Черняк АН., Шумейко А.В.
АЛГОРИТМ ВЫБОРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ И ТИПА ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА
Аннотация. В статье проанализированы имеющиеся внешние факторы и дана качественная оценка их влияния на выбор типа яхтенной инфраструктуры, которая будет наиболее перспективной для реализации на конкретном участке береговой территории с прилегающей к ней акваторией. Показана необходимость и последовательность выбора функциональной модели нового инфраструктурного объекта яхтенного туризма.
Ключевые слова. Яхтенный туризм, яхтенная инфраструктура, функциональная модель, проектирование.
Chernyak A.U., Shumeiko А.У.
ALGORITHM OF MAKING A CHOICE ON FUNCTIONAL MODEL AND TYPE OF INFRASTRUCTURE FOR YACHT TOURISM
Abstract. In this article you can find an analysis on external factors that have an influence on a choice of yacht infrastructure, its qualitative assessment and its perspectives in terms of projects execution. There is identified need of functional model and are suggested steps to choose new infrastructural facilities for yacht infrastructure.
Keywords. Yacht tourism, yacht infrastructure, functional model, engineering.
До недавнего времени в мире и в Российской Федерации не существовало национально признанной системы классификации яхтенной инфраструктуры и стандартизации услуг и обязательных объектов марин. Попытки их классифицировать есть практически в каждой стране, где система марин развита или интенсивно формируется. Одной из наиболее известных является классификация яхтенных портов, принятая в скандинавских странах (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). На базе этой и других национальных классификаций в 2009 году в Санкт-Петербурге была разработана и утверждена отраслевая схема развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга, которая, помимо прочего, включила в себя новую для России классификацию яхтенных стоянок, в основе которой - критерий предоставляемых услуг [4].
20 октября 2016 г. приказом № 75-пнст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии этот документ был утвержден как «Предварительный национальный стандарт Российской федерации». Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту ИСО 13687:2014 «Туризм и сопутствующие услуги. Яхтенные порты. Минимальные требования». Таким образом, впервые появилось легитимное определение яхтенного порта (марины) и минимальные требования к оборудованию и сервису. В августе 2017 г. приказом Федерального агентства по техническому регулирова-
ГРНТИ 06.06.03
© Черняк А.Н., Шумейко А.В., 2018
Алексей Юрьевич Черняк - преподаватель кафедры туризма Крымского университета культуры, искусств и туризма (г. Симферополь).
Анна Владимировна Шумейко - кандидат экономических наук, заместитель генерального директора Burevestnik North-west.
Контактные данные для связи с авторами (Черняк А.Н.): 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 39 (Russia, Simferopol, Kievskaya str., 39). Тел.: 8 925 434 57 70. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 28.05.2018.
нию и метрологии № 915-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57618.2-2017 «Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования».
В настоящее время в International Standard Organization находятся еще два документа, которые описывают «средние» и «максимальные» требования к яхтенным портам. Таким образом, есть уверенность, что в ближайшие несколько лет эти требования будут приняты на международном и национальном уровнях, и будет получена единая система требований для проектирования и строительства яхтенной инфраструктуры. Утверждение этих нормативных документов внесет ясность не только в понятийный аппарат, но и даст профессиональную основу для формулирований технических заданий на проектирование и строительство новой яхтенной портовой инфраструктуры.
Яхтенный порт (марина) - защищенная от неблагоприятных погодных условий акватория с оборудованной береговой территорией, оснащенная причалами для швартовки судов, а также зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими сервис судам и их экипажам [1]. Яхтенный порт предназначен для обслуживания яхт, других малых судов и плавсредств с целью обеспечения их нормальной безопасной эксплуатации для активного отдыха, спорта, путешествий; оказания сопутствующих услуг владельцам судов, экипажам, их гостям и/или просто любителям отдыха у воды [2, 3].
