Научная статья на тему 'Информационное обеспечение работы государственной инспекции по маломерным судам МЧС России'

Информационное обеспечение работы государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОМЕРНЫЕ СУДА / РЕЙДЫ И ПАТРУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР / SUPERVISORY ACTIVITIES / SMALL BOATS / RAIDS AND PATROLS / STATE INSPECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапов С. В., Крутолапов А. С., Копейкин Н. Н.

Информационный поиск в области нормативно-правовой базы МЧС России в части методов оценки эффективности мероприятий, проводимых инспекторским составом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, показал необходимость разработки методических рекомендаций по определению эффективности проведения рейдов и патрулирований в плане снижения гибели людей на водных объектах. Были разработаны соответствующие методические рекомендации. Приведенный в методических рекомендациях алгоритм оценки эффективности комплексно учитывает различные виды показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарапов С. В., Крутолапов А. С., Копейкин Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information support of the State Inspectorate for Small Boats of EMERCOM of RUSSIA

Information search in the regulatory framework of EMERCOM of Russia Situations of the effectiveness of methods for assessing the activities carried out by inspectors of the state inspectorate for small boats of EMERCOM of Russia, showed the need to develop guidelines to determine the effectiveness of raids and patrols in reducing the loss of life on water bodies. Appropriate guidelines have been developed. Powered by methodological recommendations algorithm for estimating the efficiency of the complex allows for different types of indicators.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение работы государственной инспекции по маломерным судам МЧС России»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МЧС РОССИИ

С.В. Шарапов, доктор технических наук, профессор; А.С. Крутолапов, доктор технических наук, доцент;

Н.Н. Копейкин, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Информационный поиск в области нормативно-правовой базы МЧС России в части методов оценки эффективности мероприятий, проводимых инспекторским составом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, показал необходимость разработки методических рекомендаций по определению эффективности проведения рейдов и патрулирований в плане снижения гибели людей на водных объектах. Были разработаны соответствующие методические рекомендации. Приведенный в методических рекомендациях алгоритм оценки эффективности комплексно учитывает различные виды показателей.

Ключевые слова: надзорная деятельность, маломерные суда, рейды и патрулирования, государственный инспектор

INFORMATION SUPPORT OF THE STATE INSPECTORATE FOR SMALL BOATS OF EMERCOM OF RUSSIA

S.V. Sharapov; A.S. Krytolapov; N.N. Kopeykin.

Saint Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Information search in the regulatory framework of EMERCOM of Russia Situations of the effectiveness of methods for assessing the activities carried out by inspectors of the state inspectorate for small boats of EMERCOM of Russia, showed the need to develop guidelines to determine the effectiveness of raids and patrols in reducing the loss of life on water bodies. Appropriate guidelines have been developed. Powered by methodological recommendations algorithm for estimating the efficiency of the complex allows for different types of indicators.

Keywords: supervisory activities, small boats, raids and patrols, state inspector

За последние годы в Российской Федерации значительно выросло количество маломерных судов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам.

По итогам 2014 г. количество находящихся на учете Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России маломерных судов составило 1 497 326 единиц, из них 1 060 246 моторных маломерных судна.

Несмотря на плановую и интенсивную работу ГИМС по обеспечению безопасности людей на водных объектах Российской Федерации в 2014 г. произошло 29 аварийных происшествий с поднадзорными ГИМС МЧС России судами, в результате которых погибло 17 человек. Всего за год на водоемах погибло 5 043 человека, а спасено работниками ГИМС 3 705 человек.

В 2014 г. ГИМС по субъектам Российской Федерации во взаимодействии с другими государственными органами и организациями проводили мероприятия, связанные с оказанием помощи людям, терпящим бедствие на воде, и профилактикой несчастных случаев на водоемах. Было выполнено 93 330 рейдов, патрулирований и профилактических выездов, в том числе с участием спасателей - 27 232.

В процессе проведенных рейдов и патрулирований за 2014 г. зафиксировано 54 216 нарушений [1].

Интенсивность работы ГИМС по субъектам Российской Федерации в сфере надзора и контроля на водоемах (общее количество проведенных рейдов и патрулирований) в целом по Российской Федерации за последние годы повышается.

Повышение эффективности мероприятий, проводимых инспекторским составом ГИМС МЧС России, невозможно без глубокого анализа существующей практики, действующей нормативно-правовой базы и применяемых критериев оценки деятельности.

Информационный поиск в области нормативно-правовой базы показал следующее.

