Научная статья на тему 'Современное состояние вопроса о техническом надзоре за маломерными судами в области контроля вредных выбросов отработавших газов двигателей'

Современное состояние вопроса о техническом надзоре за маломерными судами в области контроля вредных выбросов отработавших газов двигателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОМЕРНЫЕ СУДА / ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ / ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / SMALL BOATS / EMISSIONS / ENGINE EXHAUST GASES / AIR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Покусаев М.Н., Хмельницкая А.А., Горбачев М.М., Хмельницкий К.Е.

Маломерный флот России крайне многочисленный. Законодательно нормативной базой в области контроля за вредными выбросами отработавших газов двигателей маломерных судов, помимо соответствующих Постановлений Правительства РФ, являются несколько отечественных и международных документов. Согласно этим документам, предельно допустимый выброс оксида углерода (СО) допускается устанавливать в процентах по объемной концентрации СО в отработавших газах (объемная концентрация СО в отработавших газах на всех режимах работы двигателя не должна превышать 4,8%). Превышение этой нормы влечет административное наказание согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несмотря на это в большинстве случаев отсутствует проверки периодические, и даже первоначальные проверки двигателей и подвесных моторов на предмет вредных выбросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Покусаев М.Н., Хмельницкая А.А., Горбачев М.М., Хмельницкий К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF THE ISSUE OF THE TECHNICAL SUPERVISION OF THE SMALL VESSELS IN THE AREA OF HARMFUL ENGINE EXHAUST EMISSIONS CONTROL

Small boats of Russian is extremely large. Legislative regulatory framework for the control of emissions of harmful exhaust gases of engines of small boats, in addition to the relevant Resolutions of the RF Government, are several domestic and international instruments. According to these documents, the maximum permissible emission of carbon monoxide (CO) may be given in percentage by volume concentration of CO in the exhaust gas (volume concentration of CO in the exhaust gases at all engine operating conditions shall not exceed 4.8%). Exceeding this norm entail administrative penalties in accordance with the Russian Federation Code of Administrative Offences. Despite this, in most cases there is no periodic checks, and even the original test engines and outboards for emissions.

Текст научной работы на тему «Современное состояние вопроса о техническом надзоре за маломерными судами в области контроля вредных выбросов отработавших газов двигателей»

ТРАНСПОРТ

УДК 656

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ

ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

Покусаев М.Н., д.т.н. , профессор, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: evt2006@rambler.ru Хмельницкая А.А., аспирант кафедры «Эксплуатация водного транспорта» ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический

университет», e-mail: khmelnitskayaaa@mail.ru Горбачев М.М., доцент ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», e-mail: evt2006@rambler.ru Хмельницкий К.Е., магистр кафедры «Эксплуатация водного транспорта», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический

университет», e-mail: chuchera80@mail.ru

Маломерный флот России крайне многочисленный. Законодательно - нормативной базой в области контроля за вредными выбросами отработавших газов двигателей маломерных судов, помимо соответствующих Постановлений Правительства РФ, являются несколько отечественных и международных документов. Согласно этим документам, предельно допустимый выброс оксида углерода (СО) допускается устанавливать в процентах по объемной концентрации СО в отработавших газах (объемная концентрация СО в отработавших газах на всех режимах работы двигателя не должна превышать 4,8%). Превышение этой нормы влечет административное наказание согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Несмотря на это в большинстве случаев отсутствует проверки периодические, и даже первоначальные проверки двигателей и подвесных моторов на предмет вредных выбросов.

Ключевые слова: маломерные суда, вредные выбросы, отработавшие газы двигателей, атмосферный воздух.

CURRENT STATUS OF THE ISSUE OF THE TECHNICAL SUPERVISION OF THE SMALL VESSELS IN THE AREA OF HARMFUL ENGINE EXHAUST EMISSIONS

CONTROL

Pokusaev M., Doctor of Techniques, professor, FSFEIHE « Astrakhan State Technical University», e-mail: evt2006@rambler.ru Kmelnitskaya A., the post-graduate student, Operation of water transport chair, FSFEI HE « Astrakhan State Technical University», e-mail:

khmelnitskayaaa@mail.ru

Gorbachev M., assistant professor, FSFEI HE « Astrakhan State Technical University», e-mail: evt2006@rambler.ru Kmelnitsky K., magister, Operation of water transport chair, FSFEI HE « Astrakhan State Technical University», e-mail: chuchera80@mail.ru

Small boats of Russian is extremely large. Legislative - regulatory framework for the control of emissions of harmful exhaust gases of engines of small boats, in addition to the relevant Resolutions of the RF Government, are several domestic and international instruments. According to these documents, the maximum permissible emission of carbon monoxide (CO) may be given in percentage by volume concentration of CO in the exhaust gas (volume concentration of CO in the exhaust gases at all engine operating conditions shall not exceed 4.8%). Exceeding this norm entail administrative penalties in accordance with the Russian Federation Code of Administrative Offences. Despite this, in most cases there is no periodic checks, and even the original test engines and outboards for emissions.

Keywords: small boats, emissions, engine exhaust gases, air.