В функциональный состав яхтенного порта могут входить следующие элементы: гидротехнические сооружения для защиты гавани от волны и ветра, навигационное обеспечение, причальная инфраструктура, оборудование для индивидуального снабжения яхт и катеров водой и электричеством, оборудование для заправки судов топливом и снятия льяльных и фекальных вод с судов, пляж, причалы для приема пассажирских судов, сооружения и оборудование для спуска/подъема судов, мойка судов с системой очистки сточных вод, администрация марины (ресепшен), санитарно-бытовой комплекс (туалеты, души, сауны, стиральные/сушильные машины), учебные и конференц-помещения, мастерские для ремонта и обслуживания судов, эллинги для хранения судов, складские помещения для нужд судовладельцев (рундуки), спортивные сооружения, площадки и трибуны, места общественного питания (кафе, ресторан), гостиничные помещения для краткосрочного пребывания, коммерческие помещения для торговли продуктами питания, сопутствующими яхтенными товарами, а также размещения офисов и торговых площадей компаний, другие коммерческие помещения для организации бизнеса и досуга.
Приведенный перечень является максимальным. При проектировании конкретного яхтенного порта (марины) выбор тех или иных элементов определяется следующими факторами:
• объем доступных площадей на земле и на воде для создания марины;
• транспортная доступность будущего места размещения марины; его местонахождение относительно яхтенных водных маршрутов и береговых городских/региональных объектов;
• климатические и гидрологические особенности места размещения марины;
• разработанное на основе маркетингового анализа позиционирование марины;
• прогнозирование потока клиентов и посетителей марины;
• качественный состав клиентов марины (типы и виды судов, размещаемых в марине);
• объем доступных инвестиционных ресурсов.
Так же как при проектировании и строительстве других объектов недвижимости, при создании яхтенного порта определяющим является выбор места. Невозможно разработать типовой проект марины, а потом наложить его на местность. Индивидуальные особенности местоположения определяют функциональный состав объектов, центры прибыли, состав судов и объем инвестиционных вложений, представленные в таблице [5].
Для целей построения модели развития береговой инфраструктуры яхтенного туризма (яхтенных марин и стоянок) предлагается 2-х этапный алгоритм определения функционального состава яхтенной инфраструктуры для конкретного объекта с учетом приведенных факторов. Сущность и последовательность действий при использовании предложенного двухэтапного алгоритма заключается в следующем:
• на первом этапе - проанализировать имеющиеся внешние факторы и по таблице провести качественную оценку их влияния на выбор типа яхтенной инфраструктуры, которая будет наиболее перспективной для реализации на конкретном участке береговой территории с прилегающей к ней акваторией;
• на втором этапе - составить базовый перечень функционального комплекса сооружений туристской и обеспечивающей инфраструктуры, которые должны войти в состав нового инфраструктурного объекта яхтенного туризма. Указанный базовый перечень ложится в основу дальнейших шагов по проектированию объектов яхтенной инфраструктуры, определит техническое задание на разработку концепции / эскиза / ТЭО объекта.
Таблица
Функциональный состав объектов, структурированный по типам яхтенной инфраструктуры
Функциональный состав Тип яхтенной инфраструктуры
Яхтенный причал Яхтенная база стоянка Яхтенный порт (марина)
Объем доступных площадей на земле
Малый Помещение охраны, ворота доступа на причал Помещение администрации, охраны, минимальный санитарно-бытовой комплекс, автопарковка, ворота доступа на причал, мусорные контейнеры Другое функциональное использование
Средний + автопарковка, помещение начальника причала, туалетные комнаты, размещение мусорных контейнеров, многофункциональный киоск / кафе + кафе / ресторан, открытое хранение судов на земле, слип для самостоятельного подъема судов, единое помещение для зимнего хранения и ремонта судов, благоустройство Сооружения и оборудование для спуска/подъема судов, мойка судов с системой очистки сточных вод, администрация марины (ресепшен), санитарно-бытовой комплекс (туалеты, души, сауны, стиральные/сушильные машины), мастерские для ремонта и обслуживания судов, эллинги для хранения судов, места общественного питания (кафе, ресторан), коммерческие помещения для торговли продуктами питания, сопутствующими яхтенными товарами
Большой + другое функциональное использование + другое функциональное использование + учебные и конференс-помещения, складские помещения для нужд судовладельцев (рундуки), спортивные сооружения, площадки и трибуны, гостиничные помещения для краткосрочного пребывания, а также размещения офисов и торговых площадей компаний, благоустройство, другие коммерческие помещения для организации бизнеса и досуга
Объем доступных площадей на воде
Малый Плавучие понтоны, оборудование для швартовки судов, освещение и вода на причалах Не используется Не используется
Средний + увеличение количества стояночных мест Плавучие понтоны, оборудование для швартовки судов, освещение и вода на причалах, топливо-заправочный комплекс Плавучие волнозащитные сооружения, понтоны для стоянки судов, оборудование для швартовки судов, освещение и вода на причалах, топливо-заправочный комплекс, прием вод с судов
Большой Не используется + увеличение количества стояночных мест, плавучие волнозащитные сооружения, навигационное обеспечение стоянки + увеличение количества стояночных мест, гидротехнические сооружения для защиты гавани от волны и ветра, навигационное обеспечение, дноуглубление (если требуется), пляж, причалы для приема пассажирских судов
Окончание табл.