В целях дальнейшего совершенствования проведения мероприятий контрольно-надзорной деятельности, улучшения количественных и качественных показателей работы ГИМС субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного и технического надзора за маломерными судами и обеспечению безопасности людей на водных объектах в 2012 г. были внесены изменения [2] в Приказ МЧС России от 10 октября 2005 г. № 725 [3] и установлены новые требования об организации и проведении конкурса [4].

Основные изменения новыми приказами были внесены в раздел оценки эффективности проведения мероприятий по контролю на водных объектах.

Вместо оценки эффективности работы государственного инспектора ГИМС в вопросах контроля на водных объектах по формуле, в которой учитывалось только количество составленных инспектором протоколов об административных правонарушениях, установлена новая форма расчета оценки деятельности, в которой учитывается:

- количество рейдов, в которых участвовал инспектор;

- среднее расстояние, пройденное за один рейд, км;

- количество патрулирований, в которых участвовал инспектор;

- средняя длина маршрута патрулирования, км;

- количество составленных протоколов об административных правонарушениях.

Изменена в 2012 г. и методика оценки эффективности контроля на водных объектах

при проведении конкурса на звание «Лучшая Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России».

Ранее, при оценке эффективности контроля на водных объектах учитывалось только количество составленных протоколов об административных правонарушениях и штатная численность государственных инспекторов по маломерным судам.

С 2012 г. данный показатель рассчитывается по расширенной формуле, более объективно учитывающей количественные и качественные показатели деятельности ГИМС, такие как:

- количество чрезвычайных ситуаций (ЧС), в ликвидации последствий которых использовалась техника ГИМС МЧС России по субъекту Российской Федерации;

- количество проведенных рейдов;

- количество проведенных патрулирований;

- количество государственных инспекторов по маломерным судам, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС;

- количество государственных инспекторов по маломерным судам, принимавших участие в рейдах;

- количество государственных инспекторов по маломерным судам, принимавших участие в патрулированиях;

- количество составленных протоколов об административных нарушениях.

Одной из функций, которые осуществляет ГИМС, является исполнение государственной функции по надзору на водных объектах.

В соответствии с требованиями Административного регламента МЧС России [5] исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- планирование мероприятий по надзору на водных объектах;

- проведение плановых и внеплановых мероприятий по надзору на водных объектах;

- оформление результатов и принятие мер по результатам мероприятий по надзору на водных объектах.

Проведение мероприятий по надзору на акватории водных объектов осуществляется

в виде:

- патрулирования;

- рейда;

- наблюдения с плавучих или береговых контрольных постов.

Анализ результатов деятельности органов ГИМС МЧС России является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

Был проведен анализ действующих нормативно-методических документов МЧС России, который показал, что в существующих методиках по оценке деятельности ГИМС и непосредственно государственных инспекторов ГИМС не до конца подробно проработан вопрос определения эффективности проведения рейдов и патрулирований инспекторским составом ГИМС МЧС России в плане снижения гибели людей на водных объектах. Именно из анализа существующих методик оценки эффективности контроля на водных объектах вытекает необходимость разработки соответствующих методических рекомендаций.

При проведении ежеквартальных и ежегодных анализов деятельности ГИМС Управлением ГИМС в разделе «Контроль за пользованием маломерными судами на водных объектах» обращается внимание на количество протоколов, составленных в среднем за одно патрулирование, и количество протоколов, приходящихся на одного инспектора, хотя в приказах МЧС России, регламентирующих организацию и проведение конкурса на звание «Лучший государственный инспектор по маломерным судам» и «Лучшая Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России», нет таких показателей, как нет и отдельных показателей, характеризующих эффективность проведения рейдов и патрулирований.

В то же время в соответствии с требованиями [5], проведение мероприятий по надзору на акватории водных объектов осуществляется в виде патрулирований, рейдов и наблюдений с плавучих или береговых контрольных постов, а значит и результаты этой надзорной деятельности должны постоянно анализироваться.

В результате Научно-исследовательским институтом перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России был разработан проект Методических рекомендаций по определению эффективности проведения рейдов и патрулирований инспекторским составом ГИМС МЧС России в плане снижения гибели людей на водных объектах. При определении общего подхода к разработке рекомендаций учитывались материалы, изложенные в работе [6].

