Научная статья на тему 'О проблеме повышения безопасности плавания маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России'

О проблеме повышения безопасности плавания маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
703
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность судовождения / маломерные суда / Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России / надзор за обеспечением безопасности людей и плавсредств на водных объектах / навигационная обстановка / условия и правила плавания для маломерных судов / гидрометеорологическая информация / ветровой режим / шкала состояния поверхности моря (водоема / водотока) / шкала Бофорта / шкала опасностей на водных объектах / разрешенный район плавания / предупреждение чрезвычайных ситуаций на водных акваториях и объектах / Safety of Navigation / small size vessels / the State inspection on small size vessels of the Ministry of Emergency Measures of Russia / supervision of safety of people and courts on water objects / navigating conditions / conditions and rules of swimming for small size vessels / the hydrometeorological information / a wind mode / a scale of a condition of a surface of the sea / (a reservoir / a waterway) / a scale of Bofort / a scale of dangers on the water objects / the resolved navigation area / the prevention of emergency situations on water objects

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Пчелкин Валентин Иванович, Воронина Юлия Олеговна

В статье рассмотрены проблемы обеспечения безопасности плавания маломерных судов в территориальных и внутренних морских водах, а также на озерах, водохранилищах, реках, каналах, поднадзорных Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России. Проведен анализ существующих условий и некоторых справочных документов, обеспечивающих безопасность судовождения. Предложено усовершенствовать эту документацию и информацию путем объединения нескольких информационных таблиц в одну - «Шкалу Б6форта-2. Опасность воздействия ветра и волнения на водных акваториях», заменяющую известную и несколько устаревшую шкалу Бофорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of safety of navigation small vessels in the territorial sea and inland waters as well as on the lakes, water basins, the rivers, channels, persons under surveillance of the State inspection of small size vessels the Ministry of Emergency Measures of Russia. The analysis of existing conditions and some help documents providing safety of navigation is carried out. It is offered to improve this documentation and the information by association of several information tables in one "The Scale of Bofort-2. Danger of influence of a wind and excitement on water areas", shading known and a little become outdated The Scale of Bofort.

Текст научной работы на тему «О проблеме повышения безопасности плавания маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России»

УДК: 001.18: 614.18: 628.56: 629.06

О проблеме повышения безопасности плавания маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

В.И. Пчелкин, Ю.О. Воронина

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы обеспечения безопасности плавания маломерных судов в территориальных и внутренних морских водах, а также на озерах, водохранилищах, реках, каналах, поднадзорных Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России. Проведен анализ существующих условий и некоторых справочных документов, обеспечивающих безопасность судовождения. Предложено усовершенствовать эту документацию и информацию путем объединения нескольких информационных таблиц в одну — «Шкалу Бофорта-2. Опасность воздействия ветра и волнения на водных акваториях», заменяющую известную и несколько устаревшую шкалу Бофорта.

Ключевые слова: безопасность судовождения; маломерные суда; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; надзор за обеспечением безопасности людей и плавсредств на водных объектах; навигационная обстановка; условия и правила плавания для маломерных судов; гидрометеорологическая информация; ветровой режим; шкала состояния поверхности моря (водоема, водотока); шкала Бофорта; шкала опасностей на водных объектах; разрешенный район плавания; предупреждение чрезвычайных ситуаций на водных акваториях и объектах.

On the Issue of Enhancing Safety of Navigation of Small Vessels, Supervised Gift Mes of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

W. Pchelkin, Y. Voronina

Abstract

The problems of safety of navigation small vessels in the territorial sea and inland waters as well as on the lakes, water basins, the rivers, channels, persons under surveillance of the State inspection of small size vessels the Ministry of Emergency Measures of Russia. The analysis of existing conditions and some help documents providing safety of navigation is carried out. It is offered to improve this documentation and the information by association of several information tables in one - "The Scale of Bofort-2. Danger of influence of a wind and excitement on water areas", shading known and a little become outdated The Scale of Bofort.

