РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНСПЕКТОРСКОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ
А.В. Зуев, кандидат исторических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы повышения качества подготовки инспекторского состава Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Определены основные компоненты методической системы обучения государственных инспекторов по маломерным судам. Доказано, что предложенная методическая система позволяет целенаправленно формировать и развивать ключевые компетенции инспекторского состава Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Ключевые слова: методическая система, процесс обучения, государственный инспектор по маломерным судам
DEVELOPMENT OF METHODICAL SYSTEM OF TEACHING TRAINING OF INSPECTORS OF STATE INSPECTORATE FOR SMALL VESSELS EMERCOM OF RUSSIA
A.V. Zuev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Deals with improving the quality of training of inspectors State inspectorate for small vessels EMERCOM of Russia. Identifies the main components of methodical system of training of the state inspector on small size vessels. It is proved that the proposed methodical system allows you to purposefully nurture and develop the core competencies of inspectors State inspectorate for small vessels EMERCOM of Russia.
Keywords: methodical system, learning process, state inspector for small vessels
В современных условиях развития общества, введения рыночных отношений, перестройки управления экономикой задачи, стоящие перед Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) МЧС России, требуют постоянного повышения эффективности функционирования и всестороннего совершенствования этой структуры. Повышение качества работы с кадрами (аттестация инспекторов, оценка профессиональных компетенций, повышение квалификации) является одним из важнейших и необходимых условий развития ГИМС. Обучение инспекторов ГИМС становится все более сложным и многообразным, все шире используются автоматизированные информационные технологии, и поэтому необходим глубокий системный подход для понимания связей и отношений всех составляющих педагогического процесса. Обучение, сводимое лишь к усвоению информации, составляющей содержание курса, без обучения умственным операциям (анализу, сравнению, классификации, обобщению и т.п.) малоэффективно для получения качественного образования. Необходимость соединения в органический процесс усвоения понятий и формирования приемов познавательной деятельности - один из важнейших вопросов в современной методической науке.
Исходя из актуальности проблемы повышения качества подготовки инспекторов ГИМС МЧС России, основной целью работы стала разработка методической системы их обучения, способствующей формированию и развитию ключевых компетенций инспекторов.
Трактовка понятия «методическая система» многообразна, существует большое количество публикаций и исследований в области изучения классификации методических систем [1-4]. Обобщив результаты научных работ, можно сказать, что методическая система обучения представляет собой совокупность связанных между собой целей, методов, форм, средств планирования и проведения учебных занятий, конечных результатов, контроля, анализа и корректирования учебного процесса, направленных на повышение качества обучения.
Современная методическая система обучения должна содержать в себе следующие компоненты:
- обоснованное с научной точки зрения планирование процесса обучения;
- деятельностный подход;
- единство теоретической и практической подготовки обучаемых;
- высокий уровень задач по преодолению трудностей;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы преподавателя и слушателей;
- самостоятельная активность обучаемых;
- использование в учебном процессе технических средств обучения [5, 6].
В методической системе обучения инспекторского состава ГИМС МЧС России, опираясь на концепцию деятельностного подхода к процессу обучения и теорию оптимизации процесса обучения, представляется следующая логика:
1. Анализируется содержание учебного материала, цели и этапы обучения. Цели обучения являются лидирующим компонентом методической системы обучения, представляют собой мысленное предусмотрение конечного результата процесса обучения. Именно от определения цели обучения зависят все методические действия преподавателя: построение отдельного учебного занятия (лекции, семинара, практической работы), подбор специальных упражнений и задач, организация самостоятельной и индивидуальной работы обучаемых, тестирование и т. д.
2. Определяются методы и формы обучения, выбираются средства обучения.
3. Проводится контроль усвоения знаний, анализ и корректировка учебного процесса.
Определение целей методической системы, принципов построения, подходов
к ее созданию и функций позволило определить ее основные компоненты.
