СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Аннотация. В данной статье авторы анализируют современное состояние яхтинга в Санкт-Петербурге, перспективы развития и продвижения яхтенного туризма в Санкт-Петербурге как одного из актуальных трендов на международном туристском рынке. В статье проведен анализ современного состояния маломерного флота Санкт-Петербурга и яхтенной инфраструктуры, в том числе базы стоянки маломерного флота (марины). Рассмотрены определения и классификация маломерных судов. Даны предложения по развитию инфраструктуры яхтенного туризма в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова. Яхтенный туризм, маломерные суда, парусный спорт, прогулочное судно.
Aleksankov A.M., Kovalev S.N., Mozokina S.L.
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF YACHT TOURISM IN ST. PETERSBURG
Abstract. In this article the authors analyze prospects of development and promotion of yachting in St. Petersburg as one of actual trends and effective instruments at world travel market. The article analyzes the current state of the small fleet of St. Petersburg and yacht infrastructure, including boat parking (marines). The article describes the definition and classification of pleasure boats and sailing yachts. The article presents proposals for the development of infrastructure of yachting tourism in St. Petersburg.
Keywords. Yacht tourism, sailboat, yachting, sailing, pleasure boat.
Водные виды туризма привлекают все большее внимание в последние годы во всем мире [1-5 и др.]. Активно развивается круизный туризм, но также вызывает интерес и «яхтинг» («selling», «pleasure boating») или яхтенный туризм. Особое внимание развитию яхтенного туризма уделяется в странах, имеющих выход к морю, в приморских городах. Яхтенный туризм - это вид водного туризма, непосредственно связанный с использованием маломерного судна для передвижения и размещения во время путешествия. Причем путешествие может осуществляться как внутри страны проживания туриста (по внутренним водным путям), так и за рубеж. Таким образом, яхтенный туризм может являться въездным, внутренним и выездным видом туризма.
Развитию яхтенного туризма во многих странах способствует тот факт, что, с одной стороны, яхтенный туризм позволяет населению вести активный образ жизни, заниматься парусным или гребным спортом, участвовать в различных событиях (регаты, фестивали и т.д.), с другой стороны, способству-
ГРНТИ 06.71.57
© Алексанков А.М., Ковалев С.Н., Мозокина С.Л., 2019
Андрей Михайлович Алексанков - директор Международного института экономики и политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Сергей Николаевич Ковалев - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
София Леонардовна Мозокина - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Мозокина С.Л.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.03.2019.
ет созданию новых рабочих мест и самозанятости. А с позиции развития туристской дестинации он содействует продвижению дестинации, привлечению туристских потоков, следовательно, дополнительных доходов в бюджет города (страны), как за счет туристских расходов прибывающих туристов, так и за счет налоговых поступлений от предприятий, осуществляющих производство и продажу различных плавучих средств, сервис и хранение судов.
Вместе с тем, можно говорить о необходимости развития яхтинга в целом. Причем под яхтингом следует понимать весь комплекс существования разнообразных отечественных и зарубежных маломерных и прогулочных судов, судоводителей, экипажей и клиентов, организованных мест дислокации со всей инфраструктурой обслуживания в привязке к разнообразным направлениям человеческой деятельности в приморских регионах. Яхтинг включает в себя как яхтенный туризм и сферу обслуживания (гостинично-хозяйственные услуги, снабжение продовольственными и непродовольственными товарами, событийная, концертная, экскурсионная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность и т.п.), так и деятельность, связанную с производством и реализацией судов, строительством и обслуживанием марин, заправочных станций, сервисных станций, причальных сооружений и другой инфраструктуры по обслуживанию маломерных судов.
Под маломерным судном понимают судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12. Данное определение, введенное Федеральным законом от 23.04.2012 № З6-ФЗ, содержится в Кодексе торгового мореплавания РФ и в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ. Надо отметить, что в международной практике маломерными судами признают суда длиной до 24 метров и, с точки зрения удобства регистрации российских судов при заходе в зарубежные порты и регистрации иностранных судов в портах РФ, целесообразно было бы ввести ограничение маломерных судов по длине 24 метра. Стандарт 24 метра для маломерного судна прописан и в ГОСТ Р 57617-2017, где указано, что «малое судно (маломерное судно): судно любого типа, с длинной корпуса 24 метра и менее», однако приоритетным является то определение, которое вводится Федеральным законом.
Немного спасает ситуацию существующие в Кодексе водного транспорта определение прогулочного судна, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах; определение спортивного парусного судна, построенного или переоборудованного для занятий спортом, использующего в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемого в некоммерческих целях. Данное определение позволяет регистрировать судно, превышающее 20 метров, но не превышающее 24 метра как прогулочное при пересечении границы РФ.