Key words: safety of navigation; small size vessels; the State inspection on small size vessels of the Ministry of Emergency Measures of Russia; supervision of safety of people and courts on water objects; navigating conditions; conditions and rules of swimming for small size vessels; the hydrometeorological information; a wind mode, a scale of a condition of a surface of the sea; (a reservoir, a waterway); a scale of Bofort; a scale of dangers on the water objects; the resolved navigation area; the prevention of emergency situations on water objects.

Успешная деятельность органов Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России невозможна без строгого соблюдения правил безопасности плавания этих судов в акваториях рек, озер, водохранилищ и территориального моря Российской Федерации. Эта безопасность должна обеспечиваться широким комплексом мероприятий, основанных на учете и знании специалистами ГИМС и владельцами этих судов многих факторов, условий, положений и требований [1-10], в том числе:

квалифицированным управлением судном (устройством);

высокой выучкой судоводителя; неукоснительным выполнением (соблюдением) требований правовых документов, международных и местных правил плавания (действий, маневрирования и т. п.);

знанием навигационной, гидрометеорологической и ледовой обстановки в акватории и постоянным контролем за ее изменениями;

учетом навигационной информации и предупреждений об опасных явлениях;

знанием географических условий местности (описания, лоции и т. п.).

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.12.2004 г. № 835 [2] все маломерные суда подразделяются на классы, подклассы, виды и типы по многим критериям и показателям, таким, как размер, материал корпуса, тип движителя или двигателя, а также район плавания:

морской (территориальные и внутренние морские воды, в которых установлен морской режим плавания);

внутренние водные пути (реки, каналы и водоемы, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей);

внутренние воды (реки, каналы и водоемы, включенные в перечень несудоходных внутренних водных путей).

В каждом из указанных районов плавания должны учитываться разнообразные и сложные навигационные и гидрометеорологические условия плавания для маломерных судов. Особенно это касается ветрового режима (скорости и силы ветра), а также состояния водной поверхности моря, водоема или реки (особенно допустимая высота волн), а также удаления судна от мест укрытия (убежища) и т. п. Соответствие класса маломерных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест укрытия (убежища) приведено в таблицах 1 и 2 [10-11].

Используя информацию таблиц 1 и 2, судоводитель (владелец судна) может составить для себя так называемую «формулу судна», по которой можно определять основные (но не все) параметры и критерии безопасности плавания на этом судне: класс судна, разрешенный район плавания, допустимую скорость ветра и высоту волны, а также возможное удаление судна от мест укрытия. Однако сделать это очень сложно. Поэтому для упрощения данной операции представ-

ляется целесообразным разработать подробную специальную таблицу на каждый вид и конкретный тип судна (от плота, лодки до 80-тонного прогулочного моторного судна) с подробными критериями и показателями параметров возможного использования этого судна. Такой документ, на наш взгляд, крайне необходим. И его желательного включить в будущий технический регламент ГИМС, разрабатываемый во ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Кроме указанных выше материалов в багаже знаний судоводителя (владельца) маломерных судов должна находиться информация еще из 4 источников (справочных таблиц): шкала скорости и силы ветра (Бофорта), шкала степени волнения, шкала состояния поверхности моря и шкала ураганов [12-17].

1. Шкала Бофорта скорости и силы ветра, выраженная в баллах и других показателях [12], таблица 3.

Историческая справка. Шкала Бофорта — условная 12-балльная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его воздействию на наземные предметы (объекты) и на водную поверхность моря. Шкала Бофорта определяет установленное международным соглашением соотношение между скоростью ветра в м/с и силой ветра, выраженной в условных единицах — баллах. Скорость ветра замеряется над открытой ровной поверхностью моря и суши на стандартной высоте 10 м. Шкала была разработана в 1806 г. английским военно-морским гидрографом и мореплавателем контр-адмиралом Фрэнсисом Бофортом, предложившим 12-балльную шкалу для оценки силы ветра в зависимости от скорости движения парусного корабля и количества несущих парусов, в том числе зарифленных. Вначале шкала применялась самим Бофортом. И только в 1874 году Первый международный метеорологический конгресс принял шкалу для использования в международной синоптической практике при составлении текстов прогнозов для мореплавателей. В последующие годы шкала Бофорта уточнялась, дополнялась, изменялась и ныне широко используется в морской навигации. В 1963 и 1972 годах Всемирной метеорологической организацией была принята последняя версия шкалы Бофорта в связи с широким внедрением новых измерителей скорости ветра.