В проекте рассматриваются следующие показатели оценки эффективности проведения рейдов и патрулирований инспекторским составом ГИМС МЧС России в плане снижения гибели людей на водных объектах:

- количество проведенных рейдов и патрулирований по отношению к контрольному заданию на год;

- количество государственных инспекторов ГИМС, участвовавших в проведении патрулирований и рейдов по отношению к штатной численности инспекторов ГИМС субъекта Российской Федерации;

- количество рейдов и патрулирований, приходящихся в среднем на одного инспектора;

- количество протоколов об административных правонарушениях, составленных в среднем за одно патрулирование;

- количество протоколов об административных правонарушениях, приходящихся в среднем на одного инспектора;

- количество аварий с маломерными судами по сравнению со средним количеством аварий за предшествующие три года или за аналогичный период предшествующих трех лет;

- количество людей, погибших при эксплуатации маломерных судов, по сравнению со средним количеством погибших за предшествующие три года или за аналогичный период предшествующих трех лет;

- количество людей, погибших на водных объектах, по сравнению со средним количеством погибших за предшествующие три года или за аналогичный период предшествующих трех лет;

- количество государственных инспекторов, принимавших участие в ликвидации ЧС на водных объектах;

- количество людей, спасенных инспекторами ГИМС в ходе проведения рейдов и патрулирований водных объектов;

- количество подтвержденных обращений граждан на неправомерные и некомпетентные действия государственных инспекторов по маломерным судам, допущенные в ходе проведения патрулирований и рейдов.

Представленные показатели, соответствующим образом рассчитываются.

Итоговая оценка эффективности проведения рейдов и патрулирований инспекторским составом ГИМС МЧС России производится путем сложения и вычитания баллов по всем показателям, и тем выше, чем больше набранная сумма баллов.

В целях упрощения применения разработанной методики был сохранен существующий в действующих нормативных документах ГИМС МЧС России принцип анализа эффективности проведения мероприятий по надзору, включающий в себя:

- определение показателей эффективности, характеризующих тот или иной вид деятельности, интенсивность работы или проведение конкретных мероприятий;

- установление количественных показателей и порядок их расчета;

- методику получения (расчета) итоговой оценки.

Приведенный в разработанных методических рекомендациях алгоритм оценки эффективности комплексно учитывает различные виды показателей. Применение этих методических рекомендаций позволит качественно выполнять требования Административного регламента МЧС России [5], а именно - оценивать эффективность проведения рейдов и патрулирований инспекторским составом ГИМС МЧС России в плане снижения гибели людей на водных объектах.

Литература

1. Анализ деятельности ГИМС МЧС России за 2014 г. по обеспечению безопасности людей на водных объектах. М., 2015. 64 с.

2. О внесении изменений в Приказ МЧС России от 10 окт. 2005 г. № 725: Приказ МЧС России от 19 окт. 2012 г. № 615. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3. Об организации и проведении конкурса на звание «Лучший государственный инспектор по маломерным судам»: Приказ МЧС России от 10 окт. 2005 г. № 725. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

4. Об организации и проведении конкурса на звание «Лучшая Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России» в 2012 году: Приказ МЧС России от 19 окт. 2012 г. № 616. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

5. Об утверждении Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок: Приказ МЧС России от 19 мая 2009 г. № 305. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

6. Управление безопасностью водных транспортных средств при чрезвычайных ситуациях / И.Г. Малыгин [и др.]: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2013. 188 с.

References

1. Analiz deyateljnosti GIMS MCHS Rossii za 2014 g. po obespecheniyu bezopasnosti lyudey na vodnykh obyektakh. М., 2015. 64 s.

2. O vnesenii izmeneniy v Prikaz MCHS Rossii ot 10.10.2005 g. № 725: Prikaz MCHS Rossii ot 19.10.2012 g. № 615.

3. Ob organizazii i provedenii konkursa na zvanie «Luchchiy gosudarstvennyiy inspector po malomernyim sudam»: Prikaz MCHS Rossii ot 10.10.2005 g. № 725.

4. Ob organizazii i provedenii konkursa na zvanie «Luchchay gosudarstvennaiy inspekziya po malomernyim sudam MCHS Rossii v 2012 g.: Prikaz MCHS Rossii ot 19.10.2012 g. №. 616.

5. Ob utvergdenii Administrativnogo reglamenta MCHS po ispolneniyu gosudarstvennoiy funczii po nadzoru vo vnutrennich vodach i v territorialynom more Rossii za polyzovaniem malomernyimi sudami I bazami (soorugeniyami) dlya ich stoyanok: Prikaz MCHS Rossii ot 19.05.2009 g. № 305

6. Malygin I.G., Smirnov A.S., Starichenkov A.L. [I dr.] Upravlenie bezopasnostyu vodnykh transportnykh sredstv pri chrezvychaynych situaziyach. SPb.: Izd-vo SPb UGPS MCHS Rossii, 2013.188 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.