К маломерным судам относятся самоходные и несамоходные суда: парусные суда, моторные лодки, мореходные моторные лодки (боты), катера, яхты, шлюпки, гребные лодки, байдарки, надувные лодки и катамараны, водные мотоциклы (гидроциклы). Существуют различные классификации маломерных судов, в зависимости от тех параметров, по которым они классифицируются: способ передвижения, режим движения, тип движителя, тип двигателя, назначение, материал, обводы и конструкция набора корпуса, а также разрешенный район плавания (рисунок 1).
По типу маломерные суда классифицируются следующим образом: парусное - судно, имеющее парусное вооружение, движение которого осуществляется при помощи парусов; парусно-моторное -парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стационарным двигателем или подвесным мотором); катер - моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя; моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора; несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки; гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой, приводимой в действие, как правило, при помощи мускульной силы. С позиции развития яхтенного туризма наибольший интерес представляют катера, парусно-моторные суда и парусные суда, что касается моторных лодок, то это зависит от мощности двигателя (как правило, мощность должна быть не менее 10 л.с. для перемещения по внутренним водным путям и не менее 30 л.с. для путешествий на более дальние расстояния).
Классификация маломерных судов «по району плавания» предполагает подразделение маломерных судов на суда, которые могут плавать в бассейнах, где установлен морской режим плавания; суда, которые могут плавать в бассейнах, включенных в перечень судоходных внутренних водных путей;
а также суда, которые могут плавать только во внутренних водоёмах, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.
Морские по району плавания суда подразделяются на: с океанским (неограниченным морским) районом плавания; с морским районом плавания; районом прибрежно-морского плавания; районом рейдового плавания; плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль и только при волнении, не превышающем четырех баллов.
Классификация маломерных судов (МС)
смешанные
Рис. 1. Классификация маломерных судов по различным параметрам (составлено авторами)
Такие ограничения существенно сокращают возможности посещения иностранными судами Санкт-Петербурга, так как пропускной пункт располагается в достаточно удаленном от берега Форте Константин. Решением данной проблемы было бы устройство пропускных пунктов, расположенных на береговой линии на границе с Финляндией и на границе с Эстонией. В настоящее время из зарегистрированных в Санкт-Петербурге маломерных судов 66% составляют моторные суда, 21% гребные и
2% парусные суда, остальные 10% составляют надувные резиновые лодки (без двигателей, несамоходные суда и гидроциклы).
прочие ТС без двигателя гребные лодки несамоходные суда парусные яхты _ моторные катера гидроциклы гребные
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 2. Состав маломерного флота Санкт-Петербурга (по данным ГИМС МЧС по С.-Петербургу)
Основную массу маломерного флота составляют моторные лодки с длиной корпуса до 9 метров. Примерно половину маломерных судов составляют плавучие средства, изготовленные из ПВХ или резины, данные суда не требуют специальных мест хранения в межнавигационный период и в большинстве своем не требуют специализированных марин в период навигации. Надувные плавсредства хранятся, как правило, на дачных участках, в гаражах, на автомобильных стоянках. То же относится и к гидроциклам, и к большинству малогабаритных лодок с мощностью двигателя до 10 л.с. или без двигателя (см. табл.).
Таблица
Количество транспортных средств (ТС) состоящих на учете в Центре ГИМС МЧС по Санкт-Петербургупо состоянию на 01.01.14, 01.01.15, 01.01.17, 01.01.17, 01.01.18
Наименование 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018
Катера, моторные лодки, и другие транспорт- 27862 28726 29536 30460 31218
ные средства всего.
В т.ч. с мощностью двигателя:
до 30 л.с. включительно 24090 24592 24977 25396 25697
в том числе моторные лодки с мощностью 11173 11176 11178 11181 11181
двигателя не выше 5 л.с.
