ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНСПЕКТОРСКОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ)
А.В. Зуев, кандидат исторических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы, посвященные использованию электронных учебников как инновационного средства обучения инспекторского состава Государственной инспекции по маломерным судам в образовательных организациях МЧС России. Получены результаты, которые имеют большую практическую значимость для создания электронных учебников в будущем. Доказано, что внедрение электронных учебников повысило эффективность обучения инспекторского состава Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Ключевые слова: электронный учебник, образовательные организации, инновационные технологии, контроль знаний, государственные инспекторы по маломерным судам, эксперимент
INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING INSPECTORS-ONE COMPOSITION STATE INSPECTORATE FOR SMALL VESSELS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE EMERCOM OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF E-TEXTBOOKS)
A.V. Zuev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In article the questions devoted to use of electronic textbooks as to an innovative tutorial of inspection structure of State inspectorate for small vessels in the Ministries of Emergency Situations educational organizations are considered. The received results have the big practical importance for creation of electronic textbooks in the future. It is proved that introduction of electronic textbooks increased learning efficiency of inspection structure of State inspectorate for small vessels of EMERCOM of Russia.
Keywords: electronic textbook, educational organizations, innovative technologies, control of knowledge, state small size vessels inspectors, experiment
Для эффективной подготовки современных государственных инспекторов по маломерным судам МЧС России наряду с традиционными технологиями в новой образовательной системе большое значение имеет создание и внедрение передовых образовательных технологий: информационных, компьютерных, телекоммуникационных -технологических инноваций, применение которых требует радикальных изменений в методах и средствах обучения, формах организации образовательного процесса, теории и методологии современного образования. Это делает процесс подготовки современных государственных инспекторов по маломерным судам в образовательных организациях МЧС
России управляемым, индивидуально-дифференцированным, с большой долей самостоятельной учебной и учебно-производственной деятельности.
Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения -дисциплины перегружены избыточной информацией. Стратегия инновационного обучения предполагает такую организацию управления учебно-воспитательным процессом, в которой личность преподавателя по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Изменяется характер управления, воздействия на студентов. Изменяется и позиция студента [1].
Рассматривая технологии обучения, нельзя не остановиться на современных электронных средствах, которые можно назвать элементом стратегии инновационного обучения. Новые электронные средства для обучающихся имеют наибольшую привлекательность, поскольку они современны, интерактивны и обладают большей силой воздействия.
Остановимся подробнее на электронном учебнике, который, являясь компьютерным программным средством, одновременно подпадает под статус учебника, традиционно понимаемого как средство обучения и модель педагогической системы. Электронный учебник представляет из себя новый современный инструмент учебного назначения, который можно отнести к учебникам нового поколения, объединяющим возможности информационных технологий с потенциалом традиционных учебников. Это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь. Данное исследование является продолжением работы Е.М. Проходимовой, А.В. Зуева [2].
Разработан и внедрен в учебный процесс принципиально новый электронный учебник для обучения государственных инспекторов по маломерным судам МЧС России. Актуальность проблемы разработки подобного электронного учебника обусловлена наличием, прежде всего, противоречий между многообразием учебников и учебных пособий по дисциплине и отсутствием электронных учебных пособий, способствующих творческому становлению компетентного специалиста. Кроме того, следует учитывать ограниченность временных рамок, отведенных на изучение дисциплины, и необходимость рационального использования учебного времени, зачастую затрачиваемого на рутинные операции по поиску необходимого учебного материала.
В основу разработки электронного учебника была положена идея теории содержания образования и современная трактовка наглядности обучения как средства организации познавательной деятельности государственных инспекторов по маломерным судам МЧС России.
Разработанный учебник предоставляет обучающимся различные варианты изучения учебного курса, обеспечивает индивидуализацию обучения, содержит инструкции по пользованию электронным учебником.
Содержащийся в электронном учебнике теоретический материал сопровождается рисунками, схемами, фотографиями, анимационными видеороликами. Фрагмент страницы учебника представлен на рисунке.
В ходе проведенного эксперимента была рассмотрена эффективность применения электронного учебника для обучения государственных инспекторов по маломерным судам МЧС России.
В процессе эксперимента выявилось, что 22 человека из 37, регулярно им пользовались. Режим самоконтроля и тестирования достаточно активно использовался при изучении первых пяти тем курса, но лишь 23 % обучающихся решили выполнить заключительный тест.
При формировании опросной анкеты автор ориентировался на ранее проведенное исследование [2]. Разработанная автором, анкета включала 30 вопросов. В анкетировании приняли участие 22 обучающихся.
Рис. 1. Фрагмент страницы учебника
Анализ полученных результатов тестирования позволил сделать следующие выводы:
- электронный учебник популярен среди обучающихся. Так, порядка 80 % опрошенных пользовались электронным учебником более пяти раз, а 61 % опрошенных -более семи раз;
- электронный учебник легко использовать, таково мнение 88 % опрошенных, причем 54 % из них ни разу не воспользовались режимом помощи;
- электронный учебник полезен для обучающихся, 69 % опрошенных планируют пользоваться настоящим учебником в будущем. Результаты использования электронных учебников показаны в таблице.
Таблица. Результаты использования электронного учебника
Обучающиеся Группа Уровни
кол-во, % результаты усвоение материала, % выполнение заключительного теста, %
Количество обучающихся, не применявших электронный учебник ЭК 66 % 74 % 0 %
КГ 50 % 68 % 0 %
Количество обучающихся, применявших электронный учебник ЭК 68 % 84 % 19 %
КГ 58 % 88 % 23 %
В результате проведенного анкетирования также был выявлен ряд недостатков электронных учебников. Так, 79 % опрошенных считало, что необходимо несколько увеличить внетекстовую структурную составляющую, используя двух или трехмерную графику, звукового ряда, видео.
Необходимо также совершенствование самой структуры электронных учебников, о чем свидетельствуют оценки опрошенных по этим показателям. Большинство оценили структуру и дизайн электронного учебника восемью баллами из возможных десяти.
Тем не менее, учитывая выводы проведенного эксперимента, для получения наиболее качественных результатов в процессе обучения и профессионального становления личности государственных инспекторов по маломерным судам следует внедрять электронные учебники в сфере коммуникационной инфраструктуры в более широком объеме в процесс организации учебной и внеучебной деятельности в образовательных организациях МЧС России. Несомненно, за новыми компьютерными технологиями, в том числе и за электронными учебниками - будущее, способное поднять эффективность обучения на более высокий уровень.
Литература
1. Мамадалиев К.Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 450-452.
2. Проходимова Е.М., Зуев А.В. Использование электронных учебников в сфере коммуникативной инфраструктуры как средство повышения эффективности процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МЧС России // Научное мнение. 2014. № 2. С. 150-152.