2. Шкала степени волнения (таблица 4) — шкала для оценки ветрового волнения по высоте наиболее крупных волн в морях, крупных озерах и водохранилищах. Балл степени волнения записывается (обозначается) римскими цифрами (от 0 до IX). Является дополнением к шкале Бофорта [13].

3. Шкала состояния поверхности моря (таблица 5) — шкала визуальной оценки реакции поверхности моря (крупных озер и водохранилищ) на скорость (силу) действующего ветра, основанная на внешних признаках (рябь, брызги, барашки, пена и т. д.). Выражается в баллах, обозначаемых арабскими цифрами от 0 до 9. Является дополнением к шкале Бофорта [18].

4. Особое место в системе гидрометеорологических опасностей занимают ураганные штормы или ураганы.

Таблица 1

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест

убежищ при плавании в морских бассейнах

Класс судна Категория сложности районов плавания в морских бассейнах Характеристика района плавания

высота волны 3% обеспеченности,м удаление от мест убежищ, миль расстояние между местами убежищ, миль

(IM) 0 без ограничений без ограничений без ограничений

I 8,5 200 400

(IIV) II 7,0 100 200

(11СП) ИСП 6,0 50 100

(IIIM) III 3,5 50 100

Таблица 2

Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности

Класс судна Разряд района плавания IV категории сложности Ветровые характеристики района плавания Удаление от мест убежищ (берега), миль (км)

средняя скорость ветра на высоте 6 м над поверхностью моря, м/с и на шквалах, м/с высота волны 3% обеспеченности, м палубные суда беспалубные суда

1) 1 7,0-9,0 (13,6-17,8) 3,0-5,0 (6,2-9,6) 1,8-1,0 12 (20) Запрещено (2)

2 7,0-9,0 (13,6-17,8) 3,0-5,0 (6,2-9,6) 1,8-1,0 25(40) Запрещено (5)

3 3,0-5,0 (6,2-9,6) 1,0 Без ограничений (5)

4 Без ограничений

5

2) 1 7,0-9,0 (13,6-17,8) 1,5 6

2 7,0-9,0 (13,6-17,8) 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,5 1,5 1 (20) Запрещено (2)

3 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,5 Без ограничений (2)

4 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,6 (6)

5 Без ограничений

3) L 3,0-5,0 (6,2-9,6) 1,0 (5) Запрещено

3 3,0-5,0 (6,2-9,6) 1,0-3,0 (3,2-6,2) 1,2-0,5 10 (18) Запрещено (2)

4 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,6 Без ограничений (6)

5 Без ограничений

4) 3 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,5 (6)

4 1,0-3,0 (3,2-6,2) 0,6 0,25 10 (18) (0,5)

5 2,0-1,0 (1,0-3,2) 0,25 Без ограничений (2,0)

5) 5 2,0-1,0 (3,0-3,2) 0,20 Без ограничений (0,5)

По градации, предложенной в учебном пособии «Защита населения и территорий от ЧС» [17], разрушительная сила ветра в ураганах зависит от его скорости и выражается в условных баллах: 0, 1, 2, 3, 4, и т. п.:

Б 0 баллов — 18-32 м/с, слабые разрушения;

Б 1 балл — 33-49 м/с, умеренные разрушения;

Б 2 балла — 50-69 м/с, значительные разрушения;

Б 3 балла — 70-92 м/с, сильные разрушения;

Б 4 балла —98-116 м/с, опустошительные разрушения.

Наивысшая зарегистрированная скорость ветра в урагане — более 64 м/с, а в смерче — 115 м/с.

Согласно строительным нормам, на территории России максимальное нормативное значение ветрового давления составляет 37,3 м/с (134 км/час), что соответствует 0,85 кПа. Для сравнения, в районе Карибского бассейна (Центральная Америка) ветровое давление значительно больше: от 1,15 кПа для открытых сооружений до 1,75-3,4 кПа для сооружений 1, 2 и 3-й категорий [10].