свыше 30 л.с. до 60 л.с. 1916 2026 2212 2362 2523
свыше 60 л.с. до 100 л.с. 724 797 883 986 1066
свыше 100 л.с. до 300 л.с. 953 1100 1221 1433 1601
свыше 300 л.с. 179 211 243 283 331
Яхты и другие парусные суда всего. 883 833 876 949 993
В т.ч. с мощностью двигателя:
до 100 л.с. включительно 880 830 873 946 990
свыше 100 л.с. и до 300 л.с. 3 3 3 3 3
Несамоходные буксирные суда 335 412 482 498 498
Водные транспортные средства, не имеющие 3914 3936 3974 4018 4038
двигателей (за исключением весельных лодок)
Водные транспортные средства, весельные 9794 9794 9794 9794 9794
(гребные) лодки
Итого все водные транспортные средства 42932 43974 44924 46019 46879
В том числе прогулочных судов 3195 3547 3891 4343 4769
Длина корпуса судна - до 9 метров 42032 42967 43930 44803 45604
... 9-14 метров 596 656 738 814 857
... 15-20 метров 304 337 392 402 415
Материал корпуса судна ПВХ или резина 18973 19440 19836 20127 20362
По состоянию на 01.09.2018 г. в Санкт-Петербурге по данным ГИМС МЧС всего зарегистрировано 47 757 маломерных судов (в данное количество входят только те суда, которые подлежат регистра-
ции в соответствии с ст. 33 п. 5 Кодекса торгового мореплавания РФ в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ и встали на учет). Из них 1030 парусных и парусно-моторных судов. Парусные яхты, суда прогулочные (более 20 метров длиной) и катера длиной более 9 метров (суммарно они составили 7036 штук по состоянию на 01.01.2018 г.) требуют хранения на специализированных базах стоянках маломерных судов. Данные суда размещены как на организованных, зарегистрированных в ГИМС базах-стоянках (яхтенных портах, маринах, лодочных станциях), так и на незарегистрированных (организованных и неорганизованных).
За период 2014-2018 гг. в Санкт-Петербурге наблюдался устойчивый среднегодовой рост численности зарегистрированных маломерных судов по различным категориям. В количественном выражении этот рост составил в год порядка 150-200 (7-9%) маломерных судов с двигателем 30-60 л.с., 80-100 судов (9-11%) с двигателем 60-100 л.с., 180-200 судов (12-17%) с двигателем 100-300 л.с., 40-50 судов (15-17%) с мощностью двигателя более 300 л.с. Практически полное отсутствие роста в группе маломерных судов с двигателем до 5 л.с. можно отнести на погрешности данных по регистрации, связанные с отказом владельцев судов от регистрации этих судов в ГИМС МЧС. С учетом этого фактора, можно считать, что среднегодовой рост числа маломерных судов составляет не менее 10-13%, то есть не менее 500 судов.
Несмотря на положительные тенденции роста, потенциал рынка маломерных судов ограничен ростом доходов наиболее платежеспособного населения и слабой инфраструктурой обеспечения яхтин-га. По судам с двигателем выше 30 л.с. 1 судно приходится на примерно 50 наиболее обеспеченных семей (250 000 семей всего). Для судов с мощностью двигателя больше 5 л.с. это число составляет 1 судно на 13 наиболее обеспеченных семей. Потребность в наличии инфраструктуры обеспечения яхтинга наиболее четко выражена в высоком сегменте (катера и лодки с двигателем больше 30 л.с.), численность которого оценивается в 2018 г. как примерно 5500 судов. Как правило, владельцы таких судов обеспечены услугами существующих марин и местами зимнего хранения. Использование судов для полноценного отдыха и водных путешествий в этом сегменте ограничено отсутствием инфраструктуры яхтинга в пределах дистанции комфортного ежесуточного перехода. Спрос на потенциальные услуги инфраструктуры яхтинга сопровождается в этом сегменте достаточной платежеспособностью.
Для среднего и низкого сегментов (катера и лодки с двигателем от 5 до 30 л.с.), численность которого составляет не менее 14 500 судов, проблема отсутствия инфраструктуры имеет качественно иной характер. Владельцы маломерных судов этой категории менее склонны к осуществлению долгих по времени и расстоянию переходов, однако сталкиваются с проблемой временного летнего хранения на охраняемых стоянках с ценой, сопоставимой со стоимостью хранения автомобиля (3500-4000 рублей в месяц), и обеспеченностью местами зимнего (отапливаемого и неотапливаемого) хранения (при стоимости 4000-6000 рублей в месяц). Суммарный потенциал спроса на места временного охраняемого летнего хранения оценивается не менее 15-20%, на места зимнего хранения - 20-25% от общей численности.
В результате проведенного опроса была выявлена заинтересованность владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга, как в путешествиях по внутренним водным путям России (в том числе по Онежскому, Ладожскому озерам; в направлении к Белому, Черному и Азовскому морям по Волго-Балтийской водной системе), так и зарубежные путешествия по Балтийскому морю в страны Балтии. Однако опрос также показал неудовлетворенность наличием и качеством инфраструктуры яхтинга (базы-стоянки маломерных судов с возможностью стоянки судов в навигационные период и хранения в межнавигационный период, причалы, слипы, заправочные станции, ремонтные мастерские, другие объекты инфраструктуры), а также качеством и ценами на предоставляемые в этом секторе услуги.