Основными компонентами методической системы обучения являются:
I. Содержательный компонент. Так назван определенный объем учебной информации, необходимый для формирования у слушателей следующих понятий:
- Организация деятельности инспекторского подразделения:
а) структура, задачи и функции ГИМС МЧС России и ее территориальных органов и подразделений;
б) классификация водных объектов Российской Федерации;
в) документы, регламентирующие деятельность ГИМС и инспекторских подразделений. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
г) положение о ГИМС МЧС России. Поднадзорность судов. Структура ГИМС МЧС России по субъекту Российской Федерации и ее подразделений, порядок подчиненности;
д) должностные обязанности государственного инспектора по маломерным судам, внутренний трудовой распорядок;
е) положение о внештатных общественных инспекторах государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Подготовка внештатных общественных инспекторов ГИМС.
- Правоприменительная деятельность должностных лиц ГИМС МЧС России по пресечению нарушений в области пользования маломерными судами и обеспечения безопасности людей на водных объектах:
а) законодательство об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) права должностных лиц ГИМС МЧС России при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях;
в) меры административного воздействия, предусмотренные за правонарушения в области пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
г) порядок производства по делам об административных правонарушениях;
д) применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях государственными инспекторами по маломерным судам;
е) порядок рассмотрения жалоб и протестов на постановления по делу об административном правонарушении.
- Укрепление правопорядка и профилактика аварийных происшествий на водных объектах:
а) правила, регламентирующие безопасность эксплуатации и плавания маломерных судов, правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации;
б) правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах;
в) правила охраны жизни людей на воде в субъекте Российской Федерации;
г) правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Особенности плавания маломерных судов по внутренним водным путям. Местные правила плавания. Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
д) контроль на воде. Цели, задачи и формы контроля на воде. Мероприятия по укреплению правопорядка и обеспечению безопасности людей на водных объектах. Участие внештатных общественных инспекторов в выявлении и пресечении правонарушений на водных объектах;
е) способы спасения утопающего и приемы оказания ему первой медицинской помощи.
- Регистрация маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России:
а) маломерные суда, подлежащие регистрации в ГИМС;
б) документы, представляемые при регистрации;
в) порядок регистрации маломерных судов;
г) заполнение регистрационной карточки-заявления судовладельца и внесение сведений о судне и судовладельце в судовую книгу;
д) оформление и выдача судовых билетов;
е) ведение учета зарегистрированных судов на инспекторских участках.
- Государственный надзор и контроль за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации:
а) правила пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России;
б) правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, поднадзорных ГИМС МЧС России;
в) технические требования к маломерным судам;
г) правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях;
д) порядок контроля за пользованием маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, на водных объектах.
- Надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами:
а) требования к базам (сооружениям) для стоянок маломерных судов. Организация и осуществление надзора за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов;
б) организация учета, технического освидетельствования и требования, предъявляемые к пляжам и другим местам массового отдыха людей на водных объектах;
в) виды переправ. Основные требования к обеспечению безопасности людей на переправах.
- Подготовка и организация проведения аттестации судоводителей на право управления маломерным судном:
а) организация аттестационных комиссий на право управления маломерным судном;
б) содержание аттестации;
в) организация проверки входных документов;
г) организация проверки теоретических знаний;
д) организация проверки практических навыков;
е) порядок заполнения удостоверения;
ж) организация учёта и хранения удостоверений.
II. Методический компонент. Так обозначена совокупность форм и методов организации процесса обучения, обеспечивающих успешное формирование у слушателей теоретических знаний, их углубление и закрепление, умений осуществлять приемы познавательной деятельности, формирование навыков творческого мышления при поиске, обобщении и изложении учебного материала. Возможно применение объяснительно-иллюстративных (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.), репродуктивных, эвристических, исследовательских методов, методов проблемного изложения. Методы обучения как способ организации учебного процесса и взаимодействия преподавателя и слушателя для достижения образовательных целей определяются с учетом наиболее эффективного пути познания. Формы организации обучения - способы предоставления образовательных услуг с обязательным учетом социально-психологических особенностей обучаемых, режима их жизнедеятельности.