Таблица 3

Первоначальная версия шкалы Фрэнсиса Бофорта (1806 год)

(дополненная исследователями XIX века Скоттом, Симпсоном и Кеппеном)

Показатели ветра Возможности применения парусов

сила скорость давление на парус на парусных судах на одномачтовом рыболовном судне

Баллы Словесно м/с кг/м.кв. Словесно Возможность хода (узлы) Словесно Возможность хода (узлы)

1 2 3 4 5 6 7 8

0 Полный штиль 0,0-0,5 (0,0-0,2) 0 Не слушается руля Хода нет Не слушается руля Хода нет

1 Тихий ветер 0,6-1,7 (0,3-1,5) 0,1 Под всеми парусами едва слушается руля Едва заметный ход Под всеми парусами едва слушается руля Едва заметный ход

2 Легкий ветер 1,8-3,3 (1,6-3,3) 0,5 Под всеми парусами 1-2 Под всеми парусами 1-2

3 Слабый ветер 3,4-5,2 (3,4-5,4) 2 Под всеми парусами 3-4 Под всеми парусами. Начинается крениться 3-4

4 Умеренный ветер 5,3-7,4 (5,5-7,9) 4 Под всеми парусами полным ветром 5-6 Под всеми парусами. Значительный крен Хороший ход

5 Свежий ветер 7,5-9,8 (8,0-10,7) 6 Еще может нести бом-брамсели Уменьшают количество парусов

6 Сильный ветер 9,9-12,4 (10,8-13,8) 10 Еще может нести брамсели Берут вторые рифы. Соблюдать осторожность

7 Крепкий ветер 12,5-15,2 (13,9-17,1) 16 Еще может нести марсели и кливера Не выходят в море Ложатся в дрейф

8 Очень крепкий ветер 15,3-18,2 (20,8-24,4) 23 Еще несет зарифленные верхние марсели и нижние паруса Направляются в укрытое место, если оно близко

9 Шторм 18,3-21,5 32 Еще несет нижние марсели и нижние паруса - -

10 Сильный шторм 21,6-25,1 (24,5-28,4) 42 Еще несет нижний грот-марсель и зарифленный фок - -

11 Жестокий шторм 25,2-29,0 (28,5-32,6) 58 Может нести только штормовые стаксели - -

12 Ураганный шторм более 29,0 (более 32,7) более 67 Не может нести никаких парусов Имеет ход благодаря давлению ветра на корпус, мачты и такелаж - -

Примечания:

1. Данные из учебника: Бенуа К.М. Метеорология. 2-е изд. Военмориздат, 1941 [12] и из книги: Сулержицкие М. и Д. Краткий иллюстрированный морской словарь для юношества. М.: Изд-во ДОСААФ, 1956. [13].

2. Переработаны и дополнены авторами статьи.

3. Встречаются другие показатели скорости ветра (см. колонку «Скорость»).

4. Точка означает - нет данных; тире - плавание невозможно.

Таблица 4

Степень волнения, баллы Высота наиболее крупных волн, м Словесная характеристика волнения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3

0 0 Волнение отсутствует

I До 0,25 Слабое

II 0,25-0,75 Умеренное

III 0,75-1,25 Значительное

IV 1,25-2,0

V 2,0-3,5 Сильное

VI 3,5-6,0

VII 6,0-8,5 Очень сильное

VIII 8,5-11,0

IX 11,0 и более Исключительное

Лит.: Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1989.

Таблица 5

Характеристика состояния поверхности моря, баллы Признаки для определения состояния поверхности моря

0 Зеркально-гладкая поверхность

1 Рябь, появляются гребни небольших волн

2 Небольшие гребни волн начинают опрокидываться, но пена не белая, а стекловидная.