Яхтенный порт «Геркулес» в Лахте, «Императорский морской яхт-клуб», Речной яхт-клуб профсоюзов, «Форт Константин» в Кронштадте, «Терийоки» в Зеленогорске и «Восточный» в Рыбацком представляют собой полноценные марины (яхтенные порты). Однако большинство баз стоянок маломерного флота (лодочные станции, лодочные кооперативы, водно-моторные клубы) предоставляют ограниченный набор услуг. В результате изучения состояния объектов базирования маломерного флота было выяснено, что многие объекты в настоящее время не функционируют по причине закрытия (в частности, в связи со строительством новых жилищных комплексов), реконструкции, перепрофилирования (в магазины продаж водного транспорта, дайвинг центры и т.д.).
Необходимо отметить тот факт, что, несмотря на обязанность регистрации баз стоянок маломерных судов в ГИМС МЧС, периодическое освидетельствование и ежегодную подачу сведений о количестве судов, находящихся на долгосрочной водной стоянке или хранении в межнавигационный период, часть баз стоянок не подает эти сведения, часть не проходит переосвидетельствование, часть официально ликвидирована, но фактически существует. Существуют также такие места стоянок маломерных судов, которые официально нигде не зарегистрированы, но тем не менее оказывают услуги по предоставлению стоянки на воде и хранению в межнавигационный период чаще всего на открытых наземных площадках.
С точки зрения ценовой политики, в целом по городу можно отметить завышенную стоимость (по сравнению с соседними европейскими странами) хранения судов на воде, а также на суше, как на открытых площадках, так и в закрытых ангарах (эллингах). Причем на официально зарегистрированных базах стоянках цены выше, в то время как хранение катеров и яхт на незарегистрированных базах стоянках, часто не имеющих никаких разрешений на осуществление такой деятельности, возможно по более низким ценам.
В целях развития инфраструктуры базирования и обслуживания маломерных судов в городе необходимо организовать: доступные по стоимости объекты базирования маломерных судов с минимальным набором услуг в навигационный период; базы для зимнего хранения судов, охраняемые, с твёрдым покрытием в 30-40 минутах буксировки; 2-3 общедоступных слипа на Неве; на реках, в шхерах, в заливе оборудование марин разной ценовой категории на расстоянии суточного перехода (8-10 часов), оборудование заправок. Для того, чтобы развивался яхтенный туризм и культура яхтинга, охватывающая широкие слои населения в Санкт-Петербурге, необходимо создание муниципальных временных стоянок в центре города, внедрение целевых программ, направленных на формирование социальной яхтенной инфраструктуры. В том числе, опираясь на опыт Финляндии, можно предложить разработать государственные программы по созданию «социальных» марин.
Для развития «социальных» марин необходимо предоставление в долгосрочную аренду яхт-клубам (некоммерческим организациям) участков береговой линии и прилегающей акватории по льготным ценам; строительство муниципальных понтонов и других причальных сооружений на основании государственно-частного партнерства. Обслуживание в таких маринах будет осуществляться за счет членских взносов членов яхт-клубов. Данные меры позволят упорядочить действующие объекты, развить яхтенную инфраструктуру, вовлечь широкие слои населения в яхтенную культуру, занятие парусным и гребным спортом, туристско-экскурсионную деятельность.
С точки зрения развития международного яхтенного туризма, Санкт-Петербург имеет потенциал увеличения числа ежегодных судозаходов маломерных судов под иностранным флагом с 203 до 8 000-10 000 при условии создания комфортной и функциональной инфраструктуры яхтинга вдоль береговых линий по направлению к Лаппенранте (по Сайменскому каналу), Иматре и Хельсинки (Финляндия) и в направлении Таллинна (Эстония). Необходимо развитие сети гостевых марин с системами подключения электричества, воды, сбора мусора, заправки и безопасного отдыха, находящихся на расстоянии комфортного дневного перехода (50-60 км) друг от друга; создание в самом городе причальных стенок и гостевых марин для обеспечения временных стоянок маломерных судов; а также оборудование пограничных пунктов пропуска на пути следования туристов из Прибалтики или Финляндии.
Представляется также целесообразным создание единого информационного портала, имеющего статус общегородского и существующего при поддержке Администрации Санкт-Петербурга, а также общественной организации, объединяющей всех заинтересованных участников яхтенного туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блехцин И.Я., Сущинский Ф.В. Характеристика туристской практики повторных туристов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 1 (23). С. 84-87.
2. Ефремова Е.С., Малышев А.М. Продвижение бренда Санкт-Петербурга на международном рынке событийного и круизного туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 21-24.
3. Сафина С. С., Амосова Г.М. Современные особенности развития международного туризма в странах Северной Европы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 38-43.
4. Скрипова Т.В. Архетип воды в индустрии туризма и отдыха // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 2 (20). С. 87-97.
5. Черняк А.Ю., Шумейко А.В. Алгоритм выбора функциональной модели и типа инфраструктуры для яхтенного туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 117-120.