ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ
А.В. Зуев, кандидат исторических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Дано понятие «профессионализм» применительно к инспекторскому составу подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Сформулированы педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам. Представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у инспекторского состава подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Ключевые слова: профессионализм, государственные инспекторы по маломерным судам, педагогические условия, профессиональная готовность
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY EFFECTIVE FORMATION PROFESSIONALISM STATE INSPECTORS FOR SMALL VESSELS
A.V. Zuev. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russian
In the article the notion of «professionalism» in relation to inspectors composition State Inspectorate for Small Vessels of EMERCOM of Russia. Formulated pedagogical conditions necessary for the formation of professionalism of state inspectors for small vessels. Experimental data confirming the high efficiency of the developed technology pedagogical formation of professionalism of inspectors of State Inspectorate for Small Vessels of EMERCOM of Russia.
Keywords: professionalism, state inspectors for small vessels, educational conditions, professional readiness
В современных условиях задача формирования профессиональных качеств у инспекторского состава подразделений Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню индивидуальной подготовленности и профессиональной деятельности государственных инспекторов по маломерным судам. Усложнился характер профессиональной деятельности инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России, повысилась ответственность при принятии решений. В настоящее время на ГИМС МЧС России возлагается большой круг обязанностей по осуществлению государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечению в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. Однако государственные инспекторы по маломерным судам привлекаются и к непосредственному спасению людей и имущества на водных объектах. Все это требует целенаправленного, поэтапного профессионального развития личности государственных инспекторов по маломерным судам в период их профессионального становления. Обоснование педагогических условий, необходимых для формирования эффективного профессионализма у инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России, занимает особое место.
В работах [1, 2] раскрыты вопросы профессионального становления сотрудников ГПС МЧС России и сотрудников Отдела внутренних дел России. Однако работ, посвященных анализу специфики формирования профессионализма на этапе становления применительно к инспекторскому составу подразделений ГИМС МЧС России, в настоящее время не существует. В научной литературе не нашли своего отражения и вопросы, связанные с обоснованием педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессионализма у инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России в период их становления.
В зарубежной и отечественной научной литературе представлены различные подходы к пониманию понятия «профессионализм», причем в отечественной литературе преобладает более широкая интерпретация терминов.
В частности, по этому поводу была опубликована статья А. А. Ангеловского, который выполнил, в том числе, категориальный анализ социального явления «профессионализм». Он утверждает, что в работах российских ученых делается акцент на аксиологическом аспекте профессионализма, который трактуется как качество личности или реже - как качество самой профессиональной деятельности. В заключении А.А. Ангеловский делает вывод, что профессионализм сегодня является необходимым условием самореализации человека в обществе. Он предполагает не односторонне-профессиональное, узко специализированное становление человеческой личности, когда внепрофессиональная жизнь человека обеднена и выхолощена, а гармоничное и всестороннее развитие человека как полноценного члена современного общества с его сложной структурой социальных связей и взаимодействий. По его мнению, истинный профессионализм опирается на другие сущностные черты личности, в то же время он, в свою очередь, воздействует на формирование и развитие этих черт, влияет на степень их проявления в жизни и деятельности человека [3].
Автором было проведено исследование на базе инспекторских подразделений ГИМС МЧС России по Ленинградской области.
В процессе исследования выявлялись сущность и содержание понятия «профессионализм» инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России, а также обосновывалась и экспериментально проверялась эффективность педагогических условий для формирования профессионализма у инспекторского состава ГИМС МЧС России в период их профессионального становления в инспекторских подразделениях.
Был сделан вывод, что сущность понятия «профессионализм» государственных инспекторов по маломерным судам следует рассматривать как сложную системную целостность, которая по своей сути является интегральной характеристикой личности государственных инспекторов по маломерным судам.
Было установлено, что содержание понятия «профессионализм» применительно к инспекторскому составу подразделений ГИМС МЧС России имеет некоторое сходство с содержанием понятия «профессионализм» сотрудников ГПС МЧС России, которое также включает три компонента: личностный, профессиональный и полипрофессиональный и может отождествляться с высоким мастерством, являясь системой знаний, умений и навыков, которые создают готовность государственного инспектора по маломерным судам к самостоятельному решению поставленных перед ним задач.
Исследование показывает, что без целенаправленного формирования профессиональных качеств у государственных инспекторов по маломерным судам в инспекторских подразделениях достижение необходимых профессиональных знаний, умений, навыков происходит недостаточно эффективно.
С целью определения ранговой структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам, был проведен опрос 73 респондентов. Были сформированы две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В ЭГ вошли государственные инспектора по маломерным судам с высшим профессиональным образованием (37 человек),
в КГ - лица, имеющие средне специальное образование (36 человек). При формировании опросной анкеты автор ориентировался на исследования Н.Н. Северина [1]. Однако следует отметить, что ввиду разного специального статуса сотрудников ГПС МЧС России и инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России, а также кардинально отличающихся друг от друга задач, стоящих перед ними, ранговые структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам и сотрудников ГПС МЧС России в период профессионального становления, во многом не совпадают. Результаты опроса представлены в таблице.
Таблица. Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам
в период профессионального становления
Ранговое Ранговый
место Педагогические условия показатель
(значимость) (%)
1 Создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности 18,0
Применение комплексных упражнений для развития
навыков осуществления государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для
2 их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечению в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах 16,2
Создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для
3 самосовершенствования инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России 15,7
Насыщенность процесса профессиональной подготовки
4 инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России активными формами и методами обучения 14,5
Формирование установки на профессиональное
5 саморазвитие инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России 10,1
6 Выработка объективных критериев оценки уровня профессионализма 8,2
Применение педагогических методов в ходе занятий
7 для развития дисциплинированности, 7,3
целеустремленности, выдержки, самостоятельности и других морально-волевых качеств
8 Разработка педагогических мер для сокращения сроков, необходимых для полноценной профессиональной 6,4
адаптации государственных инспекторов по маломерным судам
9 Оказание помощи в профессиональном становлении 3,6
В ходе опроса было выявлено, что основными педагогическими условиями, необходимыми для эффективного формирования профессионализма у инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России являются:
- создание обстановки на занятиях для повышения уровня познавательной активности;
- применение комплексных упражнений для развития навыков осуществления государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок
и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечению в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах;
- создание в ходе занятий благоприятной атмосферы для самосовершенствования инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России;
- насыщенность процесса профессиональной подготовки инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России активными формами и методами обучения.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности обоснованных педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам в период их профессионального становления в инспекторских подразделениях.
По окончании педагогического эксперимента результаты в экспериментальной группе были выше по сравнению с контрольной. Количество испытуемых достигших высокого уровня развития профессиональных качеств в конце педагогического эксперимента составило: в ЭГ - 29 %, в КГ - 26 %; среднего ЭГ - 57 %, КГ - 38 %; низкого ЭГ - 14%, КГ - 36 % соответственно.
Наиболее существенные отличия у испытуемых ЭГ, по сравнению с КГ, отмечались в уровне развития трудолюбия, добросовестности, дисциплинированности, самостоятельности, инициативности, целеустремленности, выдержки инспекторского состава подразделений ГИМС МЧС России.
Проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности использования педагогических условий, необходимых для формирования профессионализма у государственных инспекторов по маломерным судам в период профессионального становления в инспекторских подразделениях.
Литература
1. Северин Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 131-134.
2. Стародубцев М.П., Плаксин А.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156.
3. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2010. № 5 (2). Т. 12. С. 306-314.