3 Хорошо заметные небольшие волны; гребни некоторых из них опрокидываются, образуя местами белую клубящуюся пену — барашки

4 Волны принимают хорошо выраженную форму, повсюду образуются барашки

5 Появляются гребни большой высоты - их пенящиеся вершины занимают большие площади, ветер начинает срывать пену с гребней волн

6 Гребни очерчивают длинные валы ветровых волн; пена, срываемая с гребней ветром, начинает вытягиваться полосами по склонам волн

7 Длинные полосы пены, срываемой ветром, покрывают склоны волн и, местами сливаясь, достигают их подошвы

8 Пена широкими, плотными, сливающимися полосами покрывает склоны волн, отчего поверхность становится белой; только местами во впадинах волн видны свободные от пены участки

9 Поверхность моря покрыта слоем пены, воздух наполнен водяной пылью и брызгами, видимость значительно уменьшена

Лит.: Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1989.

Более подробные оценки содержит шкала скорости ветра и его последствий, модифицированная для ураганов (торнадо) [17] специалистами национальной службы погоды США (автор — Теодор Фуджита). Эта шкала принята в 1971 г. Всемирной метеорологической организацией и практически может быть дополнением к шкале Бофорта (таблица 7).

В результате проведенного анализа существующих условий и некоторых справочных документов, обеспечивающих безопасность судовождения маломерных судов, авторы статьи считают целесообразным объединить имеющиеся данные рассмотренных выше таблиц 1-6 и создать единую расширенную таблицу, вмещающую в себя критерии и показатели указанных ранее таблиц. Предлагается назвать этот документ «Шкала Бофорта-2. Опасность воздействия ветра и волнения на водных акваториях (море, озеро, водохранилище) на плавающие объекты (на воде) и на наземные сооружения (на суше)».

Макет шкалы Бофорта-2 — предлагается иметь в виде таблицы 6 [18].

Такой «Шкалой Бофорта-2» судоводителю любых судов (в том числе и маломерных), а также органам управления ГИМС всех уровней будет значительно удобнее пользоваться, выбирать необходимую информацию и принимать решения на их выполнение. Предлагается соответствующим органам гидрометеорологии и судовождения с участием ГИМС МЧС России обсудить, рассмотреть, утвердить, узаконить и предложить эту объединенную шкалу к использованию судоводителями (морскими и речными ведомствами) всех стран мира на всех морях, океанах и на внутренних водоемах — озерах и водохранилищах, а также в бассейнах крупных рек.

Для получения отсутствующей пока информации о состоянии водной поверхности при ураганах силой свыше 12 баллов и заполнения ею колонок 4, 6, 7, 8, 9 «Шкалы Бофорта-2» необходимо проводить научные

Таблица 6

Шкала Бофорта-2. Опасность воздействия ветра и волнения на водных акваториях (море, озеро, водохранилище) на плавающие объекты (на воде)

и на наземные сооружения (на суше)

Показатели ветра Глазомерные признаки воздействия ветра Степени волнения моря

Сила Скорость Давление на наземные объекты (на суше) на поверхность моря, озера, крупного водохранилища сила, баллы высота наиболее крупных волн, м словесная хар актеристика

баллы словесная характеристика м/с км/час кг/м кв. состав и число парусов

0 Штиль 0-02 0 0 0 Дым поднимается отвесно Зеркально гладкая 0 0 Волнения нет

1 Тихий м-м 4 М Дым изгибается Рябь I до 0,25 Слабое

2 Легкий бриз ^6-ЗД 9 0Л Листья шевелятся Короткие волны, гребни стекловидные

3 Слабый бриз 3,4-14 16 2 Листья и тонкие ветви деревьев все время колышутся. Развеваются флаги и вымпелы Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни со стекловидной пеной, изредка - маленькие белые барашки II 0,25-0,75 Умеренное

4 Умеренный бриз 5,5-19 23 4 Тонкие ветви деревьев движутся, с земли поднимается пыль. Вытягиваются флаги и вымпелы Волны удлиненные, белые барашки видны во многих местах III 0,75-1,25 Значительное

5 Свежий ветер 8.0-10.7 31 6 Качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягиваются флаги Волны хорошо выраженной формы с гребнями, повсюду барашки с брызгами IV 1,25-2,0