III. Практический компонент. Так названа совокупность выполняемых работ по применению полученных знаний при решении ситуационных задач. Например, использование в процессе обучения инспекторов ГИМС тренажера маломерного судна обеспечивает возможность практической отработки навыков в управлении и маневрировании маломерным судном в реальных условиях окружающей обстановки. Практическому компоненту методической системы подготовки инспекторского состава ГИМС МЧС России необходимо уделить значительное внимание, поскольку именно на практических занятиях проводится обсуждение проблемных вопросов, разбор реальных ситуаций на водных объектах и выработка соответствующих алгоритмов действий инспекторов. Эффективно моделирование нерешенной ситуации, когда слушатели должны не только самостоятельно сформулировать проблему, но и предложить варианты ее решения.
Отдельно хотелось отметить возможность использования информационных технологий в подготовке инспекторского состава ГИМС МЧС России. Интерактивные обучающие системы основаны на мультимедиа, используют одновременно текст, графику, видео и звук в интерактивном режиме. Гипертекстовые системы обеспечивают возможность переходов по так называемым гиперссылкам, при этом пользователь перемещается по сети узлов, содержимое которых отображается на экране компьютера. В целях обучения активно используются и информационные телекоммуникационные сети. Глобальная сеть Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации (базовой информации, оперативной информации и т.д.).
Профессиональная подготовка государственных инспекторов по маломерным судам состоит из начального обучения, повседневного совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации. Применение методической системы преподавания обучения инспекторского состава ГИМС МЧС России актуально и необходимо не только на начальном этапе обучения инспекторов, которое проводится при первичном приеме на работу в ГИМС МЧС России, но и на других этапах подготовки - при повседневном совершенствовании профессиональной подготовки, а также для повышения квалификации.
На всех этих этапах важное внимание уделяется самостоятельной подготовке инспекторов, в процессе которой изучаются необходимые руководящие документы и материалы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГИМС МЧС России, обобщается опыт работы других государственных инспекторов по маломерным судам.
Обратная связь, объективный контроль знаний - одна из важных составляющих методической системы обучения. Необходима разработка диагностических целей обучения и создание измерительных «приборов» и процедур измерения знаний. Возможно использование текущих и итоговых тестов - стандартных заданий для каждого уровня обучения. Особенностью тестового контроля является критериальность. Контрольные процедуры могут быть автоматизированы.
В процессе реализации цели работы было выяснено, что методическая система представляет собой модель, которая необходима для уяснения структуры, характера и возможностей обучения, она определяет общую направленность обучения. Системообразующими понятиями методической системы обучения выступают цель обучения, деятельность преподавателя (преподавание), деятельность слушателей (учение) и результат. Переменными составляющими выступают содержание, методы и формы организации обучения. Обладая определенной самостоятельностью, каждый из компонентов связан с другими. Методическая система только тогда функционирует, когда она определяется целями, методами и содержанием обучения и включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса. В системе обучения инспекторского состава ГИМС МЧС России типы и методы обучения с учетом конкретных целей, условий и обстоятельств обучения применяются в определенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг друга. Формы организации обучения в единстве и разумном сочетании друг с другом, объединенные в систему, позволяют оптимизировать процесс обучения инспекторов ГИМС, неуклонно и последовательно повышать уровень их профессиональной подготовки, способствовать личностному развитию. Методическая система обучения - динамичная структура, которая может совершенствоваться за счет модернизации средств обучения, применения новых информационных технологий, изменения содержательной основы методической системы. Предложенная модель позволяет целенаправленно формировать и развивать ключевые компетенции инспекторов ГИМС, что является необходимым условием профессионального становления современного специалиста.
Литература
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 367 с.
2. Балабанов В.А. Один из аспектов решения проблемы диссиметрии знаний обучающихся в технических вузах // Наука и современность. 2015. № 36. С. 25-29.
3. Лобанова Е.Н. Педагогические основы методической системы Н.Ф. Бунакова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.
4. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. С. 11.
5. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 254 с.
6. Фещенко Т.С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 432-435.