Российский речной флот маломерных судов крайне многочисленный, только зарегистрированных судов по состоянию на 2016 год составляет около 1500000 штук.

Законодательно - нормативной базой в области контроля за вредными выбросами отработавших газов маломерных судов, помимо соответствующих Постановлений Правительства РФ, являются несколько отечественных и международных документов.

Приказ МЧС №501 от 29.06.2005 года (ред. От 05.04.2010) [1] направлен на контроль за самоходными судами внутреннего плавания и иными плавучими объектами вместимостью менее 80 тонн, прогулочными судами вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности.

Согласно Приказа МЧС России №608 от 18.10.2012 года [2] освидетельствование маломерных судов по вредным выбросам осуществляют подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Допустимые значения вредных выбросов определяются по ГОСТ 28556-90 «Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования» [3]. Согласно этому документу, предельно допустимый выброс оксида углерода (СО) допускается устанавливать в процентах по объемной концентрации СО в отработавших газах; объемная концентрация СО в отработавших газах на всех режимах работы двигателя не должна превышать 4,8%. Превышение этой нормы влечет административное наказание согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Еще одним регламентирующим документом в данной области является Технический регламент таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов» [4], при этом уровень выбросов в отработанных газов двигателей маломерных судов также не должен

превышать более 4,8об.% окиси углерода (СО).

Как же обстоит дело в России с исполнением законодательства в указанной области? Например, 19 июня 2015 года государственные инспекторы по маломерным судам Турочакского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Республике Алтай» провели первые освидетельствования маломерных судов в процессе их эксплуатации с проверкой двигателей с помощью газоанализатора на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ [5], то есть только через три года после выхода Приказа МЧС №608. Объем первого освидетельствования в указанной Республике составил всего 7 судов, причем по одному из них сразу был составлен протокол о несоответствии уровня выбросов требуемым нормам.

А в Орловской области в 2013 году дело дошло даже до суда. Там Транспортная прокуратура потребовала обязать "Центр ГИМС МЧС по Орловской области" проводить проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ с использованием газоанализаторов". Причем суд в качестве регламентирующего документа признал техрегламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов".

Без преувеличения можно сказать, что так дело обстоит по всей России, то есть речь даже не идет о периодических проверках, а даже об отсутствии первоначальной проверки двигателей и подвесных моторов всех маломерных судов.

В чем же причины и какие выходы можно найти из сложившейся ситуации?

Причина в необходимости приобретения достаточно дорого специализированного оборудования - газоанализаторов, которые могут определять вредные выбросы и имеют соответствующую сертификацию в контролирующих органах и внесены в Государ-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 151

УПРАВЛЕНИЕ

ственный реестр средств измерений. Например, в 2013 году в ходе проверки Марийской транспортной прокуратурой установлено, что для исполнения функции по техническому надзору за маломерными судами ФКУ ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл, данная организация должна быть оснащена 5-ю газоанализаторами типа «Инфракар — А» и на момент проверки установлено, что Центр ГИМС МЧС России по Республике Марий Эл указанными газоанализаторами не оснащен [6]. Отметим, что на сегодня стоимость данного прибора в среднем составляет 110000 рублей, а разрабатывает их и продает компания «Альфа — динамика» (Россия, г. Москва).

Вторая причина — это очень большое количество маломерных судов в России и для их освидетельствования, хотя бы первоначального, необходимо привлечение помимо ГИМС МЧС сотрудников дополнительных инспекций, однако такая возможность не предусмотрена законодательно.

Третья причина — время проведения испытаний для измерения вредных выбросов на одно судно достаточно большое, что затрудняет скорость проведения измерений для такого объема судов.

Выход, который можно рекомендовать в этой ситуации — это возможность предоставления права проведения измерения вредных выбросов специализированным лабораториям по примеру проведения измерения крутильных колебаний судовых валопроводов поднадзорных Морскому и Речному регистрам судоходства аккредитованными лабораториями. Как показывает практика, это позволяет ввести некоторую степень саморегулирования в данной области предоставления услуг, что снимает необходимость проведения такого контроля со стороны государства в полном объеме. Задача государства заключается, на наш взгляд, как в разработке механизма привлечения частных компаний на законодательном уровне, так и разработке коммерческой составляющей таких взаимоотношений.

Литература:

1. Приказ МЧС №501 от 29.06.2005 года (ред. От 05.04.2010). «Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами». 2010 г. - 19 с.

2. Приказ №608 от 18.10.2012 года. «Об утверждении Административного регламента Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 2012 г. - 41 с.

3. ГОСТ 28556-90 «Моторы лодочные подвесные. Типы. Основные параметры. Общие технические требования». М.: Стандартин-форм. 2005 . - 8 с.

4. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов». 2012. - 38 с.

5. Инспекторы ГИМС проверяют маломерные суда на соответствие нормам выбросов вредных веществ. Официальный сайт Главного управления Республики Алтай. [Электронный ресурс]. 2015. http://04.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/2874062/.

6. Судебное Дело № 2-504/2013. Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. 2013. http://sudact.ru/regular/doc/ IEaOBl23uVQq.

152 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | 6 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.