6 Сильный ветер 10.8-13.8 40 10 Качаются толстые сучья деревьев, шумит лес, гудят телеграфные провода Начинают образовываться крупные волны. Большие площади заняты белыми пенистыми гребнями, ветер начинает срывать с них пену V 2,0-3,5 Сильное

7 Крепкий ветер 13.9-17.1 50 16 Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно. Свист ветра около строений Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру VI 3,5-6,0

8 Очень крепкий ветер 17.2-20.7 55 20 Качаются большие деревья, ломаются ветки. Идти против ветра очень трудно Умеренно высокие длинные волны. Длинные полосы пены срываются ветром

9 Шторм 20.8-24.4 60 23 Небольшие повреждения построек. Ломаются большие ветки деревьев. Сдвигаются с места легкие предметы Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн опрокидываются с массой брызг. Поверхность моря белая от пены VII 6,0-8,5 Очень сильное

10 Сильный шторм 24.5-28.4 72 32 Разрушение строений. Некоторые деревья ломаются или вырываются с корнем. На суше бывает редко Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Пена выдувается большими хлопьями, густыми белыми полосами. Грохот волн подобен ударам. Видимость плохая VIII 8,5-11,0

Окончание таблицы 6 на с. 48

Окончание таблица 6. Начало нас. 47

Показатели ветра Глазомерные признаки воздействия ветра Степени волнения моря

Сила Скорость Давление на наземные объекты (на суше) на поверхность моря, озера, крупного водохранилища сила, баллы высота наиболее крупных волн, м словесная характеристика

баллы словесная характеристика м/с км/час кг/м кв. состав и число парусов

11. Жестокий шторм 28.5-32.6 97 58 Большие разрушения на значительном пространстве. Ломаются стволы деревьев. На суше бывает очень редко Исключительно высокие волны, покрытые плотным слоем пены. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Видимость ничтожная IX 11,0 и более Исключительное

12. Ураган 32.7 и более > 105 >67 Катастрофические разрушения. Деревья вырываются с корнем. На суше бывает очень редко Исключительно высокие волны, покрытые плотным слоем пены. Видимость ничтожная

12,1 Ураган 35-42 Сильный ветровал. Значительное повреждение легких деревянных построек. Валятся некоторые телеграфные столбы

12,2 Ураган 42-49 Разрушение легких деревянных построек; в прочих постройках - повреждения крыш, окон, дверей. Штормовой нагон воды на 1,6-2,4 м выше нормального уровня моря

12,3 Ураган 49-58 Полное разрушение легких деревянных построек; в прочих постройках - большие повреждения. Штормовой нагон воды на 1,5-3,5 м выше нормального уровня моря. Нагонное наводнение. Повреждение зданий водой

12,4 Ураган 58-70 Полный ветровал деревьев. Полное разрушение легких и сильное повреждение прочных построек. Штормовой нагон - на 3,5-5,5 м выше нормального уровня моря. Сильная абразия морского берега. Сильное повреждение нижних этажей зданий водой.

12,5 Ураган >70 Многие прочные здания разрушаются ветром (при скорости 80-100 м/с), а при скорости 110 м/с - практически все. Штормовой нагон выше 5,5 м. Интенсивные разрушения наводнением

Примечание. Точки означают отсутствие информации и необходимость ее получения с использованием данных из космоса.

Таблица 7

Шкала скорости ветра и его последствий при ураганах (шкала Фуджиты)

Баллы Бофорта Скорость ветра Название ветрового режима Признаки и последствия Условные баллы Фуджиты

км/ч м/с

12 более 120,7 >33,52 Ураган Значительные повреждения легких построек F 1

12,1 122-150 35-42 Ураган Сильный ветровал. Значительное повреждение легких деревянных построек. Валятся некоторые телеграфные столбы F 1

12,2 150-175 42-49 Ураган Разрушение легких деревянных построек, в прочих постройках - повреждение крыш, окон, дверей. Штормовой нагон воды на 1,6-2,4 м выше нормального уровня моря F 1-2