Функциональный состав Тип яхтенной инфраструктуры
Яхтенный причал Яхтенная база стоянка Яхтенный порт (марина)
Транспортная доступность по земле и инженерия
Подвод электричества и воды к объекту Подвод всех доступных в районе инженерных коммуникаций к объекту, наличие автомобильной подъездной дороги Подвод всех доступных в районе инженерных коммуникаций к объекту, наличие автомобильных подъездных путей и пешеходных дорог, дорожная навигация и указатели в марине
Наличие водных подходов и прохождение яхтенных водных маршрутов
Обозначение на картах, символьное визуальное обозначение причала на плавучих понтонах Обозначение на картах и в путеводителях, символьное визуальное обозначение гостевого причала на плавучих понтонах Обозначение на картах и в путеводителях, символьное визуальное обозначение марины, навигация (указатели) по причалам марины
Интеграция в городские/региональные объекты, наличие туристских объектов, рекреационных территорий
Информационный указатель Информационный указатель на входе, дополнительные дорожные указатели в городе, внутренняя навигация по территории стоянки Визуальная реклама на входе, дополнительные дорожные указатели, карты и схемы в населенном пункте, наружная реклама в населенном пункте, внутренняя навигация по территории марины
Разработка позиционирования яхтенной инфраструктуры
Помещение для клубных встреч
Типы и виды судов, размещаемых в марине
Различные типы швартовных устройств, от буев до швартовных «пальцев» Различные типы швартовных устройств, от буев до швартовных «пальцев», следует учесть потребности гребных судов, катамаранов, гидроциклов, гидропланов через организацию удобных мест швартовки
Объем доступных инвестиционных ресурсов
Минимальный Реализация с минимальным набором услуг Реализация с минимальным набором услуг, либо отказ от строительства Отказ от реализации
Средний Расширение набора услуг и количества стояночных мест Реализация в полном объеме Реализация в экономичном режиме, поэтапная
Значительный Создание сети яхтенных причалов Создание сети яхтенных стоянок Реализация в полном объеме
ЛИТЕРАТУРА
1. ГОСТ Р 57618.2-2017. Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования. М.: Стан-дартинформ, 2017. 15 с.
2. ГОСТ Р 57618.3-2017. Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Эксплуатация. Требования безопасности. М.: Стандартинформ, 2017. 10 с.
3. ГОСТ Р 57617-2017. Объекты отдыха, развлечения, культуры и спорта на открытой водной поверхности и их инфраструктура. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2017. 16 с.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 г. № 151 «Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга» (в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2010 г. № 1449).
5. Черняк А.Ю., Аристархов Л.Н. Проектное управление формированием и комплексным развитием обеспечивающей инфраструктуры для яхтенного туризма и необходимость разработки (модернизации) научных методов и моделей для оценки эффективности инвестиционных проектов // Вестник национальной академии туризма. 2017. № 4 (44). С. 16-18.