aspects of the customs control of the small craft.

Keywords: technical regulation, Customs Union, small craft, shipping documents, ship register, transportation of goods, officials.

На страницах нашего журнала уже освещались вопросы таможенного оформления морских судов [2]. Однако некоторые моменты остались не охваченными, что заставило нас вновь вернуться к этой теме.

Как ранее уже отмечалось, особенность морских судов (в том числе и маломерных) как объектов таможенного регулирования состоит в том, что они могу выступать в двух ипостасях: и как товар, и как транспортное средство. Если маломерное морское судно перемещается через государственную и таможенную границу как объект внешнеэкономической сделки, то оно рассматривается как товар. Если же маломерное морское судно перемещается через государственную и таможенную границу в связи с использованием в целях торгового мореплавания, то оно рассматривается законодательством как транспортное средство [1]. Дело в том, что маломерные суда имеют разные судовые документы, которые выдают разные государственные органы. Поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.

ЛЫСАК Евгений Дмитриевич — старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

61

Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» [4] (далее - Закон № 36) внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) [1].

В связи с изменениями статьей 7 КТМ РФ даны следующие определения:

- под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров, а общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

- под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров -не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

В соответствии со ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственный судовой реестр; реестр маломерных судов; бербоут-чартерный реестр; Российский международный реестр судов; реестр строящихся судов.

Не подлежат государственной регистрации следующие плавсредства: шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна; суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно; спортивные парусные суда с параметрами: длина не превышает 9 м, не имеют двигателей и не оборудованы места для отдыха. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, которые регистрируются в реестре маломерных судов.

Таким образом, маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре либо в Российском международном реестре судов, если судно отвечает требованиям п. 7 ст. 33 КТМ РФ.

Статья 27 КТМ РФ определяет состав судовых документов для подлежащих государственной регистрации спортивных парусных судов, прогулочных судов и маломерных судов (вне зависимости от целей использования) - это судовой билет и судовая роль.

Судовой билет, который должно иметь судно, указанное в п. 1 ст. 27 КТМ РФ, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на правах собственности определенному субъекту, годность судна к плаванию.

В соответствии с изложенным, при государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС РФ), капитан морского порта или администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет государственную регистрацию маломерных судов на основании заявления, к которому прилагается судовой

62

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014

билет, выданный собственнику судна в соответствии с приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [5];

Важно также отметить, что в соответствии с соглашением1 о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. был разработан технический регламент Таможенного союза [3] с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов обеспечения свободного перемещения маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза2.

В отличие от Кодекса торгового мореплавания России Технический регламент Таможенного союза дает нам следующее определение: «маломерное судно - судно длиной не более 20 метров и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения».

Как следует из приведенного выше определения, морские суда, осуществляющие торговое мореплавание, должны иметь судовые документы, предусмотренные ст. 25 КТМ РФ [2].

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре осуществляется капитаном морского порта, который выдает судовладельцам судовые документы.

Государственная регистрация морских судов в реестре маломерных судов производится органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации3.

1 Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010).

2 Данный Технический регламент вступил в юридическую силу с 01.02.2014 г.

3 О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 18.09.2013 № 820 (вместе с «Правилами государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях», «Правилами классификации и освидетельствования спортивных парусных судов», «Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях»).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

63

Государственный надзор за маломерными морскими судами осуществляет ГИМС МЧС РФ. Для таких маломерных судов (вне зависимости от целей использования) судовыми документами являются судовой билет и судовая роль.

В связи с морской спецификой таможен Дальневосточного региона, в большинстве случаев в своей правоприменительной практике таможенные органы сталкиваются с оформлением морских судов, которые принадлежат иностранным юридическим лицам, не имеющим представительств на территории Российской Федерации. Следовательно, важно знать, какие документы должны предоставляться в таможенные органы для эффективного осуществления таможенного контроля в отношении маломерных морских судов.

Должностным лицам таможенных органов необходимо иметь представление об идентификационных признаках маломерного морского судна.

Список литературы

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон [от 30.04.1999 № 81-ФЗ]. Режим доступа: http://www. rg.ru/1999/05/05/morskoy-kodeks-dok.html

2. Лысак Е.Д. Правовые аспекты таможенного оформления морских судов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 4 (65). С. 28-33.

3. О безопасности маломерных судов. Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 026/2012) [Электронный ресурс]: принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 № 33. Режим доступа: http://www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK5/Documents/P_33.pdf

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна [Электронный ресурс]: федер. закон [от 23.04.2012 № 36-ФЗ]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128811/

5. Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 29.06.2005 № 500. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91512/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.