12,3 175-210 49-58 Ураган Полное разрушение легких деревянных построек. В прочих постройках — большие повреждения. Штормовой нагон — на 1,5-3,5 м выше нормального уровня моря. Нагонное наводнение. Повреждение зданий водой F 2

12,4 210-250 58-70 Ураган Полный ветровал деревьев. Полное разрушение легких и сильное повреждение прочных построек. Штормовой нагон — на 3,5-5,5 м выше нормального уровня моря. Сильная абразия морского берега. Сильное повреждение нижних этажей зданий водой F 2

12,5 >250 >70 Ураган Многие прочные здания разрушаются ветром при скорости 80-100 м/с, а также каменные — при скорости 110 м/с практически все. Штормовой нагон выше 5,5 м. — интенсивные разрушения наводнением F 3

Примечания:

1. Условные баллы урагана типа торнадо достигают значений F4, F5, F6-F12 со скоростью ветра от 333 до 512 км/ч (от 93-116 до свыше 142 м/с). Но таких ураганов на планете не наблюдалось.

2. Сайт - http:// schools.keldysh.ru/sch1216/materials/sun_sys_do/Wind/wind_3.htm.01.03.2010.

исследования с созданием мониторинга наблюдений и съемок с космических аппаратов. Эту проблему целесообразно организовать и проводить в международном масштабе.

Авторы также считают, что на местах эту таблицу следует постоянно уточнять по многолетним наблюдениям, для чего привлекать и использовать данные региональных учреждений Росгидромета.

Безусловно, методологической основой «Шкалы Бофорта-2» остается и является первоначальная шкала Фрэнсиса Бофорта 1806 года, уточненная и дополненная его последователями в течение более 200 лет существования этой шкалы.

Таким образом, безопасность плавания судов в акваториях морей, озер, водохранилищ и рек, а также возможности деятельности системы Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России могут заметно повыситься в результате творческого и активного использования предлагаемой «Шкалы Бофорта-2».

Применение шкалы Бофорта на не морских акваториях (озеро, водохранилище, большая река) возможно. Но необходимо делать перерасчет всех показателей. Например, на озере Байкал ветры, соответствующие 12 баллам по Бофорту, бывают. Но волн высотой 10-11 метров не бывает. Частично это объясняется тем, что вода в Байкале пресная, при равной длине разгона волн это дает в полтора раза их меньшую максимальную высоту, чем в соленых морях. Необходимо проведение исследований по этим вопросам для всех крупных озер и водохранилищ.

Литература

1. Постановление Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 г. № 259 о создании ГИМС РСФСР.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 о ГИМС МЧС России.

3. Положение о Главном управлении ГИМС МЧС России (приказ МЧС России от 9.07.2004 г. № 339).

4. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

5. Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП).

6. Правила Российского речного регистра, 2002.

7. Правила классификации и постройки морских прогулочных судов.

8. Правила классификации и постройки морских судов морского регистра судоходства, 1995.

9. Правила постройки маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, 2004.

10. Временные правила классификации и технические требования к судам, поднадзорным ГИМС МЧС России (Приказ № 42 нач. Главного управления ГИМС от 28.06.2001 г.).

11. Владимиров В. А. ГИМС МЧС России // Энциклопедия ГЗ МЧС России. М.: 2009. Т. 2. С. 300-302.

12. Бенуа К. М. Метеорология. Военмориздат, 2-е изд. М.: 1941.

13. Сулержицкие М. и Д. Морской словарь. М.: ДОСААФ, 1956.

14. Военная энциклопедия. М.: 2003. Т. 7.

15. Справочник судоводителя морского флота. Л., 1991.

16. Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1998.

17. Защита населения и территорий от ЧС: Учебное пособие ВИУ МО РФ. Калуга, 2001.

18. Пчелкин В. И. Шкала Бофорта; Шкала состояния поверхности моря; Шкала степени волнения: Статьи в Энциклопедии ГЗ МЧС России. Воронеж, 2009. Т. 4.

Сведения об авторах

Пчелкин Валентин Иванович: к. в. н., доцент, ФГУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

121352, г Москва, ул. Давыдковская, 7.

Воронина Юлия Олеговна: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.